Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста
презентация к уроку по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Михайлова Юлия Владимировна

Развите речи детей дошкольного возраста посредством игры (приведены примеры некоторых игровых упражнений)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста Мастер-класс по развитию речи у детей дошкольного возраста посредством игры

Слайд 2

Звуковая культура речи Произносительные качества (звукопроизношение, дикция, и т.д.); Элементы звуковой выразительности речи (интонация, тембр и др.); Двигательные средства выразительности(мимика, жесты); Элементы культуры речевого общения (общая тональность, двигательные навыки в процессе разговора); Составные компоненты звуковой культу: речевой слух и речевое дыхание- являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.

Слайд 3

Воспитание звуковой культуры речи владение правильным речевым дыханием; правильным произношением всех звуков родного языка; чётким произношением слов; умением пользоваться голосом; умением говорить не торопясь , интонационно выразительно.

Слайд 4

Но следует помнить, что воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной грамматически правильной речи.

Слайд 5

Значение звуковой культуры речи Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Звуковая сторона речи – средство, позволяющее каждому из участников речевого общения пере давать другим содержание их мыслей, задавать вопросы, договариваться со сверстниками о совместн ой игре.

Слайд 6

Неясная речь ребёнка неблагоприятно отражается на его личности: весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер; он становится замкнутым, резким, неусидчивым; у него падает любознательность; может возникнуть умственное отставание; а в последствии и неуспеваемость в школе.

Слайд 7

Особенности овладения детьми звуковой стороной языка Усвоение звуковой стороны языка начинается, когда дети начинают понимать слова взрослых и произносить первые самостоятельные слова. Ребенок оказывается способным усваивать звуковую сторону речи в определенной последовательности: сначала интонацию, затем ритм и звуковой состав слова (после одного года). Фонематический слух у ребенка формируется в самом раннем детстве. Овладение детьми звуками речи предполагает совместную деятельность слухового и речедвигательного анализаторов. Дошкольники усваивают не те звуки, которые они хорошо слышат, а те, которые им легче произнести.

Слайд 8

Особенности овладения детьми звуковой стороной языка Большинство звуков формируется в правильном виде не сразу, а постепенно, через промежуточные, переходные. Большинство формирующихся слов проходит длительный период развития, иногда в несколько недель или месяцев, прежде чем установится правильное произношение. В старшем дошкольном возрасте у многих детей отмечается не совсем правильная расстановка ударений, проглатывания окончаний слов, смешивание твердых и мягких согласных, свистящих ,шипящих. У дошкольников отмечается также несовершенство речевого дыхания, фонематического слуха, недостаточно развито и взаимодействие слухового и речедвигательного анализаторов.

Слайд 9

Воспитывать речевой и неречевой слух детей, постепенно развивая его основные, компоненты: звуковысотный слух, слуховое воспитание, восприятие темпа и ритма речи. Формировать произносительную сторону речи: учить детей правильному произношению всех звуков родного языка, развивать артикуляционный аппарат, работать над речевым дыханием, вырабатывать умение пользоваться голосом в соответствии условиями общения, формировать нормальный темп речи, т. е. умение произносить слова. Произносить слова согласно нормам орфоэпии русского литературного языка. Развивая у детей правильную речь, воспитатель ставит перед собой следующие задачи:

Слайд 10

Игры для развития слухового внимания (речевого и неречевого слуха) детей Игры для развития неречевого слуха («Послушаем тишину», «Звуки улицы», «Музыкальная шкатулка», «Весёлые ладошки», «Шарманка», «Кто внимательнее?») Игры для развития речевого слуха («Поймай звук», игры на дифференциацию звуков, «Шутки-минутки», «Путаница», «Телеграмма»).

Слайд 11

шарманка

Слайд 12

Р-р-р Дифференциация изолированных звуков: « Угадай, кто пришёл к доктору на приём?» Ш-ш-ш З-з-з

Слайд 13

Подари подарки ежику и мишке Дифференциация звуков в словах

Слайд 14

Игры для работы над произносительной стороной речи Артикуляционные истории «Весёлый язычок»; Работа над речевым дыханием; Физминутки с элементами логоритмики ; Речевые игры; Составление рассказов; Работа с сюжетными картинками; Стихотворения; Чистоговорки ; Скороговорки; Загадки; Пословицы и другой речевой материалл .

Слайд 15

Игры для усвоения норм орфоэпии русского языка Игры для работы над современным литературным произношением и ударением – это РИФМЫ.

Слайд 16

Рифмы – эффективный приём запоминания ударения Св Ё кла – Ф Ё кла Очень я устал, обходил кварт А л Слышен в группе диалог – обсуждают катал О г Если есть всё время т О рты , не малы ли будут ш О рты Вырвали за целый день весь щав Е ль и весь рев Е нь Что за страшный носорог ел и тв О рог и твор О г

Слайд 17

рифмы У меня в ушах звенит, телефон опять звон И т Обошёл я кухню, обнаружил т У флю Если прикоснёшься к иве, станешь ты ещё крас И вей Детей не нужно балов А ть , чтоб зубки не пломбиров А ть

Слайд 18

Придумайте свои способы запоминания Дж И нсовый , по сред А м , жалюз И , б А нты , ш А рфы и т.д.

Слайд 19

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Подготовил учитель-логопед МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №84» г. Курска Михайлова Ю.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультативно - методическая работа с педагогами " Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста ".

Консультация для педагогов " Воспитание звуковой  культуры  речи  у детей  дошкольного возраста  ". Основные этапы и направления работы по развитию речи дошкольников....

Консультация "Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста".

Консультация будет полезна как для педагогов, так и для родителей. Даны различия таких понятий как "фонематический слух" и "фонематическое восприятие" Представлены возрастные нормы развития фонематиче...

Анкета для родителей по теме "Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста».

Коррекционо-образовательная работа требует тесного сотрудничества логопеда и родителей. Данная анкета поможет узнать отношение родителей к проблеме воспитания звуковой культуры речи у детей и выяснить...

Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Это связано в первую очередь с ухудшением здоровья детей, нарушением работы центрального органа речевой функции.Восп...

Система работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста

Система работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста...

«Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»

Звуковая культура речи – это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами. Звуковая ...