РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ ДОМА
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

         Предлагаю вашему вниманию игры, которые помогут вашему ребѐнку

подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова,

активизировать речь. Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам

семьи, они не требуют много времени.

         Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в

творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что

они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении

задач, поставленных в игровой форме. Игровые действия в играх и

упражнениях   включают в себя обучающую задачу. Решение этой

задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в

игре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ ДОМА

Уважаемые родители!

         Предлагаю вашему вниманию игры, которые помогут вашему ребѐнку

подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова,

активизировать речь. Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам

семьи, они не требуют много времени.

         Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в

творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что

они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении

задач, поставленных в игровой форме. Игровые действия в играх и

упражнениях   включают в себя обучающую задачу. Решение этой

задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в

игре.

Игры на активизацию словаря:

 Игра «Кто или что может это делать?»

Взрослый называет действие, а ребенок подбирает предметы.

Например, слово « идет».

Ребенок подбирает - девочка идет, мальчик идет, кошка идет, снег идет и т. д.

Подберите слова к глаголам -

стоит, сидит, лежит, бежит, плавает, спит, ползает, качается, летает,

плавает,…

 «Отгадай, что это»

Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по

ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим

словом. Например:

Растут на грядке в огороде, используются в пищу. (овощи)

Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.(фрукты)

Движется по дорогам, по воде, по воздуху. (транспорт) и т.д.

 Игра «Что где хранится?»

Взрослый предлагает вспомнить, где хранятся эти предметы.

хлеб – в хлебнице,

сахар – в сахарнице,

мыло – в мыльнице,

перец - в перечнице,

салат – в салатнице,

соус - в соуснице и т. д.

 Игра «Как можно…»

 Взрослый спрашивает: «Как можно играть?»

Ребенок отвечает: «Весело, интересно, громко, дружно…»

Другие вопросы:

- Как можно плакать? (Громко, тихо, жалобно, горько…)

- Как можно мыть посуду? (Хорошо, плохо, чисто, быстро…)

- Как можно быть одетым? (Аккуратно, небрежно, модно…)

- Как можно смотреть? (Ласково, зло, внимательно…)

 Игра «Опиши предмет»

Ребенок берет любой предмет и подбирает как можно больше слов,

подходящих к этому предмету. (Размер, цвет, форма, вкус, и т.д.)

Например: яблоко (какое?) красное, кислое, круглое, твердое и т.д.

Материал с сайта - https://infourok.ru/



Предварительный просмотр:

Игры на развитие речевого дыхания

  • Игра «Когда это бывает?»

Цель. Добиваться умения слитно, на одном выдохе, произносить фразу из четырех слов.  Развитие плавного речевого выдоха.

Подготовительная работа.

сюжетные картинки (по числу детей) с изображением различных признаков времен года. (Раздаточный материал можно взять из лото «Времена года» или подобрать самим из различных книг и журналов.)

Краткое описание:

Педагог вешает на доску картины, изображающие четыре времени года. Снизу к каждой картине прикреплен бумажный карман, в который можно класть маленькие картинки,  отражающие различные приметы того или другого времени года («Дети лепят снежную бабу», «Мальчики вешают скворечники», «Девочки собирают букеты цветов», «С деревьев опадают желтые листья» и т. д.).

Педагог по очереди вызывает детей, дает им по одной картинке. Ребенок подходит к столу, показывает всем свою картинку и отвечает на вопрос, поставленный воспитателем,  например: «Когда купаются дети в реке?» («Дети купаются в реке летом».) Дав полный ответ, он кладет картинку в карман большой картины, на которой изображено соответствующее время года.

Методические указания. 

До начала игры воспитатель объясняет детям, что не следует говорить отрывисто, делая остановки после каждого слова. Если ребенок не может дать полного ответа на вопрос воспитателя или речь его отрывиста, педагог предлагает образец правильной речи, а затем повторяет ответ вместе с ребенком.

  • Игра «Чей пароход лучше гудит?»

Целью упражнений на развитие речевого дыхания является выработка длительной направленной воздушной струи, необходимой для правильного произношения многих звуков.

Подготовительная работа.

  Возьмите стеклянный пузырек высотой примерно 7 см, диаметром горлышка 1-1,5 см или любой другой подходящий предмет.

Методические указания. 

   Поднесите его к губам и подуйте. «Послушай, как гудит пузырек. Как настоящий пароход. А у тебя получится пароход? Интересно, чей пароход будет громче гудеть, твой или мой? А чей дольше?»

Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной и выходить посередине. Только не дуйте слишком долго (больше 2-3 секунд, а то закружится голова).

