ТРИЗ в речевом развитии детей дошкольного возраста
материал по развитию речи
План работы по самообразованию на 2020-2021 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_triz.docx | 30.3 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ ДОД д/с «Сказка» структурное подразделение «Звёздочка»
План по самообразованию воспитателя
Лешуковой Ирины Анатольевны
на 2020-2021 учебный год
Тема: «ТРИЗ в речевом развитии детей дошкольного возраста»
с.Омутинское
2020г.
Ведение
Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребёнок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в
различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни
ребёнка (креативность).
Гипотеза
Умелое использование приёмов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников связную речь, мышление, изобретательскую смекалку, творческое воображение, снимают чувства скованности, преодолевается застенчивость.
ТРИЗ (теории решения изобретательских задач)
Основными целями технологии ТРИЗ для дошкольников являются:
- формирование связной речи на основе активизации творческого мышления для продуктивной, познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности;
-развитие творческих способностей;
-формирование качеств творческой личности.
Основной формой обучения по технологии ТРИЗ является
система творческих заданий, реализация которых позволяет достаточно быстро
научить ребёнка создавать какой-либо речевой творческий продукт.
Методы ТРИЗ имеют чёткий алгоритм к действию, которое всегда переходит в ожидаемый результат. Эти методы универсальны и применимы в любой области педагогики
План работы
по самообразованию «ТРИЗ в речевом развитии детей дошкольного возраста»
Цель: Улучшение качества образования, активизация мышления и речи детей методами ТРИЗ.
Задачи:
1.Изучить и проанализировать литературу и методические печатные издания по теме самообразования.
2.Разработать перспективный план работы.
3.Повысить собственный уровень знаний, профессиональное мастерство и компетентность путём ознакомления с методическими наработками коллег, изучение методик и технологий педагогов в системе Интернет.
Предполагаемый результат:
1.Расширение собственных знаний в области технологии ТРИЗ;
2.Развитие речи и мышления детей;
3.Обогащение предметно – развивающей среды;
4.Повышение компетентности родителей, коллег в значимости технологии ТРИЗ в речевом развитии детей.
Направления самообразования:
Основные направления | Действия и мероприятия |
Профессиональное | Изучить программы и пособия, уяснить их особенности и требования. |
Методическое | Создание дидактических игр и пособий, разработка и реализация на практике конспектов НОД, выступления на педсоветах. |
Информационно-технологические технологии | Изучение опыта работы сетевых обществ для обмена опытом с другими регионами (Социальная сеть работников образования ns.portal.ru). |
Охрана здоровья. | Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие, игровые технологии. |
Этапы самообразования:
№ | Этапы | Задачи |
1. | Подготовительный | Изучение психолого - педагогической, методической литературы по теме самообразования |
2. | Диагностический | Разработка программно - методического обеспечения образовательного процесса |
3. | Практический | Внедрение опыта работы (работа с детьми, работа с родителями) |
4. | Обобщающий | Распространение опыта своей работы |
5. | Аналитический | Анализ созданных педагогических условий для развития |
Содержание деятельности | Сроки (начало- окончание) | Форма предоставления результатов |
1. Изучение психолого – педагогической, методической литературы по теме самообразования | ||
1.1.Определить перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно – образовательного процесса. | Сентябрь- Октябрь | Формулировка темы, выделение стержневой проблемы и целевой установки с учётом возрастных особенностей детей |
1.2. Чтение методической, педагогической и предметной литературы. Обзор информации по данной теме в Интернете. | В течение года | Изучение литературы, по теме применения технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками Подбор методического оснащения. |
| ||
2.1. Разработать перспективные планы работы по ознакомлению с окружающим. | Сентябрь | Календарно - тематическое планирование |
2.2.Составить, подобрать конспекты занятий с использованием технологии ТРИЗ. Подобрать и изготовить дидактический материал по теме самообразования. Подготовить памятки, рекомендаций для педагогов, родителей « Знакомство с технологией ТРИЗ» | В течение года | Наглядный материал |
2.3. Систематизировать практический материал: | В течение года | Картотеки |
| ||
3.1.Работа с детьми * Обследование речи и творческого воображения детей. * Использование ТРИЗ технологии на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. | Октябрь- май | Фото отчет. |
Работа с родителями: 3.2 Знакомство родителей с технологией ТРИЗ . | Декабрь Январь |
Консультация «Значение нестандартного мышления в жизни человека». Памятки, рекомендаций для педагогов, родителей « Знакомство с технологией ТРИЗ |
3.3.Работа с педагогами: * Подготовка материала по теме: « Использованием технологии ТРИЗ в НОД ДОУ». | Февраль | Консультация для педагогов.
|
4. Распространение опыта своей работы | ||
4.1.Публикация собственного опыта педагогической деятельности в социальной сети работников образования | Сентябрь – Май | Публикации в социальной сети |
4.2. ТРИЗ в речевом развитии детей дошкольного возраста» | По плану | Выступление на педсовете. |
5. Анализ созданных педагогических условий для развития | ||
5.1. Прогнозирование познавательной активности и интереса детей, их эмоциональное отношение к занятиям с применением ТРИЗ. 5.2. Обобщение собственного опыта и педагогической деятельности по теме
| Сентябрь – Май Сентябрь - Май | Занятия, игры, беседы, наблюдения. Диагностическая карта достижений ребёнка. Подготовка обобщённых материалов, планирование работы на перспективу. Отчёт по проделанной работе по плану самообразования с сентября по май. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии ТРИЗ в познавательном и речевом развитии детей дошкольного возраста в детском саду и дома
Мы все хотим, чтобы наши дети были умными и здоровыми, а вот как конкретно это сделать, чтобы получилось привычно и легко? Что может вдохнуть в нашу педагогику? Новый импульс- эфф...
Доклад на тему: «Использование технологий ТРИЗ в речевом развитии детей дошкольного возраста»
Одним из основных целевых ориентиров Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является – развитие творческих способностей ребенка, а использование техноло...
Доклад на тему: «Использование технологий ТРИЗ в речевом развитии детей дошкольного возраста»
Одним из основных целевых ориентиров Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является – развитие творческих способностей ребенка, а использование техноло...
Презентация по самообразованию "Триз в речевом развитии детей дошкольного возраста"
Цель ТРИЗ технологии-обучение способам самостоятельного добывания информации....
«ТРИЗ - ОТСМ–РТВ - технологии как универсальное средство речевого развития детей дошкольного возраста»
Основная задача ТРИЗ – технологии - это не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное ...
Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством технологии ТРИЗ.
Технология ТРИЗ способствует решению речевых задач:- создание условий для развития образной стороны речи;- формирование осознанности в построении лексико-грамматических конструкций;- разви...
Семинар-практикум "Технология ТРИЗ в речевом развитии детей дошкольного возраста"
В данном материале я показала педагогам, как использовать технологию ТРИЗ для речевого развития детей дошкольного возраста, исходя из опыта работы, могу сказать, что данная технология помогает увлечь ...