проект "Наши добрые сказки"
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Наталья Владимировна Волкова

проект по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_razvitiyu_rechi.docx45.5 КБ

Предварительный просмотр:

филиал Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Радуга»

ПРОЕКТ

«Наши добрые сказки»

 (подготовительная к школе группа «Карусель»)

Подготовили и провели: 

воспитатели группы:

Волкова Наталья  Владимировна

Якимова Татьяна Викторовна

2018

Вид проекта: групповой, познавательно-творческий.

Продолжительность: краткосрочный (12.11.18-30.11.18)

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели, сотрудники детской библиотеки.

Актуальность:

Сказки - это особый мир детства, непринужденная обстановка, задушевный настрой, доброта и радость. В течение многих веков сказки воспитывают, развивают, поучают ребенка, приобщают его к культуре своего народа, его знаниям и традициям. Они передают опыт, накопленный многими поколениями людей. Сказки делают это ненавязчиво, но эффективно.

В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки, мы накапливаем некий символический «банк жизненных ситуаций». И если мы вместе будем размышлять над каждой прочитанной сказкой, знания, зашифрованные в них, то у слушателей будет формироваться правильное представления о том, что хотел автор этой сказкой высказать или выразить. Так постепенно, всех нас готовят к жизни, формируют у нас важнейшие ценности.

В сказках противопоставляются добро и зло, щедрость и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят ребенку, что мир — очень сложная штука, что в нем есть немало несправедливости, что страх, сожаление и отчаяние — в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность. Но самое главное — они говорят ребенку, что если человек не сдается, даже когда положение кажется безвыходным, если он не изменит своим нравственным принципам, хотя искушение и манит его на каждом шагу, он, в конце концов, обязательно победит.

Как приобщить ребенка к чтению? Как научить добывать самостоятельно из книг необходимую информацию? Многие посчитают, что в наш век - век развития компьютерных и других технических технологий, различного рода связей не актуально говорить о книге, чтении. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу тянуться к ней. В книгах заключено особое очарование, книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.

Актуальность решения этой проблемы очевидна. Вот поэтому мы решили обратиться за помощью к сказке.

Цель: повышение интереса детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений на материале сказок.

Задачи:

Для детей:

  • Воспитание у детей дошкольного возраста позиции активного читателя, интереса и уважения к книге как источнику культуры и информации.
  • Обучение детей установлению многообразий связей в тексте произведения, давая оценку действиям и поступкам героев.
  • Создание условий для активного внедрения литературного опыта в творческую деятельность детей.
  • Поддержание и развитие детской эмоциональности.
  • Активизация речевого и мыслительного творчества детей.
  • Воспитание доброжелательности и контактности в отношении со сверстниками.

Для родителей:

  • Привлечение родителей к оформлению развивающей предметно-пространственной среды.
  • Активизация родителей к совместной продуктивной деятельности.

Обеспечение: художественная литература (сказки), иллюстрации к сказкам, репродукции картин, рисунков, фотографии, аудиозаписи, методическая литература, материал для творчества детей, компьютер, музыкальный центр и др.

Формы и методы работы:

Развивающая предметно-пространственная среда:

  • подбор художественной литературы
  • дидактические игры
  • ТСО

Самостоятельная деятельность детей:

  • рассматривание иллюстраций
  • рассматривание книг.
  • рисование, лепка, аппликация.

Совместная деятельность педагогов и детей:        

  • беседы
  • чтение художественной литературы, сказок
  • экскурсии
  • выставки

Совместную свободную деятельность детей и родителей:        

  • чтение художественной литературы
  • пополнение книжного уголка
  • совместная продуктивная деятельность

Этапы работы:

Этапы

Мероприятия

Для педагога

Для детей

Для родителей

  1. Подготовительный

1.Изучение и анализ материалов по проблеме детского чтения.

2.Постановка целей и задач, определение методов и приемов.

3.Составление перспективного плана.

4.Оформление развивающей предметно-пространственной среды.

5.Изготовление и комплектация пособий для проведения мероприятий.

6.Составление информационных листов для родителей.

1.Изучение особенностей литературного опыта детей.

2.Выявление читательских интересов детей.

3.Выявление возможностей использования детьми литературного опыта в самостоятельной творческой деятельности.

