Картотека сюжетно-ролевых игр
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)
Картотека разработана для проведения сюжетно-ролевых игр в старшей группе детского сада
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_syuzhetno-rolevyh_igr.docx | 204.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Принято решением педсовета «Утверждаю»
МБДОУ д/с 9 Приказ №______ от 31.08.2020г
Протокол №1 от 31.08.2020г. Заведующий МБДОУ д/с №9
___________________Л.Н. Демченко
Картотека сюжетно - ролевых игр
Автор: Рогозина Светлана Валерьевна,
воспитатель МБДОУ д/с №9,
г. Кропоткин
Кавказский район
2020г
Пояснительная записка
Сюжетно-ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей в специально создаваемых ими игровых воображаемых условиях, воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок учится не только вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и внимательно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей.
Игра является характерной формой деятельности детей дошкольного возраста. В играх происходит становление ребенка как личность. В ролевых играх между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, заботы и внимания друг к другу. В дошкольном возрасте общение детей становится более продолжительными, а игры разнообразны. Переход на новую игровую форму общения, которая характеризуется в самостоятельности ребенка. В играх ребенок учиться воспринимать и передавать информацию, следить за реакцией собеседника. В этом возрасте расширяется круг общения ребенка. Дети в совместных играх присматриваются друг к другу, оценивают друг друга, в зависимости таких оценок проявляют или не проявляют взаимные симпатии.
Сам ребенок научиться играть в сюжетно-ролевые игры не сможет, а если сможет, то его игры будут бедные по содержанию и непродолжительные по времени. Это происходит из-за того, что ребенок еще не освоил мир вокруг себя. У ребенка еще не сложились представления о том мире, в котором существуют взрослые. Чем больше вы будете играть и давать ребенку знаний о взрослой жизни, тем разнообразней, интересней будут его игры.
Актуальность методической разработки.
Современный дошкольник имеет мало шансов приобрести опыт в игровых умениях, так как неформальные разновозрастные группы в настоящее время большая редкость. Раньше они существовали в виде дворовых, соседских групп, или группы братьев и сестёр одного возраста, в одной семье. Сейчас дети данного возраста разобщены. В детском саду их подбирают в группу по одновозрастному принципу, в семьях очень часто есть только один ребёнок, а дворовое и соседское общение становится редким из-за чрезмерной опеки взрослыми дошкольников и занятости школьников в школе, специализированных кружках. Воспитатель должен заменить дошкольнику недостающих братьев и сестёр, старших товарищей, должен помочь ребёнку овладеть игровыми умениями, втягивая его в игру. Сильным фактором разобщения детей является и телевизор, у которого они проводят много времени.
Считаю необходимым выделить какое значение оказывают сюжетно-ролевые игры во всех направлениях развития детей.
Эмоциональное развитие
Игра оказывает важное воздействие на эмоциональное развитие ребенка. Дети привносят в не то, что они знают о жизни: свои знания и заблуждения, свои страхи и пожелания, а порой болезненные воспоминания, с которыми они пытаются совладать. Маленькие дети, языковые возможности которых ограничены, часто используют игру как средство осознания своего мира.
Интеллектуальное развитие
Сюжетно-ролевая игра — занятие в значительной мере умственное. Дети используют память: они вспоминают о людях и событиях и затем воспроизводят их. Они апробируют идеи, планируют и реализуют свои планы, формируют представление о прошлом, настоящем и будущем.
В игре дети творят, используя материалы и игрушки совершенно новыми способами. Кроме того, они совершенствуют разговорные навыки, что чрезвычайно важно для мышления и способности обмениваться информацией. Игра является не только средством формирования абстрактного мышления, но и фактором расширения знаний о предметных областях.
Развитие математических представлений
В процессе сюжетно-ролевой игры происходит развитие многих математических представлений. В игре ребенок сталкивается с различными группами и подгруппами материалов и вещей. Дети обучаются классифицировать предметы, используют понятия типа «больше - меньше», «шире - уже», «тяжелее - легче».
