проект для средней группы детского сада "Фольклор"
проект по развитию речи (средняя группа)
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
опыт работы с детьми 4-5 лет по теме"Наш любимый фольклор" | 1.08 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички , потешки , прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные). Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней . Мы работаем по программе Н. Е. Вераксы «От рождения до школы», в которой указано о необходимости знакомить детей с произведениями народного искусства( потешки , сказки, загадки, хороводы,…)
Понятие "фольклор" в переводе с английского языка означает - народная мудрость. Фольклор представляет собой словесное, устное художественное творчество, которое возникло в процесс становления, формирования речи человека. В процессе общественного развития возникали различные формы и виды устного словесного творчества - фольклора. Одной из фольклорных форм являются поговорки и пословицы , представляющие собой особый вид поэзии, который веками впитывал в себя опыт и мудрость многих поколений.. Пословицы и поговорки, обращенные к детям, могут открыть им некоторые правила поведения, моральные нормы. Краткое изречение, полное мудрости и юмора, запоминается детьми и воздействует на них значительно сильнее, чем любые нравоучения и уговоры. Еще одним интересным жанром фольклора являются загадки , просто и красочно повествующие о конкретных явлениях природы, о животных и птицах, хозяйстве и быте. Загадки – полезное упражнение для ума. Придумывание и отгадывание загадок оказывает весьма сильное позитивное влияние на развитие речи ребенка. Загадки обогащают детскую речь за счет многозначности некоторых понятий, помогая замечать вторичные значения слов, а также формируют представление о том, что такое переносное значение слова. Кроме того, правильно подобранные загадки помогут усвоить грамматический и звуковой строй русской речи. Разгадывание загадок позволяет развивать способность к обобщению, анализу, помогает сформировать умение делать самостоятельные выводы, развить умение лаконично и четко выделять наиболее выразительные, характерные признаки явления или предмета.
фольклор Потешки , заклички , прибаутки Хороводные игры Загадки Колыбельные Пословицы и поговорки Формы фольклора И другие
Проблема: как повысить уровень речевой культуры у детей и родителей? Появился проект «Наш любимый фольклор» Вид проекта : познавательный с прикладными целями. Возрастная группа : средняя Сроки: 1год. Цель: продолжать з накомить с произведениями народного искусства (пословицами и загадками) Задачи. *Продолжать работу по формированию интереса к книге . *Помогать логично и понятно высказывать суждение. *Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. *Учить детей рассказывать: описывать предмет, используя метод загадки. *Совершенствовать интонационную выразительность речи. *Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении используя пословицы и загадки. * Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте .
цель: вызвать интерес и внимание к теме. Консультация для родителей по теме. Беседа о том, что такое пословица( это мудрые слова) Вспомнить, что такое загадка 1этап – целеполагание : погружение в проект, обсуждение темы, определение мотивов участия детей и взрослых в предстоящей деятельности Рассматривание детской книги раскрасок «Пословицы и поговорки». Рассматривание книги «Загадки» Цель: формировать интерес к данной теме.
2этап - выбор идей, поиск путей решения проблемы Выбрать формы работы. Выбрать тематику творческих работ.
3этап. выполнение проекта Октябрь Беседа о дружбе и друзьях, заучиваем пословицы, загадываем загадки по названной теме. Раскрашиваем раскраски. Цель: формировать у детей представления о друзьях и дружбе. Беседа о труде и лени, заучиваем пословицы по теме. Раскрашиваем раскраски Цель: формировать представления детей о значении труда для человека, познакомить с пословицами о труде. Заучиваем пословицы и загадываем загадки о хлебе. Раскрашиваем раскраски. Цель: познакомить детей с пословицами и загадками о хлебе . Загадываем загадки о грибах и ягодах. Раскрашиваем раскраски. Цель: познакомить детей с пословицами и загадками о грибах и ягодах . Ноябрь Рисуем загадки про осень. Цель: закрепить признаки осеннего времени года через повторение и рисование знакомых загадок. Составляем картотеку осенних загадок. Обсуждаем пословицы «Дружба заботой, да подмогой крепка», «Верному другу цены нет» на основе р.н. сказки «Кот, петух и лиса». Цель: продолжать формировать представление о дружбе и друзьях, используя знакомую сказку; выучит новые пословицы.
Декабрь Загадываем загадки о зиме. Раскрашиваем раскраски. Цель: познакомить детей с загадками о зиме . Составляем картотеку любимых загадок. Январь « Что посеешь, то и пожнешь». Значение пословицы. Беседа по русской народной сказке « Морозко ». Цель: продолжать формировать представление о значении труда для человека, используя знакомую сказку; выучит новые пословицы. Февраль Составляем картотеку зимних загадок. Март Загадываем загадки о весне Цель: познакомить детей с загадками о весне. «На чужой каравай рот не разевай». Значение пословицы Беседа по русской народной сказке « Заюшкина избушка». Цель: продолжать формировать представление детей о честности, смелости и дружбе, используя знакомую сказку; выучить новые пословицы. Апрель «Слезами горю не поможешь». Значение пословицы. Беседа по русской народной сказке «Гуси-лебеди». Цель: продолжать формировать представление детей о послушании старшим, о вежливом обращении с окружающими, умении исправлять свои ошибки, используя знакомую сказку; выучит новые пословицы. Май . Составляем картотеку весенних загадок.
В ходе проекта использовались: Консультации для родителей беседы выставки Беседы Рассматривание иллюстраций, рисование Заучивание загадок и пословиц Чтение сказок и обсуждение их Обсуждение значения пословиц Заучивание загадок с помощью мнемотаблиц Составление картотек загадок и пословиц Наблюдения Совместная деятельность детей и родителей Пересказ сказок с помощью различных видов театра Праздники-развлечения
Инсценируем Сказку и обсуждаем пословицу
Играем в сказки и в хороводные игры. Загадываем загадки
Обследуем предметы и играем в пальчиковые игры. загадываем загадки
Праздники и развлечения Вспомнили интересные игры
Начало года Середина года Мониторинг по речевому развитию
Литература. 1. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки , детский фольклор. - М.: Учпедгиз , 1957. 2. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки . – М.: Просвещение, 1985. 3. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре. // Дошкольное воспитание . -1986 - №9. 4. Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми . . // Дошкольное воспитание . -1993 - №7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный проект для средней группы детского сада «Мы любим театр!»
Привить детям первичные навыки в области театрального искусства, заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми....
проект для средней группы детского сада "Самая быстрая улитка в мире"
Данный проект поможет детям быстрее и лучше понять строение и значение слуха для человека. К проекту прилагаются конспекты занятий, которые раскрывают все поставленные задачи в проектк. Желаю успехов ...
Проект в средней группе детского сада "Удивительный мир космоса".
Проект формирует целостностную картину мира, обогащает знания детей о космосе и его покорителях, развивает воображение, мелкую моторику рук и конструктивные навыки....
Презентация проекта в средней группе детского сада "Удивительный мир космоса".
Презентация поможет воплощению проекта в педагогической практике....
Художественно-творческий проект для средней группы детского сада «Волшебный цветок для самой лучшей мамы на свете».
Цели и задачи проекта.Привлечь к участию в арт-проекте детей, их пап и дедушек.Во время работы каждая семья изготовит объемный цветок, который будет символизировать нежность. Хрупкость, красоту и друг...
Педагогический проект для средней группы детского сада "Мы помним, мы гордимся!"
Педагогический проект о подготовке к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне....
Познавательно-игровой краткосрочный детско-взрослый проект в средней группе детского сада
Познавательно-игровой краткосрочный детско-взрослый проектв средней группе детского сада...