  • Игра «Пускание корабликов»

Цель. Добиваться от каждого ребенка умения длительно произносить звук ф на одном выдохе или многократно произносить звук п (п-п-п) на одном выдохе. Воспитание умения сочетать произнесение звука с началом выдоха.

Подготовительная работа. Взрослый готовит таз с водой и бумажные кораблики.

Краткое описание:

    Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Вызванные дети, сидя на стульчиках, дуют на кораблики, произнося звук ф или п

    Педагог предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука ф.       Можно дуть, просто вытягивая губы трубочкой, но, не надувая щек. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П-п-п.» - дует ребенок. (При повторении игры нужно пригнать кораблик к определенному месту.)

Методические указания. 

Следить, чтобы при произнесении звука ф дети не надували щеки; чтобы дети произносили звук п на одном выдохе 2-3 раза и не надували при этом щеки.

  • Игра «Чья птичка дальше улетит?»

Что развиваем: умение обеспечивать длительное, направленное движение воздуха при ротовом выдохе; активизируем мышцы губ.

Что вам понадобится: фигурки птиц, вырезанные из тонкой бумаги и ярко окрашенные

Как играть?

Двух птичек посадите на стол у самого края на расстоянии 30 см друг от друга. Малыш и мама садятся напротив птичек. По сигналу «Птички полетели!» начинают дуть на фигурки птиц. Важно следить за тем, чтобы малыш не надувал щеки, когда дует на птичек, они не должны сильно напрягаться. Если у ребенка пока не получается, сдуйте птичку сами.

http://www.maam



Предварительный просмотр:

Идеи  для пальчиковой гимнастики

        Регулярная тренировка мышц кисти и пальцев рук благотворно влияет на речевое развитие ребѐнка, а также на развитие внимания, мышления и памяти. Пальчиковые упражнения развивают подвижность и гибкость кисти руки, что, в свою очередь, способствует успешному овладению навыком письма в дальнейшем.

Пальчиковые упражнения следует подбирать с учётом возраста ребёнка.

• Для детей до 2 лет подбираем несложные движения: поглаживаем, похлопываем, сгибаем и разгибаем пальчики, сжимаем игрушки-пищалки.

• Для детей в возрасте 2 - 3 лет подходят следующие упражнения: активные движения кистями рук (замешиваем тесто, забиваем гвозди), выполнение простых фигур с помощью пальцев одной руки («Зайка», «Коза»), игры с двумя руками («Замок», «Цепочка»).

• Детям с 3 - 4 лет можно предложить игры, в которых каждая рука совершает своѐ движение. Например, согнуть и разогнуть пальцы правой, а затем левой руки; составить фигуры вначале из пальцев одной руки, а затем другой.

• Для детей 4-5 лет подбираем игры на выполнение различных фигур и движений правой и левой рукой, сжимание и разжимание пальцев обеих рук вместе и по очереди; выполнение фигуры из обеих рук.

• С 5 - 7 летнего возраста детям можно предлагать «рассказывать» руками стишки или потешки со сменой фигур (по тексту), делать из пальцев фигурки с использованием вспомогательных предметов (шарик, карандаш, лоскут ткани).

Занятия на развитие движений пальцев и кисти рук желательно проводить каждый день по 3-5 минут. Чтобы малышу было интересно выполнять такие упражнения, можно использовать разнообразные материалы.

1. Счётные палочки.

Выкладывая геометрические фигуры, можно познакомить ребѐнка с их названиями. Составляя узоры, можно пересчитывать палочки, тем самым готовить ребѐнка к усвоению счѐта.

2. Семена растений.

Можно выкладывать горохом или фасолью контур нарисованной фигуры. Можно перемешать белую и красную фасоль и предложить ребѐнку рассортировать еѐ по цвету.

3. Пуговицы.

С помощью пуговиц можно выкладывать дорожки и узоры, можно нанизывать пуговицы ни нитку или проволоку. Из проволоки можно сделать кустик и вешать на него листики (зелѐные пуговицы) или плоды (красные и жѐлтые пуговицы).

4. Прищепки.

Прищепки можно цеплять на что угодно. Важно показать малышу, как правильно брать прищепки, как можно их открыть, как прикрепить. Можно цеплять прищепки к картонным фигурам: лучи к солнцу (жѐлтый круг), дождик к туче, травку к лужайке (коричневый прямоугольник) и т.д.

5. Трафареты.

Поскольку малышам легче обводить внутри, чем снаружи, начинать лучше с трафаретов для внутренней обводки и с самых лѐгких фигур (круг, квадрат). Желательно, чтобы трафареты были не плоскими (можно сделать из линолеума).

6. Крышки.

