"Влияние русского фольклора на развитие речи детей"
статья по развитию речи (средняя группа)

Гуськова Ирина Владимировна

Статья, посвященная опыту работы с детьми 4-5 лет по теме "Влияние русского фольклора на развитие речи детей"

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Влияние русского фольклора на развитие речи и формирование нравственных основ детей среднего дошкольного возраста".

    Понятие "фольклор" в переводе с английского языка означает - народная мудрость. Фольклор представляет собой словесное, устное художественное творчество, которое возникло в процесс становления, формирования речи человека. Соответственно, переоценить влияние фольклора на развитие ребенка практически невозможно. В процессе общественного развития возникали различные формы и виды устного словесного творчества - фольклора. При этом некоторые виды и жанры фольклора прожили очень длительную жизнь. Как и любое другое творчество, искусство, фольклор способен оказывать значительное влияние на развитие ребенка, при этом в фольклоре заложена мудрость многих поколений народов, а значит влияние народного творчества на развитие ребенка будет только позитивным. В первую очередь, фольклор помогает развивать речь. Чем отличаются многие фольклорные произведения, будь то пословицы, притчи или сказки? Они характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационных нюансов - это не может не отразиться на речи ребенка. Чем раньше вы начнете знакомить малыша с фольклором и чем чаще вы станете это делать, тем больше шансов на то, что ваш ребенок раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции. А между тем, правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив. Это, в свою очередь, приводит к формированию адекватной самооценки, к ощущению того, что нашел свое место в этом мире, к уверенности в себе. Ведь каждый родитель стремится к тому, чтобы его малыш мог быть уверен в себе, в своих силах, а потому имеет смысл знакомить своего ребенка с фольклорными произведениями как можно раньше.

       Одной из фольклорных форм являются поговорки и пословицы, представляющие собой особый вид поэзии, который веками впитывал в себя опыт и мудрость многих поколений. Используя в своей речи поговорки и пословицы, дети могут научиться лаконично, ярко и ясно выражать свои чувства и мысли, научиться окрашивать свою речь, развить умение творчески употреблять слово, образно описывать предметы, давая им яркие и сочные описания. Пословицы и поговорки, обращенные к детям, могут открыть им некоторые правила поведения, моральные нормы. Краткое изречение, полное мудрости и юмора, запоминается детьми и воздействует на них значительно сильнее, чем любые нравоучения и уговоры.

Еще одним интересным жанром фольклора являются загадки, просто и красочно повествующие о конкретных явлениях природы, о животных и птицах, хозяйстве и быте. В них - богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи. Загадки – полезное упражнение для ума.  Придумывание и отгадывание загадок оказывает весьма сильное позитивное влияние на развитие речи ребенка. Загадки обогащают детскую речь за счет многозначности некоторых понятий, помогая замечать вторичные значения слов, а также формируют представление о том, что такое переносное значение слова. Кроме того, правильно подобранные загадки помогут усвоить грамматический и звуковой строй русской речи. Разгадывание загадок позволяет развивать способность к обобщению, анализу, помогает сформировать умение делать самостоятельные выводы, развить умение лаконично и четко выделять наиболее выразительные, характерные признаки явления или предмета.

Известно, что современные люди нередко испытывают недостаток в живом общении. Это и многое другое откладывает отпечаток на развитие наших детей.

Тема фольклора полюбилась нами год назад, когда у нас появились в группе дети трехлетки. Среди них были дети со слаборазвитой речью. У меня встал вопрос с чего начать решение данной проблемы.  Ответ подсказали сами дети. Те, кто не испытывал затруднений в общении с взрослым, демонстрировали интерес к детским иллюстрированным книжечкам, с удовольствием повторяли их содержание. Общение с другими детьми, кто с трудом выражал свои желание с помощью речи, показало, что им тоже интересны, например потешки, которые можно обыгрывать. К концу младшей группы детского сада мы пришли к выводу: фольклорные произведения ( сказки, потешки, игры, прибаутки) очень помогают наладить взаимоотношения с малышами, активизируют общение, оказывают влияние на развитие связной речи малышей. Поэтому на следующий год мы решили не оставлять наш любимый фольклор. Кроме задач по развитию речи мне захотелось обратить внимание на нравственные моменты нашей жизни с помощью фольклора. Я решила знакомить детей с пословицами, обсуждать их значение и применять их в повседневной жизни.

