Статья - фольклор и ребенок
статья по развитию речи (младшая группа)
статья о том , как фольклор влияет на речь ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Фольклор и ребенок.
Проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь. Отсутствие или нехватка времени у родителей на развивающие общение с детьми, отсутствие её активизации со стороны родителей - приводит к проблемам в развитии речи детей.
К сожалению, ребенок больше времени проводит за компьютером, телефоном, телевизором чем в живом окружении. К сожалению, занятые родители забывают об этом и пускают процесс развития речи ребёнка на самотек. Ребенок редко слушает рассказы, сказки, песенки, потешки, колыбельные из уст мамы с папой.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах.
Наша задача — помочь детям развивать речь. Речь можно развить различными способами. Один из таких способов – устное народное творчество, которое является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, но и играет огромную роль в воспитании у дошкольников к интересу родной речи. Впечатления, полученные от их восприятия фольклора отражаются в самостоятельном словесном, песенном творчестве ребёнка.
Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный педагог К.Д. Ушинский. В 60-х г. 19 века в журнале « Учитель» появилась публикация произведений детского фольклора и их анализ с точки зрения физиологии и психики ребенка. Тогда же началось систематическое собирание народных произведений для детей.
А.П.Усова считала, что потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи.
Фольклор — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребёнка, приспособлены к детским потребностям. Постепенно, незаметно они вводят малыша в стихию народного слова, раскрывают его богатство и красоту. Являются образцом речи.
Фольклор – устное народное творчество. Передаваясь из уст в уста, он меняется, принимает разные формы, но остаётся таким же полезным и нужным нашим детям. Почему? Потому что устное народное творчество – это способ кодирования и передачи важной информации. В сказках, песенках, играх скрыты богатства народной мудрости: правила поведения, герои-эталоны и отрицательные примеры, духовные ценности и меткие наблюдения над жизнью. С самого раннего возраста малыши незаметно для себя обучаются и развиваются, впитывая народные традиции, учатся отличать добро от зла. Но не только иносказательное содержание делает народное творчество таким ценным для воспитания. Сама форма привлекает малышей: яркая, метафоричная, с интересными сюжетами, напевностью, загадками, игрой слов. Чтение сказок вслух, пение колыбельных, загадывание загадок и потешные стишки способствуют развитию фонематического слуха у ребенка (правильно слышу – правильно говорю), пополняет его словарь, прививает культуру речи и обогащает знание грамматики родного языка. Разные жанры помогают всесторонне развивать малыша. Например, колыбельные песни успокаивают, настраивают ребенка на отдых; ласковые, нежные, негромкие. В народе их называют байками. Это название произошло от глагола «баять, баить» - говорить. Старинное значение этого слова – «шептать, заговаривать». Такое название колыбельные песни получили не случайно: самые древние из них имеют прямое отношение к заговорной песне. Со временем эти песни утратили обрядовый характер, а их сюжеты избрали своим «героем» кота, так как считалось, что мирное мурлыкание кота приносит сон и покой ребенку.
Пестушки– небольшие песенки к первым играм ребенка с пальцами, ручками, ножками, сопровождающие первые детские сознательные движения («Идет коза рогатая…» и т.д.) Согласно правилам народной педагогики, для того, чтобы воспитать физически здорового, жизнерадостного и любознательного человека, в ребенке необходимо поддерживать в часы бодрствования радостные эмоции. Благодаря простоте и мелодичности звучания пестушек дети, играя, легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей речи. Некоторые пестушки, усложняясь, развивая игровое начало, переходят в жанр потешек.
Потешки отлично развивают речевой слух ребенка: умение различать звуки, близкие по звучанию, ритм и плавность речи, интонацию, выразительность, повышение и понижение тона. Существует огромное количество потешек на все случаи.
Загадки позволяют ребенку замечать многозначность слов, улавливать игру, развивать способность к анализу и обобщению, умение лаконично и четко выстраивать мысль.
Русские народные подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Во всех народных играх проявляется характерная для русского человека любовь к веселью, удальству, чести, соревновательный задор, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, а также смекалка, выдержка, находчивость, выдумка и сила воли.
Знакомя детей с разными фольклорными жанрами, мы обогащаем речь детей живостью, образностью, краткостью и меткостью выражений, способствуя воспитанию детей на народной мудрости. Адресованные детям потешки, песенки, подпевки, звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Именно это и нравится детям в малых формах фольклора.
Большое количество фольклорных жанров позволяет развлекать, развивать и обучать малыша ненавязчиво и разнообразно. В скрытой и игровой форме они учат маленького человека жизни.
Ценность фольклора заключается ещё и в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт.
Круг чтения в данном возрасте составляют главным образом произведения русского фольклора: частушки, потешки, песенки, игры, загадки, сказки. Эти произведения наилучшим образом соответствуют потребностям младшего дошкольника, так как сочетают в себе слово, ритмику, интонацию, мелодию и движения. Произведения устного народного творчества являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок.
Таким образом: устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к речевой активности.
Знакомство детей с фольклором, а затем и закрепление происходит через различные формы: образовательно-организованную деятельность детей, совместную деятельность детей и взрослых как на занятиях так и не вне занятий, работу с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Фольклор на занятиях в детском саду"
Статья в сборнике межрегионального научно - практического семинара г. Воронеж "Фольклор на занятиях в детском саду"...

Статья "Фольклор, как средство в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста."
В этой статье рассказывается о важной роли народного искусства в системе работы с детьми дошкольного возвраста....
Статья "Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста"
В современной образовательной ситуации, когда одним из основных регламентирующих документов является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО), педаг...

Статья "Фольклор, как фактор развития ребенка"
Фольклор, как фактор гармоничного, полноценного развития ребенка....

Статья " Фольклор и и народные игры на музыкальном занятии"
В статье " Фольклор на музыкальном занятии " изложена краткая информация о жанрах народной музыки и собраны некоторые игры, используемые на музыкальном занятии в детском саду....

Статья " Фольклор в жизни ребенка".
Фольклор - народное творчество, чаще всего именно устное; художественная, коллективная, творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народн...