конспект занятия по развитию речи " мир народных промыслов"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект
по развитию речи
На тему: «Мир народных промыслов» для детей подготовительной группы.
Цель: познакомить с народными промыслами (гжель, хохлома), развивать умения у детей составлять рассказ-описание с опорой на схему.
Задачи:
Коррекционные:
1.Способствовать формированию грамматического строя речи.
Совершенствовать умения отвечать на вопросы кратко и полно.
Образовательные
2. Пробудить интерес к народному промыслу. Обобщить знания и умения: умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, гжельской (понимание детьми характерных особенностей изделий различных народных промыслов)
3. Расширять словарь по теме «Народные промыслы».
Развивающие:
1. Способствовать развитию связной речи дошкольников, развитию зрительного внимания и восприятия, мышления, творческого воображения, тактильных ощущений.
2. Способствовать развитию познавательных процессов путём их постоянной активизации в процессе занятия.
3. Развивать интерес детей к разнообразию русских народных промыслов.
4. Способствовать развитию диалогической речи – самостоятельных полных ответов на поисковые вопросы.
Воспитательные:
1.Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастеров русского народа.
2. Воспитывать умение слушать друг друга до конца, не перебивая.
Предварительная работа: тематические беседы: «Матрешки», «Гжель»,
«Золотая хохлома», проведение экскурсий по выставкам и музеям,
созданными в других группах, рассматривание альбомов и наглядно демонстрационного материала, создание в группе мини – музея «Народные промыслы».
Оборудование: гжельские сувениры, хохломская посуда, корзинка, фонограмма песни «Матрешки», запись пальчиковой гимнастики Железновы тренажер для глаз Базарного В.Ф., наглядные пособия о этапах изготовления гжели, опорные схемы-картинки для составления рассказа, листы ф. А5 с изображением матрешки, карандаши подставки для карандашей, указка.
Ход образовательной деятельности
- I. Логопед: ребята, посмотрите, к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются)
- Сегодня нас ждет много интересного, мы будем знакомиться с народными промыслами, отгадаем загадку, поиграем и попробуем составлять описательные рассказы о народных промыслах. Я хочу, чтобы у вас все получилось!
Логопед: ребята, посмотрите у меня для вас кое-что есть. Отгадайте мою загадку.
Я народная игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек.
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская….(матрёшка)
Логопед: я сегодня к вам пришла не с пустыми руками, а с подарочками. (Показать на фигурки и сувениры народных промыслов: хохлома, гжель). Наряду с другими промыслами матрешка стала символом России.
- Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра,
Чтоб сказать, что есть в России чудо – люди – мастера!
- Сегодня мы с вами будем знакомиться с этими народными промыслами и попробуем составлять о них описательные рассказы.
Беседа о гжели.
Логопед: первое из того, что я хочу вам рассказать это – сказочная гжель так называют удивительно красивую керамику из белоснежной глины.
Показ презентации.
•Назовите, что это за промысел?
•Из чего делают гжель?
• Почему Гжель называют сине-голубой?
•Какие изделия расписывают гжелью?
• Какой основной узор используют гжельские мастера?
Физкультминутка
Наши синие цветы распустили лепестки, (дети встают со стульчиков, поднимают руки вверх)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. (качают руками вправо-влево)
Наши синие цветы закрывают лепестки, (соединяют руки над головой)
Тихо засыпают, головой качают. (руки под щеку, затем качают головой)
Завтра утром все цветки
Вновь распустят лепестки. (снова руки вверх и покружиться)
Дыхательная гимнастика «Вырасти большой»
Когда цветы растут, они тянутся высоко (стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох)
А когда их срывают они опускаются (опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 3-4 раз).
Логопед: а о второй росписи, я хочу спросить у вас, с ней мы уже знакомились и это золотая хохлома. Давайте подойдем к столу посмотрите и ответьте мне:
• Почему хохлому называют золотой? (много желтого цвета)
• Из чего сделаны эти изделия? (из дерева, липы)
• Какие цвета использует художник в этой росписи? (4 цвета – красный, зеленый, желтый, черный).
• Какие узоры присутствуют в этой росписи? (растительный орнамент – ягодки, листочки, травка, кустики, завитки).
