Статья на тему: Агрессия в детском возрасте: причины появления и пути преодоления
статья по развитию речи

Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon agressiya_v_detskom_vozraste.doc108 КБ

Предварительный просмотр:


Агрессия в детском возрасте:

причины появления и пути преодоления

Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНЫХ ДЕТЕЙ

Природой заложено так, что когда нам что-то угрожает – мы защищаемся. Но иногда агрессивность становится как бы «хроническим» состоянием ребенка. Ребенок уже не только защищается, но и нападает сам, причем без видимого повода. Это говорит о том, на ребенка постоянно что-то давит, он не может расслабиться и постоянно «на взводе».

В дошкольном возрасте среди психологических особенностей агрессивных детей выделяют: недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уровень произвольности, неразвитость игровой деятельности, сниженную или завышенную самооценку, нарушения в отношениях со сверстниками. Дети отличаются малой рассудительностью и сдержанностью, плохим самоконтролем, обычно это связанно с недостаточной социализацией и неумением или нежеланием сдерживать или отсрочивать удовлетворение своих потребностей.

Главной отличительной чертой агрессивных детей является их отношение к сверстнику. Другой ребёнок выступает для них как противник, как конкурент, как препятствие, которое нужно устранить.

КЛАССИФИКАЦИЯ АГРЕССИИ

Агрессивное поведение у ребенка может проявляться в следующих действиях: драки; укусы; попытки пинать, бить родителей; обзывательства и грубые выражения; агрессивные действия, направленные на себя (ребенок может расцарапывать себе руки и ноги, кусать себя, дергать за волосы, биться головой); ссоры со сверстниками из-за того, что ребенок никогда не соглашается на уступки; подражание отрицательным героям сказок и игнорирование положительных.

Традиционно агрессию разделяют на физическую и вербальную

  • Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица или объекта:

Косвенная физическая агрессия направлена на принесение какого-либо материального ущерба другому через непосредственные физические действия (порча чужих вещей, уничтожение продуктов деятельности другого)

Прямая физическая агрессия представляет собой непосредственное нападение на другого и нанесение ему физической боли и унижение.

  • Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, ругань):

Косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику, которые осуществляются в различных высказываниях: жалобах, демонстративных криках («Уходи, надоел», «Не мешай»), агрессивных фантазиях («Если не будешь слушаться, к тебе придёт милиционер и посадит в тюрьму»).

Прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления и
вербальные формы унижения другого.

Также агрессию делят на:

  • Внешняя агрессия – направленная на окружающих
  • Аутоагрессия – направленная на себя: самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений

ТИПЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Среди агрессивных детей отчетливо выделяются 3 группы:

  • Импульсивно-демонстративная группа

Главная задача ребёнка - продемонстрировать себя, обратить на себя внимание. Обычно они чрезвычайно ярко выражают свои эмоции - кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи. Агрессивные акты мимолетны, ситуативны и не отличаются особой жестокостью. Такие дети имеют весьма невысокий статус в группе сверстников - их либо не замечают и не принимают в серьез, либо избегают.

  • Нормативно- инструментальная группа

Сюда относят детей, которые используют агрессию как норму поведения в общении со сверстниками. Их агрессивные действия - это средство достижения цели. Положительные эмоции испытываются по достижении результата, а не в момент агрессивных действий. Любая деятельность отличается самостоятельностью и целенаправленностью, стремлением занять лидирующие позиции, подчинить, подавить других.

  • Целенаправленно враждебная группа

В эту группу входят дети, для которых желание нанести вред другому человеку - самоцель. Их агрессивные действия не имеют видимой цели - ни для окружающих, ни для них самих. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих зло и унижение сверстникам. Они используют физическую агрессию с особой жестокостью и хладнокровностью. Совершенно отсутствует при этом чувство вины или раскаяния. Нормы и правила поведения открыто игнорируются. Для детей этой группы особенно характерны мстительность, злопамятность, желание отомстить.

ПРИЧИНЫ ДЕТСКОЙ АГРЕССИВНОСТИ

Внешние причины:

  • Семья и «погода в доме»
  • Демонстрация агрессивного поведения в семье.