1.Выявление уровня педагогической культуры родителей по приобщению детей к художественной литературе.

II. Организационный

1.Проведение мероприятий по теме (согласно, перспективного плана).

1.Участие детей в совместной деятельности.

1.Оказание помощи в оснащении развивающей предметно-пространственной среды.

2.Оказание помощи в проведении мероприятий.

III. Завершающий

1.Систематизация практического материала (игры, фото, детская продуктивная деятельность).

1.Сравнительный   анализ уровня сформированности читательских интересов детей

1.Участие родителей в совместной деятельности с детьми и педагогом.

2.Подведение итогов анкетирования.

Ожидаемый результат:

Для детей:  

  1. Повышение уровня речевого развития детей.
  2. Развитие индивидуальных особенностей в творческой речевой деятельности.
  3. Использование различных речевых форм выразительности речи в разных видах деятельности и повседневной жизни.
  4. Повышение интереса к книге.

Для родителей:

  1. Участие родителей в совместной продуктивной деятельности.
  2. Повышение педагогической культуры родителей в проблеме приобщения дошкольников к художественной литературе.

План реализации проекта

1 раздел: с 12.11.18 г. по 18.11.18 г.  «Вхождение в мир сказок». «Русские народные сказки».

  1. Опрос детей «Чтение художественной литературы дома».
  2. Просмотр с детьми книг со сказками в группе.
  3. Беседа на тему «Бережное хранение книг», «Хранилище книг».
  4. Чтение русских народных сказок: «Заяц-хваста», «Лисичка-сестричка и волк», «У страха глаза велики», «Лиса и кувшин», «Кот-воркот, Котофей Котофеевич», «Крошечка-хаврошечка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Лиса и козёл», «Маша и медведь», «Царевна-лягушка», «Иван Царевич и серый волк».
  5. Рисование иллюстраций к русским народным сказкам «Рисуем сказку».
  6. Инсценировка сказки «Маша и медведь».
  7. Изготовление пальчикового театра по мотивам русских народных сказок.
  8. Консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка» (Приложение 1).

2 раздел: с 19.11.18 г. по 25.11.18 г. «Авторские сказки».      

  1. Экскурсия в поселковую детскую библиотеку «В библиотечном царстве, книжном государстве».
  2. Сюжетно-ролевая игра «В библиотеке».
  3. Игра «Книжкина больница». 
  4. Чтение сказок: С.Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Двенадцать месяцев»; К.И. Чуковский «Бибигон», «Доктор Айболит», «Федорино горе», «Бармалей»; братья Гримм «Маленькие человечки», «Бременские музыканты», «Беляночка и розочка», «Горшок каши», «Госпожа Метелица», «Храбрый портной».
  5. Викторина «Угадай сказку (К.И. Чуковский)» (Презентация).
  6. Инсценировка сказки С. Я. Маршака «Сказка об умном мышонке».
  7. Рисование иллюстраций к сказкам К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, братьев Гримм «Рисуем сказку».
  8. Консультация для родителей «О роли художественной литературы в жизни современного ребёнка» (Приложение 2).

3 раздел: с 26.11.18 г. по 30.11.18 г. «По дорогам сказок».        

  1. Рассматривание и сравнение иллюстраций в детских книгах различных изданий.
  2. Лепка персонажей из прочитанных произведений.
  3. Сюжетно-ролевая игра «Библиотека».
  4. Изготовление книги иллюстраций к сказкам «В мире сказок».
  5. Изготовление дидактической игры «Салат из сказок». 
  6. Изготовление книжек со сказками собственного сочинения совместно с родителями.
  7. Итоговое мероприятие совместно с родителями – литературная викторина «По дорогам сказок» (Приложение 3).

Список литературы:

  1. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/ Под ред. Виноградовой А.М. –М.: Просвещение, 1989.
  2. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 6-7 лет: Мозаика-Синтез, 2015г. – 352 с.
  3. Программа под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. «От рождения до школы» Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2015г. – 368 с.
  4. Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка. // Дошкольное воспитание – 2007, № 6, с.35 – 40.
  5. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ/ Е.С. Евдокимова – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  6. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание – 2005, № 5, с.28
  7. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2009.
  8. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – М.: Просвещение, 1997. – 458с.

