Конспект открытой организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Космическое путешествие».
план-конспект занятия по развитию речи
Закрепить и систематизировать знания детей о Космосе (звездах, созвездия, солнечной системе, планетах), о профессии «космонавт», космических кораблях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kosmicheskoe_puteshestvie.docx | 23.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №15 «Крепыш» муниципального района Учалинский
район Республики Башкортостан
Конспект
открытой организованной образовательной деятельности по речевому развитию
«Космическое путешествие»
в старшей группе №7
Воспитатель:
Шарафутдинова З.Г.
2018г.
Цель: Приобщать детей к изучению космоса.
Задачи:
Образовательные:
1. Закрепить и систематизировать знания детей о Космосе (звездах, созвездия, солнечной системе, планетах), о профессии «космонавт», космических кораблях.
Развивающие:
1.Развивать грамматический строй речи.
2. Развивать творческое мышление, воображение, познавательную активность, ловкость, внимание, память.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей уважение к сверстникам и умение выслушать друг друга; формировать навык сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.
Активизировать словарь детей: созвездия, Солнечная система, название планет, названия созвездий, космонавт, слова антонимы.
Предварительная работа:
1. Знакомство со звуком «Р» на занятии по развитию речи;
2. Беседа с детьми на тему: «Космос»,кто был первым космонавтом, первая женщина космонавт, космические планеты.
3. Разучивание с детьми стихов;
4.Проведение занятий по рисованию, аппликации на тему «космос», оригами «ракета»;
5. Чтение рассказов из книги «летающие звезды» А. Ткаченко;
6. Рассматривание картинок из серии Л.Б. Дерягина «Дошкольникам о российских покорителях космоса»
Материал:
Лутоня - инопланетянин, аудиозапись космической музыки, проектор, презентация на тему «Космос»,светящийся шар, для создания эффекта «звездного неба»,цветные звездочки большие для созвездий, волшебная коробочка, раскраски с космическими рисунками. Портреты Ю.А. Гагарина, В.В. Терешковой, А.А. Леонова, Королева, Циолковского, демонстрационный материал — иллюстрации.
Используемая литература:
1. Л.Б. Дерягина «Дошкольникам о российских покорителях космоса».
2. Н.В. Лабодина Комплексные занятия, старшая группа.
Ход занятия.
1.Вводная часть с использованием презентации.
Ребята, к нам сегодня пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся и улыбнёмся им.
-Здравствуйте. Һаумыһығыҙ.
Эмоциональная настройка.
-Ребята, какое у вас сегодня настроение?
-Хорошее, радостное, веселое.
-Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее
настроение.
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Замечательно!
От ваших улыбок в зале стало светлее.
Ребята вы готовы поиграть?(да)
2. Основная часть.
-Дети стоят на ковре в кругу, взявшись за руки. Воспитатель привлекает внимание детей к конверту, на котором изображен инопланетянин.
Воспитатель: Как вы считаете, от кого может быть это письмо?
(Дети выдвигают предположение, от кого могло бы прийти письмо)
Воспитатель: Я думаю, что это письмо предназначено вам, поэтому с удовольствием его зачитаю. (Читает письмо)
«Поздравляю вас друзья! Пишет вам знакомый исследователь Лутоня. Я узнал, что на планете Земля есть город Учалы, в котором находится детский сад №15 и группа №7 «Ромашка», которую посещают самые дружные, изобретательные и смелые дети. Я обращаюсь к вам за помощью. Злой волшебник Астероид очаровал и отправил меня на незнакомую планету. Помогите мне спастись! Найти меня можно выполнив задания, которые скрыты на планетах Солнечной системы».
Воспитатель: Ну что, поможем? Выполним все задания, найдем Лутоню и вернем его домой? Мы на некоторое время представим себя исследователями космоса.
- Ребята, давайте с вами сегодня отправимся в космическое путешествие!
- А на чем мы полетим в космос? /дети: — На ракете!/
- Какой первый звук в слове РАКЕТА?
- А что мы с вами обязательно наденем? /дети: - скафандр!/.
- А есть звук «Р» в слове СКАФАНДР?
- Где он находится: в начале, в середине или в конце слова?
Мы скафандр надеваем,
Чтобы в космос полететь,
Много нового узнаем
Нужно только захотеть!
- Наш экипаж к полету готов
Внимание! Внимание!
Отправляемся в полет!
- Посмотрите, ребята, как много звезд вокруг! Мир звезд разнообразен. В безоблачный ясный вечер небо усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими, потому что находятся далеко. Что представляют собой звезды? Звезды – это огромные раскаленные газовые шары, похожие на солнце.
- Вокруг нашего солнца вращаются девять планет.
- Послушайте внимательно стихотворение о планетах.
По порядку все планеты,
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета,
Под названием Плутон.
(Аркадий Хайт)
- Первая планета Меркурий. (показываю изображение планеты).
