Капризы и упрямство дошкольников, их причины, проявление и пути преодоления
консультация (младшая группа)
Капризы и упрямство являются следствием трудностей социализации. Под социализацией понимается то, как ребенок овладевает определенными способами поведения, усваивает установленные нормы, взаимодействует с окружающими.
Психологический словарь под редакцией А.Л. Венгера дает развернутое определение данным понятиям:
Капризы детские – особенность поведения ребенка, выражающаяся в нецелесообразных и неразумных действиях и поступках, в необоснованном противодействии окружающим, сопротивлении их советам и требованиям, в стремлении настоять на своем, иногда небезопасном или абсурдном требовании. Внешними проявлениями капризов детских чаще всего выступают плач и двигательное возбуждение, принимающие в тяжелых случаях форму "истерики".
Упрямство – особенность поведения, в устойчивых формах – черта характера; выступает как дефект сферы волевой индивида, выражаемый в стремлении непременно поступать по-своему, вопреки разумным доводам, просьбам, советам или указаниям других людей. Поведение, характерное активным отвержением индивидом требований других людей, обращенных к нему. При этом поведение переходит из предметного плана в межличностный и получает поддержку от мотивов самоутверждения. Может вызываться чувствами обиды, злобы, гнева, мести… У детей появление упрямства может быть формой протеста, выражающей недовольство необоснованным подавлением развивающейся самостоятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kaprizy.docx | 20.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Советы родителям по возникновению капризов.
Капризы и упрямство являются следствием трудностей социализации. Под социализацией понимается то, как ребенок овладевает определенными способами поведения, усваивает установленные нормы, взаимодействует с окружающими.
Психологический словарь под редакцией А.Л. Венгера дает развернутое определение данным понятиям:
Капризы детские – особенность поведения ребенка, выражающаяся в нецелесообразных и неразумных действиях и поступках, в необоснованном противодействии окружающим, сопротивлении их советам и требованиям, в стремлении настоять на своем, иногда небезопасном или абсурдном требовании. Внешними проявлениями капризов детских чаще всего выступают плач и двигательное возбуждение, принимающие в тяжелых случаях форму "истерики".
Упрямство – особенность поведения, в устойчивых формах – черта характера; выступает как дефект сферы волевой индивида, выражаемый в стремлении непременно поступать по-своему, вопреки разумным доводам, просьбам, советам или указаниям других людей. Поведение, характерное активным отвержением индивидом требований других людей, обращенных к нему. При этом поведение переходит из предметного плана в межличностный и получает поддержку от мотивов самоутверждения. Может вызываться чувствами обиды, злобы, гнева, мести… У детей появление упрямства может быть формой протеста, выражающей недовольство необоснованным подавлением развивающейся самостоятельности.
Период упрямства и капризности начинается примерно с полутора лет. Как правило, эта фаза заканчивается к 3, 5- 4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте тоже возможны. Пик упрямства приходится на 2, 5- 3 года жизни.
Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки. Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей – до 19 раз!
Причины появления капризов:
- Особенности психического развития ребенка: в своем развитии ребенок проходит определенные стадии, так называемые возрасты капризов, связанные с естественным стремлением к самоутверждению и независимости. В норме естественным (хотя и необязательным) является учащение капризов в периоды возрастных кризисов, когда ребенок особенно чувствителен к воздействиям взрослых и их оценкам, трудно переносит запреты на осуществление своих замыслов.
- Смена обстановки. Например, когда у ребенка появляются младшие брат или сестра, малыш чувствует, что перестал быть единственным, и любовь родителей распространяется на кого-то еще. Единственный приемлемый для ребенка способ преодолеть ощущение одиночества — бурный протест, выражающийся в ярких вспышках гнева, злости и агрессии. Недостаток родительской любви — пожалуй, главная причина бесконечных и беспричинных капризов и непослушания.
- Различие природных темпераментов ребенка и взрослых. Часто родители предъявляют к своему ребенку требования, выполнить которые он не может именно в силу своих врожденных психологических особенностей. Даже самый спокойный флегматик начнет капризничать, если вы попытаетесь разговаривать с ним на языке холерика или сангвиника.
- Признак или следствие физического недомогания. Ребенок может капризничать, если его что-то беспокоит, он болен, но сам этого не понимает. Ведь дети не могут чувствовать так, как чувствуют взрослые, что происходит в организме.
Капризы могут быть и на этапе выздоровления ребенка. Когда он уже хочет принимать активное участие в подвижных играх, а ему еще нельзя, необходимо продолжать лечение. Он этого не осознает и начинает капризничать.
- Могут возникнуть капризы и от переутомления, и от перенапряжения, и от перенасыщения впечатлениями. Детский ум и воображение нельзя нагружать множеством развлечений. Даже самые приятные впечатления, но в большом количестве, не приносят ребенку тех удовольствий, на которые рассчитывают взрослые, желая доставить ребенку приятное.
- Недостаток внимания со стороны взрослых или гиперопека. Ребенок хочет привлечь к себе внимание. Он выбрал такой способ пообщаться с вами, потому что ему не хватает вашего общества, любви. Особенно часто капризы по этой причине встречаются у тех детей, которые окружены излишней заботой и вниманием. Этим малыши начинают злоупотреблять уже на бессознательном уровне.
- Реакция на родительский запрет. Капризничая, ребенок хочет добиться чего-то желаемого: подарка, разрешения гулять или еще чего-то, что родители запрещают из каких-то непонятных малышу побуждений.
Подобная реакция может возникнуть, если запрет касается свободы ребенка. Подумайте, сколько раз за день он слышит: «Не бегай, не вертись, не ползай, не шали!»