Развитие научных понятий
Игра способствует также развитию понятий и методов научного характера. Дети наблюдают, пробуют и экспериментируют, проверяют, анализируют, сравнивая вещи в отношении сходства и различия, ставят вопросы и обобщают ситуации. Все эти действия имеют основополагающий характер в работе ученого.
Подготовка к чтению
Обогащение словаря и развитие понятий - важная предпосылка успешного чтения и понимания. Общаясь в игре, дети используют родной язык, увеличивая гибкость речи, расширяя словарь, осваивая новые понятия. Приведение в порядок материалов и предметов в соответствии с их сходствами и различиями обостряет способность наблюдения. Выявления сходства и различия крайне важно для опознавания букв и слов при чтении. Обыгрывание какой-либо темы заставляет детей организовывать свои представления. В дальнейшем это облегчает им понимание текстов, где следует учитывать логическую последовательность событий.
Подбор сюжетно-ролевых игр в старшей группе.
В данной работе выделены наиболее популярные и полные неисчерпаемым для детей ресурсом новых знаний и эмоций игры, которые достаточно доступны и просты в организации их проведения со стороны педагога.
«ЗООПАРК»
Цель: воспитывать любовь, гуманное отношение к животным.
Задачи: закрепить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании, где обитают. Расширить словарный запас детей.
«МОРЯКИ»
Цель: Продолжать формировать положительные взаимоотношения между детьми в процессе игры.
Задачи: Совершенствовать у детей умения творчески развивать сюжет, объединять несколько сюжетов одним содержанием. Развивать речевое и ролевое взаимодействие, связную монологическую и диалогическую речь. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к воинам, которое выражается в подражании им, в ловкости, быстроте, смелости, стремлении быть похожими на них.
«ВРАЧ»
Цель: учить детей уходу за больными и пользоваться медицинскими инструментами.
Задачи: воспитывать внимательность, чуткость, расширять словарный запас. Ввести понятия: «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар».
«ЦИРК»
Цель: учить распределять роли и действовать в соответствии с принятой на себя ролью, воспитывать дружеское отношение друг к другу.
Задачи: Закреплять представления детей об учреждениях культуры, правилах поведения в общественных местах. Расширять знания о цирковых профессиях: клоуны, дрессировщик, фокусник, акробат, и его работниках: директор цирка, билетёры, буфетчица, осветитель.
"ДЕТСКИЙ САД"
Цель: расширить знания детей о назначении детского сада, о профессиях тех людей, которые здесь работают: воспитателя, няни, повара, музыкального и медицинского работника.
Задачи: Воспитывать у детей желание подражать действиям взрослых, заботливо относиться к своим воспитанникам. Развивать умение применять полученные знания в игре.
«НА ДОРОГАХ ГОРОДА»
Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, познакомить с новой ролью - регулировщик.
Задачи: Воспитывать выдержку, терпение, внимание на дороге, умение быть вежливыми, внимательными друг к другу. Уметь ориентироваться в дорожной ситуации. Соблюдать правила дорожного движения. Расширить словарный запас детей: «пост ГИБДД», «светофор», «нарушение движения», «превышение скорости», «штраф».
"СЕМЬЯ"
Цель: формировать представление о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах.
Задачи: воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности. Совершенствование умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку.
«МАГАЗИН»
Цель: научить детей классифицировать предметы по общим признакам.
Задачи: Воспитывать доброжелательное отношение между детьми, чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей: ввести понятия «игрушки», «продукты питания», «мебель», «посуда».
«КАФЕ»
Цель: научить детей классифицировать предметы по общим признакам.
Задачи: Воспитывать доброжелательное отношение между детьми, чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей: ввести понятия «игрушки», «продукты питания», «мебель», «посуда».
«ТЕАТР»
Цель: учить детей действовать в соответствии с принятой на себя ролью.
Задачи: Закреплять представления детей об учреждениях культуры, их социальной значимости. Обогащать знания детей о театре и его работниках. Развивать умение взаимодействовать по ходу игры, осуществлять замысел, распределять роли, подбирать атрибуты, оборудовать место игры, воспитывать культуру поведения в театре.
