опыт работы с детьми 4-5 лет по теме "Наш любимый фольклор"
проект по развитию речи (средняя группа)

Гуськова Ирина Владимировна

Важнейшим  источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Влияние русского народного фольклора на развитие речи детей среднего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №33 «Золотая рыбка» Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории Гуськова И.В. Кстово 2020 год

Слайд 2

Актуальность Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички , потешки , прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные). Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней . Мы работаем по программе Н. Е. Вераксы «От рождения до школы», в которой указано о необходимости знакомить детей с произведениями народного искусства( потешки , сказки, загадки, хороводы,…)

Слайд 3

Понятие "фольклор" в переводе с английского языка означает - народная мудрость. Фольклор представляет собой словесное, устное художественное творчество, которое возникло в процесс становления, формирования речи человека. В процессе общественного развития возникали различные формы и виды устного словесного творчества - фольклора. Одной из фольклорных форм являются поговорки и пословицы , представляющие собой особый вид поэзии, который веками впитывал в себя опыт и мудрость многих поколений.. Пословицы и поговорки, обращенные к детям, могут открыть им некоторые правила поведения, моральные нормы. Краткое изречение, полное мудрости и юмора, запоминается детьми и воздействует на них значительно сильнее, чем любые нравоучения и уговоры. Еще одним интересным жанром фольклора являются загадки , просто и красочно повествующие о конкретных явлениях природы, о животных и птицах, хозяйстве и быте. Загадки – полезное упражнение для ума. Придумывание и отгадывание загадок оказывает весьма сильное позитивное влияние на развитие речи ребенка. Загадки обогащают детскую речь за счет многозначности некоторых понятий, помогая замечать вторичные значения слов, а также формируют представление о том, что такое переносное значение слова. Кроме того, правильно подобранные загадки помогут усвоить грамматический и звуковой строй русской речи. Разгадывание загадок позволяет развивать способность к обобщению, анализу, помогает сформировать умение делать самостоятельные выводы, развить умение лаконично и четко выделять наиболее выразительные, характерные признаки явления или предмета.

Слайд 4

фольклор Потешки , заклички , прибаутки Хороводные игры Загадки Колыбельные Пословицы и поговорки Формы фольклора И другие

Слайд 5

Проблема: как повысить уровень речевой культуры у детей и родителей? Появился проект «Наш любимый фольклор» Вид проекта : познавательный с прикладными целями. Возрастная группа : средняя Сроки: 1год. Цель: продолжать з накомить с произведениями народного искусства (пословицами и загадками) Задачи. *Продолжать работу по формированию интереса к книге . *Помогать логично и понятно высказывать суждение. *Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. *Учить детей рассказывать: описывать предмет, используя метод загадки. *Совершенствовать интонационную выразительность речи. *Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении используя пословицы и загадки. * Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте .

Слайд 6

цель: вызвать интерес и внимание к теме. Консультация для родителей по теме. Беседа о том, что такое пословица( это мудрые слова) Вспомнить, что такое загадка 1этап – целеполагание : погружение в проект, обсуждение темы, определение мотивов участия детей и взрослых в предстоящей деятельности Рассматривание детской книги раскрасок «Пословицы и поговорки». Рассматривание книги «Загадки» Цель: формировать интерес к данной теме.

Слайд 7

2этап - выбор идей, поиск путей решения проблемы Выбрать формы работы. Выбрать тематику творческих работ.

Слайд 8

3этап. выполнение проекта Октябрь Беседа о дружбе и друзьях, заучиваем пословицы, загадываем загадки по названной теме. Раскрашиваем раскраски. Цель: формировать у детей представления о друзьях и дружбе. Беседа о труде и лени, заучиваем пословицы по теме. Раскрашиваем раскраски Цель: формировать представления детей о значении труда для человека, познакомить с пословицами о труде. Заучиваем пословицы и загадываем загадки о хлебе. Раскрашиваем раскраски. Цель: познакомить детей с пословицами и загадками о хлебе . Загадываем загадки о грибах и ягодах. Раскрашиваем раскраски. Цель: познакомить детей с пословицами и загадками о грибах и ягодах . Ноябрь Рисуем загадки про осень. Цель: закрепить признаки осеннего времени года через повторение и рисование знакомых загадок. Составляем картотеку осенних загадок. Обсуждаем пословицы «Дружба заботой, да подмогой крепка», «Верному другу цены нет» на основе р.н. сказки «Кот, петух и лиса». Цель: продолжать формировать представление о дружбе и друзьях, используя знакомую сказку; выучит новые пословицы.

