Консультации для родителей "Приемы обучения детей рассказыванию"
консультация (старшая группа) на тему
Приемы обучения детей для развития связной речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsii_dlya_roditeley.docx | 22.34 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РАССКАЗЫВАНИЮ
План.
- Рассказывание как средство обучения связной речи.
- Приемы:
а) совместное рассказывание;
б) образец рассказа;
в) анализ образца рассказа;
г) план рассказа;
д) коллективное составление рассказа (подгруппами, по частям);
е) моделирование (виды моделей);
ж) оценка детских монологов.
Средством обучения связной речи является рассказывание детей. В трудах Е.И.Тихеевой, Е.А.Флериной, М.М.Кониной, О.И.Соловьевой и др. показана роль рассказывания в развитии связной детской речи, раскрыто своеобразие использования приемов обучения разным видам монологической речи. В многолетней практике выделены следующие приемы:
Совместное рассказывание – это совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. В младшей группе – в индивидуальной форме, а в средней старшей группе – со всеми детьми. Воспитатель планирует высказывание, задает его схему, называя начало предложения, подсказывает последовательность, способы связи (жила-была…, однажды… и т.д.). Совместное рассказывание с драматизацией разных сюжетов. Постепенно дети подводятся к несложным импровизациям.
Образец рассказа – это краткое живое описание предмета или изложение какого-либо события, доступное детям для подражания и заимствования. Широко применяется на начальных этапах обучения. Образец подсказывает ребенку примерное содержание, последовательность и структуру монолога, его объем, облегчает подбор словаря, грамматических форм, способов внутритекстовой связи.
Образец показывает примерный результат, которого должны достичь дети. Он должен быть кратким, доступным и интересным по содержанию и форме, живым и выразительным. Образец следует произносить четко, в умеренном темпе, достаточно громко. Содержание образца должно иметь воспитательную ценность. Образец используется в начале занятия и по его ходу для коррекции детских рассказов.
Анализ образца рассказа привлекает внимание детей к последовательности и структуре рассказа. Этот прием направлен на ознакомление детей с построением разных типов монологов, он подсказывает им план будущих рассказов.
План рассказа – это 2-3 вопроса, определяющие его содержание и последовательность. План рассказа используется во всех видах рассказывания. При описании игрушек, предметов он помогает последовательному выполнению деталей, признаков и качеств, а в повествовании – отбору фактов, описанию героев, места и время действия, развитию сюжета. В рассказывании из опыта вопросы в виде плана помогают вспомнить и воспроизвести события в определенном порядке. В творческом рассказывании план облегчает решение творческой задачи, активизирует воображение и направляет мысль ребенка. В старшей группе дети могут допускать отклонения от плана, воспитатель постепенно приучает их к определенной последовательности в рассказе, обращает внимание на нарушение логики, неполноту рассказа. В подготовительной группе дети могут воспроизводить план и контролировать следование ему рассказчиками. План рассказа может сопровождаться его коллективным обсуждением.
Коллективное составление рассказа используется в основном на первых этапах обучения рассказыванию. Воспитатель начинает предложение, а дети продолжают. В процессе последовательного обсуждения плана дети вместе с воспитателем отбирают наиболее интересные высказывания и объединяют их в целостный рассказ. Воспитатель повторяет весь рассказ целиком, вставляя и свои фразы, затем рассказ повторяют дети.
Другой разновидностью этого приема является составление рассказа подгруппами (серии сюжетных картинок в рассказывании на свободную тему).
Составление рассказа по частям – это, когда каждый из рассказов создает часть текста (серия сюжетных картинок). Этот прием используется при описании многоэпизодных картинок, в рассказывании из коллективного опыта, когда легко выделить отдельные объекты, подтемы.
Моделирование используется в старшей подготовительной к школе группах. Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта. Используются разные виды моделей ( круг, разделенный на 3 неравные подвижные части, каждая из которых изображает начало, основную часть и конец рассказа). Сначала модель выступает как изображение структуры воспринимаемого текста, а затем как ориентир для самостоятельного составления рассказа (исследование Н.Г.Смольниковой).ориентиром для последовательного, логичного описания игрушек, натуральных предметов, времен года могут выступать также схемы, отражающие посредством определенной символики основные микротемы описания (статья Т.Ткаченко «Использование схем в составлении описательных рассказов. Д/в. – 1990 - № 10). Можно использовать абстрактные символы для замещения слов и словосочетаний, стоящих в начале каждой части повествования или рассуждения (геометрические формы: кружок – начало рассказа, прямоугольник – основная часть, треугольник – концовка). Функции заместителям детям объясняются. Сначала они обучаются конструированию таких моделей на готовых известных текстах, затем учатся воспринимать, анализировать и воспроизводить новые тексты с опорой на модель и, наконец, сами создают свои рассказы и рассуждения с опорой на картинки – заместители. Широкую известность приобрели работы Л.А.Венгера и его учеников по проблемам моделирования в различных видах деятельности.
Для обучения связной речи используются схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. Сначала создаются картинно-схематический план смысловой последовательности частей прослушанных текстов художественных произведений. Затем осуществляется обучение умениям строить модель из готовых элементов в виде карточек с нарисованными заместителями персонажей, которые соединены между собой стрелками. Далее дети придумывают рассказы и сказки по предложенной модели. Постепенно у ребенка формируются обобщенные представления о логической последовательности текста, на которые он ориентируется в самостоятельной речевой деятельности.
Оценка детских монологов направлена на анализ раскрытия ребенком темы рассказа, его последовательности, связности, выразительных средств языка. Оценка носит обучающий характер. Прежде всего воспитатель подчеркивает достоинства рассказа, чтобы все дети могли на них учиться. В младшей и средней группах оценка носит поощрительный характер, а в старших группах указывает на недостатки, чтобы дети знали, чему им еще предстоит научиться. К анализу рассказов в старшей и подготовительной группах привлекаются дети. Таким образом, приемы обучения дошкольников рассказыванию многообразны. Методика их использования изменяется на разных этапах обучения и зависит от вида рассказывания, от стоящих задач, от уровня умений детей, от их активности, самостоятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для молодых воспитателей "Обучение детей рассказыванию по картине"
Наблюдая организованную деятельность молодых педагогов с детьми, сделала вывод, что они испытывают трудности в обучении дошкольников рассказыванию по картине. В этой консультации дана методика проведе...
Консультация для воспитателей "Обучение детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию по картинам"
Консультация для воспитателей...
Консультация для родителей «Обучение детей рассказыванию»
Овладения связной речью – сложный и длительный процесс. Развитие связной речи играет большую роль в развитии ребенка. При обучении детей составлению сказок формируются такие психические процессы...
Консультация для педагогов «Обучение детей рассказыванию с использованием мнемотаблиц"
Главный инструмент нашего разума — это память. Память — это связь прошлого с настоящим и будущим, процесс сохранения прошлого опыта, дающий возможность его повторного использования. Для то...
Консультация для родителей - Обучение детей рассказыванию
Консультация для родителей...
Консультация для педагогов: "Обучение детей рассказыванию"
Учить детей рассказывать – это формировать его связную речь. У детей развитие связной речи осуществляется на занятиях и в повседневной жизни. Коллеги, полезная и интересная консультация для Вас!...
Консультация для воспитателей «Обучение детей рассказыванию»
Воспитатель должен научить детей рассказывать о событиях из их собственной жизни: описывать вещи, растения, животных или заменяющие их игрушки; рассказывать об изобр...