Творческое рассказывание по серии картинок «Как кошка сама себя стукнула» с использованием ТРИЗ-технологий.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Творческое рассказывание по серии картинок «Как кошка сама себя стукнула» с использованием ТРИЗ-технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
005210800-1601581521_nod-rasskaz-po-kartine.docx | 17.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение
МАДОУ «Детский сад № 4 общеразвивающего вида»
г. Сыктывкара
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
Творческое рассказывание по серии картинок «Как кошка сама себя стукнула» с использованием ТРИЗ-технологий.
Автор-разработчик:
Воспитатель МАДОУ «Детский сад №4»
Овчинникова Т.А.
Сыктывкар, 2018
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
Творческое рассказывание по серии картинок «Как кошка сама себя стукнула» с использованием ТРИЗ-технологий.
Образовательные задачи:
- формировать умение связно и последовательно описывать изображения на картинках;
- учить правильно, строить предложения, устанавливать причинно-следственные связи, четко проговаривать слова;
Развивающие задачи:
- развивать монологическую и диалогическую речь детей;
- пополнять словарный запас детей;
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к составлению рассказов по картине.
Интеграция образовательных областей:
- социально-коммуникативное развитие.
- познавательное развитие.
- речевое развитие.
- физическое развитие.
Материалы для занятия:
-книга загадок о животных.
- посылка с фигурками кошки и собаки.
- мольберт.
- серия картинок «Кошка и собака».
- маски животных.
Предварительная работа:
- разгадывание загадок.
- рассматривание картинок.
- беседа.
- игровые упражнения.
Ход занятия:
В: Здравствуйте, ребята, посмотрите, что это такое? Нам почтальон принес посылку! Интересно, что же там внутри? А тут написано, что откроется эта посылка тогда, когда вы отгадает загадки.
В: Даже по железной крыше
Ходит тихо, тише мыши.
На охоту ночью выйдет
И как днем все видит.
Часто спит, а после сна
Умывается она.
(Кошка).
Скажите, почему мой друг
Спит без подушки, ест без рук,
Зимой без валенок гуляет,
А если рад — хвостом виляет?
(Собака).
В: какие вы молодцы, угадали! Откроем посылочку, а там у нас как раз кошка с собакой (Мурка и Шарик). Скажите, а кошка и собака – это домашние или дикие животные?
Д: домашние.
В: почему вы так думаете, что они домашние?
Д: они живут с человеком и человек за ними ухаживает.
В: а каких животных называют дикими?
Д: у которых нет хозяина, они живут в лесу.
В: ребята, а давайте подумаем может ли кошка и собака стать диким животным? (прием фантазирования).Что будет, если все собаки станут дикими? (метод мозгового штурма).
Д: наверное да. Их никто не будет кормить, и ласкать и они станут злыми.
В: ребята, смотрите здесь в посылке письмо лежит, сейчас прочитаю. Мурка и Шарик, очень хорошие друзья, но иногда бывает, что они проказничают. И вот они принесли свою историю в картинке, как однажды кошка Мурка хотела подшутить над своим другом Шариком. А как вы узнаете, когда рассмотрите картины.
В: сейчас мы с вами рассмотрим картинки, где нарисованы кошка с собакой и постараемся составить про них рассказ. (Воспитатель расставляет картинки на мольберте в произвольной последовательности и дает время детям подумать, как они должны быть расположены по логике).
В: Кто из вас поможет мне правильно расставить картинки начиная с первой и заканчивая последней?
В: 1 картинка., кто изображен на 1 картине, кто главные герои?
Д: собака и кошка, они – главные герои.
В: как вы думаете, кошка с собакой дружные животные?
Д: иногда дружат, а иногда и дерутся.
В: Даже бывает, что, о некоторых людях говорят – живут как кошка с собакой, что это значит?
Д: постоянно ссорятся, враждуют, дерутся.
В: ребята, а где происходит действие? Где находятся кошка с собакой?
Д: во дворе дома, за углом, на улице.
В: в какое время суток происходит действие?
Д: днем или утром, потому что светло.
В: хорошо, а теперь давайте рассмотрим наших героев повнимательнее через подзорную трубу! представьте, что у вас в руках подзорная труба, скрутите пальцы в трубочку
Игра «С подзорной трубой» (ТРИЗ-технология), детальное рассмотрение героев.
В: какие они? Какая у них шерстка цветом, ушки, глаза.
Д: у кошки ухоженная шерстка, хитрые глаза. У собаки добрые глаза и рыжая шерсть.