Детям свойственен эгоцентризм. Когда родители постоянно ссорятся и кричат, ребенок все принимает на свой счет, поскольку считает, что вся жизнь семьи вращается вокруг него. У него в голове складывается следующий «пазл»: «Раз мама с папой ругаются, значит, я не хороший».

Если родители не расценивают насилие как средство решения споров, достижений целей и т. д., то и дети, видящие насилие, не склоны попадать под его влияние.

  • Физическое, психологическое или сексуальное насилие по отношению к ребенку.

Когда родители не справляются со своими эмоциями и кричат на ребенка, бьют его, наказывают молчанием и игнорированием, ребенок выходит из равновесия – отсюда и агрессия. Даже такой популярный у родителей метод, как пугать малыша разлукой («Я пошла, а ты тут оставайся») вызывает нарушение поведения. В данном случае агрессия также может рассматриваться и как механизм психологической защиты.

  • Неполная семья
  • Негативное влияние сибсов (отвержение, соперничество, ревность и жестокость со стороны братьев и сестер)
  • Сомнительные стили родительского воспитания

Формирование личностных качеств детей напрямую зависит от стиля общения и взаимодействия в их семье:

Авторитарный стиль воспитания

Общение между детьми и родителями заменено на жесткие требования и правила. Родители отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены. Мальчики в такой семье могут стать неуправляемыми и агрессивными и бурно реагировать на запрещающее и карающее окружение, в котором их растили.

Либеральный стиль воспитания

Родители почти не регламентируют поведение ребенка, открыты для общения с детьми. Детям предоставлена полная свобода при незначительном руководстве со стороны родителей. Отсутствие каких-либо ограничений приводит к непослушанию и агрессивности, дети часто ведут себя на людях неадекватно, склонны потакать своим слабостям, импульсивны.

Отвергающий стиль воспитания 

Своим поведением родители демонстрируют явное или скрытое неприятие ребенка. Ребенок изначально не соответствует ожиданиям родителей. Как правило, в таких семьях дети становятся либо агрессивными, либо забитыми, замкнутыми, робкими, обидчивыми. В характере формируются черты неустойчивости, негативизма, особенно в отношении взрослых.

Индифферентный стиль воспитания

Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к ним, закрыты для общения. Если безразличие родителей сочетается с враждебностью

(как у отвергающих родителей), ребенок может проявить склонность к асоциальному поведению.

Гиперсоциальный стиль воспитания

Родители стремятся педантично выполнять все рекомендации по «идеальному» воспитанию ребенка. Дети в подобных семьях чрезмерно дисциплинированны и исполнительны. Они вынуждены постоянно подавлять свои эмоции и сдерживать желания. Результатом такого воспитания становится бурный протест, агрессивное поведение ребенка, иногда и аутоагрессия.

Эгоцентрический стиль воспитания

Ребенку, часто единственному, долгожданному, навязывается представление о себе как о сверхценном человеке. Он становится «смыслом жизни» родителей. При этом интересы окружающих игнорируются, приносятся в жертву ребенку. В результате он не умеет принимать интересы других людей, агрессивно воспринимает любые преграды.

Авторитетный стиль воспитания

Наиболее эффективный и благоприятный для развития гармоничной личности ребенка. Родители признают и поощряют растущую автономию своих детей. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения, допускают изменения своих требований в разумных пределах. Дети в таких семьях превосходно адаптированы, уверены в себе, у них развиты самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся и обладают высокой самооценкой.

  • Сверстники

Агрессивному поведению дети могут учиться в процессе общения со сверстниками. В дошкольном возрасте критерий силы является весьма значимым для большинства детей. Следовательно, кто самый сильный, тому все можно - принцип, который часто можно увидеть в действии, наблюдая за общением ребят в детском саду. Поэтому в детских коллективах иногда находятся детки-тираны, которые держат в напряжении всю группу, и остальные вынуждены постоянно «выпускать шипы», чтобы защитить себя.

  • Телевизор и СМИ

Сцены агрессии и насилия на экранах телевизоров, мониторов и страницах книг способствуют повышению агрессивности у маленьких зрителей. Зачастую агрессивную модель поведения дети копируют с понравившихся отрицательных персонажей фильмов или мультфильмов.