Приложение 1

Роль сказки в развитии и воспитании детей.

«И нельзя без сказки нам прожить друзья,

Ведь со сказкой проще верить в чудеса.

Ведь со сказкой легче, отыскать нам путь.

В маленькое сердце, дверцу распахнуть».

Как много хороших и добрых воспоминаний, из детства, связано у нас именно со сказками, где живут добрые и злые герои. При помощи сказочных героев, взрослые могут заинтересовать ребёнка, произвести на него воспитательный эффект и даже решить какую-либо психологическую проблему. Чтение сказок даёт очень много маленьким и взрослым, помогает им сблизиться духовно. Через сказку легче объяснить малышу что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ведь сказочные персонажи бывают очень разными: добрыми и злыми, хитрыми и завистливыми, ласковыми и грубыми. С помощью таких персонажей мы можем показать детям плохое и хорошее, как можно и нужно поступать, и как вовсе нельзя, в определённых жизненных ситуациях.

Сказка – это способ общения с малышом на понятном и доступном ему языке, это первые маленькие безопасные уроки жизни. В нашей работе с детьми младшего дошкольного возраста, мы используем сказки очень часто, так как сказки являются неотъемлемым элементом в воспитании детей. Читая и рассказывая сказки, развивается внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читают сказки, быстрее начинают говорить. Сказки учат детей сравнивать, сопереживать, помогают формировать основы поведения и общения, развивают фантазию и воображение ребёнка, связную речь и мышление, внимание, память, мимику лица, жесты, а также его творческий потенциал. Ведь сказки и внутренний мир ребёнка неотделимы друг от друга. Поэтому сказка является необходимым этап в развитии детей, этапом который формирует запас жизненной прочности, или является некой библиотекой жизненных ситуаций.

Все родители, имеющие детей-дошкольников, знают, как дети любят сказки. Родители выходят из себя, читая в сотый раз одну и ту же сказку, которую ребенок знает наизусть. При этом пропуск куска текста вызывает негодующие крики ребенка: «Мама, а ты пропустила, как петушок звал котика на помощь! ». Что же это за феномен – любовь детей к сказке, и в чем заключается их роль в воспитании? Почему дети любят сказки? По мнению психологов, дети дошкольного возраста с трудом отличают реальность от вымысла, ведь вся их жизнь проходит в мире конкретных вещей: вот кровать, игрушка, мама, молоко в чашке. Ребенок понимает, что есть вещи вне его поля зрения: например, дача или мамина работа. Но на дачу или мамину работу можно приехать, они существуют на самом деле. А где находится Солнечный город, в котором живет Незнайка или Волшебный лес, ребенку трудно представить. Поэтому волшебное действие сказки происходит прямо в комнате, где мама читает эту сказку. И ребенок воспринимает сказку как реальность, например, просит не читать дальше, если ему страшно. Благодаря сказке, ребенок, переживает, захватывающие приключения и совершает путешествия, не выходя из дома.

Чтение сказок расширяет словарный запас ребенка и помогает развитию речи. Слушая сказку, ребенок знакомится с народным фольклором, запоминает пословицы и поговорки («Не садись не в свои сани», «Нет лучшего дружка, чем родная матушка»). Не случайно педагоги и логопеды применяют сказкотерапию для занятий с детьми, имеющими задержки речевого развития. Сказочные образы помогают развивать детскую фантазию. Психологи говорят, что фантазия помогает ребенку в развитии интеллекта, поэтому фантазировать ребенку очень полезно. Чтение сказки как вариант общения с родителями. Для того чтобы ребенок внимательно и с удовольствием слушал чтение сказки, лучше всего выбрать время перед сном, когда ребенок устал и не будет вертеться, желая побегать и попрыгать. Чтение сказки – это общение с ребенком через сказку, при котором мы соприкасаемся с внутренним миром ребенка. Чтение сказки детям – это необходимая нравственная, духовная работа, которая не менее важна, чем питание и сон ребенка. Поэтому неправильно поступают те родители, которые заменяют чтение сказки просмотром мультиков или прослушиванием сказки в аудиозаписи.

