«Правильная речь родителей и в семье, и вне дома»
консультация по развитию речи
Вы хотите, чтобы ваш ребенок, став взрослым, добился в жизни успехов, сделал блестящую карьеру, преуспевал в бизнесе? Конечно же, дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки, вы хотите, чтобы ваш малыш состоялся как личность, чувствовал себя свободным и уверенным всегда и во всем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 16.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Правильная речь родителей и в семье, и вне дома»
Вы хотите, чтобы ваш ребенок, став взрослым, добился в жизни успехов, сделал блестящую карьеру, преуспевал в бизнесе? Конечно же, дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки, вы хотите, чтобы ваш малыш состоялся как личность, чувствовал себя свободным и уверенным всегда и во всем.
Тогда учите вашего ребенка правильно говорить. Ведь учась говорить, ребенок учится логически мыслить. Не заглядывая в отдаленное будущее, попробуйте адекватно оценить сегодняшнее состояние речи вашего ребенка.
Часто можно услышать, как взрослые говорят ребенку:
— Что же ты не научишься правильно говорить? Твои товарищи уже хорошо говорят. И ты старайся.
Или родители пытаются заставить ребенка произнести не получающийся звук и тем самым вызывают искаженное произношение звука «Р», шипящих.
Ребенку нужно умело и вовремя помочь, а не ограничиваться выговорами и упреками.
Чистое произношение, лексическое богатство, грамматически правильная и логически связанная речь должна быть заслугой прежде всего семейного воспитания.
Однако, к сожалению, в последнее время родители отодвигаются и даже не замечают этой проблемы у своих детей. Некоторые наивно полагают, что их ребенок (5-6 лет) еще мал, что все у него пройдет само собой, что сами они только в 7-8 лет стали правильно произносить все звуки.
Действительно, существует такое понятие, термин «возрастное косноязычие» - это когда ребенок до 5лет нечетко или смягченно произносят некоторые звуки, или заменяет звуки на более легкие, например, р-л, ш-с, л-л'. Но к 5 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков.
Но если у ребенка в 4 года сформировалось искаженное произношение звуков, например, горловое произношение звука «Р», боковое - шипящих, межзубное - свистящих, опрометчиво надеяться, что все эти нарушения исправятся сами. Эти нарушения никогда сами не исчезают, а только
закрепляются, и требуется квалифицированная помощь специалиста для их преодоления.
Что же должно послужить сигналом к тому, что необходима консультация или помощь логопеда?
Время обращения к логопеду очень индивидуально.
1. Ели ваш ребенок в 2,5-3 года не говорит простыми фразами, заменяет целое предложение одним словом, начинайте бить тревогу и обращайтесь к логопеду
2. Если вашему ребенку 4 года, он говорит, но его речь понятна только вам и практически не воспринимается другими, обязательно обращайтесь к логопеду
3. Любые нарушения в произношении звуков у детей после 4,5-5 лет рассматриваются не как возрастное косноязычие, а как дефекты произношения, и их нужно исправлять.
Часто родители обращают внимание на состояние речи своего ребенка непосредственно перед поступлением в школу. И совершенно напрасно, потому что они создают дополнительные проблемы и ему, и себе.
Давно доказано, что все нарушения речи целесообразнее и эффективнее корригировать, исправлять именно в дошкольном возрасте.
Если же нарушения остаются при поступлении в школу, можно с уверенностью сказать, что нарушение речи обязательно отразятся и на успеваемости, и на поведении. Многие дети обычно стесняются своего недостатка, особенно, если замечают, что над ним посмеиваются, передразнивают. Они неохотно поднимают руку на уроке, стараясь остаться незамеченными, становятся замкнутыми, обидчивыми и раздражительными, агрессивными.
Недостатки устной речи часто влияют на письменную речь. Многие дети, особенно с серьезными нарушениями речи, пишут так, как говорят. У них вторично проявляется нарушение письменной речи - дисграфия.
