картотека
картотека по развитию речи
Предварительный просмотр:
Д/и «Придумай фразу»
Цель.
Развитие фразовой речи. Правильное построение предложений.
Оборудование.
Сюжетные картинки «Что мы делаем?»
Описание игры.
Показывается сюжетная картинки. Педагог придумывает по ней кроткую фразу, затем предлагает детям дополнить её одним новым словом. Каждый вызванный ребёнок дополняет её ещё на одно слово. Выигрывает тот, кто придумает последнее слово к предложению и произнесёт всю фразу правильно.
Д/и «Обгони»
Цель.
Развитие ритмичной и выразительной речи. Воспитание координированного движения
Описание игры.
Дети сидят на стульчиках. Напротив в 10-15 шагах один стул. Выбираются двое водящих с помощью считалочки. Они становятся напротив стула. Педагог вместе со всеми детьми произносит стихотворение:
Девочке на ручку бабочка села.
Девочка бабочку поймать не успела.
После слов «поймать не успела» водящие бегут к стульчику. Кто успеет сесть на него первым, тот и выиграл.
Можно использовать другой вариант:
Бабка сеяла горох,
Уродился он неплох.
Уродился он густой…
Мы помчимся, ты постой.
Д/и «Светофор»
Цель.
Закрепление представлений о правилах уличного движения.
Оборудование.
3 картонных круга диаметром 15 см.: зелёный, красный, желтый; мел или палочка.
Описание игры.
Перед началом игры педагог рассказывает о назначении светофора и правилах уличного движения. Затем дети разучивают стихотворение «Светофор»:
Красный – ясно,
Путь опасный.
Желтый – тоже
Подожди!
А зелёный впереди –
Проходи!
Затем педагог мелом на полу или палочкой на земле чертит дорогу и переход. Около перехода становится водящий с кружками. Дети стоя в шеренге по одному, несколько раз переходят дорогу туда и обратно, если водящий показывает зелёный круг. Затем водящий поднимает красный круг. Дети останавливаются и произносят первые две строчки стихотворения хором. Красный круг сменяется жёлтым. В этом случае они произносят следующие две строчки стихотворения. И, наконец, загорается зелёный свет. Дети произносят последние две строчки. Если кто-то из детей не успеет перейти за время произнесения двух последних строчек, водящий спрашивает: «Где ты был до сих пор?». Опоздавший отвечает: «Задержал светофор»
Д/и «Кто это?»
Цель.
Закрепить понятия по теме: «Животные и птицы». Формирование правильного звукопроизношения.
Оборудование.
Картинки с изображениями животных и птиц.
Описание игры.
Педагог держит в руках несколько картинок с изображением животных и птиц. Ребёнок вытягивает одну картинку так, чтобы остальные дети не видели. Он подражает крику животного и его движениям, а остальные дети должны угадать, какое это животное.
Д/и «Лягушка»
Цель.
Узнать товарища по голосу
Описание игры.
Дети стоят в кругу, а один с завязанными глазами стоит внутри круга и говорит:
Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки,
Увидала комара,
Закричала…
Тот, на кого он указал в этот момент, говорит: «Ква-ква-ква». По голосу водящий должен определить, кто лягушка.
Д/и «Кто внимательнее?»
Цель.
Активизация словаря, автоматизация разных звуков.
Оборудование.
Картинки на определённый звук
Описание игры.
Дети сидят за столами. Педагог говорит: «Сейчас я покажу картинки и назову их, а вы подумайте и назовите, какой звук встречается во всех произнесённых словах. Кто угадает, тот поднимет руку. Затем педагог показывает и называет картинки, которые начинаются со звука [c]. Дети говорят [c]. Правильно, назовите их. Потом дети сами должны придумать слова с этим звуком.
Д/и «Звенит-жужжит»
Цель.
Дифференциация звуков [з], [ж]
Описание игры.
Выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Оставшиеся дети придумывают каждый по одному слову, в названии которого есть звук [з] или [ж]. Водящий, вернувшись, подходит к каждому ребёнку и тот говорит ему своё слово. Если водящий слышит в слове звук [з], то он говорит: «Звенит», если слышит звук [ж], то говорит: «Жужжит». Оцениваются и ответы водящего и придуманные детьми слова.
Д/и «Тише, тише, Маша пишет!»
Цель.
Автоматизация звука [ш] в предложениях.
Описание игры.
Дети, взявшись за руки, ходят вокруг Маши или Миши и тихо говорят:
Тише, тише, Маша пишет,
Наша Маша долго пишет,
А кто Маше помешает,
Того Маша догоняет!
После этих слов дети бегут в «домик». А тот, кого Маша осалит, должен придумать и сказать слово со звуком [ш]. Затем выбирают новую Машу.
Д/и «Жуки»
Цель.
Автоматизация звука [ж] в связном тексте
Описание игры.