Слайд 9

Декабрь Загадываем загадки о зиме. Раскрашиваем раскраски. Цель: познакомить детей с загадками о зиме . Составляем картотеку любимых загадок. Январь « Что посеешь, то и пожнешь». Значение пословицы. Беседа по русской народной сказке « Морозко ». Цель: продолжать формировать представление о значении труда для человека, используя знакомую сказку; выучит новые пословицы. Февраль Составляем картотеку зимних загадок. Март Загадываем загадки о весне Цель: познакомить детей с загадками о весне. «На чужой каравай рот не разевай». Значение пословицы Беседа по русской народной сказке « Заюшкина избушка». Цель: продолжать формировать представление детей о честности, смелости и дружбе, используя знакомую сказку; выучить новые пословицы. Апрель «Слезами горю не поможешь». Значение пословицы. Беседа по русской народной сказке «Гуси-лебеди». Цель: продолжать формировать представление детей о послушании старшим, о вежливом обращении с окружающими, умении исправлять свои ошибки, используя знакомую сказку; выучит новые пословицы. Май . Составляем картотеку весенних загадок.

Слайд 10

В ходе проекта использовались: Консультации для родителей беседы выставки Беседы Рассматривание иллюстраций, рисование Заучивание загадок и пословиц Чтение сказок и обсуждение их Обсуждение значения пословиц Заучивание загадок с помощью мнемотаблиц Составление картотек загадок и пословиц Наблюдения Совместная деятельность детей и родителей Пересказ сказок с помощью различных видов театра Праздники-развлечения

Слайд 11

Инсценируем Сказку и обсуждаем пословицу

Слайд 12

Играем в сказки и в хороводные игры. Загадываем загадки

Слайд 13

Обследуем предметы и играем в пальчиковые игры. загадываем загадки

Слайд 14

Праздники и развлечения Вспомнили интересные игры

Слайд 15

Начало года Середина года Мониторинг по речевому развитию

Слайд 16

Литература. 1. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки , детский фольклор. - М.: Учпедгиз , 1957. 2. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки . – М.: Просвещение, 1985. 3. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре. // Дошкольное воспитание . -1986 - №9. 4. Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми . . // Дошкольное воспитание . -1993 - №7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы с детьми на тему: "Музыка и физическая культура"

Большое число современных направлений занятий физической культурой и новых видов спорта предполагает использование музыкального сопровождения. Музыка, предназначена для направленного стимулирования фи...

опыт работы с детьми и родителями

В период дошкольного возраста, у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья. Занятия на улице: круглый год....

Мой опыт работы с детьми по использованию малых форм фольклора

Методика использования малых форм фольклора в речевомразвитии ребёнка....

Опыт работы с детьми раннего возраста.

Раннее детсво - это важнейший период в становлении личности ребенка. В этот период происходит формирование основных функций нервной системы,  и прежде всего функций коры головного мо...

Опыт работы с детьми старшей группы в трудовой деятельности: «Дежурство»

 Опыт работы с детьми старшей группы  в трудовой деятельности:  «Дежурство»  Приготовила:  Снеткова Елена Геннадьевна воспитатель, первая квалификационная категори...

Социально - коммуникативное развитие дошкольников через изодеятельность. Из опыта работы.Опыт работы с детьми

Опыт работы с детьми показывает, что занятие художественно - творческой деятельностью создают основу для полноценного, содержательного общения между детьми и взрослыми, помогает детям усвоить и закреп...

Из опыт работ с детьми раннего возраста "Использование элементов театрализованной деятельности с детьми раннего возраста".

В период раннего детства маленький ребенок активно познаёт окружающий мир. В детском саду он приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Возможности организ...