Развитие мелкой моторики у дошкольников
консультация по развитию речи
В статье даются рекомендации для родителей по развитию речи дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Развитие мелкой моторики у дошкольника
Развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности – мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Центр речи и центр тонкой моторики находятся в мозгу ребенка рядом друг с другом, поэтому, развивая одно, вы совокупно развиваете и другое. Уровень развития речи у детей напрямую зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие мелкой моторики страдает, движение пальцев отстаёт, то соответственно и задерживается речевое развитие ребёнка. Влияние ручных действий на развитие мозга человека было известно ещё во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки- белобоки» и других) приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. Массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца на сердце.
Гимнастика для пальцев рук делится на пассивную и активную. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям:
Пассивная гимнастика для пальцев рук – массаж кистей рук. Массаж не должен вызывать у ребенка неприятных ощущений. Можете сказать малышу, что «мы погреем ручки». Целесообразно использовать следующие приёмы: поглаживание, легкое растирание, вибрацию.
Массажные движения выполняются в направлении от кончиков пальцев до запястья. Продолжительность- 3-5 минут ежедневно или через день 10-12 раз.
Для массажа можно использовать: зубную щетку; массажную щетку; бельевые прищепки; карандаш с ребристой поверхностью (старший возраст) и другие предметы.
Поглаживание:
Солнышко лучами
Гладит нас, ласкает.
Солнце, как и мама,
Лишь одно бывает.
Прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхностей кисти руки подушечками выпрямленных двух—пяти пальцев — это «лучи солнца».
Растирание:
Чьи руки зимою всех рук горячей?
Они не у тех, кто сидел у печей,
А только у тех, а только у тех,
Кто крепко сжимал обжигающий снег,
И крепости строил на снежной горе,
И снежную бабу лепил во дворе.
На первые две строчки стихотворения дети потирают руки; проговаривая третью и последующие строчки, сжимают и разжимают кулаки.
Пиление ладони пальцами противоположной руки.
Принялась она за дело.
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб.
Поломала зуб, зуб.
Активная гимнастика - выполнение определенных движений под стихотворный текст.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук преобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.
Начинается все с потешек:
СОРОКА
Сорока-белобока кашку варила,
деток кормила. (Щекочем ладошку ребенка)
Этому дала, (загибает мизинчик ребенка)
этому дала, (загибает безымянный пальчик)
этому дала, (загибает средний пальчик)
этому дала, (загибает указательный пальчик)
а этому не дала: (трогаем большой пальчик)
ты дров не носил, печку не топил, тебе каши не дадим!
(Веселимся и грозим пальчиком большому пальцу ребенка)
ЛАДУШКИ
- Ладушки, ладушки, Где были?
- У бабушки.
- Чего ели кашку?
- Кашку.
- Чего пили?
- Бражку.
Кашку поели, бражку попили
(ребенок и взрослый ритмично хлопают в текст потешки)
-Шу-у-у полетели!
На головку сели, петушком запели,
Ку-ка-ре-ку!
(поднимают руки вверх и опускают на голову).
Упражнение «Игрушки» (Взрослый показывает движения)
На большом диване в ряд
Куклы Катины сидят:
Два медведя, Буратино,
И весёлый Чиполлино,
И котёнок, и слонёнок.
Раз, два, три, четыре, пять
Помогаем нашей Кате
Мы игрушки сосчитать.
Упражнение «Кормушка» (Взрослый показывает движения)
Сколько птиц к кормушке нашей
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых крылышках.
Всем хватило зернышек.
Упражнение «Пальчик - мальчик»
Две пробки от пластиковых бутылок положить резьбой вверх. В них поставить пальцы (указательный и средний). Двигаться, делая шаг на каждый ударный слог стиха. Можно ходить одной, другой, двумя руками одновременно.
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.
Упражнение « В лес идем мы погулять»
Лес - решетка для раковины или плоская мыльница с шипами. Дети «ходят» указательным и средним пальцем по клеточкам (шипам), на каждый ударный слог стиха делая по шагу:
Раз, два, три, четыре, пять,
В лес идем мы погулять
За черникой, За малиной,
За брусникой, За калиной,
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.
Уважаемые родители, успехов Вам и Вашим детям!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект«Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму»
Данный проект направлен на развитие мелкой моторики у дошкольников. Он способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы ребёнка. Проектом предусмотрено проведение комплекса меропр...
Оригами как средство развития мелкой моторики у дошкольников с ОНР
Презентация. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Оригами, как вид конструирования из бумаги, позволяет развить моторику рук, заставляя работать ...
Развитие мелкой моторики у дошкольников при подготовке руки дошкольника к письму
При поступлении ребенка в школу, навряду с общей физической развитостью, к детям дошкольного возраста предъявляется еще одно особенное требование: желательно, чтобы у них хорошо была развита мел...

статья Развитие мелкой моторики рук дошкольников как средства развития речи
статья Развитие мелкой моторики рук дошкольников как средства развития речи...

Консультация для родителей дошкольников на тему: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционную технику рисования»
Консультация для родителей дошкольников на тему:«Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционную технику рисования»...
Развитие мелкой моторики у дошкольников, как средство речевого развития у детей"
Статья на тему: "Развитие мелкой моторики у дошкольников, как средство речевого развития у детей"...

Презентация из опыта работы "Интеграция экологического воспитания с ОО "Познавательное развитие" (ФЭМП) по средствам развития мелкой моторики младших дошкольников"
Данная презентация из опыта моей работы о применении интеграции с целью улудшения качества образовательного процесса....