Дайте ребѐнку разные по форме и величине баночки или бутылочки и отдельно крышечки от них. Предложите ему подобрать крышечки к подходящим баночкам и закрутить их.

7.Массажный шарик су - джок .

8. Фольга.

Заверните в фольгу мелкие предметы, пусть малыш их разворачивает, а потом заворачивает сам.

9. Игры с пластиковой бутылкой.

Попросите малыша сложить мелкие предметы по одному в пластиковую бутылку через горлышко. Если вы отдыхаете на море, можно собирать мелкие камушки или ракушки. Это игра также учит малыша определять на глаз размер предметов.                     Материал с сайта - https://infourok.r



Предварительный просмотр:

Игры на развитие грамматического строя речи

     Овладение ребѐнком грамматическими формами языка имеет важное значение для его полноценного общения, так как только грамматически правильная речь становится понятной для собеседника. Нормально развивающиеся дети усваивают грамматический компонент речи самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих.

     У детей с общим недоразвитием речи самостоятельное усвоение грамматического строя речи вызывает затруднения. В дошкольном возрасте очень важно уделять внимание совершенствованию грамматического строя речи, так как его нарушение в дальнейшем может привести к проблемам с письменной речью.

      Для развития грамматического строя речи можно использовать дидактические игры.

• «Один-много» (работаем над образованием множественного числа

существительного)

Взрослый говорит: «У меня собака», а ребѐнок должен сказать: «А у меня собаки».

Взрослый: «У меня чашка», ребѐнок: «У меня чашки» и т.д.

• «Кого увидели?» (учим использовать существительные в винительном падеже)

Взрослый: «Мы пришли в лес и увидели...». Взрослый поочерѐдно выкладывает картинки с изображением диких животных и птиц, а ребѐнок называет: зайца, медведя, белку, лису.

Можно играть в эту игру, используя любой речевой материал, одновременно пополняя словарный запас: «Мы пришли на огород и увидели... огурцы, лук, свѐклу и т.д.»

• «Кого (чего) не стало?» (учим употреблению существительных в родительном падеже) Раскладываем любые картинки. Просим, чтобы ребѐнок закрыл глаза, и убираем одну картинку. Затем спрашиваем: «Кого (чего) не стало?». Одновременно развиваем зрительную память.

  • «Гости» (учим употреблению существительных в дательном падеже)

Можно использовать игрушки или картинки. Взрослый начинает говорить

предложение, а ребѐнок заканчивает его: «Белка идѐт в гости ... к зайцу. Жираф идѐт в гости ... к зебре» и т. д.

• «Большой зверь» (работаем над словообразованием).

Взрослый говорит: «Это кот (слон и т.д.), представь, что он очень большой. Как мы его назовѐм?» Ребѐнок: «Котище (слонище и т. д.).

• «Кто у кого?» (образовываем название детѐнышей с помощью суффиксов.)

Взрослым называет животное и спрашивает: «У козы (утки, волка и т.д.) кто?» Малыш отвечает: «У козы козлѐнок» (утѐнок, волчонок, бельчонок и т.д.).

• «Из чего сделано?» (образовываем относительные прилагательные)

Говорим: «Стол из дерева, какой стол?». Ребѐнок отвечает: «Деревянный».

Задаѐм много таких вопросов, например, шарф из шерсти – какой? Сумка из кожи – какая? Ключ из металла – какой? Шуба из меха – какая? Варенье из яблок – какое? Суп из грибов – какой? и т.д.

• «Чьѐ это?» (образовываем притяжательные прилагательные)

Задаѐм следующие вопросы: «Клюв птицы – чей клюв?». Ребѐнок отвечает: «Птичий». Можно ещѐ спросить, например:

чья лапа у собаки – собачья,

чьи крылья у птицы – птичьи,

чей хвост у волка – волчий и т.д.

Поиграйте в эти несложные игры с ребѐнком. Поверьте, что как бы усердно не работал специалист, без участия родителей, без закрепления материала дома, работа над устранением речевых недостатков будет более длительной.

Материал с сайта - https://infourok.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые игры дома

Речевые игры дома.Развитие слухового внимания, развитие силы голоса, развитие правильного звукопроизношения, развитие речевого дыхания....

Буклет "Речевые игры дома"

Материал для родителей и педагогов. Примеры речевых игр...

Речевые игры дома

Данные игры помогают ребенку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, активизировать речь....

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ ДОМА

Предлагаем Вашему вниманию игры, которые помогут Вашему ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, активизировать речь. Эти игры могут быть интересны и полезны вс...

тренинг для родителей "Речевые игры дома"

рекомендуемые игры не предполагают со стороны родителей какой-либо специальной подготовки и не требуют использование инструментария...