Внутренние причины:

Отвержение и блокирование детских чувств и эмоций Маленький ребенок – это не только улыбки и смех, но и капризы, крики, слезы, обиды. Если отрицательные эмоции и чувства не принимаются родителями, они копятся и трансформируются в агрессию. Непринятие может проявляться в виде запрета на чувства («Мальчики не плачут») или в виде высмеивания чувств («Распустила нюни, ой, как не красиво»).

  • Бурные протестные и злобные реакции маленького "агрессора" являются его способом привлечения внимания окружающих к своим проблемам, невозможности справиться с ними в одиночку.
  • Стремление привлечь к себе внимание сверстников;
  • Стремление получить желанный результат;
  • Стремление быть главным;
  • Защита и месть;
  • Желание унизить другого

Помимо этого, спровоцировать агрессию могут и другие факторы:

  • наследственность;
  • гиперактивность;
  • травма мозга;
  • систематические переутомления;
  • чувствительность к осуждению;
  • часто меняющаяся обстановка, к которой нужно привыкать, что провоцирует тревогу.

КРИТЕРИИ АГРЕССИВНОСТИ

Если ваш ребенок:

1.Часто теряет контроль над собой.

2.Часто спорит, ругается со взрослыми.

3.Часто отказывается выполнять правила.

4.Часто специально раздражает людей.

5.Часто винит других в своих ошибках.

6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.

7.Часто завистлив, мстителен.

8.Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

И в течении последних 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков, можно предположить, что ребенок агрессивен. Ребенку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь специалиста — психолога или врача.

ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Работа по коррекции агрессивности должно проводиться в четырех направлениях:

  • Обучение способам выражения гнева в приемлемой форме
  • Обучение навыкам распознания и контроля негативных эмоций
  • Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию
  • Отработка навыков общения.

.

Главная задача взрослого - не давать ребенку бить и кусать людей. Соотношение сил взрослого и ребенка настолько очевидно неравно, что взрослый просто не должен допускать, чтобы ребенок его бил. Физически удерживайте ребенка от нежелательного поведения. Не стоит останавливать битье предметов, топанье ногами, замахивания и прочее. Это лучше просто игнорировать, то есть не делать вообще ничего, даже не менять выражение лица.

Если ребенок вас ударил: встаньте лицом к ребенку и возьмите его за запястья. Держать запястья нужно крепко, чтобы он не мог вырваться, но не причиняя ребенку боли. Расположитесь так, чтобы ребенок не мог достать вас ногами. Глядя в глаза ребенку, серьезно скажите: «Драться нельзя!» Говорить нужно только эти слова, ничего не добавляя, не убавляя. Старайтесь, чтобы в вашем голосе не было эмоций. Старайтесь, чтобы ваш взгляд не передавал ребенку злобы, возмущения и не подавлял его. Поверните голову в сторону, отведите взгляд от ребенка и в нормальном темпе досчитайте до 20 про себя. Повернитесь опять к ребенку и повторите: «Драться нельзя!» Отпустите запястья ребенка. Если ребенок тут же вас ударил, нужно повторить в точности всю процедуру. Это делается столько раз, сколько необходимо. Нельзя вносить какие-то изменения в эту технику, иначе она не будет действовать.

Если ребенок играет в группе детей и вы знаете, что он склонен проявлять агрессию, как можно пристальней следите за его настроением: если малыш начинает более агрессивно играть (кидать игрушки, стучать игрушками друг об друга), уведите его, поиграйте с ним в подвижные или любые другие игры отдельно. В целом, удерживайте малыша от агрессивных действий.

Для эффективной коррекции агрессии у детей всегда обращайте внимание на малыша в те моменты, когда он хорошо себя ведет. Малыш должен понимать, какое поведение вы предпочитаете и поощряете. Иначе складывается ситуация, когда на плохое поведение взрослые выдают очень много реакции, а на хорошее — никакой. В таком случае ребенку, во-первых, трудно или даже невозможно понять, чего же все-таки от него ожидают, а во-вторых, в тех случаях, когда ребенок ведет себя правильно, он не получает никакого внимания. И закрепляется поведение, которое поддерживается вниманием, то есть в ряде случаев как раз нежелательное.