Выбор любимого сказочного персонажа ребенком дает повод родителям задуматься о детских проблемах и страхах. Например, если любимый герой – Гадкий Утенок, стоит задуматься и выяснить, не является ли ваш ребенок предметом нападок и насмешек в детском коллективе, не чувствует ли там себя одиноким, не таким как все. Если любимый герой Незнайка – это тоже повод задуматься, почему вашему ребенку нравится ленивый, глупый и неряшливый персонаж. Воспитание детей сказками состоит в том, что нередко сами родители, по ходу чтения сказки дают свою оценку сказочным героям. Например, говорят, что лиса хитрая, а волк простофиля, верит ей, или, наоборот, лиса умница, обманула глупого волка. Эти комментарии тоже очень влияют на нравственное воспитание детей и формирование у них системы ценностей. Победа добра над злом как важный воспитательный момент. Воспитание детей сказками убеждает нас, что сказки являются для детей уроками нравственности. Сказочные герои наделены смелостью, красотой, трудолюбием, честностью, любовью к Родине. Сказки показывают детям, что бывает, если герои обманывают или поступают не по совести. Из сказки ребенок узнает, что дружба помогает победить зло и что зло всегда бывает наказано. Благодаря сказке, ребенок узнает, что добро всегда сильнее зла, и это помогает ему в дальнейшей жизни идти дорогою добра и мыслить позитивно. Не всегда воспитательное значение сказки представлено открыто. В некоторых случаях, наоборот, даже может показаться, что сказка несет в себе отрицательную смысловую нагрузку, пропагандирует жестокость, насилие, подавление личности. Это и колобок, съеденный лисой, и униженная Золушка, и выгнанный из собственного домика зайчик. Однако, сказки с печальным окончанием для малышей вовсе не случайны. Из них ребенок получает представление о том, что дом – это защита, а внешний мир может быть опасным, и если ты еще мал и слаб, то туда до поры до времени тебе ходить одному не надо. Сказка формирует фундамент безопасности для малышей: нельзя убегать от мамы, нельзя идти с чужим дядей, нельзя открывать дверь незнакомцам и т.п. Роль сказок в развитии детей заключается еще и в том, что она закладывает предпосылки критического мышления ребенка, учит понимать, что не все, что говорят взрослых, является «истиной в последней инстанции». Но при этом важно понимать, что сказку нужно не просто рассказывать ребенку, а постоянно комментировать то, о чем рассказываете. Не надо много слов, иногда достаточно мимики, интонации, тяжелого вздоха, покачивания головой. И тогда сказка станет замечательным средством обучения малыша правилам безопасности.

Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло.

Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.

В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка (помимо игры и изобразительной деятельности), обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать.

Трудно отрицать роль сказок, художественных произведений и в развитии правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать нашу устную и письменную речь эмоциональной, образной, красивой.

Не достаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок ее лучше запомнил, нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте. Тогда запоминание будет осознанное, глубокое.

Для того, чтобы ребенку было легче запомнить сказки и после рассказывать их, можно использовать различные дидактические игры. Так же эти игры очень хорошо помогают в развитии творческого воображения, фантазии, связной монологической и диалогической речи.

Предлагаю рассмотреть некоторые из них:

«Встречи героев»

Игра помогает развивать устную диалогическую речь, лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет. Ребенку читается сказка по желанию. После прочтения ему предлагаются изображения двух героев из сказки. Задача ребенка состоит в том, что ему нужно вспомнить, что говорили герои друг другу и озвучить диалог. Можно предложить героев, которые в сказке не встречаются. Например, в сказке «Колобок» не встречаются друг с другом заяц и медведь. Но что бы они могли сказать друг другу при встрече? Похвалить колобка за то, что он такой умный и хитрый или пожаловаться друг другу на обманщика.

«Звукорежиссеры»

Эта игра также направлена на развитие устной связной речи, помогает лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет. После прочтения сказки, рассмотрите иллюстрации к ней. Остановитесь на понравившейся. Предложите своему малышу «озвучить» картинку. Пусть он вспомнит, что говорили герои в данный момент, какие действия выполняли. Также для этой игры можно использовать и фрагменты мультфильмов по одноименным сказкам. Выключите звук, и пусть ребенок озвучивает ход событий.

