Автоматизируем звуки методически грамотно!
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Серкунова Клара Рауфовна

Вслед за постановкой чистого, устойчивого звука учитель-логопед занимается автоматизацией (закреплением) правильного произношения, а так же привлекает к этому процессу воспитателей в непосредственно образовательной деятельности и родителей в домашних условиях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avt-ya_v_svyaznoy_rechi.docx14.53 КБ

Предварительный просмотр:

Автоматизируем звуки методически грамотно!

   Неправильное произношение у детей бывает  самостоятельным дефектом речи, либо является  составной частью более сложных нарушений, таких как дизартрия, общее недоразвитие речи и т. д. Только при совместной работе логопеда, воспитателей и родителей коррекционный эффект оказывается наиболее эффективным!

        Вслед за постановкой чистого, устойчивого звука учитель-логопед занимается автоматизацией (закреплением) правильного произношения, а так же привлекает к этому процессу воспитателей в непосредственно образовательной деятельности и родителей в домашних условиях.

         Автоматизируется звук в строго определенной последовательности: в слогах, словах, предложениях, стихах и, наконец,  в рассказах. В данной консультации я остановлюсь на автоматизации звуков в связной речи. Рассказы – это вид связной речи, наиболее близкий к разговорному (в отличии от стихов). Воспроизведя рассказы, ребенок окончательно закрепляет поставленный учителем-логопедом звук, а затем переносит его в самостоятельное высказывание.

           Очень важно, чтобы ребенок повторял и заучивал рассказы дословно. В противном случае, произвольно пересказывая текст, ребенок может употребить слова, в составе которых звуки еще не скорректированы. Для эффективности коррекционной работы сложные звуки следует вводить в заучиваемые тексты постепенно, по мере их уточнения.

           При работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, а так же нарушения звукопроизносительной стороны речи, когда автоматизация одного или группы звуков может длиться длительное время (от нескольких месяцев и до двух лет), постоянно ощущается необходимость в речевом материале, т.е. в новых текстах.

Внимание! Предлагаю вам пособие Ткаченко Т.А. «Фонетические рассказы с картинками», звуки Л, Ш, Ж, Р, С, З и т. д, где подобраны рассказы, необходимые для коррекции недостатков звукопроизношения. В пособии рассказы и сказки составлены по разнообразным темам, чтобы расширить лексические рамки детской речи. Это особенно важно для детей с общим недоразвитием речи. Каждый рассказ максимально насыщен автоматизируемым звуком. Пособие снабжено цветными иллюстрациями.

            Желательно, чтобы родители имели дома набор пособий с фонетическими рассказами на все нарушенные у ребенка звуки.

Рекомендую данное пособие родителям,  а так же воспитателям массовых групп детских образовательных учреждений для занятий по звуковой культуре речи.

Этапы работы с рассказами для достижения максимальной эффективности автоматизируемых звуков.

1.Учитель-логопед выбирает рассказ на определенный звук, наиболее соответствующий этапу обучения, индивидуальным и произносительным возможностям ребенка, рекомендует его родителям.

2.Родители выразительно читают ребенку рассказ целиком. Ребенок усваивает его содержание, рассматривая картинку к тексту.

3.Взрослый выясняет, насколько понят ребенком смысл всего рассказа, а также отдельных слов и выражений. При затруднении объясняет подробно значения таковых, таким образом обеспечивается смысловая доступность рассказа.

4.Заучивание рассказа (сказки) проводится путем повторения предложений по одному, а при необходимости – по два или по три. Затем весь текст повторяется целиком.

Важно! На этом этапе необходимо утрировать (т. е. выделять) основной автоматизируемый звук!

5. Иллюстрация к рассказу (наглядный материал) способствует к закреплению различных лексико-грамматических упражнений. С опорой на картинку закрепите предлоги, поупражняйтесь в согласовании слов, словообразовании и словоизменении. При выполнении лексико-грамматических   упражнений ребенок пользуется не заученной, а самостоятельной речью. Автоматизация вызванного звука в этом виде речи относится к заключительному этапу.

6.После заучивания рассказа наступает этап работы над совершенствованием связной речи.

Предложите ребенку:

- подробно описать героев, предметы, время года и т. д.;

- добавить в рассказ новых героев, предшествующие или последующие события;

- составить рассказ от первого лица или со сменой времени действия.

7. Если ребенок уже  овладел грамотой, предложите ему рассказы,        насыщенные автоматизируемым звуком для самостоятельного чтения.

Успехов вам в обучении ваших детей!

Учитель-логопед Серкунова К.Р.  Октябрь   2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Автоматизируем звуки правильно"

Консультация на тему: "Автоматизируем звуки правильно" будет полезна родителям имеющих детей с нарушениями звкопроизношения....

Семинар-практикум для родителей "Автоматизируем звук в словах, играя с игрушками"

в данной статье представлены игры с игрушками. играя в которые родители будут автоматизировать поставленный звук у ребенка в домашних условиях....

Автоматизируем звуки дома.

Консультация для родителей в папку-передвижку....

Как автоматизировать звуки - подсказки родителям

Методика автоматизации в речи поставленных логопедом звуков...

Автоматизировать звуки «л» и «ль» в слогах, словах, предложениях и спонтанной речи.

Дифференциация звуков Л и ЛЬ;Совершенствование навыка деления слов на слоги;Закрепление знаний детей о гласных, твёрдых, мягких, звонких и глухих согласных;Развитие памяти, мышления, воображения, связ...

Автоматизируем звуки с увлечением!

Материал для родителей. Поможем ребенку говорить звук свободно!...

Коллажи на автоматизацию звуков Цели: 1. Автоматизировать звук на уровне слова, предложения, текста. 2. Развивать фонематические функции. 3. Развивать зрительно - пространственные представления. 4. Формировать грамматический строй речи. 5. Активизировать

Коллажи на автоматизацию звуковЦели:Автоматизировать звук на уровне слова, предложения, текста.Развивать фонематические функции.Развивать зрительно - пространственные представления.Формировать граммат...