- Самоутверждение. Ребенок выражает протест против чрезмерной опеки и демонстрирует желание быть самостоятельным. Он должен чувствовать, что его не только опекают и окружают заботой, но и дают право самостоятельного выбора, понимают и уважают его.
- Заласкивание ребенка, потакание всем его прихотям при полном отсутствии разумных требовании к нему (так называемые "капризы баловня").
- Безразличное (мало эмоциональное) или неотчетливо выражаемое отношение к позитивным и негативным образцам поведения и действиям ребенка, отсутствие четкой системы поощрения и наказания ("капризы безнадзорного").
Как вести себя взрослым для преодоления капризов.
- Не говорите при ребенке, что он капризен.
- Ребенку будет интереснее и легче выполнять то, что от него требуют в процессе игры. К примеру, если вы предложите вашему малышу есть или одеваться наперегонки с вами, то ваш малыш станет быстро и с большим желанием есть, одеваться или умываться. Можно также предложить ему, чтобы он сам показал любимой кукле или мишке, как нужно быстро и хорошо умываться.
- Положителен также пример использования метода «естественных наказаний». Например, при долгом сидении за столом и отказе принимать пищу ребенком, вы предупреждаете его о том, что через 30 минут после звонка будильника, вы все убираете со стола, и он ничего больше до ужина не получит. Не страшно, если раз поголодав, он сделает для себя выводы на будущее.
- Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.
- Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
- Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.
- Чаще ставьте себя на место ребенка и смотрите на мир «его глазами».
- Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
- Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!». Ребёнку только этого и нужно.
- Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка!» Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю, и он успокоится.
- Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление «сломить силой авторитета». Спокойный тон общения, без раздражительности.
- Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.
- Хвалите ребенка за поступок, за свершившееся действие. Начинайте сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения. Очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.
- Научитесь хвалить, не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого). О наказаниях необходимо остановиться более подробно.
- Эффективный способ остановить истерику — пятиминутный тайм-аут. Посадите ребенка на стул, стоящий около стены, позаботьтесь о том, чтобы в поле зрения не оказалось ничего интересного. Если он не захочет сидеть, отведите его в комнату и закройте дверь, убедившись при этом, что он не сможет причинить себе вреда. Оставшись наедине с собой, малыш с большой вероятностью справится с истерикой.
- Еще один способ успокоить кричащего ребенка — присоединиться к нему. Начните плакать вместе с малышом и постепенно меняйте тональность, переходя от крика и рева, к хныканью и шмыганью носом. Эффект от подобного «хорового пения» основан на склонности детей к подражанию. Неосознанно имитируя вас, малыш успокоится.
- Многие дети имеют скверную привычку биться головой о стенку или пол, пытаясь таким способом заставить взрослых выполнить их желание. Подобное поведение — притворство или провокация, а потому не стоит обращать на него внимания. Даже у самого маленького ребенка в достаточной степени развит инстинкт самосохранения, так что такими действиями малыш не причинит себе вреда. Лучший способ отучить от этой привычки — игнорировать.
- Если каприз ребенка выражается в нытье, скажите ему: «Когда ты ноешь и хнычешь, я не понимаю ни слова из того, что ты хочешь мне сообщить. Давай поговорим позже, когда ты успокоишься». Как только это произойдет, обязательно похвалите, выразите свое удовлетворение по этому поводу: «Ну, вот, наконец-то мы можем поговорить спокойно».
- Очень важно, чтобы все члены семьи научились бороться с детскими капризами. В противном случае ребенок очень быстро поймет, что того, чего нельзя добиться от папы, можно без особых проблем получить от мамы, а уж если и она устоит перед натиском слез и истерик, то бабушка точно выполнит его желание.
Основные пути предупреждения капризов:
- рациональная организация жизни и всей системы воспитания в семье;
- соблюдение режима дня и достаточное распределение внимания потребностям ребенка, но не чрезмерное;
- последовательность поведения взрослых – за первоначальным отказом – не должна следовать уступка;
- спокойное игнорирование капризов, когда очевидно, что желания ребенка выходят за рамки дозволенного, разумного;
- проявление к детям достаточного внимания, любви, признания, так как капризы иногда носят демонстративный характер и имеют цель привлечь внимание взрослых;
- наполнение жизни ребенка познавательным интересным содержанием.
Упрямство чаще возникает у самолюбивых, обладающих повышенным чувством собственного достоинства, активных и энергичных от природы детей. И у детей избалованных, привыкших к чрезмерному вниманию, излишним уговорам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Капризы и упрямство дошкольников, их причины, проявление и пути преодоления.
Психология, дошкольный возраст....
Консультация для родителей: Капризы и упрямство дошкольников, их причины проявления
УПРЯМСТВО - это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, ...
Капризы и упрямство дошкольников, их причины, проявление и пути преодоления.
Капризы и упрямство дошкольников, их причины, проявление и пути преодоления.Капризы и упрямство являются следствием трудностей социализации. Под социализацией понимается то, как ребенок овладева...
"Капризы и упрямство дошкольников, их причины, проявление и пути преодоления"
Капризы и упрямство являются следствием трудностей социализации. Под социализацией понимается то, как ребенок овладевает определенными способами поведения, усваивает установленные нормы, взаимод...
Консультация для родителей «Капризы и упрямство детей: их причины, проявление»
Консультация для родителей "Капризы и упрямство детей: их причины, проявление"...
Психолог советует Капризы и упрямство дошкольников и причины их проявления
В статье рассматриваются такие психологические состояния, как упрямство и капризы. Упрямство очень близкоек негативизму, это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в нео...
«Капризы и упрямство дошкольников, их причины, проявление и пути преодоления».
Капризы детские –особенность поведения ребенка, которая выражается в нецелесообразных и неразумных действиях и поступках, в необоснованном противодействии окружающим, сопротивлении их совет...