«Новые сказки»

Основными задачами данной игры является развитие творческого воображения, фантазии связной речи. Возьмите хорошо знакомую сказку. Вспомните последовательность событий в ней, уточните, где происходит действие, какие герои встречаются. И вдруг в сказке что-то стало по-другому: изменилось место действия или появился новый герой. Например, в сказке «Репка» изменим место действия и отправим всех героев на стадион или в кино. А что произойдет, если там появится еще и злой волшебник или бабочка. Вариантов множество.

«Пропущенный кадр»

Цель игры: научить составлять рассказ по серии сюжетных картинок, помочь ребенку запомнить последовательность событий сказки.

Для игры можно использовать серии картин для рассказывания сказок, которые сейчас в достаточном количестве можно приобрести в магазинах.

По-порядку перед ребенком вкладываются картинки одной из сказок. Одна картинка нарочно убирается. Перед малышом ставится задача вспомнить, какой сюжет пропущен. Если он затрудняется найти ответ, можно положить перевернутую картинку в том месте, где она должна лежать, не нарушая последовательности. После озвучивания недостающего сюжета, необходимо рассказать всю сказку.

«Сказочная цепочка»

Цель этой игры: научить составлять предложения по предметным картинкам. Помочь ребенку запомнить героев, предметное окружение, последовательность событий сказки. Выберите для игры любую прочитанную сказку. Приготовьте отдельно всех героев, различные предметы, которые встречаются в этой сказке. Для усложнения задачи можно добавить героев и предметы из других сказок. Например, возьмем сказку «Лиса и лапоть». Ребенку предлагаются изображения сказочных героев и предметов, а он определяет есть такие в данной сказке или нет. Если есть – выкладывается в цепочку и составляется предложение по сказке, с использованием данного предмета или героя. Если это курочка, то можно вспомнить, что лиса забрала курочку взамен на лапоть.

Вот лишь несколько интересных игр, которые помогут вашему ребенку лучше ориентироваться в мире сказок. А то бесценное время, которое вы проведете со своим малышом, играя, не заменят никакие другие блага.

Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их, он сможет эту модель перенести в реальную жизнь, исправить какую-то ситуацию.

Родителям стоит больше уделять внимание сказке. Конкретное содержание каждой сказки может подсказать родителям и свои пути воспитания.

Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомят детей с миром природы и помогают подготовить их к школе.

Приложение 2

«О роли художественной литературы

в жизни современного ребенка»

                                                             

Человек, любящий и умеющий читать, – счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти – книги.

К.Г. Паустовский

Современный мир диктует людям свои правила. Высокие скорости, обилие легкодоступной информации из разных источников (телевидение, интернет), активно развивающиеся социальные сети способствуют тому, что люди всё меньше обращаются к одному из главных источников мудрости и помощнику на пути художественного и духовного развития – к книге. А ведь книга – это не только «источник знаний». Чтение художественной литературы обогащает словарный запас, прививает культуру речи, а зрительный контакт с грамотным печатным словом позволяет развивать грамотность письменной речи. Все знают об этом, но в суете жизни простые истины отходят на второй план или совсем забываются.

Темп современной жизни захватывает и наших детей. Ещё не научившись говорить, малыш уже начинает водить пальцем по родительскому планшету или нажимать кнопки на ноутбуке, вызывая на экран яркие картинки. Обилие и доступность игрового и видеоматериала наполняет жизнь ребенка, вытесняя собой иные возможные варианты досуга.

Что же мы имеем в итоге? Здесь можно говорить о нескольких видах последствий смещения фокуса внимания ребенка от книги в сторону компьютера и средств массовой информации. Аудио и видеоинформация, в большом количестве получаемая ребенком с малолетства, не оставляет пространства для развития детского воображения и фантазий. Малыш мыслит уже готовыми образами, которые он видит на экране, не пытаясь создать в голове собственную интерпретацию происходящего. Оно и понятно – гораздо проще воспользоваться уже сформированным и воплощенным кем-то образом, чем на основе информации из книги «додумывать» мир автора и рисовать в своем воображении героев и их действия. В результате ребенок в школьном возрасте оказывается малоспособным к образному мышлению, что существенно уменьшает его возможности творческого самовыражения.

