Автоматизируем звуки методически грамотно!
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Вслед за постановкой чистого, устойчивого звука учитель-логопед занимается автоматизацией (закреплением) правильного произношения, а так же привлекает к этому процессу воспитателей в непосредственно образовательной деятельности и родителей в домашних условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avt-ya_v_svyaznoy_rechi.docx | 14.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Автоматизируем звуки методически грамотно!
Неправильное произношение у детей бывает самостоятельным дефектом речи, либо является составной частью более сложных нарушений, таких как дизартрия, общее недоразвитие речи и т. д. Только при совместной работе логопеда, воспитателей и родителей коррекционный эффект оказывается наиболее эффективным!
Вслед за постановкой чистого, устойчивого звука учитель-логопед занимается автоматизацией (закреплением) правильного произношения, а так же привлекает к этому процессу воспитателей в непосредственно образовательной деятельности и родителей в домашних условиях.
Автоматизируется звук в строго определенной последовательности: в слогах, словах, предложениях, стихах и, наконец, в рассказах. В данной консультации я остановлюсь на автоматизации звуков в связной речи. Рассказы – это вид связной речи, наиболее близкий к разговорному (в отличии от стихов). Воспроизведя рассказы, ребенок окончательно закрепляет поставленный учителем-логопедом звук, а затем переносит его в самостоятельное высказывание.
Очень важно, чтобы ребенок повторял и заучивал рассказы дословно. В противном случае, произвольно пересказывая текст, ребенок может употребить слова, в составе которых звуки еще не скорректированы. Для эффективности коррекционной работы сложные звуки следует вводить в заучиваемые тексты постепенно, по мере их уточнения.
При работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, а так же нарушения звукопроизносительной стороны речи, когда автоматизация одного или группы звуков может длиться длительное время (от нескольких месяцев и до двух лет), постоянно ощущается необходимость в речевом материале, т.е. в новых текстах.
Внимание! Предлагаю вам пособие Ткаченко Т.А. «Фонетические рассказы с картинками», звуки Л, Ш, Ж, Р, С, З и т. д, где подобраны рассказы, необходимые для коррекции недостатков звукопроизношения. В пособии рассказы и сказки составлены по разнообразным темам, чтобы расширить лексические рамки детской речи. Это особенно важно для детей с общим недоразвитием речи. Каждый рассказ максимально насыщен автоматизируемым звуком. Пособие снабжено цветными иллюстрациями.
Желательно, чтобы родители имели дома набор пособий с фонетическими рассказами на все нарушенные у ребенка звуки.
Рекомендую данное пособие родителям, а так же воспитателям массовых групп детских образовательных учреждений для занятий по звуковой культуре речи.
Этапы работы с рассказами для достижения максимальной эффективности автоматизируемых звуков.
1.Учитель-логопед выбирает рассказ на определенный звук, наиболее соответствующий этапу обучения, индивидуальным и произносительным возможностям ребенка, рекомендует его родителям.
2.Родители выразительно читают ребенку рассказ целиком. Ребенок усваивает его содержание, рассматривая картинку к тексту.
3.Взрослый выясняет, насколько понят ребенком смысл всего рассказа, а также отдельных слов и выражений. При затруднении объясняет подробно значения таковых, таким образом обеспечивается смысловая доступность рассказа.
4.Заучивание рассказа (сказки) проводится путем повторения предложений по одному, а при необходимости – по два или по три. Затем весь текст повторяется целиком.
Важно! На этом этапе необходимо утрировать (т. е. выделять) основной автоматизируемый звук!
5. Иллюстрация к рассказу (наглядный материал) способствует к закреплению различных лексико-грамматических упражнений. С опорой на картинку закрепите предлоги, поупражняйтесь в согласовании слов, словообразовании и словоизменении. При выполнении лексико-грамматических упражнений ребенок пользуется не заученной, а самостоятельной речью. Автоматизация вызванного звука в этом виде речи относится к заключительному этапу.
6.После заучивания рассказа наступает этап работы над совершенствованием связной речи.
Предложите ребенку:
- подробно описать героев, предметы, время года и т. д.;
- добавить в рассказ новых героев, предшествующие или последующие события;
- составить рассказ от первого лица или со сменой времени действия.
7. Если ребенок уже овладел грамотой, предложите ему рассказы, насыщенные автоматизируемым звуком для самостоятельного чтения.
Успехов вам в обучении ваших детей!
Учитель-логопед Серкунова К.Р. Октябрь 2020
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: "Автоматизируем звуки правильно"
Консультация на тему: "Автоматизируем звуки правильно" будет полезна родителям имеющих детей с нарушениями звкопроизношения....
Семинар-практикум для родителей "Автоматизируем звук в словах, играя с игрушками"
в данной статье представлены игры с игрушками. играя в которые родители будут автоматизировать поставленный звук у ребенка в домашних условиях....
Автоматизируем звуки дома.
Консультация для родителей в папку-передвижку....
Как автоматизировать звуки - подсказки родителям
Методика автоматизации в речи поставленных логопедом звуков...
Автоматизировать звуки «л» и «ль» в слогах, словах, предложениях и спонтанной речи.
Дифференциация звуков Л и ЛЬ;Совершенствование навыка деления слов на слоги;Закрепление знаний детей о гласных, твёрдых, мягких, звонких и глухих согласных;Развитие памяти, мышления, воображения, связ...
Автоматизируем звуки с увлечением!
Материал для родителей. Поможем ребенку говорить звук свободно!...
Коллажи на автоматизацию звуков Цели: 1. Автоматизировать звук на уровне слова, предложения, текста. 2. Развивать фонематические функции. 3. Развивать зрительно - пространственные представления. 4. Формировать грамматический строй речи. 5. Активизировать
Коллажи на автоматизацию звуковЦели:Автоматизировать звук на уровне слова, предложения, текста.Развивать фонематические функции.Развивать зрительно - пространственные представления.Формировать граммат...