Эта планета находится ближе всех к солнцу, она самая маленькая. Давайте вместе произнесем это слово и запомним название планеты!
/На каждой планете дети выполняют задания./
Задание: Отгадайте загадки.
1. Что за птица, алый хвост,
Прилетела в стаю звезд?
(ракета)
2. Телескопом сотни лет,
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя …
(астроном)
3. Не месяц, не луна, не планета, не звезда,
по небу летает, самолеты обгоняет.
(спутник)
/Дети перелетают на другую планету, имитируя космонавтов в космосе под космическую музыку, в это время мой помощник направляет лазерные фонарики на потолок и создается эффект «звездного неба»/.
- Вторая планета, на которую мы прилетели называется Венера. (показываю изображение планеты). Здесь очень жарко. Давайте произнесем это слово и запомним его.
/дети произносят слово Венера и находят звук «р»/
Задание: «Скажи наоборот»:
День -…ночь
Ярко — …темно
Солнце -…луна
Улетать — …прилетать
Прилуниться - …приземлиться
- Ну, что ж, ребята, вы выполнили задание, пора отправляться дальше.
/Дети перелетают на следующую планету, имитируя космонавтов в космосе под космическую музыку/.
- Посмотрите в иллюминаторы, мы приближаемся к планете под названием Марс. Планета марс выглядит красной и видна на небе, как красноватая звезда. Давайте произнесем ее название и запомним его.
/дети произносят слово МАРС и находят звук «р»/
Космическая физкультминутка
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете.
(Потянуться – руки вверх).
А внизу леса, поля –
(Наклониться).
Расстилается земля.
(Руки развести в стороны).
- Ребята, отправляемся в полет! Впереди нас ждет встреча с другими удивительными планетами.
- А вы знаете, кто был первым космонавтом?
Да, 12 апреля 1961 года на космическом корабле «Восток» Ю.А.Гагарин совершил полет в космос. С тех пор каждый год 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики…
- Ребята, послушайте стихотворение, которое называется:
«Юрий Гагарин»
В космической ракете,
С названием «Восток»
Он первым на планете,
Подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.
/Дети перелетают на другую планету, имитируя космонавтов в космосе под космическую музыку, в это время мой помощник направляет лазерные фонарики на потолок и создается эффект «звездного неба»/.
Мы приближаемся к планете Юпитер/Это самая большая планета Солнечной системы.
Задание: «Составь предложение, используя картинку».
Например: «ракета» - Ракета летит в космос.
«луна» - В небе светит луна.
«созвездия» - Звезды в небе образуют созвездия.
- Ребята, нам пора нам отправляться дальше!
/Дети перелетают на другую планету под космическую музыку/.
- Посмотрите в иллюминаторы – мы приближаемся к планете Сатурн. (показываю изображение планеты). Обратите внимание — эту планету окружают кольца, давайте произнесем название планеты и запомним его.
/дети произносят слово Сатурн и находят звук «р»/.
Задание: «Образуй множественное число».
Например: ракета-…ракеты;
комета – …кометы;
планета-…планеты;
космонавт-…космонавты, с
созвездие-… созвездия.
- Ребята, какие созвездия вы знаете?
/ответы детей: большая медведица, микроскоп, павлин, гончие псы, муха, крест, южная корона, компас и т.д./
Игра «Собери созвездие»
/Дети делятся на команды и по образцу выкладывают из звездочек свои созвездие./
Игра «Летает – не летает»
Если я называю слово, что летает - вы подымаете руки. Что не летает – руки вы не подымаете. Но будьте очень внимательны, так как я вас буду путать.
- Самолет летает? … Летает.
- Луноход летает? … Не летает
- Космонавт летает? … Летает.
- Спутник летает? … Летает.
- Звезда летает? … Не летает.
- Вертолет летает? … Летает.
- Ракета летает? … Летает.
/Дети перелетают на другую планету под космическую музыку/.
- Летим на планету Уран. Это седьмая планета по удаленности от солнца. На ней ребята очень холодно и сухо.
- Сейчас нам Тимур расскажет стихотворение: «Гагарин»
Летит, летит ракета
Вокруг земного света,
А в ней сидит Гагарин-
Простой Российский парень!
/Дети перелетают на другую планету под космическую музыку/.
- Ребята, нам осталось долететь еще до двух планет солнечной системы – это Нептун и Плутон. Эти планеты, так же как и Уран находятся далеко от солнца и поэтому на них очень холодно. Чтобы нам не замерзнуть и не заболеть нужно выполнить еще одно задание.
Задание: «Назови ласково».
Например: звезда -…звездочка;
облако-…облачко;
солнце -…солнышко;
небо -…небушко;
самолет -…самолетик;
вертолет -…вертолетик.
- Молодцы ребята, с заданием справились.
- Отгадайте, на какую планету мы сейчас полетим?
Эта планета – любимый наш дом,
На ней мы с рожденья до смерти живем.
Планета прекрасна: моря, океаны.
