Рекомендации родителям о развитии речи
консультация

Борисова Ирина Николаевна

С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т.п. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка лишь речевые звуки, и то, только в словах, служат целям общения его с взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию. 
Немалую роль в становлении личности играет речь.
Речь - это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих — ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomend._o_razv._rechi_.doc415.5 КБ

Предварительный просмотр:

Довольно часто родители отдают ребенка в детский сад потому, что «детей там учат». В общем, это верно, но ведь малышам так хорошо дома! И для него, для мамы так важно играть вместе! Для малыша игра с мамой – самый радостный и комфортный способ познать мир.

Первый и главный вопрос – чему учить? Без потерь передать ребенку важнейшие знания о мире удастся, только разложив их по полочкам. Приучите ребенка (и себя) к тому, чтобы занятия с ним были ежедневными, хотя бы по 10-15 минут. Некоторые упражнения можно выполнять по дороге в магазин или в транспорте, можно задавать ребенку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, т.е. в повседневной жизни.

Прежде всего, займитесь изучением предметов и их качеств. Для удобства общения допустимы тематические уроки – «одежда», «посуда», «мебель» и т.д. , а также учебные игры – «Мишка одевается», «Я мою посуду» и т.д. эти простые примеры приведут к сути: малыш начинает свободно ориентироваться в формах, цветах, сходствах и различиях, научится характеризовать предмет и его действие, сравнивать несколько предметов. Быстро будет расширяться словарный запас.

Один из основных разделов домашнего обучения – развитие речи. Дети болтают без умолку, еще когда им это по возрасту не положено, к всеобщему удивлению окружающих. Совсем другую реакцию, однако, вызывает старший ребенок, говорящий, к примеру, о жевательной резинке: «Пожеваю и покладу на стол». Чтобы подобного не случилось, объясните малышу, как правильно произносить звуки и слова, строить словосочетания ипредложения.         Не забудьте и о частях речи. Кстати, ученые подсчитали, что имен прилагательных в речи ребенка гораздо меньше, чем существительных и глаголов. Восполнить этот пробел помогут описания («Какая собачка?», «Какой автобус?»). Ваша цель – «приохотить» ученика говорить много и правильно.

Прогулки на даче и в огороде тоже можно использовать для игр и бесед с ребенком. В лесу или в парке старайтесь максимально точно называть цвета листьев, пней, веток. Найдите на поляне три цветка (травинки, шишки). Попробуйте описать один из них, а ребенок пусть догадается, о каком именно идет речь. Потом поменяйтесь ролями.

Попросите ребенка определить характер деревьев. Начните рассказывать сами – пусть малыш заметит, что они не похожи друг на друга. Одно – величавое, другое – веселое, третье – грустное.

Предложите ребенку найти два совершенно одинаковых листка (цветка, камешка). Если он справится, рассмотрите их внимательно. Пусть ребенок убедится в том, что, как бы ни были похожи предметы, в каждом есть неповторимое отличие.

Можно сыграть с ребенком в игру «Что, на что похоже и почему?». Гуляя по лесу, задавайте ему такие вопросы: «Лист на что похож? Чем? На что похожи пень, ветка?». Отвечайте сами, но слушайте внимательно и ребенка.

Из таких игр рождается еще одно увлекательное занятие: придумывание и отгадывание загадок.

Следующий вид упражнений – скороговорки. Важно, чтобы дети поняли, что важно говорить, не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих. Скороговорки можно найти в разных детских книгах.

- Ткет ткач ткани на платье Тане.

- Три сороки-тараторки тараторили на горке.

- Орел на горе, перо на орле.

- Наш Полкан попал в капкан.

Предложите ребенку произнести одну и ту же фразу с разными интонациями. Подобные задания помогут малышу развить речь, воображение, избавиться от скованности.

  • «Один – много»: взрослые называют предмет в ед.ч., а ребенок во мн.ч. (ложка-ложки);
  • «Назови ласково»: взрослые предлагают ребенку назвать предметы ласково (ложка-ложечка);
  • «Какой? Какая? Какое?»: взрослые предлагают ребенку описать игрушку или какой-либо предмет (ложка – большая, металлическая, красивая);
  • «Четвертый лишний»: взрослые предлагают ребенку определить лишнюю картинку и объяснить свой выбор. Необходимо четыре картинки, три из которых относятся к одному обобщающему понятию (заяц, волк, лиса, кошка; платье, юбка, футболка, сапоги);
  • «Угадай первый звук в слове»: взрослые предлагают ребенку определить первый звук в произнесенном слове (ложка – [л], кошка – [к]);
  • «Придумай слово на звук []»: взрослые предлагают ребенку придумать как можно больше слов на заданный звук;
  • «Топ-хлоп»: взрослые произносят различные речевые звуки и предлагают ребенку хлопнуть в ладоши, если он услышит звук [] и топнуть ногой, если он услышит звук [];
  • «Я к вам пишу…»: в отсутствие ребенка взрослые пишут ему «письмо» и прикрепляют, например, на холодильнике, чтобы он смог самостоятельно его прочесть. Текст может быть любым.

http://detkam.su/_nw/2/64919502.jpg

Огромное значение для развития речи ребенка играет артикуляционная гимнастика.

Проводить их следует ежедневно или через день в форме игры. Для детей с пяти лет они проводятся перед зеркалом, в котором ребенок может контролировать правильность своих движений. Давая определенные целенаправленные упражнения, родители, помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению тех звуков, которые он плохо говорит. Принуждать ребенка заниматься нельзя. Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны для ребенка. За одно занятие не следует давать больше двух – трех упражнений. К последующим упражнениям надо переходить лишь усвоив предыдущие. Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения.

http://smollogoped.ru/wp-content/uploads/2015/03/image001_216.jpg

Можно проводить следующие упражнения:

null

null

null

Для развития речи ребенка и формирования интереса к чтению необходимо помнить:

  • нужно использовать каждую возможность общения с ним: разговаривать о его и своих делах, о том, что он увидел или услышал, о прочитанном, отвечать на вопросы. Обязательно следует регулярно читать ребенку детские стихи, сказки, загадки, рассказы. У него под рукой должно быть достаточно материалов для чтения и рассматривания картинок. Сами родители должны подавать примеры регулярного чтения книг, газет.
  • Почаще играйте с ребенком в игры. Не навязывайте ему ту или иную игру, предложите – а он пускай выберет сам.
  • Разрешите ребенку свободно пользоваться карандашами, фломастерами, бумагой.
  • Поощряйте игры с другими детьми. По возможности чаще водите ребенка в интересные для него места: лес, музей, театр, цирк.

Маленькие дети могут и хотят учиться – это неоспоримый факт. В них спокойно сосуществует наивность и мудрость, талант и невежество. Детей необходимо обучать дома потому, что знания, полученные с первых лет жизни, никогда не исчезнут из памяти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по развитию речи детей в летний период.

Консультация для родителей.  Часто родители считают, если логопед ушёл в отпуск про занятия можно забыть, но это не так!...

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ РЕБЕНКА младшего дошкольного возраста

РЕЧЬ - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом....

Консультация для родителей «Рекомендации родителям по развитию речи детей пятого года жизни»

Основные рекомендации по развитию речи детей пятого года жизни...