Мало кто из родителей понимает, что отказавшись от чтения и предпочтя книге высокотехнологичный компьютер или телевизор, ребенок не получит навык усидчивости, который дает чтение. Компьютер позволяет переходить от одного действия к другому с высокой скоростью, практически без ожидания. В длительной фокусировке внимания в этом случае нет необходимости. Чтение книги же предполагает долгосрочную фокусировку внимания на сюжетной линии произведения, тренирует память, заставляет сосредоточено следить за логикой повествования. Да, это требует некоторых усилий, но и окупается в будущем.

Сегодня довольно остро стоит проблема сочинений в школе.  Это также во многом обусловлено тем, что детей не приучают вовремя к культуре чтения художественной литературы. Ещё Сухомлинский писал: «То, что упущено в детстве, никогда не возместится в годы юности, и. тем более, зрелом возрасте». Привычка к чтению закладывается с детства. Каждый день читая глазами фразы, ребенок научается самостоятельно формулировать и выражать свои мысли, он в состоянии оценить красоту языка и грамотность речи. При отсутствии же такого навыка, будущий школьник имеет все шансы безграмотно писать, изъясняться простыми предложениями и иметь бедный словарный запас. Это чревато не только проблемами с сочинениями в школе, но и проблемами в коммуникации из-за неспособности донести до другого человека свои мысли и желания в понятной и доступной форме. Зачастую родители приходят к таким выводам слишком поздно, когда проблемы уже выходят на первый план. Они готовы работать с этим, но в средней и старшей школе уже очень сложно привить ребенку любовь к чтению.

Как же быть? Как научить своего малыша любить и ценить книги? Безусловно, начать стоит с себя. Дети копируют своих родителей. Видя вашу заинтересованность, ребенок обязательно захочет узнать, что же таят в себе эти обложки. Маленького ребенка можно заинтересовать красочными картинками. Сейчас довольно много красивых книг для детей с хорошими иллюстрациями. Уделите ребенку время, обыграйте с ним прочитанную сказку или рассказ. Пусть он говорит за полюбившегося героя. Заведите прекрасную традицию – чтение на ночь. Дети с удовольствием слушают голос матери или отца и при этом увлекаются сюжетом книги. Помните – все начинается с малого, но любое, даже самое короткое время, проведенное за книгой – это вклад в будущее вашего ребенка.

Приложение 3

Литературная викторина для родителей

«По дорогам сказок».

Я люблю вместе с мамой петь и играть,

Я люблю вместе с папой книжки читать.

Я люблю заниматься, в детский садик ходить,

Я люблю улыбаться, веселиться, шутить.

Я люблю лес и речку, облака и цветы,

Снег – зимой, летом – солнце, чтоб сбывались мечты.

Чтобы вместе с друзьями рисовать, танцевать

И в любимые игры беззаботно играть.

Если спросите вы, что важней для меня,

Чтобы мама и папа были рядом всегда!!!

Н. Ю. Разжевалова

Программное содержание:

1. Закрепить знания родителей о сказках (их своеобразие, язык, персонажи, концовки);

2. Закрепить умение давать характеристику героев сказок. Упражнять в умении досказывать сказку;

3. Развивать логическое мышление, умение сопоставлять, сравнивать при разгадывании сказочных вопросов;

4. Воспитывать интерес к дизайнерской деятельности и сказкам.

 Материал: иллюстрации к сказкам, магнитола и записи детских песен для музыкального сопровождения, жетоны для поощрения за правильные ответы, цветные карандаши, фломастеры, альбомные листы.

Предварительная работа: чтение и инсценировка сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам.

Ход викторины:

Ведущий: Здравствуйте, дорогие родители! Мы очень рады приветствовать Вас на нашей сказочной викторине. Сегодня мы с вами вспомним огромное количество сказок хорошо нам известных и уже многих забытых, поиграем в весёлые игры. Приглашаем всех присутствующих принять участие в игровой викторине. Родителей разделить на две команды с помощью разрезанных картинок. Участие в конкурсах, выполнение заданий будет оценивать жюри. (Представление жюри).

  1. Первый конкурс «Приветствие».

Представьте, пожалуйста, коротко свою команду и выберите капитана.