Я разработала проект  для детей средней группы на тему «Наш любимый фольклор». Срок выполнения 1 год.

Цель:  продолжать знакомить с произведениями народного искусства (пословицами и загадками)

Задачи.

*Продолжать работу по формированию интереса к книге

*Подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка;

*Помогать логично и понятно высказывать суждение.

*Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.

      *Учить детей рассказывать: описывать предмет, используя загадку

      *Учить осмысливать некоторые нравственные нормы, используя пословицы.

*Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте.

*Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении используя пословицы и загадки.

В ходе этого проекта мы выполняли следующие мероприятия:

* Беседовали о том, что такое пословица (это мудрые слова) Вспоминали, что такое загадка.

* Рассматривали детскую книгу раскрасок «Пословицы и поговорки».

Рассматривали книги «Загадки»

* Беседовали о дружбе и друзьях, заучивали пословицы, загадывали загадки по названной теме. Раскрашивали раскраски.

* Беседовали о труде и лени, заучивали пословицы по теме. Раскрашивали раскраски

* Заучивали пословицы и загадывали загадки о хлебе.

Раскрашивали раскраски.

* Загадывали загадки о грибах и ягодах. Раскрашивали раскраски.

* Рисовали загадки про осень.

* Составляли картотеку осенних загадок.

*Обсуждали пословицы «Дружба заботой, да подмогой крепка», «Верному другу цены нет» на основе р.н. сказки «Кот, петух и лиса».

* Загадывали загадки о зиме. Раскрашивали раскраски.

* Составляли картотеку любимых загадок.

*«Что посеешь, то и пожнешь». Обсуждали значение пословицы. Беседовали по русской народной сказке «Морозко».

*Составляли картотеку зимних загадок.

* Загадывали загадки о весне.

*«На чужой каравай рот не разевай». Обсуждали значение  пословицы Беседовали по русской народной сказке «Заюшкина избушка».

*«Слезами горю не поможешь». Обсуждали значение пословицы. Беседовали по русской народной сказке «Гуси-лебеди».

* Составляли  картотеку весенних загадок. Провели итоговое мероприятие в форме развлечения с использованием пословиц и загадок. Все эти мероприятия были интересны детям поддерживались их родителями.

Результаты проведенного мониторинга (на начало и на конец года) показывают положительную динамику развития речи детей нашей группы. Это свидетельство того, что наши ожидания от проводимых мероприятий не оказались напрасными. Эта тема нам по-настоящему стала близкой, работу по ней мы продолжим и дальше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы по теме: " Дидактические возможности русского фольклора в развитии речи детей раннего возраста"

Данная презентация показывает как можно использовать народный фольклор в развитии речи детей раннего возраста...

Опыт работы «Дидактические возможности русского фольклора в развитии речи детей раннего возраста»

На переломных этапах истории обостряется самосознание народа, возрастает интерес к своим истокам, корням, культуре, всему тому, что характеризует его самобытность. Что заботило, радовало и тревожило р...

Роль русского фольклора в развитии речи детей

В данном материале раскрывается роль устного народного творчества в развитии реи детей...

Консультация для родителей "Влияние русского фольклора на развитие речи детей".

Чем раньше вы начнете знакомить малыша с фольклором и чем чаще вы станете это делать, тем больше шансов на то, что ваш ребенок раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои ...

"Использование элементов русского фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста" (отчет по самообразованию)

Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в си...

Влияние русского фольклора на развитие речи детей

Понятие "фольклор" в переводе с английского языка означает - народная мудрость. Фольклор представляет собой словесное, устное художественное творчество, которое возникло в процесс становления, формиро...

Консультация для родителей «Влияние русского фольклора на развитие речи детей».

Консультация для родителей «Влияние русского фольклора на развитие речи детей»....