В: если мы погладим шестку кошки, то она будет гладкой и приятной на ощупь? А у собаки? (прием «Вхождения в картину»)
Д: да, у кошки шёрстка ухоженная, ее расчесывает хозяйка. А у собаки шерсть свалялась, ее никто не причесал, может у нее и хозяина – то нет.
Игра «Хорошо-плохо» (ТРИЗ-технология).
В: Ребята посмотрите повнимательней, у кошки есть когти – это хорошо или плохо?
Д: у кошки есть когти – это хорошо, она может защищаться. У кошки есть когти – это плохо, она может поцарапать.
В: а, у собаки есть зубы– это хорошо или плохо?
Д: у собаки есть зубы– это хорошо, она может дать отпор врагу. У собаки есть зубы– это плохо, она может укусить.
В: Умнички! А теперь давайте отдохнем!
Физкультминутка «Кошка»
Вы со мной знакомы близко. | Идут по кругу на носочках, крадутся, |
В: давайте рассмотрим 2 картину, что происходит дальше?
Д: кошка скинула с подоконника цветочный горшок, она хотела уронить его на спящую собаку.
В: Скажите, какой поступок она совершила? Какая кошка?
Д: кошка хитрая и злая, озорная, хочет досадить собаке.
В: давайте закроем глаза и представим, как разбивается цветочный горшок. Как вы думаете, какие звуки будут сопровождать картину?
Д: когда падает горшок и разбивается, он издает резкий и громкий звук «дзынь, бах» (прием «Вхождения в картину», ТРИЗ-технология).
В: посмотрите ребята на последнюю картину. Что же случилось дальше?
Д: горшок падает на грабли и грабли ударяют кошку по носу.
В: совершенно верно.
В: теперь посмотрите на все 3 картины и скажите, наша картинка «движется» или стоит на месте?
Д: движется, горшок падает все ниже и ниже, у собаки открываются глаза.
(приемы фантастического преобразования объектов динамизация — статика, ускорение — замедление, ТРИЗ-технология).
В: давайте теперь мы расскажем всю историю полностью от начала и до конца (составление связного рассказа).
В: представьте, себя на картине в качестве одного из героев, кем бы вы хотели бы быть? Почему?
Д: я киской, она красивая. А я – собакой. Она добрая.
В: давайте изобразим их! Представь, что ты кошечка, расскажи, что ты видишь? (прием эмпатии).
Дети надевают маски кошки и собаки, показывают характерные движения, походку животных, имитируют голоса.
В: вот теперь то мы узнали всю историю, как Мурка хотела подшутить над Шариком, а получается, что она подшутила над собой.
Подведение итога:
В: если вам понравилось занятие поднимите белый кружок, если нет черный.
В: Молодцы! Пойдемте за столики, каждый нарисует понравившегося героя (героев).
Рисование животного (животных) цветными карандашами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста с ТНР, ОНР на тему: Составление рассказа по серии сюжетных картинок Н.Радлова: «Как кошка сама себя стукнула»
Учить составлять рассказ по картинкам, используя имеющиеся знания и представления; совершенствование умения объединять отдельные логические эпизоды в единое целое....
творческое рассказывание по серии сюжетных картинок
для образовательной деятельности...
Конспект НОД с использованием ТРИЗ технологии на тему: «Составление рассказа по серии картинок»
Конспект НОД .Речевое развитие с применением ТРИЗ-технологии...
Мастер-класс для педагогов "Составление творческих рассказов по сюжетной картинке с использованием ТРИЗ-технологии"
ТРИЗ - это практика решения изобретательных задач, основанная Генрихом Альтшуллером и его коллегами в 1946 году.ТРИЗ для дошкольников – увлекательные занятия, на которых ребенок может фантазиров...
Обучение творческому рассказыванию по произведению С.Козлова «Зимняя сказка» с использованием триз-технологии для детей средней группы.
Цель: усвоение модели творческого рассказывания - придумывание завершения «Зимней сказки». Решение проблемной ситуации с использованием метода «мо...
Использование ТРИЗ технологий в развитии творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста.
Использование ТРИЗ технологий в развитии творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста....
Мастер-класс «Составление творческих рассказов по сюжетной картинке с использованием ТРИЗ-технологии»
Цель: оказание практической помощи педагогам в использования приемов ТРИЗ технологии. Задачи: 1.Показать преимущество применения Триз-технологии при составлении творческих рассказов по сюжетной картин...