Формирование звуковой культуры речи дошкольников
материал по развитию речи

Иванова Снежанна Александровна

Формирование звуковой культуры речи дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aneks.docx15.11 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование звуковой культуры речи дошкольников

На протяжении первых лет жизни ребенка происходит сложный процесс развития восприятия. Этот процесс имеет очень важное значение, так как создает необходимую основу для всего последующего развития.

Одним из рано формирующихся сенсорных процессов является фонематический слух. Анализ работ, посвященных звуковой стороне развития речи ребенка (И.X. Швачкин, А.И. Гвоздев и др.), показывает, что, как правило, формирование фонематического слуха заканчивается очень рано — к двум годам — о чем свидетельствует полное фонематическое различение ребенком всех звуков родного языка. Тот факт, что речь двухлетнего ребенка по своему звуковому составу резко отличается от речи взрослого, изобилуя разного рода неправильностями и неточностями, исследователи детской речи объясняют «моторными причинами»

Ребенок овладевает речью постепенно, начиная с самого рождения. Сначала он учится понимать обращенную к нему речь, а потом начинает говорить сам. Поэтому следует оберегать слух от сильных звуковых воздействий (не включать на полную мощность телевизор или музыку), не допускать хронических насморков, следить за здоровьем органов слуха. Уже до года вы можете слышать от ребенка первые "пап" и "мама". К трем годам, как правило, ребенок уже начинает говорить фразами. Одновременно с развитием речи развивается мышление и воображение ребенка. Внимание, память, мышление - основы, на которых строится речь. Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Не сюсюкайте, ребенок должен научиться говорить правильно. Не говорите с ребенком громко или слишком быстро. Следует отметить, что качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Очень важно уделять внимание как пассивному , так и активному словарному запасу. Необходимо, чтобы ребенок знал, какие значения есть у слова, умел правильно употреблять его в самостоятельной речи.

Занятия 'по развитию речи проводятся раз в неделю. На каждом занятии, как правило состоящем из двух-трех частей, решается несколько- речевых задач.  Воспитание звуковой культуры речи сочетается со словарной работой, с формированием грамматических навыков, с работой по развитию связной речи.
На занятии следует проводить физкультминутку. Ее можно также использовать для решения задач звуковой культуры речи: отработки правильного произношения звука, упражнения детей в длительном и плавном выдохе и т. п.

В повседневном общении воспитатель следит за темпом речи детей. Неторопливая речь взрослых — хороший пример для подражания. Воспитатель предлагает повторять различные звукосочетания со сменой высоты голоса (как мяукает кошка и как котенок). При чтении потешек, стихов, сказок педагог обращает внимание детей на выразительную сторону речи, дает образец чтения.
Громкость, плавность речи во многом зависят от речевого дыхания. Подготовительная работа по развитию речевого дыхания проводится систематически на прогулке, во время игр. Детям в зависимости от времени года предлагают дуть на тонкие полоски бумажек (игра «Ветерок»), на листочки, на вату, на  другие легкие предметы, произносить протяжно, на одном выдохе гласные и согласные звуки, небольшие фразы.                                
     В младших группах   основное внимание уделяется накоплению, обогащению словаря. Эта задача связана с расширением знаний и представлений ребенка об окружающем. Усвоение нового, обогащение личного опыта способствуют интенсивному развитию речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация логопеда c презентацией. Общение и сотрудничество - средства оптимизации формирования звуковой культуры речи дошкольников.

Речь не является врождённой способностью, а развивается параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка ,служит показателем его общего развития.Раннее выявление детей с нарушением звукопроизно...

Консультация для родителей "Роль художественной литературы в формировании звуковой культуры речи дошкольников"

Художественная    литература    открывает    и   объясняет   ребёнку   жизнь     общества и  природы,  мир  человеческих чувств ...

Формирование звуковой культуры речи дошкольников с использованием наглядных средств

В статье изложена система работы по использованию наглядных средств при формировании ЗКР у дошкольников....

Консультация для воспитателей "Дидактическая игра в формировании звуковой культуры речи дошкольника".

Дидактическая игра в формировании звуковой культуры речи дошкольника....

Сценарий педагогического совета "Условия формирования звуковой культуры речи дошкольников"

Тематический педсовет "Условия формирования звуковой культуры речи дошкольников", в форме круглого стола, с элементами теоретического семинара и практикума...

Формирование звуковой культуры речи дошкольников.

Формирование звуковой культуры речи дошкольников.Материал поразным возрастам...