• Что расписывают этой росписью? (мебель, посуду, шкатулки)
Мастера любят расписывать посуду и мы давайте с вами поиграем в игру – я буду называть вам посуду, а вы мне будете называть ее ласково.
Игра «Назови ласково»
тарелка – тарелочка; ваза – вазочка; ложка – ложечка; чайник – чайничек; миска – мисочка; кувшин – кувшинчик; стакан – стаканчик; шкатулка – шкатулочка; игрушка – игрушечка; сувенир – сувенирчик; чашка – чашечка.
Давайте попробуем сделать чашечку.
Артикуляционная гимнастика:
«Чашечка»
Мы чаек горячий будем пить на даче.
Чашечку мы держим крепче, крепче, крепче
«Вкусное варенье»
А с чаем мы сегодня ели вкусное варенье,
А теперь по кругу мы оближем губы
Мы с вами познакомились с Гжелью, вспомнили Хохлому.
Логопед: а сейчас я вам предлагаю рассказать про роспись, которая наиболее понравилась, опираясь на опорные картинки? Но сначала послушайте, как сделаю это я.
План:
1. Я хочу рассказать про гжель.
2. Ее делают из глины.
3. Для гжельской росписи используют всего 2-а цвета: белый и синий и все его оттенки.
4. Основные узоры – растительные (гжельская роза, цветы, но могут быть и деревья, птицы и рыбы).
5. Расписывают гжелью посуду, игрушки и сувениры.
Теперь давайте вы попробуете по цепочке рассказать про хохлому
План:
1. Я хочу рассказать про хохлому.
2. Ее делают из дерева.
3. Для хохломской росписи используют 4 цвета: золотой, красный, черный, зеленый, иногда коричневый.
4. Основные узоры растительные – травка, листочки, кустику, ягодки, цветы, завитки
5. Расписывают хохломской росписью посуду, шкатулки и мебель.
Чем отличается Гжель от Хохломы (спросить всех)
А кто хочет составить полный рассказ про Гжель или Хохлому, а остальные внимательно слушают и если надо потом дополнят рассказ. Стараемся говорить полными предложениями. (один про гжель, другой про хохлому).
II. Логопед: Мы много смотрели с вами и наши глаза устали, давайте сделаем гимнастику, чтобы они отдохнули. (проводится гимнастика для глаз по тренажеру Базарного В.Ф.)
Логопед: Я для вас еще один подарок приготовила, нарисовала вам матрешек, но некоторые линии не четкие, помогите их закончить.
Подходите к столам и занимайте свои места. Перед началом работы давайте разомнем наши пальчики
Пальчиковая гимнастика Железновых (аудиозапись).
Работа за столами. Соедини по точкам.
Этих матрешек вы можете раскрасить во второй половине дня, кто-то используя элементы Гжели, кто-то Хохломы.
III. Логопед:
• Понравилось вам наше занятие?
• Чем мы сегодня занимались?
• Что вам понравилось больше всего?
Наше занятие закончено. Большое спасибо, вы все молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи "Устное народное творчество"
Занятие для детей старшего и подготовительного к школе возраста. Дети учатся составлять сказку по серии картинок и пересказывать....
Конспект занятия по развитию речи: "Устное народное творчество. Колыбельные"
Занятие продолжает знакомство детей с малыми жанрами русского детского фольклора - колыбельными песнями. В ходе занятия дети сравнивают авторские и народные колыбельные песни; работают над значе...
Конспект занятия по развитию речи. Русская народная сказка "Теремок"
Цель: Знакомство детей с русской народной сказкой "Теремок". Инсценировка сказки.Задачи: - продолжать работу обогащению словаря детей, активизировать в речи детей прилагательные. п...
Конспект занятия по развитию речи "Русская народная сказка "Репка" во второй младшей группе
Конспект...
Конспект занятий по развитию речи "Русские народные сказки"
Конспект занятий по развитию речи "Русские народные сказки" для старшей группы 5-6 лет...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи " Русские народные промыслы" в старшей группе
Знакомство с русскими народными промыслами ( Гжель, Хохлома. Городецкая роспись. матрешки).Развитие познавательной активности, логического мышления.Воспитание уважительного отношения к труду мастеров....
Конспект занятия по развитию речи "Русские народные игрушки"
Расширять представления детей о народной игрушке, народных промыслах и народных играх через малые фольклерные жанры....