Развитие речи дошкольников посредством экологии
статья по развитию речи

Баканова Анна Николаевна

В данной статье раскрывается актуальность темы, принципы развития речи дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx40.56 КБ

Предварительный просмотр:

https://i0.wp.com/img1.liveinternet.ru/images/attach/c/4/78/835/78835835_120901_big.jpg

 «Развитие речи дошкольников посредством экологии»

https://i0.wp.com/img1.liveinternet.ru/images/attach/c/4/78/835/78835835_120901_big.jpg                                         

                                       

                                         Прекрасна речь, когда она как ручеек,  

                                         Бежит среди камней, чиста,  

                                         нетороплива,  

                                        И ты готов внимать ее поток, и

                                        восклицать:

                                        «О, как же ты красива!».

                                                                                      Е. Щукина

  1. Введение.

          Невозможно  переоценить  роль  родного  языка,  который  помогает  людям ,прежде  всего  детям,  осознанно  воспринимать  окружающий  мир  и  является средством  общения.  Дети, не  получившие  в  раннем  возрасте  соответствующее речевое  развитие,  с  большим  трудом  наверстывают  упущенное,  в  будущем  этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в раннем возрасте нужно  обогащать  пассивный  словарь  ребёнка,  приучать  ребенка  самостоятельно пользоваться  словами,  стимулировать  речевую  активность  и  познавательные интересы.

Эта  проблема  подвела  меня  к  мысли  о  необходимости  больше внимания уделить именно развитию речи детей самого раннего возраста. Не секрет, что в группах  для  таких  маленьких  в  основном  заботятся  о  создании  комфортных условий  и  гигиене  малышей.  А  ведь  именно  ранний  возраст  наиболее благоприятен  для  закладывания  основ  грамотной,  четкой,  красивой  речи,  для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно  звучать  в  беседах  с  родителями,  пронизывать  все  режимные моменты. С каждым годом растет число детей имеющих отклонения в развитии речи.  А  речь,  как  мы  знаем,  один  из  наиболее  мощных  факторов  и  стимулов развития  ребенка  в  целом.  Это  обусловлено  исключительной  ролью  речи  в жизни  человека.  Без  речевого  окружения  ребенок  никогда  не  заговорит.  Но  и этого недостаточно для возникновения у него речи. Важно, чтобы у него самого появилась потребность к пользованию речью, как основным способом общения со сверстниками, близкими.

        Ребенок  с  хорошо  развитой  речью  легко  вступает  в  общение  с

окружающими:  он  может  понятно  выразить  свои  мысли  и  желания,  задать

вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная

речь  ребенка  весьма  затрудняет  его  взаимоотношения  с  людьми  и  нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.

         В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если его речь несовершенна. Однако,  постепенно  расширяется  круг  связей  ребенка  с  окружающим миром, и очень важно, чтобы его хорошо понимали и сверстники, и взрослые.

Поэтому, овладение  родным  языком  является  одним  из  самых  важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте.

  1. Актуальность опыта.

С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта актуальным становится внимание к одной из задач деятельности воспитателя - это развитие речи детей.

            Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в России ориентирует работников дошкольного профиля при выборе задач и содержания работы не столько на приобретение дошкольниками определенной суммы знаний, сколько на открытие перед ними «науки жизни», которая способствовала бы формированию творческих личностей с развитым чувством собственного достоинства.

          В соответствии с образовательным стандартом до конца дошкольного периода ребенком должны быть усвоены литературные нормы и нормы культуры речи, культура общения на родном языке.

    Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.

Основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает компоненты:

1) овладение речью как средством общения и культуры (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим);

2) обогащение активного словаря (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от словаря педагога и родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно - тематическом планировании работы);

3) развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи (наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т. е. умение изменять слова, соединять их в предложения);

4) развитие речевого творчества (работа не простая, предполагает что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т. д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия);

5) знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы (главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей);

6) формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте (подготовка к обучению грамоте - это формирование навыков звукового анализа и синтеза. От способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков зависит и формирование правильного произношения);

7) развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха (ребенок усваивает систему ударений, произношение звуков, умение выразительно говорить, читать стихи; ребенок учится называть слова с определенным звуком, определяет место звука в слове). Речевое развитие в соответствии с ФГОС ДО включает в себя развитие речи и художественную литературу.

