Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Ярмарка»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Маликова Жанна Викторовна

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Ярмарка»

Жанна Маликова
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Ярмарка»

Цели: Рассказать детям о фольклоре, уточнить какие бывают виды устного народного творчества. Углубить знания о пословицах. Обогатить и уточнить словарь.

Продолжать учить детей составлять небольшие описательные рассказы, рассуждать, строить предложения разной грамматической структуры.

Развивать дикцию, артикуляционный аппарат детей. Воспитывать интерес к разным формам словесного народного творчества.

Воспитывать интерес к народному творчеству. Знать русские традиции и культуру.

Материалы: поднос, народные игрушки, изделия народных промыслов, куклы для театрализации, картинки со сказками, атрибуты для игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Речевое развитие, ярмарка.24.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Ярмарка»

Жанна Маликова
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Ярмарка»

Цели: Рассказать детям о фольклоре, уточнить какие бывают виды устного народного творчества. Углубить знания о пословицах. Обогатить и уточнить словарь.

Продолжать учить детей составлять небольшие описательные рассказы, рассуждать, строить предложения разной грамматической структуры.

Развивать дикцию, артикуляционный аппарат детей. Воспитывать интерес к разным формам словесного народного творчества.

Воспитывать интерес к народному творчеству. Знать русские традиции и культуру.

Материалы: поднос, народные игрушки, изделия народных промыслов, куклы для театрализации, картинки со сказками, атрибуты для игры.

Ход занятия:

1. Вступление.

Воспитатель: - Здравствуйте дети, здравствуйте уважаемые гости. Ребята, сегодня мы с вами отправимся на праздник, но это необычный праздник.

Из глубины веков до нас дошли добрые сказки, хитрые загадки, шутливые потешки, весёлые и грустные песни.

Все эти виды народного творчества принято называть английским словом «Фольклор»- переводится это слово, как «народная мудрость».

У наших предков было много развлечений и одно из них – ярмарка! На ярмарку зазывали скоморохи, веселящие народ своими стихами и шутками.

Солнце яркое встает, спешит на ярмарку народ.

Мы ребята озорные, мы ребята удалые, всех на ярмарку зовем!

Ой, народ, ой, народ. Становитесь в хоровод!

Чтоб на ярмарку попасть, нужно ленточки нам взять.

- На карусели мы и отправимся на русскую ярмарку(Дети берутся за ленточки и произносят скороговорку).

Скороговорка:

Нас за тридевять земель

Не укатит карусель.

Но куда же без оглядки

Мчатся зайцы и лошадки?

Едем мы на карусели

От веселья и к веселью.

(Скороговорка сначала произносится в обычном темпе, затем быстрее, можно спросить желающих произнести скороговорку.)

2.Воспитатель: - Вот мы и приехали с вами на ярмарку. Давайте присядем на стульчики. В давние времена люди очень предпочитали употреблять в речи пословицы. Скажите мне пожалуйста,есть такая пословица«Делу время, потехе час». Как вы её понимаете? (Ответы детей)

Правильно, а сейчас я прочитаю вам стихи про пословицы,а вы попробуете назвать мне саму пословицу:

Рыбак! Придется потрудиться,

Простую истину скажу я наперед:

Коль будешь тунеядничать, лениться,

Сама ведь рыбка в невод не зайдет!

А теперь попробуйте объяснить,как вы понимаете пословицы:

1. «Поспешишь - людей насмешишь».

2. «Скучен день до вечера, если делать нечего».

4. «Собираешь по ягодке - наберёшь кузовок». (Здесь можно привести пример, что дети на каждом занятии получают новые знания и в конечном итоге наберут их очень много для того чтобы успешно учиться в школе).

Воспитатель: - Молодцы, вы очень мудро рассуждаете. А сейчас давайте осмотримся вокруг, что мы можем с вами увидеть на ярмарке? Пойдем-ка по базару посмотреть кой-какого товару! На товары поглядите, опишите, похвалите! Кто хочет купить товар, опишите его, расхвалите! (Ребёнок берёт игрушку, описывает её и ставит, и так 2-3 человека.)

3. Загадки.

На нашей ярмарке состязания проводятся не только по красноречию, но и по уму. Вот и поглядим сейчас, кто из вас самый смекалистый! А для проверки смекалки отгадайте-ка загадки!

Алый шелковый платочек, русский сарафан в цветочек.

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть: может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко наша русская… (матрешка).

Предлагается детям загадать свои загадки (заранее подготовленные)

Три струны, играет звонко

Инструмент тот — «треуголка».

Поскорее узнавай-ка,

Что же это? (балалайка)

В руки ты ее возьмешь,

То растянешь, то сожмешь!

Звонкая, нарядная,

Русская, двухрядная.

Заиграет, только тронь,

Как зовут ее? (гармонь)

4. Физминутка.

Воспитатель: Вот и у нас пришел потехи час. Какая же ярмарка без игр? На игрищах наших игр разных – тьма! В играх рот не разевай, ловкость, смелость проявляй! Какие русские народные игры мы с вами знаем? (Горелки, воевода, салочки, жмурки). Сегодня на ярмарке у нас «Игровая». Ой, народ, ой, народ! Становитесь в хоровод! Будем праздник продолжать, будем весело играть! Чтобы поиграть в игру, нам нужно выбрать водящего. Давайте считаться!

Заяц Белый куда бегал?

В лес дубовый. Что там делал?

Лыко драл. Куда клал?

Под колоду. Кто украл?

Родион, выйди вон!