Еще один момент. В нашем саду функционируют две логопедические группы, в которые мы набираем детей с нарушением речи. Но встречаются случаи, когда некоторые родители детей'с нарушениями речи не хотят переводить
своих детей в логопедические группы, аргументируя это тем, что ребенок привык к воспитателям, друзьям, и просят заниматься с ним индивидуально. Этот в корне неправильная позиция. Амбулаторно, консультативно можно заниматься с ребенком, если у него негрубо нарушены 1-2 звука. Если же у него нарушены несколько групп звуков, даже 1 группа - «р, р’» - горловое, то ребенку необходимо посещение логопедической группы, так как для преодоления нарушений необходимы ежедневные систематические занятия.
В логопедической группе - наполняемость 12 детей, прекрасные воспитатели, индивидуальная работа с каждым ребенком логопеда и воспитателей. Из своего многолетнего опыта могу сказать, что все дети в течение одной недели спокойно адаптируются к новой группе и прекрасно вливаются в систему работы, занятий.
Время обстановки звуков зависит от индивидуальных особенностей ребенка и может длиться от 1 месяца до полугода.
А еще необходимо время, чтобы ввести правильный звук в речь, научить ребенка различать правильное и неправильное произношение звуков.
Здесь большую помощь оказывают воспитатели, их занятия с детьми, контроль за речью детей на занятиях и вне занятий. Родители тоже должны принимать активное участие в формировании правильной речи своего ребенка.
Оптимальный вариант - когда речь ребенка развивается своевременно, правильно, не имеет никаких отклонений. Это происходит тогда, когда с ребенком целенаправленно занижаются не только в дошкольном учреждении, но и дома.
Речь не передается по наследству. Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих.
Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорила с ним не торопясь, четко произносили звуки и слова.
Нужно чаще и больше разговаривать с ребенком (не в 4-5 лет, а с рождения).
Нужно обязательно читать детям книги, показывать иллюстрации к ним, беседовать по ним, учить с ними небольшие стихи, загадывать загадки (как они это любят), рассказывать сказки, играть в различные игры: «Услышь звуки»,
«Придумай слова со звуком «С»», «Хлопни в ладоши, если в слове будет звук «Р»» и т.д.
Очень важно развивать у детей фонетический и фонематический слух (это умение слышать и различать звуки). Это основа грамотного письма, это первое и наиболее важное, чем нужно заниматься с ребенком 4-5 лет, и лишь потом нужно учить его читать.
Важно, чтобы сами родители читали. Если ребенок часто будет видеть вас с книгой, у него тоже появиться интерес к книге, чтению.
Проверить у ребенка подъязычную уздечку: она может быть короткой или вообще сросшейся - необходимо как можно раньше подрезать, но не забыть: нужно после этого учить ребенка поднимать язык вверх. Если язычок останется лежать, слизистая оболочка быстро заживает, и эта процедура будет бесполезной, ее придется еще повторять.
Заикание.
Появляется обычно в возрасте от 2 до 5 лет в период формирования разговорной речи.
Многие родители не обращают внимания на первые признаки появления заикания, надеются на то, что это временно, пройдет само собой. Это очень опасно.
Заикание - это серьезное заболевание. Пока нет методики, которая гарантировала бы 100 % исправление застарелого заикания.
Поэтому, если вы заметили ребенка запинки (остановки), многократное повторение звуков, судорожное движение артикуляционного аппарата - не тяните, сразу же обращайтесь к психиатру или невропатологу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей ТЕМА: «Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».
Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя сво...
Памятка для родителей ТЕМА: «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».
Памятка для родителей...
Роль семьи в воспитании правильной речи детей. Игры и игровые упражнения для развития речи детей дома
Данный материал содержит рекомендации для родителей по формированию правильной речи у младших дошкольников. Приведены примерные игровые упражнения для занятий с детьми в домашних условиях....
Памятка для родителей ТЕМА: «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».
Памятка для родителейТЕМА: «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»....
Консультация для родителей «Правильная речь родителей и в семье, и вне дома»
Не заглядывая в отдаленное будущее, попробуйте адекватно оценить сегодняшнее состояние речи вашего ребенка....
Памятка для родителей ТЕМА: «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».
для овладения дошкольником грамотной речью неоценимо важна роль семьи...
Консультация для родителей "Закрепление навыков правильной речи дома"
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ НАВЫКОВ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХУважаемые родители!Если ваш малыш посещает логопедический кабинет, знайте, что плохую речь нельзя исправи...