Развитие речи дошкольников в процессе экологического воспитания

На современном этапе развитие речи и мышления является одной из основных задач воспитания дошкольников. Мышление и речь взаимосвязаны.     Углубление и совершенствование мысли непосредственно влияет на ее словесное оформление. И наоборот, четкость речи делает более понятной высказанную мысль.        Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни, игры. Остановимся подробнее на влиянии природного окружения на развитие речи детей.
           Природа окружает ребенка с ранних лет. К.Д.Ушинский считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы «…составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, т.е. истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов».

Чтобы совершенствовать мысль и слово ребенка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы, потому что все, «что есть в речи логического… проистекает из наблюдений человека над природой…».
         Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи – развитие мышления и речи идет как единый процесс. Познание природы будит «ребячью мысль», способствует развитию творчества и самостоятельности, учит «вдумчивее» относиться к природе.

 Необходимо открыть ребенку книгу природы как можно раньше, чтобы каждый день приносил что-то новое, «чтобы каждый шаг был путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы» (В.А.Сухомлинский).

Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, речи, творчества, чувства. Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребенка, вызывает его удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи. Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, т.е. учится элементарно сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать.  

Процесс познания природы во всем ее многообразии способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих названия, действия, качества и помогающих анализировать предмет и явления со всех сторон. Поэтому в педагогическом процессе детского сада ознакомлению с природой с целью развития мышления и речи детей должно уделяться особое внимание.

    Поэтому, в современных условиях особо актуальны темы развития речи и экологического воспитания. 

           Изучая методическую литературу, изучая опыт известных педагогов по данной проблеме и наблюдая за речью  детей, пришла к выводу о необходимости построить свою работу с дошкольниками по развитию речи посредством экологии.

        Особое внимание уделила развитию речи детей 2-4 лет с помощью дидактических игр экологического содержания, использованию мнемотехники в работе с детьми 4-6 лет, экологическим акциям в работе с детьми  подготовительной группы.

Развитие связной речи осуществляется по следующим принципам:

- Принцип целенаправленности означает, что воспитательная работа, ее содержание и методы подчинены цели

- Принцип взаимосвязи гуманизма и уважения к личности ребенка требует от воспитывающих взрослых проявления педагогического такта

- Принцип коллективизма. В коллективе сверстников ребенок приучается сочетать свои интересы с интересами других ребят, получает элементарные навыки коллективной жизни

- Принцип психологической комфортности - создание спокойной, доброжелательной атмосферы, а также веры в возможности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Развитие речи дошкольников посредством игры"

В статье обобщен опыт работы по теме "Развитие речи дошольникоа через игру"...

Развитие речи дошкольников посредством развития мелкой моторики

"Ум ребенка на кончиках его пальцев" В.А. Сухомлинский...

Развитие речи дошкольников посредством малых форм фольклора

Выявление оптимальных условий развития речи детей дошкольного возраста средствами различных форм фольклора...

Опыт работы по развитию речи дошкольников посредством фольклора и русских традиций в разных видах деятельности

В работе  используются все виды фольклора: потешки, скороговорки, заклички, пестушки, песенки, хороводные игры, сказки и т.д....

Консультация для родителей "Практические материалы по развитию речи дошкольников посредством развития мелкой моторики руки"

quot;Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев" В.А. Сухомлинский....

Сообщение из опыта работы "Повышение родительской компетентности, как эффективное средство развития речи дошкольников, посредством многофункционального пособия «Развиваем речь дома»"

Основными направлениями коррекционной работы с дошкольниками являются: исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционно...