Статья посвященная проблеме нравственного и патриотического воспитания дошкольников
методическая разработка (старшая группа)
«Светлый образ Александра Невского – защитника русской земли» как средство патриотического воспитания дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 29.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Ханты-Мансийский АО-Югра
Октябрьский район
с.п.Унъюган
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида «Сказка»
«Светлый образ Александра Невского – защитника русской земли» как средство патриотического воспитания дошкольников
Автор: воспитатель первой
квалификационной категории
Закирова Эльзида Биктимеровна
2022г
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
1. «Светлый образ Александра Невского – защитника русской земли» как средство патриотического воспитания дошкольников………………………..5
Заключение………………………………………………………………………10
Список использованной литературы………………………………………….11
Введение
Аннотация: статья посвящена проблеме нравственного и патриотического воспитания дошкольников, влиянию образа Александра Невского на воспитание гражданских чувств малых граждан статья рассматривает способы и методы решения этой проблемы в различных видах деятельности: проектной деятельности, театрализованной деятельности и др.
В настоящее время Россия переживает сложный исторический период. И самая большая опасность, которой сегодня подвергается наше общество, заключается не в сложной экономической ситуации, а в подмене ценностей, понятий, попытках отдельных государств и личностей переписать историю. Особенно важно воздействие на детей и подростков. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажаются представления о доброте, справедливости, героизме, патриотизме. В связи с этим все более важно работать с молодым поколением над формированием патриотических чувств детей, которые выражаются в правильных поступках и поведении – уважительном и внимательном отношении к героическому прошлому своей Родины. Значительный потенциал в патриотическом воспитании детей имеет театральная деятельность в детском саду. Театральная деятельность может оказать существенную помощь в формировании любви к родной земле. Замечательные местные легенды, сказки, песни, обычаи, исторические рассказы, биографии выдающихся людей данного региона, а также разнообразие различных материалов по местной истории могут стать основой для замечательных спектаклей, театральных представлений, литературных и музыкальных композиций в исполнении детей. Театрализованная деятельность будет способствовать формированию нравственно – патриотических чувств, воспитание любви к родному краю.
Цель нашей работы формирование идей и развитие интересов детей об историческом прошлом страны через знакомство с национальным героем русского народа — Александром Невским через проектную и театрализованную деятельность.
В соответствии с целью нами были поставлены задачи:
- Развивать у детей интерес к истории страны периода царствования Александра Невского.
- Познакомить детей с некоторыми из самых ярких событий жизни великого князя Александра Невского, историей средневековой Руси.
- Формировать эмоционально позитивное отношение к защитникам, воинам, желание подражать им, походить на них: быть сильным, храбрым, благородным.
- Сформировать чувство гордости за верного сына Отечества - великого русского полководца Александра Невского.
Гипотеза нашей практической работы: формирование представлений о
князе Александре Невском у дошкольников будет эффективным, если будут выполнены следующие условия:
- внедрение педагогов в учебно-воспитательную и системную работу по организации учебно-воспитательной деятельности, интегрированной со старшими дошкольниками
- материалы для развития предметно-развивающей среды будут доступны детям;
- культурная ориентация дошкольников.
Теоретической основой нашей работы были:
- работы по проблеме патриотического воспитания: Программа «Истоки» (авторы: И.А. Кузьмин, профессор, член-корреспондент Российской Академии естественных наук, г. Москва, А.В. Камкин, профессор Вологодского государственного университета, член-корреспондент Российской Академии естественных наук);
Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет.
- работы, посвященные исследованию театрализованной деятельности:
Исследование Мигуновой Е. В. «Организация театральной деятельности в детском саду».
1.«Светлый образ Александра Невского – защитника русской земли» как средство патриотического воспитания дошкольников
Федеральный стандарт образования дошкольного образования, устанавливающий цели патриотического воспитания: создание условий для формирования основ патриотического сознания детей, позитивных возможностей социализации ребенка, его полноценного личного, морально-морального и познавательного развития, развития инициативности и соответствующего творчества в зависимости от дошкольного возраста деятельности[1].
В содержании ФГОС ДО необходимо срочно активизировать процесс воспитания патриотизма дошкольника[1].. Дети дошкольного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко реагируют на любые инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для педагога это период благодатной почвы. Ведь в этом возрасте открываются большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование у ребенка духовной основы, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс самосознания в окружающем мире. Именно эта часть жизни человека наиболее благоприятна для эмоционального и психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень яркие и сильные, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма, нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Любовь маленького дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям-отцу, матери, любви к своему дому, улице, городу, в котором он живет. Педагог, воспитывая любовь детей к родному городу, связывает воспитательную работу с окружающей социальной реальностью и с самыми близкими и доступными объектами, окружающими ребенка[3].
Нами была разработана система ознакомления с Александром Невским в проектной деятельности. Мы представили работу в этой области как интеграцию различных видов детской деятельности. Интеграция в данном случае - это деятельность, организованная детьми на основе определенной проблемы. Для ее решения мы использовали метод проектирования деятельности. Каждый проект имел конечный продукт.- театрализованное представление. Так как наша задача п представить материал максимально объективно, а в театрализованной деятельности дети чувствуют себя героями истории. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что малыш видит перед собой, чему он поражен и что вызывает реакцию в его душе. И, хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные детским восприятием, они играют огромную роль в формировании личности патриота. Театральная деятельность может оказать существенную помощь в формировании любви к родной земле. Замечательные местные легенды, сказки, песни, обычаи, исторические рассказы, биографии выдающихся людей данного региона, а также разнообразие различных материалов по местной истории могут стать основой для замечательных спектаклей, театральных представлений, литературных и музыкальных композиций в исполнении детей[4].