Правила работы с агрессивными детьми:

  • Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.
  • Демонстрировать модель неагрессивного поведения
  • Быть последовательным в наказаниях ребенка
  • Наказания не должны унижать ребенка.
  • Расширять поведенческий репертуар ребенка.
  • Учить брать ответственность на себя.
  • Стремиться к установлению с ними теплых отношений, а на определенных этапах развития уметь проявлять твердость и решительность.

Ошибки взрослых при коррекции детской агрессивности:

  • Бездействие
  • Умиление агрессивным поведением ребенка
  • Агрессивная или злобная реакция, крик, физическое насилие
  • Разрозненность методов воспитания в семье
  • «Театральная» реакция родителей: демонстрация ухода, плача и т.д.

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ОБЬЕКТОМ АГРЕССИИ

СТАЛ ВАШ РЕБЕНОК

В этом случае действует общее правило: если при вас обижают вашего ребенка (бьют, толкают, вырывают игрушки) — заступитесь за него, но не начинайте многословно воспитывать чужого. Задача взрослого — обеспечить безопасность своего ребенка: отстранить обидчика, задержать удар, придержать игрушку, которую грубо вырывают. Коротко прокомментируйте свои действия, скажите: «Это наша игрушка, попроси, если хочешь поиграть!», «Нельзя драться!», «Людей бить нельзя!», «Я не позволю обижать моего сына!» Не стоит стыдить или ругать чужого ребенка. В данном случае, защищая своего ребенка и не давая его в обиду, вы показываете пример того, как защищать себя самому.

Если вы находитесь далеко от ребенка, и кто-то его обижает, но ситуация при этом не особенно угрожающая (ваш ребенок не плачет, обидчик не слишком агрессивен), не вмешивайтесь, предоставьте своему ребенку действовать самостоятельно. Ему нужен опыт столкновения с чужой агрессией, чтобы научиться с этим обращаться.

ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОЙ АГРЕССИВНОСТИ

Для профилактики детской агрессивности необходимо:

  • Сосредоточить усилия на формировании желательного поведения, заранее объяснить ребенку четкие границы возможного и не допустить формирования жестокости и разрушительного поведения
  • Быть последовательными в своих действиях по отношению к детям. Наибольшую агрессию проявляют дети, которые не знают, какую реакцию родителей вызовет их поведение на этот раз.
  • Избегать неоправданного применения силы и угроз для контроля поведения детей. Злоупотребление такими мерами воздействия на детей формирует у них аналогичное поведение.
  • Научить ребенка бороться с негативными чувствами Ребенок имеет право выражать свои отрицательные эмоции, но делать это словами. Научите ребенка говорить о своих переживаниях.
  • Помочь ребенку научиться владеть собой, развивать у него чувство контроля. Дети должны знать о возможных последствиях своих поступков и о том, как их действия могут быть восприняты окружающими. Способствовать развитию чувства ответственности за свое поведение.
  • Поддерживать в семье атмосферу теплоты, заботы и поддержки. Чувство защищенности и уверенность в родительской любви способствуют более успешному развитию ребенка.




МЕТОДИКИ И ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА КОРРЕКЦИЮ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Сказкотерапия

Суть ее в процессе образований связей между сказочными событиями, героями и поведением в реальной жизни. В сказках можно найти полный перечень всех жизненных проблем и ситуаций, который ребенок усваивает. Слушая сказку, ребенок накапливает жизненный опыт в своем подсознании и при необходимости применяет его.

Музыкотерапия и танцевальная терапия

Форма работы с детьми с использованием музыки в любом виде. Возможности музыкотерапии: активизировать ребенка, поднять настроение; улучшение эмоционального настроения; мышечная релаксация; успокоение; обогащение эмоционального мира.

Арт-терапия – лечение искусством

1) восприятие готового произведения искусства. Здесь важно побуждать ребенка выражать свои чувства, возникшие при рассматривании для обогащения эмоционального мира

2) самостоятельное рисование, в котором ребенок выражает мироощущения и свои эмоции.

Игротерапия

В дошкольном возрасте это направление занимает одно из ведущих средств, поскольку игра в данном возрасте является ведущим видом деятельности.