Дети играют в игру,произносят слова:

Как у дядюшки Трифона было семеро детей, семеро сыновей. Они не пили, не ели, друг на друга глядели, Разом делали как я!

Игра повторяется 3-4 раза.

5.Воспитатель: Ну что, идем дальше по ярмарке гулять? На ярмаркахлюди устраивают смешные соревнования:

- кто быстрее пробежит в мешке;

- кто с закрытыми глазами скорее накормит покупателя сметаной;

- кто больше всех съест блинов;

- кто перетянет канат и т. д.

А у нас на ярмарке работает театр кукол. Куклы развлекают детей, рассказывая небылицы. Проходите пожалуйста в наш театр и занимайте места.

Вы послушайте, ребята,

Моей сказки небогатой

От конька-горбунка

И медведя-плясунка:

Уж как пестрая свинья

На дубу гнездо свила.

Гнездо свила, детей вывела.

Шестьдесят поросят

По сучочкам сидят.

Поросята визжат,

Полететь хотят.

Полетели, полетели.

Уж как по небу медведь летит.

Медведь летит,

Головой вертИт.

А несет-то он коровушку,

Черно-пеструю, белохвостую.

А коровушка мычит

Да хвостищем-то вертИт!

Знай медведю кричит:

— Давай вправо,

Давай влево,

А теперь вот напрямик!

Приглашаются по очереди дети рассказать небылицы,разученные ранее на занятиях:

Лиса по лесу бежала,

Лиса хвост потеряла.

Ваня в лес пошёл,

Лисий хвост нашёл.

Лиса рано приходила,

Ване ягод приносила,

Её хвост отдать просила.

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в платок,

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

6.Воспитатель: Ребята, вот такие небылицы мы послушали. А кроме небылиц, какие еще выдуманные истории мы с вами можем услышать? (сказки) Правильно. Вы любите сказки? Мы с вами прочитали много сказок, а сейчас посмотрим, помните ли вы их героев? Отгадайте мои загадки!

1) Избушка чуднАя – две курьих ноги, такая есть в сказке у… (бабы-яги)

2) Утащили злые птицы

Кроху братца у сестрицы

Но сестричка хоть мала

Все же малыша спасла

Что за птицы в сказке были

И кому они служили?

3) Ах ты, Петя, простота,

Сплоховал немножко.

Не послушался кота,

Выглянул в окошко.

4) Попала в болото лихая стрела

А в этом болоте сидела она.

Но в конце знакомой сказки

Сделалась она прекрасной.

Воспитатель: Ай, да, мододцы! Ох и смекалисты! Ну, тогда, я думаю, не составит вам труда еще одно испытание пройти! Посмотрите-ка, на столах картинки рассыпались на части. Соберите их, расскажите, что там изображено?

Дети собирают паззлы с изображением сказок «По-щучьему веленью» и «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Коротко рассказывают, чему учат сказки.

7. Дидактическая игра «Назови какой…»

Воспитатель: -Ребята, кроме прилавков базарных на ярмарки приезжали торговцы со своими товарами и ходили по ярмарке с подносами, предлагая свой товар всем желающим. Они зазывали людей разными стихами,шутками-прибаутками:

«Эй, честные господа, к нам пожалуйте сюда!

Как у нас ли тары-бары много всякого товару!

Посмотри на наш товар, подивись и стар и мал!»

На подносе лежат товары:

Варежки из шерсти- шерстяные варежки,

Воротник из меха- меховой воротник,

Ложка из дерева- деревянная ложка,

Горшок из глины – глиняный горшок,

Солонка из бересты- берестяная солонка,

Кукла из тряпок- тряпичная кукла,

Полотенце из льна- льняное полотенце.

Ай, да молодцы какие ребята, как складно, да ладно говорят!

А сейчас давайте посмотрим, кто же и что же нам предлагает вот здесь. Да это же уголок коробейника! Коробейники не продавали свой товар, они выменивали его на другие товары, которые люди приносили на ярмарку.

А сейчас у нас самый торг пойдет. Да не на денежки, а на конфетки-бараночки. У кого какой товар, приносите мне его, а в обмен получите сладости.

Дети несут свои «товары» коробейнику. Берут леденцы и садятся на стульчики.

8. Итог занятия.Воспитатель: - Ребята, где мы побывали сегодня( –На ярмарке.)

-Для чего люди устраивали ярмарки (– Развлекались, покупали и продавали разные товары, общались. Сочиняли и рассказывали загадки, небылицы, сказки, пословицы и поговорки.)

- Как одним словом можно назвать эти формы словесного народного творчества? – фольклор, т. е. «народная мудрость».

Все верно! А сейчас мы приглашаем всех на чай.

С пряниками, сушками,

Пышными ватрушками!

Дорогие гости, заходите, с нами почаевничайте!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи "Дикие животные наших лесов"

МБДОУ детский сад № 1 г. Правдинска Конспект  занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи"Дикие животные наших лесов...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи» (Гербова, с46) Цель. Продолжать развивать фонематическое восприятие, учить выполнять звуковой анализ слова. ...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе в «Страна красивой речи»

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе в «Страна красивой речи»...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе в «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Моя мама» (подготовительная группа)

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Моя мама» (подготовительная группа) Конспект по развитию речи Тема: «Моя мама» (подготовительная группа) Цель: Создать услов...

Конспект непосредственно образовательной деятельности (интегрированное) по образовательной области: «Речевое развитие» на тему: «Путешествие в страну Красивой речи» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

Конспект занятия  по развитию речи в подготовительной группеТема:  «Путешествие в страну Красивой речи» образовательная область «Речевое развитие»Цель:...