Цветы и деревья там, разные страны,
И солнце сияет с зари до заката, что за планета, скажите, ребята!
- Посмотрите в иллюминаторы, мы подлетаем к самой чудесной, к самой красивой и любимой планете Земля.
- Ребята у планеты Земля есть свой спутник.
- Послушайте загадку и отгадайте, какой у Земли спутник.
Только лучше звезд видна
В небе полная … (луна).
Задание игра-викторина «Угадай-ка».
- Самая большая и горячая звезда во вселенной (Солнце).
- Человек, который летает в космос (космонавт).
- Как называется, летательный аппарат, в котором летят в космос? (Космический корабль).
- Как называется и животное, и созвездие? (Медведица).
- Почему на земле есть день и ночь? (Планета вращается вокруг себя)
- Кто был первым космонавтом, полетевшим в космос? (Юрий Гагарин).
- Кто первая женщина космонавт.
- Кто еще побывал в космосе кроме людей? (Собаки Белка и Стрелка, мыши, крысы, кролики и даже шимпанзе).
- Как назывался космический корабль, на котором Гагарин совершил свой первый полет? («Восток»)
- Какой праздник наша страна празднует каждый год 12 апреля? (День космонавтики).
Почему вся еда космонавтов находится в тюбиках?
Что такое космодром?
- Ребята, послушайте стихотворение, которое называется:
«Летит корабль»
Летит в космической дали
Стальной корабль
Вокруг Земли.
И хоть малы его окошки,
Всё видно в них
Как на ладошке:
Степной простор,
Морской прибой,
А может быть
и нас с тобой!
(автор стихотворения - В.Орлов)
Какой прибор позволяет нам наблюдать за звездным небом? (телескоп)
Воспитатель: Беру листок бумаги, и конструирую телескоп, превратив его в трубочку. Смотрю в него вокруг, какие планеты, звезды. Ребята, что я вижу? Лутоню!
Сюрпризный момент: появляется инопланетянин Лутоня.
Лутоня: Спасибо друзья! Вы спасли меня от злого волшебника Астероида.
На память о нашей встрече дарю вам волшебную коробочку. Откроете ее, когда окажитесь на Земле. Вам надо торопиться, может начаться метеоритный дождь. Выполняя задания, вы путешествовали в космическом пространстве, узнавали новое. А сейчас время отправляться домой, как называется ваша планета, на которой вы живете?
Дети: Земля
Воспитатель: Из космического центра земли поступил сигнал о возвращении домой.
Лутоня: Подождите, подождите. Возвращаясь на свою планету, я приглашаю вас к себе в гости. А живу я на спутнике Земли, который называется - Луна.
Воспитатель: Примем приглашение?
Дети: Да.
Воспитатель: Полетели! Стартуем!
Воспитатель: Внимание! Из космического центра планеты Земля поступил сигнал о возвращении домой. Лутоня мы улетаем, до свидания. Экипаж! Занять свои места! Пристегните ремни безопасности. Полетели. Входим в атмосферу Земли (звук атмосферы).
Вот мы и дома, кто расскажет, чем мы сегодня занимались? (Дети рассказывают о путешествии). Благодарю вас за сообразительность, рассудительность и добрые сердца. Дружба нам помогает творить настоящие чудеса.
- Ребята! Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось путешествовать по планетам? Что вам больше всего запомнилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности в старшей группе « Космическое путешествие »
Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности "Космическое путешествие" расчитан на старшую возрастную группу детей. Главная цель занятия : развитие речи дете...
Конспект организованно образовательной деятельности по речевому развитию Тема: «Путешествие в сказку.» вторая младшая группа
Конспект организованно образовательной деятельности по речевому развитию Тема: «Путешествие в сказку.» вторая младшая группа...
Конспект организованно образовательной деятельности по речевому развитию Тема: «Путешествие в сказку.» вторая младшая группа
Конспект организованно образовательной деятельностипо речевому развитию Тема: «Путешествие в сказку.» вторая младшая группа...
КОНСПЕКТ открытой непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с использованием инновационных технологий «Путешествие в Арктику» (старший дошкольный возраст)
речевое развитие с использованием инновационных технологий в старшей группе...
Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности ОО «Речевое развитие» На тему: «Путешествие на юг» для детей старшей группы компенсирующей направленности.
Конспект НОД ОО «Речевое развитие»На тему: «Путешествие на юг»Для детей старшей группы компенсирующей направленности....
Конспект специальной организованной образовательной деятельности по речевому развитию с использованием игровой деятельности в старшей группе «Умники и умницы»
Цель: формирование умения обобщать, классифицировать, понимать смысл предложения и исправлять ошибки в нем.Задачи:1.Социально-коммуникативное развитиеФормировать положительную установку детей на участ...
Конспект открытой организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в младшей группе № 8 Тема: «Путешествие в волшебную сказку, где живут профессии»
laquo;Путешествие в волшебную сказку, где живут профессии»...