Дорогие мамы и папы, вы любите сказки? (Ответы взрослых). Здорово! Тогда будьте внимательны, мы отправляемся в весёлое путешествие. Для начала я хочу узнать, какие сказки вам знакомы? (Ответы детей). Молодцы! Сказок вы знаете много, а теперь послушайте правила во время викторины:

- вопросы надо слушать внимательно;

- за правильный ответ будет вручаться жетон,

- победительницей в игре будет та команда, у которой будет большее количество жетонов.

Успехов вам, дорогие друзья!!!

2. Второй конкурс «Герои детских книжек».

Я буду загадывать вам загадки о героях детских книжек, а вы должны будете их отгадать:

1. Бедняжка я и замарашка,

К золе привыкла и печам.

Мне днём бывает очень тяжко,

И я мечтаю по ночам.

Но я не плачу, я не плачу,

Я улыбаюсь и терплю.

Я верю в счастье и удачу

И всех жалею и люблю. (Золушка)

 

2. Он и весел, и не злобен,

Этот милый чудачок.

С ним хозяин – мальчик Роббин,

И приятель – Пятачок.

Для него прогулка – праздник,

И на мёд – особый нюх.

Этот плюшевый проказник

Медвежонок - … (Винни - Пух)

 

3. Бабушка внученьку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла своё.

Ну, подскажите, как звали её? (Красная Шапочка)

 

4. Уплетая калачи,

Едет парень на печи.

Едет прямо во дворец,

Кто же этот молодец? (Емеля)

 

 

5. Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит –

Это доктор (Айболит)

 

6. Из маминой спальни

Хромой выбегает

И мыться грязнулю

Водой заставляет.

Он самый известный

В стране умывальник,

Для всех остальных

Очень грозный начальник.

Мочалкам и щеткам

Он всем командир,

Бойца с детской грязью

Зовут (Мойдодыр)

 

7. Сходив однажды на базар,

Она купила самовар.

Друзей к себе всех пригласила,

Кормила их она, поила.

Трусливы гости оказались,

Помочь в беде ей отказались.

Но тут влетел в окно герой

И за неё он стал горой.

Закончилась свадьбой

Вся заваруха,

Невесту героя

Звать (Цокотуха)

 

8. Ему надоело

Сидеть на окошке

И он покатился

В лес по дорожке. (Колобок)

 

9.  Возле леса на опушке

Трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати и подушки.

Кто-то в домик к ним пришел,

Беспорядок в нём навёл.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

 

10.  Сидит в корзинке девочка

У мишки за спиной.

Он сам, того не ведая,

Несёт её домой.  (Машенька)

  1. Третий конкурс «Пазлы».

Надо будет собрать из пазлов картинки и угадать из какой они сказки.

4.Четвертый конкурс «Винни-пух на воздушном шаре»

 Он и весел, и не злобен,

Этот милый чудачок.

С ним хозяин – мальчик Роббин,

И приятель – Пятачок.

Для него прогулка – праздник,

И на мёд – особый нюх.

Этот плюшевый проказник

Медвежонок - … (Винни - Пух)

Винни-пух любил летать на воздушном шаре. Давайте, и мы с вами полетаем.

Каждый участник команды берет в одну руку ведро с кубиками, в другой — воздушный шарик. С ведром и шариком нужно добежать до обруча, выложить один кубик из ведра, вернуться и передать следующему участнику команды ведро и шарик.

5. Пятый конкурс «Сказочные головные уборы».

1. Какой герой «вместо шапки на ходу   он надел сковороду» (Человек рассеянный из стихотворения С.Я. Маршака «Вот какой рассеянный»)

2. Из чего был сделан колпачок Буратино в сказке Алексея Николаевича Толстого «Золотой ключик или Приключения Буратино»? (Из старого носка папы Карло)

3. Какому известному весёлому коротышке принадлежала голубая шляпа? Он с ней никогда не расставался, даже когда полетел на Луну. (Незнайка из произведения Николая Николаевича Носова)

4. Эту девочку прозвали по названию головного убора, который она носила… (Красная Шапочка из одноименной сказки Шарля Перро)

Дизайн – деятельность: рисуем головной убор.