«ШКОЛА»
Цель: уточнить знания детей о том, чем занимаются в школе, какие бывают уроки, чему учит учитель. Учить справедливо распределять роли в игре.
Задачи: Воспитать желание учиться в школе, уважение к труду взрослых. Побуждать детей воспроизводить в играх бытовой и общественно полезный труд взрослых. Расширить словарный запас детей: «школьные принадлежности», «портфель», «пенал», «ученики» и т.д.
«АТЕЛЬЕ МОД»
Цели: расширить знания детей о работе в швейном ателье, формировать первоначальное представление о том, что на изготовление каждой вещи затрачивается много труда.
Задачи: Закреплять навыки общественного поведения, благодарить за оказанную помощь и заботу, развивать и укреплять дружеские взаимоотношения.
«ПОЧТА»
Цель: продолжать знакомить с трудом работников связи, формировать уважительное отношение к работникам почты.
Задачи: Учить отражать в игре труд взрослых, передавать отношения между людьми, пользоваться в игре предметами-заместителями, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней.
«САЛОН КРАСОТЫ»
Цель: дополнить знания детей о профессии парикмахера.
Задачи: Воспитывать культуру общения, расширить словарный запас: халат для парикмахера, накидка для клиента, флаконы, укладка, стрижка, маникюр, окраска волос. Инструменты: расческа, ножницы, кисть, лак, фен.
«КОСМОС»
Цель: познакомить детей с работой космонавтов в космосе.
Задачи: Воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «орбита», «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос», «космический корабль».
«ФОТОАТЕЛЬЕ»
Цель: закрепить знания детей о работе в фотоателье.
Задачи: Воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение и вежливое обращение к старшим и друг к другу.
«СТРОИТЕЛИ»
Цель: познакомить детей со строительными профессиями: каменщик, крановщик, плотник, сварщик, строитель, маляр.
Задачи: Обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей. Учить детей сооружать постройку несложной конструкции. Воспитывать дружеские взаимоотношения. Обогатить знания детей об особенностях труда строителей. Ввести понятия: постройка, подъемный кран, строительный материал.
«БИБЛИОТЕКА»
Цели: учить детей правильно пользоваться услугами библиотеки, применять знания литературных произведений.
Задачи: Закрепить знания о профессии библиотекаря, воспитать уважение к труду библиотекаря и бережное отношение к книге, расширить словарный запас детей: «библиотека», «картотека» и т.д.
«ТЕЛЕВИДЕНИЕ»
Цель: закрепить представления детей о средствах массовой информации, роли телевидения в жизни людей.
Задачи: Учить детей ролевым действиям работников телевидения: выбор и составление программ редакторами; подготовка ведущих, зрителей; оформление студии. Обогащение словарного запаса понятиями: «журналист, телеведущий, шоумен и др. профессиями»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.
Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...
Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...
картотека подвижных игр для средней группы и картотека сюжетно -ролевых игр для старшей группы
Картотека подвижных игр для развития двигательных навыков для средней группы, картотека сюжетно - ролевых игр для детей старшей группы для развития коомуникативных способностей....
картотека подвижных игр для средней группы и картотека сюжетно -ролевых игр для старшей группы
Картотека подвижных игр для развития двигательных навыков для средней группы, картотека сюжетно - ролевых игр для детей старшей группы для развития коомуникативных способностей....
картотека подвижных игр для средней группы и картотека сюжетно -ролевых игр для старшей группы
Картотека подвижных игр для детей средней группы на развитие двигательной активности детей и картотека для детей старшей группы сюжетно -ролевых игр....
Картотека сюжетно-ролевых игр. Значение сюжетно-ролевых игр в жизни ребенка.
Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребёнок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. Игра – наиболее доступ...
Картотека подвижных игр для средней группы и картотека сюжетно -ролевых игр для старшей группы
Картотека подвижных игр для развития двигательных навыков для средней группы, картотека сюжетно - ролевых игр для детей старшей группы для развития коммуникативных способностей....