  • Игра с игрушечным оружием – пистолеты, шашки, сабли. Игры с такими игрушками способствуют тому, что агрессивное напряжение находит свой выход.

  • Игры с природными материалами: песком, камнями, водой для снятия напряжения

  • Использование предметов, с которыми можно обращаться грубо. Сшейте или купите мягкую игрушку или цилиндрической формы подушку. Придумайте простое имя, удобное для произношения имя. Научите ребенка, как можно драться, кусаться с этой игрушкой. Следите, чтобы агрессия ребенка сразу направлялась на игрушку, а не на людей.

  • «Обзывалки». Предложите детям называть друг друга разными необидными словами. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели. Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты, ..., морковка!» В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное.


  • «Два барана» Цель: снять невербальную агрессию, излишнее эмоциональное и мышечное напряжение. Дети, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача – противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше.

  • «Бой подушками»; Вооружитесь вместе с ребенком небольшими подушками и устройте бой. Перед игрой договоритесь о правилах: драться можно только подушками, обзываться нельзя.

  • «Обстрел снежками». Заготовьте с ребенком «снаряды»: в качестве снежков можно использовать скомканную бумагу. Бросайтесь друг в друга бумажными снежками, не забывая прятаться в укрытия и уворачиваться от «снарядов» соперника.

  • «Карикатура». Предложить ребенку изобразить на бумаге того, на кого он зол.

  • Разыгрывание ситуаций. Детям предлагаются картинки, на которых изображены различные ситуации агрессивного поведения, затем распределяются роли между детьми и проигрываются ситуации, в которых дети сами выбирают наиболее подходящее решение для разрешения конфликта.

  • Совместные настольные игры. В совместных настольных играх дети овладевают навыками совместного бесконфликтного общения

  • «По кочкам». Подушки раскрываются на полу на расстоянии, которое можно преодолеть в прыжке с некоторым усилением. Играющие – лягушки, живущие на болоте. Вместе на одной кочке капризным «лягушкам» тесно. Они запрыгивают на подушки соседей и квакают: «Ква-ква, подвинься!» Если двум лягушкам тесно на одной подушке, то одна из них прыгает дальше или сталкивает в «болото» соседку, и та ищет себе новую кочку.

  • «Фейерверк» Заготовьте пачку цветной бумаги, которую вы отдадите на «растерзание» ребенку. Суть игры в том, что ребенок сначала рвет листы бумаги на кусочки, а затем подбрасывает обрывки вверх. Самое главное – приготовить побольше бумаги, чтобы ребенок играл до тех пор, пока не иссякнет интерес, а потом нужно вместе ликвидировать последствия игры с пола.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Причины возникновения и пути преодоления страхов у детей дошкольного возраста"

Все детство пронизано множеством страхов, большинство которых изживают себя с возрастом. Однако страхи, которые подкрепляются неверным воспитанием ребенка, сохраняются порой на всю жизнь. Корни пробле...

Капризы и упрямство дошкольников, их причины, проявление и пути преодоления.

Капризы и упрямство дошкольников, их причины, проявление и пути преодоления.Капризы и  упрямство являются следствием трудностей социализации. Под социализацией понимается то, как ребенок овладева...

"Капризы и упрямство дошкольников, их причины, проявление и пути преодоления"

Капризы и  упрямство являются следствием трудностей социализации. Под социализацией понимается то, как ребенок овладевает определенными способами поведения, усваивает установленные нормы, взаимод...

Консультация для родителей: «ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ПРОФИЛАКТИКА, КОРРЕКЦИЯ».

Консультация для родителей: «ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ПРОФИЛАКТИКА, КОРРЕКЦИЯ».   Агрессивность детей раннего возраста может проявляться в нанес...

Капризы и упрямство дошкольников, их причины, проявление и пути преодоления

Капризы и  упрямство являются следствием трудностей социализации. Под социализацией понимается то, как ребенок овладевает определенными способами поведения, усваивает установленные нормы, взаимод...

«Капризы и упрямство дошкольников, их причины, проявление и пути преодоления».

Капризы детские –особенность поведения ребенка, которая выражается в нецелесообразных и неразумных действиях и поступках, в необоснованном противодействии окружающим, сопротивлении их совет...