В одном городе жил мастер-шляпник. Он делал шляпы и кепки, фуражки и панамы. Однажды ему всё это надоело: каждый день одно и то же! И он решил изготовить такие головные уборы, каких ещё никогда не было. Сначала он придумал название головным уборам, а потом взялся за работу. Дорогие наши участники, попробуйте нарисовать то, что изготовил мастер-шляпник. А назывались новые головные уборы, сделанные фантазером-шляпником, очень своеобразно. Среди них были:

- трехкозырка;

- кепканама;

- фураляпа.

(На столе у каждого лежат альбомный лист бумаги, цветные карандаши, фломастеры).

Приступаем к работе мастера-дизайнеры.

Показываем, что получилось и создаём свой дизайнерский каталог новых головных уборов.

6.Шестой конкурс «Телеграммы и объявления»

   

    К нам в окошко залетел

Маленький листочек,

А на нем я разглядела

Чей — то странный почерк

Обращусь, я, к вам —

Это конкурс телеграмм.

Назовите героя сказки, который мог отправить телеграмму и дать объявление в газету. Вспомните, как называется литературное произведение.

Задания:

- Спасите! Моих детей съел серый волк. (Коза. «Волк и семеро козлят»)

- Прибыть на праздник не смогу, от меня сбежали брюки (Грязнуля. «Мойдодыр»)

- Дорогие гости, помогите!

Паука — злодея зарубите! (Муха — цокотуха)

- Несу золотые яйца. Дорого! (Курочка Ряба)

- Потерян ключ из драгоценного металла. (Буратино. «Приключения Буратино»)

- Туристическая фирма организует воздушное путешествие вдоль молочной реки с кисельными берегами («Гуси — лебеди»)

- Рыбалка закончилась благополучно, только хвост остался в проруби

(Волк. «Лисичка сестричка и серый волк».)

- Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко (Мышка. «Курочка Ряба»)

7.Седьмой конкурс «Короткие инсценировки из сказок: «Телефон» и «Красная шапочка».

  1. Восьмой конкурс «Угадай из какой сказки иллюстрация»

На интерактивной доске появляются иллюстрации из сказок.

  1.  Девятый конкурс «Соревнование»

На столе лежат предметы из разных сказок К. И. Чуковского. Каждая команда должна отобрать те вещи, которые подходят к их сказке.

1-я команда – сказка «Мойдодыр» (мыло, зубная паста, зубная щетка, полотенце, расческа).

2-я команда – сказка «Телефон» (телефон, калоши, перчатки, шоколад, книжки)

  

Ведущий: И наконец, дорогие друзья, настало время подводить итоги. Давайте подсчитаем, у какой же команды больше всего жетонов! Кого же мы можем назвать эрудитами, знатоками? (Подсчитываются жетоны, выбирают команду – победительницу.). Итак, главный приз нашей викторины – это книга со сказками и вручается она победителям. За 2 место вручаются медали в виде тульского пряника, а всем участникам поощрительные призы – конфетки.

- Дорогие родители, я желаю вам, чтобы вы, всегда дружили со сказками. Спасибо за участие, были рады общению с вами!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Добрые сказки и стихи" Создание книги "Русские детские сказки "Умный колобок"

Создание книги совместно с руководителя художественной студии "Маленький художник" Семенцовой Н.Е.Цель- развитие познавательно-речевой деятельности посредством художественного творчеств...

Сказка добрая, сказка злая...

laquo;В некотором царстве, в некотором государстве , жили-были Царь с Царицей, и была у них…»Традиционным элементом сказки является зачин. Зачин, как и присказка, кладет четкую грань меж...

Проект «Мудрые и добрые сказки народов мира» Сказка "Курочка ряба"

Паспорт проекта посказке «Курочка ряба» для детей младшего дошкольного возраста (2-3 года)...

Добрая добрая сказка. Сказка для детей,которые обманывают и обижают других

Сказка для детей, которые обманывают и обижают других....

Годовой проект старшей группы «Сказка» «Наши добрые сказки»

Годовой проект старшей группы «Сказка»«Наши добрые сказки»          Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребён...

ПРОЕКТ «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» (на основе книги Шорыгиной Т.А. «Добрые сказки»).

laquo;Сказка развивает внутренние силы ребёнка, благодаря которым человек не может не делать добра, т.е. учит сопереживать»  (В.А. Сухомлинский)Актуальность.В настоящее время мы всё ...