Консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитании дошкольников»
презентация к уроку (средняя группа)
Данный материал поможет родителям повысить интерес к чтению детям сказок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_microsoft_powerpoint.ppt | 130 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«И нельзя без сказки нам прожить друзья , Ведь со сказкой проще верить в чудеса. Ведь со сказкой легче , отыскать нам путь. В маленькое сердце, дверцу распахнуть».
Как много воспоминаний из детства хороших и добрых, связано у нас именно со сказками , где живут добрые и злые герои. При помощи сказочных героев , взрослые могут заинтересовать ребёнка, произвести на него воспитательный эффект и даже решить какую-либо психологическую проблему. Чтение сказок даёт очень много маленьким и взрослым, помогает им сблизиться духовно. Через сказку легче объяснить малышу что такое «хорошо» и что такое «плохо» . Ведь сказочные персонажи бывают очень разными : добрыми и злыми, хитрыми и завистливыми, ласковыми и грубыми. С помощью таких персонажей мы можем показать детям, плохое и хорошее, как можно и нужно поступать, и как вовсе нельзя, в определённых жизненных ситуациях.
Сказка – это способ общения с малышом на понятном и доступном ему языке, это первые маленькие безопасные уроки жизни. В нашей работе с детьми младшего дошкольного возраста , мы используем сказки очень часто , так как сказки являются неотъемлемым элементом в воспитании детей . Читая и рассказывая сказки , развивается внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читают сказки , быстрее начинают говорить. Сказки учат детей сравнивать, сопереживать, помогают формировать основы поведения и общения, развивают фантазию и воображение ребёнка, связную речь и мышление, внимание, память, мимику лица, жесты, а так же его творческий потенциал. Работая с маленькими детьми, мы очень часто использую русские народные сказки , которые не только читаем и рассказываем , но ещё и показываем с помощью кукольного театра – это «Репка» , Колобок», «Курочка ряба» , «Маша и медведь» , и т. д.».
Ведь сказки и внутренний мир ребёнка неотделимы друг от друга. Поэтому сказка является необходимым этап в развитии детей , этапом который формирует запас жизненной прочности, или является некой библиотекой жизненных ситуаций. Мы очень рады, что в нашем детском саду неделя мая посвящена театрализованной деятельности, так как она близка и понятна ребенку, доставляет радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому и речевому развитию ребенка и формированию основы его личностной культуры.
Воспитательные возможности сказки огромны : ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром — через образы, краски, звуки, музыку. Умело, поставленные вопросы побуждают дошколят думать , анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Педагоги и психологи отмечают неоценимую роль сказок в развитии детей . Сказка любима детьми всех возрастов, так как при ее прослушивании ребенок получает возможность стать энергетическим центром творческой деятельности. Он находится не просто в роли пассивного наблюдателя, а становится создателем своих собственных оригинальных образов и примеряет их на себя. Это позволяет малышу испытать себя на храбрость и стойкость, осознать добро и зло, выработать свой собственный стиль поведения в той или иной ситуации.
Роль сказок в развитии детей младшего возраста трудно переоценить. Сказка способствует становлению мировоззрения ребенка и знакомит детей с простейшей моделью мироустройства, обогащает предметный и социальный опыт малыша, способствует развитию комбинаторной способности ума. Не всегда воспитательное значение сказки представлено открыто. В некоторых случаях, наоборот, даже может показаться, что сказка несет в себе отрицательную смысловую нагрузку, пропагандирует жестокость, насилие, подавление личности. Это и колобок, съеденный лисой, и униженная Золушка, и выгнанный из собственного домика зайчик. Однако, сказки с печальным окончанием для малышей вовсе не случайны. Из них ребенок получает представление о том, что дом – это защита, а внешний мир может быть опасным, и если ты еще мал и слаб, то туда до поры до времени тебе ходить одному не надо.
Сказка , представляя собой своеобразный ужастик, призвана насторожить малыша, заложить на основе базового доверия к миру еще и здоровую недоверчивость к чужим и сладким словам. Воспринимая сказку , ребенок начинает осознавать, что внешняя привлекательность, ласковые слова другого не могут быть ширмой, прячущей «гнилую» душу. Сказка формирует фундамент безопасности для малышей : нельзя убегать от мамы, нельзя идти с чужим дядей, нельзя открывать дверь незнакомцам и т. п.
Роль сказок в развитии детей заключается еще и в том, что она закладывает предпосылки критического мышления ребенка, учит понимать, что не все, что говорят взрослые, является «истиной в последней инстанции» . Но при этом важно понимать, что сказку нужно не просто рассказывать ребенку , а постоянно комментировать то, о чем рассказываете . Не надо много слов, иногда достаточно мимики, интонации, тяжелого вздоха, покачивания головой. И тогда сказка станет замечательным средством обучения малыша правилам безопасности.