Дети (жуки) сидят в своих домиках (на стульях) и говорят:
Я жук, я жук, я тут живу,
Жужжу, жужжу, ж-ж-ж
По сигналу педагога жуки летят на поляну. Там они летают, греются на солнышке и жужжат: ж-ж-ж. По сигналу: «Дождь!», жуки летят в домики.
Д/и «Жадный кот»
Цель.
Дифференциация звуков [ш] и [ж]
Описание игры.
Выбирают водящего, он кот. Кот садится в угол и говорит:
Я ужасно жадный кот,
Всех мышей ловлю и в рот.
Остальные дети – мышки. Они проходят мимо кота и испуганно дважды шепчут:
Тише, тише, кот всё ближе.
С последними словами кот выскакивает и ловит мышей. Кто попался коту в лапы, должен произнести слова «тише» и «ближе». Затем роль кота передаётся другому ребёнку.
Д/и «Чижик»
Цель.
Автоматизация звука [ч] и дифференциация звуков [ч] – [ж].
Описание игры.
Один ребёнок – кошка. Остальные дети – чижики. Они занимают часть площадки, которая обведена мелом. Это клетка. Другая часть площадки свободна. Педагог говорит:
Чижик в клеточки сидел,
Чижик в клеточке громко пел:
«Чу-чу-чу, чу-чу-чу,
Я на волю улечу»
После этих слов чижики взмахивают крыльями и летят к свободной части площадки, произнося слова:
Чу-чу-чу, чу-чу-чу,
Я на волю улечу.
Появляется кошка, и чижики летят в свою клетку, кошка их ловит.
Д/и «Разведчики»
Цель.
Автоматизация звука [щ] в словах и фразах
Оборудование
Щётка, игрушечный щенок, щепка, ящик, плащ, клещи.
Описание игры.
Педагог усаживает детей полукругом и говорит, что они будут играть в «разведчиков». Детям показывают предметы, которые будут спрятаны. Их нужно найти. Для поисков выделяют группу «разведчиков», которые должны найти предмет и назвать его. Тот, кто отыскал и назвал предмет правильно, получает значок разведчика.
Д/и «Лиса»
Цель.
Автоматизация звука [с] в тексте
Описание игры.
Ребёнок (лиса) сидит за кустом, у него жгут. Остальные дети – куры. Куры гуляют по полю, клюют зёрна и червяков. Куры приговаривают:
Лиса близко притаилась –
Лиса кустиком прикрылась.
Лиса носом повела –
Разбегайтесь кто куда!
При слове «разбегайтесь», лиса выбегает и ловит кур. Тот, кого поймает - становится лисой.
Д/и «Назови картинку»
Цель.
Автоматизация звуков [з] и [з’] в словах и предложениях
Оборудование
Картинки на заданные звук.
Описание игры.
Дети сидят за столами. На столе у педагога лежит стопка картинок рисунками вниз. У каждого ребёнка такие же парные картинки. Педагог вызывает кого-нибудь из детей и просит его взять из стопки верхнюю картинку, показать ребятам и назвать. Тот, у кого есть такая же картинка, показывает её ребятам и называет. Игра продолжается до тех пор, пока не будут разобраны все картинки
Д/и «Будильник»
Цель.
Автоматизация звука [р]
Описание игры.
Все дети ложатся спать (сидят на стульчиках). Один ребёнок – будильник. Педагог говорит, в котором часу надо детей разбудить, и начинает медленно считать. Когда он произнесёт назначенное для подъёма время, будильник начинает трещать: «Р-р-р». Все дети встают.
Д/и «Пила»
Цель.
Автоматизация звуков [л], [л’] в тексте
Описание игры.
Дети парами, взявшись руками крест – накрест, пилят дрова и говорят:
Запилила пила,
Зажужжала, как пчела,
Отпилила кусок,
Наскочила на сучок,
Лопнула и стала,
Начинай с начала.
Образовав новые пары, дети продолжают игру.
Д/и «А что там?»
Цель.
Автоматизация звуков [я], [е], [ю], [ё], [й] в словах и фразах
Оборудование
Широкая коробка; пуговица; сюжетные картинки: мальчик пьёт, мама шьёт, дети поют, птица вьёт гнездо, собака лает, дети купаются, мама моет доску, дети копают ямку, дети сажают дерево и т.п.
Описание игры.
Сюжетные картинки укладывают изображением вниз. Ребёнок осторожно бросает пуговицу в коробку и открывает ту картинку, на которую упала пуговица. По этой картинке он составляет предложение. За правильный ответ – фишка. Побеждает тот, у кого больше фишек.
Д/и «Узнай по интонации»
Цель.
Развитие выразительности речи и мимики
Описание игры.
Каждый ребёнок изображает или больного, или сердитого, или весёлого, или удивлённого человека. При этом нужно произносить с определённой интонацией коротенькие слова:
Ай-ай-ай!
Ой-ой-ой!
Ах! Ах! Ах!
Ох! Ох! Ох!
Остальные дети должны отгадать по выражению лица, позе и интонации говорящего, кого он изображает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...
Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.
Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...
Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр
Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...
Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр
Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...
Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.
Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....
Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...