Проектная деятельность была направлена на формирование у детей образа героя, защитника своего государства; привитие любви к Родине и Отечеству, воспитание чувства гордости за историю становления страны и необходимость защиты Отечества. Можно идти к цели в моральном духе и патриотическом воспитании, решая многие задачи: знакомство детей с великим стратегом-Александром Невским, горячо любящим свой народ и Родину; говорить о его роли в истории нашего Отечества; пусть народ с благодарностью чтит память защитников Отечества. Культивировать интерес детей к историческому прошлому страны через знакомство с национальным героем русского народа - Александром Невским. Мы знакомили детей с некоторыми из самых ярких событий жизни великого князя Александра Невского, историей средневековой Руси. Формировали чувство гордости за верного сына Отечества - великого русского полководца Александра Невского, желание быть сильными, храбрыми, благородными, защитниками Земли, на которой родился и вырос; сформировать нравственные понятия: долг, служение Родине; воспитать навыки дружеского общения[2].
Познакомили детей с одеждой русских солдат, их предназначением, функциональностью и материалами, из которых они были изготовлены. Закрепили название предметов защитного оружия русских воинов (шлема, доспехов, кольчуги, меча, копья, палицы и др. Закрепили знания детей о былинных героях (умение распознавать их, называть доспехами, оружием).
Развивали творческие способности детей, учили читать поэтические тексты; развивали детскую речь; расширяли и обогащали словарный запас.
Развивали гендерные представления, обучали мальчиков быть сильными и мужественными защитниками Отечества, девочек уважать мальчиков как будущих защитников.
Нами были разработаны и проведены проекты «Александр Невский -покровитель Петербурга», «Александр Невский – Душа России», «Расти умным, добрым и храбрым», «За правое дело смело сражайся!», «Путешествие во времени», «Путешествие в Петербург».
Были проведены виртуальные экскурсии по Невскому проспекту, к памятнику на площади Александра Невского, к Лавре, к станции метро "Площадь Александра Невского", к самому длинному подъемному мосту Александра Невского;
Вместе с дошкольниками мы просмотрели фильм "Александр Невский", просмотрели мультимедийные презентации, видео, озвучивание фильмов детьми, заучивали стихи, песни, отгадывали загадоки, пересказывали поговорки и пословицы о Родине, читали книги о древнерусских защитниках Отечества, о военной форме, мундирах, оружии и т.д. Вместе с детьми рисовали, слушали музыку, играли в дидактические игры «Древняя Русь», «Соберите отряд в поход», «Назначьте и передайте ближнему», «Приготовьтесь к бою».
Были проведены театральные представления: «Александр Невский - победитель», «Храбрые и смелые защитники Родины», «Путешествие в прошлое», «Наш Петербург».
Заключение
Итак, отталкиваясь на вышесказанное, я хотела бы закончить следующими словами: значение патриотического воспитания огромно не только для одного человека, но и для всего общества в целом.
Задача воспитателя, несмотря на трудности, - воспитать достойного человека, гражданина Российской Федерации, любящего и гордящегося своей родиной, городом, в котором он живет, своим народом.
История России богата важными событиями. Во все века героизм, мужество русских солдат, мощь и Слава русского оружия были неотъемлемой частью величия русского государства.
В результате проектной и театрализованной деятельности мы получили такие результаты:
1. Сохранили историческую преемственность поколений, воспитали бережное отношения к истории, культуре, наследию России.
2. Повысили познавательный интерес дошкольников к истории Отечества.
3. Накопили практического материала по патриотическому воспитанию дошкольников.
4. Повысили педагогические навыки, творческий потенциал и уровень методической подготовки.
Дальнейшее развитие проблем в патриотического воспитания дошкольников я вижу в необходимости продолжения этой работы на примерах других героев древности и современности.
Вывод сделать нетрудно. Любите свою Родину, свой город, свою историю и своих героев и учите их детям!
Список используемой литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 96 с.
2. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2019. – 368 с.
3. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие, М., 2007
4. Мигунова, Е. В. Организация театральной деятельности в детском саду [Текст] : учеб.-метод. пособие / Е. В. Мигунова ; Новгород. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006. – 126 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ
Деловая игра по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ДОУ. Была проведена со старшими воспитателями в рамках городской методической работы. Аналогично игру можно провест...
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ
Вниманию читателей предлагается ознакомиться с особенностями системы организации духовно-нравственного и патриотического воспитания в МБДОУ «Бородинский д/с «Теремок», которая основана на внедре...
"Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников"
Материал для педагогов ДОУ и родителей воспитанников, по теме: " Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников"....
Краткое сообщение о ходе работы по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников в рамках самообразования по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников с использованием метода музейной педагогики».
В этом сообщении представленно описание моей работы по самообразовании....
Издательская деятельность педагогов:«Представление (защита) авторской дидактической игры (цель, ход игры, вариативность) по проблеме нравственного или патриотического воспитания» 20.10.2021г.
Издательская деятельность педагогов:«Представление (защита) авторской дидактической игры (цель, ход игры, вариативность) по проблеме нравственного или патриотического воспитания» 20.10.202...
ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ "Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"
ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ"Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"Проект разработан для работы с детьми старшего и подгот...
Консультация для педагогов Тема: "Системно-деятельностный подход в духовном, нравственном и патриотическом воспитании дошкольников". Консультация для родителей "Нравственно патриотическое воспитание детей"»
Как помочь ребёнку с уважением и интересом относиться к культурным традициям, научить любить свою родину? Эти вопросы задают себе вдумчивые воспитатели и родители дошкольников. Чувство Родины начинает...