Картотека игр
картотека по развитию речи (младшая, средняя, старшая группа)
Картотека игр на формирование синтаксической стороны речи дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6.docx | 14.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр на формирование синтаксической стороны речи дошкольников
Младший возраст
«Придумай рассказ»
Цель игры: формировать умение составлять коллективное повествование.
Ход игры: Воспитатель говорит детям, что они будут вагончиками. Вагончики должны прицепиться друг к другу, но прицепиться сможет только тот, кто внимательно слушал, на чем остановился его товарищ, и правильно продолжил рассказ.
В.: В лесу жил…
1-й ребенок: Трусливый зайчик.
2-й ребенок: Один раз пошел он гулять.
3-й ребенок: Вдруг он увидел большую змею.
4-й ребенок: Зайчик испугался и убежал.
В качестве помощи детям воспитатель повторяет последнее слово или всю фразу предыдущего ребенка, тем самым задерживая внимание очередного рассказчика на сюжетной линии. Если в этом случае пауза затягивается, воспитатель подсказывает начало новой фразы. Дети, составившие рассказ, изображают поезд, который едет по комнате.
«Объясни Буратино»
Цель игры: формировать умение строить высказывание из двух предложений, связанных между собой по смыслу .
Материал: кукла Буратино, предметные картинки.
Ход игры: Буратино, называя предметы на картинках, ошибается. Дети его исправляют., например: « Это не помидор, это репа. Она желтая».
Средний возраст
«Пара слов»
Цель игры: учить строить простое предложение из двух заданных слов.
Материал: фото или картинки летних пейзажей, ситуаций, явлений природы; разнообразные предметные картинки.
Ход игры: каждый участник игры берет себе по одной картинке из двух стопок и придумывает предложения с названиями изображений на них. Приветствуется юмор, распространенные фразы. Воспитатель. Ребята, вы слышали когда-нибудь в грозу сильный гром? Однажды братцу Лето надоел этот шум. Он решил померить дождевые тучи: Помогите тучкам соединить в одном предложении два разных слова. Например, игрок взял две картинки: «медведь» и «солнце». - Медведь греется на солнце. - Медведю в теплой шубе жарко на солнце. - Медведь отнял солнце у крокодила. Картинки: «муравей» и «цветок». - Муравей залез на цветок. - Муравей спрятался в цветке от дождя. - Муравей качается на цветке.
«Закончи предложение и подбери к нему картинку»
Цель игры: формировать умение заканчивать высказывание, подбирать подходящее слово, согласовывать его с другими словами в предложении.
Материал: предметные картинки – мяч, рыба, кит, лягушка, косточка, тапочки, карандаш, яйцо, платье, польто, кофта, книги, газета, елка, дом, диван.
Ход игры: Воспитатель начинает фразу, дети по очереди заканчивают ее, выбрав предварительно среди картинок подходящую по содержанию.
-девочка рисует… (елку, дом, диван);
-папа читает… (книгу, журнал, газету);
-собака грызет… (кость, тапочки, карандаш);
-мальчик ловит… (мяч, кита, рыбу, лягушку);
-курица снесла… (яйцо);
-мама стирает… (платье, пальто, кофту).
Старший возраст
«Про Потому и Почему»
Цель игры: учить детей пользоваться союзом «потому что», составлять сложноподчиненное предложение.
Материал: фишки.
Ход игры: Воспитатель читает детям сказку Н. Рыбакова «Про Потому и Почему». «Жили - были Почему и Потому. Видят они, – катится бревно. - Почему оно катится? – спросило Почему. - Потому что оно круглое, - ответило Потому. - А почему бы нам не сделать что-нибудь круглое? – спросило Почему. Стали тогда Потому и Почему строгать, пилить, и получилось у них круглое колесо. Сели они и покатились по земле. Катятся они, катятся и видят: летит птица. - Почему она летит? - спросило Почему. - Потому что у нее крылья есть, - ответило Потому. - А почему бы нам не сделать крылья? – спросило Почему. Сделали тогда Почему и Потому крылья, и получился самолет. И полетели они дальше удивляться. - Вот, ребята потому все и делается на свете, что есть почему». Далее мы задаем вопросы (почему?..), дети отвечали (потому.)
Например: «Я надела теплую шубу почему?, Мы зажгли свет почему?, Дети надели панамки почему?, Полили рассаду почему ? и т.д.»
«Снежный ком»
Цель игры: развивать воображение, связную речь и формировать здоровое чувство юмора.
Материал: белые листы бумаги, карандаши.
Ход игры: Ведущий наугад называет два слова, например, «коробка» и «апельсин». Один из участников игры придумывает и описывает ассоциацию возникшую на эти слова. Например, «из открытой коробки выкатился огромный апельсин». Следующий игрок называет свое слово, например «Яйцо». Третий участник игры связывает второе слово (апельсин) с третьим (яйцо) также при помощи возникшей ассоциации, например, «под кожурой апельсина оказалось яйцо», и задает следующее слово и т.д.
По окончании игры можно предложить детям нарисовать то, что запомнилось им или рассмешило их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...
Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.
Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...
Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр
Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...
Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр
Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...
Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.
Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....
Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...