Детские сказки , их роль в воспитании Все родители , имеющие детей- дошкольников , знают, как дети любят сказки . Родители выходят из себя , читая в сотый раз одну и ту же сказку , которую ребенок знает наизусть. При этом пропуск куска текста вызывает негодующие крики ребенка : «Мама, а ты пропустила, как петушок звал котика на помощь!» . Что же это за феномен – любовь детей к сказке , и в чем заключается их роль в воспитании ? Попробуем вместе разобраться в этом вопросе.
Почему дети любят сказки? По мнению психологов, дети дошкольного возраста с трудом отличают реальность от вымысла, ведь вся их жизнь проходит в мире конкретных вещей : вот кровать, игрушка, мама, молоко в чашке. Ребенок понимает, что есть вещи вне его поля зрения : например, дача или мамина работа. Но на дачу или мамину работу можно приехать, они существуют на самом деле. А где находится Солнечный город, в котором живет Незнайка или Волшебный лес, ребенку трудно представить. Поэтому волшебное действие сказки происходит прямо в комнате, где мама читает эту сказку . И ребенок воспринимает сказку как реальность , например, просит не читать дальше, если ему страшно. Благодаря сказке , ребенок переживает, захватывающие приключения и совершает путешествия, не выходя из дома.
Развитие речи и фантазии при помощи сказок Чтение сказок расширяет словарный запас ребенка и помогает развитию речи . Слушая сказку , ребенок знакомится с народным фольклором, запоминает пословицы и поговорки ( «Не садись не в свои сани» , «Нет лучшего дружка, чем родная матушка» ). Не случайно педагоги и логопеды применяют сказкотерапию для занятий с детьми, имеющими задержки речевого развития . Сказочные образы помогают развивать детскую фантазию . Ставя себя на место положительного героя, ребенок может вступить в бой с врагом (заросли крапивы) при помощи волшебного меча (палки) или отправиться на Марс в ракете из сдвинутых стульев. Психологи говорят, что фантазия помогает ребенку в развитии интеллекта , поэтому фантазировать ребенку очень полезно.
Чтение сказки как вариант общения с родителями Для того чтобы ребенок внимательно и с удовольствием слушал чтение сказки , лучше всего выбрать время перед сном, когда ребенок устал и не будет вертеться, желая побегать и попрыгать. Чтение сказки – это общение с ребенком через сказку , при котором мы соприкасаемся с внутренним миром ребенка. Чтение сказки детям – это необходимая нравственная, духовная работа, которая не менее важна, чем питание и сон ребенка. Поэтому неправильно поступают те родители , которые заменяют чтение сказки просмотром мультиков или прослушиванием сказки в аудиозаписи .
Связь любимого персонажа с характером ребенка Выбор любимого сказочного персонажа ребенком дает повод родителям задуматься о детских проблемах и страхах. Например, если любимый герой – Гадкий Утенок, стоит задуматься и выяснить, не является ли ваш ребенок предметом нападок и насмешек в детском коллективе, не чувствует ли там себя одиноким, не таким как все. Если любимый герой Незнайка – это тоже повод задуматься, почему вашему ребенку нравится ленивый, глупый и неряшливый персонаж. Воспитание детей сказками состоит в том , что нередко сами родители , по ходу чтения сказки дают свою оценку сказочным героям . Например, говорят, что лиса хитрая, а волк простофиля, верит ей, или, наоборот, лиса умница, обманула глупого волка. Эти комментарии тоже очень влияют на нравственное воспитание детей и формирование у них системы ценностей
Победа добра над злом как важный воспитательный момент Воспитание детей сказками убеждает нас , что сказки являются для детей уроками нравственности. Сказочные герои наделены смелостью, красотой, трудолюбием, честностью, любовью к Родине . Сказки показывают детям , что бывает, если герои обманывают или поступают не по совести. Из сказки ребенок узнает , что дружба помогает победить зло и что зло всегда бывает наказано. Благодаря сказке , ребенок узнает, что добро всегда сильнее зла, и это помогает ему в дальнейшей жизни идти дорогою добра и мыслить позитивно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семейный клуб : «В гостях у сказки». Консультация для родителей : "Роль сказки в развитии и воспитании ребенка ".
Семейный клуб : «В гостях у сказки». Консультация для родителей : "Роль сказки в развитии и воспитании ребенка "....
Консультация для родителей "Роль сказки в духовно - нравственном воспитании дошкольников"
Консультация для родителей "Роль сказки в духовно - нравственном воспитании дошкольников"...
Консультация для воспитателей «Роль сказки в развитии и воспитании дошкольников»
В консультации предлагается подбор дидактических игр для лучшего запоминания и перессказа содержания сказок....
Консультация для педагогов «Роль сказки в развитии и воспитании дошкольника»
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей ...
Консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитании дошкольников»
Консультация для родителей...
Консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитании дошкольников»
laquo;И нельзя без сказки нам прожить друзья, Ведь со сказкой проще верить в чудеса. Ведь со сказкой легче, отыскать нам путь. В маленькое сердце, дверцу распахнуть». Как много воспоминаний из ...
Консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитании дошкольников»
Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло....