Проект "От потешек к сказкам"
проект по развитию речи (младшая группа)
Проект "От потешек к сказкам" для детей младшего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
u.n.t.docx | 43.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад №38
Красносельского района
Санкт-Петербурга
Проект
«От потешек к сказкам»
Составители:
Гусак Анна Вячеславовна, воспитатели
2016 - 2017 г.г.
Проект по знакомству с устным народным творчеством
во второй младшей группе
«От потешек к сказкам»
Вид проекта: познавательно - творческий.
Срок реализации проекта: долгосрочный (1 год).
Участники проекта: дети второй младшей группы, родители воспитанников, воспитатели.
Актуальность проекта:
“ Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это - детский фольклор”.
Г.С. Виноградов, крупнейший исследователь детского фольклора.
Одним из действенных средств воспитания человека и его полноценного развития является устное народное творчество. Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Устное народное творчество — неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Цель проекта:
Вызвать интерес младших дошкольников к устному народному творчеству и помочь детям успешно войти в мир сказок, с использованием различных методов и приемов.
Задачи проекта:
Образовательные:
1. Познакомить детей с разнообразными жанрами фольклора.
2. Показать красоту русского языка
3. Учить вступать в общение с взрослыми при помощи речи и игровых действий.
Развивающие:
1. Развивать слуховое внимание, понимание речи, звукоподражание, активизацию словаря.
2. Развивать познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества
Воспитательные:
1. Формирование у детей интереса к детскому фольклору, обогащение словарного запаса детей
2. Воспитывать у детей чувство сострадания к слабым и беззащитным.
3. Побуждать детей эмоционально откликаться на происходящие события в процессе знакомства со сказками и потешками.
Ожидаемый результат проекта.
В результате реализации проекта:
1. Дети познакомятся: с устным народным творчеством (потешками, загадками, закличками, считалками), с разными видами народной песни (хороводной, плясовой, игровой, лирической) и играми.
2. Будет развиваться художественно-речевая деятельность через обыгрывание произведений детского фольклора.
3. Вырабатывается умение взаимодействия со сверстниками, координировать своё поведение с поведением других, выстраивать межличностные отношения.
4. Научатся постоянному вниманию к сигналам воспитателя.
Этапы реализации проекта:
1 Этап – Подготовительный
- Изучение литературы.
Цель: пополнить знания о влиянии средств устного народного творчества на развитие речи детей; составление перспективного плана работы с детьми и родителями.
- Разработка перспективного плана по темам:
Сентябрь – Потешки
Октябрь – Песенки
Ноябрь – Загадки
Декабрь – Заклички
Январь – Считалки
Февраль – Хороводные игры
Март – Сказки
Апрель – Народные игры
Май – итоговое мероприятие (досуг)
- Работа с родителями.
Цель: донести до сведения родителей о важности использования фольклора в развитии речи детей.
2 этап – Основной (планирование и организация деятельности)
Практическая деятельность с детьми:
- Чтение, обыгрывание, рассказывание потешек, считалок, закличек, колыбельных песенок.
- Беседы по содержанию потешек, считалок, закличек, колыбельных песенок.
- Интонационно выразительно исполнять знакомые потешки, считалок, закличек, колыбельных песенок.
- Прослушивание аудиозаписи сказок, песен.
- Рассматривание детской литературы, сюжетных картинок.
- Использование словесных, дидактических, подвижных игр (народных, хороводных).
- Игры-драматизации по сказкам (куклами би-ба-бо, на фланелеграфе, настольным и пальчиковым театром, театром игрушки и картинок).
- Использование художественного творчества: рисование и аппликацию.
- Тематические беседы по устному народному творчеству.
- Совместное рассматривание книг и иллюстраций
- Пение народных песенок, потешек игра на музыкальных инструментах
- Загадывание загадок.
- Просмотр мультфильма " Жили у бабуси два веселых гуся" и т.д.
- Использование потешек, загадок, закличек, считалок, хороводных и народных игр в режимных моментах.
- Развлечения, досуги.
Взаимодействие с родителями:
- Оформление заочных консультаций по темам: «Потешки», «Колыбельные песни», «Загадки», «Заклички», «Считалки», «Хороводные игры», «Народные игры», «Сказки».
- Выставка книг по темам: потешки, загадки, заклички, считалки, хороводные и народные игры.
- Выставки рисунков, книжек - малышек совместно с родителями по теме: «Фольклор»
- Консультации для родителей «Роль родителей в возрождении русских традиций», «Роль фольклора в развитии детей», «Сказкотерапия»
- Оформление альбома «Фольклор»
3 этап – Заключительный
- Итоговое мероприятие занятие «В гости в Забавушке »
Заключение
Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития дошкольников я использую этот богатейший материал словесного творчества народа.
С колыбельными песнями начинают знакомить детей еще в раннем возрасте, что позволяет малышам запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую и грамматическую стороны речи.
Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность.
Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Они помогают детям усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Разгадывание загадок развивает способность дошкольников к анализу, обобщению.
Русские народные, хороводные игры привлекли мое внимание не только, как огромный потенциал для физического развития ребенка, но и как жанр устного народного творчества. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоционально положительному овладению родной речью. Дети с большим удовольствием, желанием и интересом играют в подвижные игры.
Мною отмечено, что в процессе ознакомления детей с подвижными и пальчиковыми играми не только формируется речь, но и развивается мелкая моторика кистей и пальцев, что готовит руку ребенка к письму, дает возможность импровизировать, сочетать слово с действием. А самое главное — уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений кистей и пальцев рук.
Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, способность к овладению родной речью.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
- Ушакова О.С. Гаврин Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. М.: ТЦ Сфера 2003г.
- Знакомство детей с русским народным творчеством под редакцией Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А .Маркеева 2009 г.
- Приобщение детей к истокам русской народной культуры О. Л. Князева, М. Д. Маханева, СПб, «Детство-Пресс», 2012г.
- Знакомство детей с русским народным творчеством Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, СПб, «Детство-Пресс», 2011г
- Народное искусство в воспитании детей под редакцией Т.С.Комаровой 2010год
- http://xn--80aaiflkn.su/zagadki-pro-belku/
Перспективное планирование по работе с детьми
Месяц | Тема | Образовательные области | Задачи | Совместная деятельность педагога с детьми |
Сентябрь | Потешки | Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие | Познакомить детей с разнообразными жанрами фольклора (потешками). Познакомить детей с содержанием потешек, вызвать соответствующее эмоциональное отношение к персонажам. Воспитывать умение слушать текст произведения; учить воспроизводить слова текста интонационно выразительно. | НОД «Ознакомление с малыми фольклорными формами – потешками» Чтение, обыгрывание, рассказывание потешек. Рассматривание иллюстраций к потешкам. Беседы по содержанию потешек. Использование потешек в режимных моментах. В свободной деятельности использование раскрасок по теме: «Потешки» |
Октябрь | Песенки | Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие | Познакомить детей с разнообразными жанрами фольклора (песенками). Вызвать интерес к колыбельной песне, способствовать использованию колыбельных песен в играх. Развивать слуховое восприятие, музыкальный слух, учить подпевать взрослому. | НОД «Ознакомление с малыми фольклорными формами – песенками» Прослушивание и пропевание колыбельных песен. Просмотр мультфильмов "Жили у бабуси два веселых гуся", «Сказки о глупом мышонке». Исполнение колыбельной для кукол в сюжетно-ролевых играх. Продуктивная деятельность (аппликация): «Котя –коток» |
Ноябрь | Загадки | Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие | Познакомить детей с разнообразными жанрами фольклора (загадки). Развивать речь, её выразительность, закреплять умение отвечать на вопрос полным ответом. Вызвать интерес к загадкам, стремление их отгадывать. | НОД «Ознакомление с малыми фольклорными формами – загадками» С/и «Доскажи словечко» Чтение, обыгрывание, загадывание и составление описательных загадок. Рассматривание книг. Продуктивная деятельность (аппликация): «Зайка беленький..» |
Декабрь | Заклички | Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие | Познакомить детей с разнообразными жанрами фольклора (заклички). Побуждать детей к повторению действий за взрослым, активизировать словарный запас, развивать слуховое восприятие, мелкую моторику рук. Учить детей чувствовать красоту русской речи (напевность, образность, выразительность) при слушании закличек | НОД «Ознакомление с малыми фольклорными формами – закличками» Чтение, обыгрывание, рассказывание закличек. Использование закличек на прогулке. П/и «Дед Мороз», «Снежинки и ветер», «Берегись заморожу». В свободной деятельности использование раскрасок по теме: «Заклички» |
Январь | Считалки | Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие | Познакомить детей с разнообразными жанрами фольклора. Дать детям знания о считалках. Побуждать детей к повторению действий за взрослым, активизировать словарный запас, развивать слуховое восприятие, мелкую моторику рук. | НОД «Ознакомление с малыми фольклорными формами – считалками» Чтение, обыгрывание, рассказывание считалок. В свободной деятельности использование раскрасок по теме: «Загадки»» |
Февраль | Хороводные игры | Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие | Познакомить детей с разнообразными жанрами фольклора (хороводными играми). Дать детям понятие, что такое хоровод. Побуждать детей к повторению действий за взрослым, активизировать словарный запас, развивать слуховое восприятие. | НОД «Масленица» Беседы Рассматривание иллюстраций Разучивание движений и текстов хороводных игр |
Март | Сказки | Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие | Познакомить детей с разнообразными жанрами фольклора (сказки). Воспитывать желание и умение слушать художественные произведения, оценивать поступки героев сказки. Учить с помощью педагога инсценировать отрывки из сказок. | Чтение, обыгрывание, рассказывание сказок. Рассматривание иллюстраций к сказкам. Игры – драматизации по сказкам Подвижные игры «Кот Васька», «Лиса и зайцы» и т.д. |
Апрель | Народные игры | Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие | Познакомить детей с разнообразными жанрами фольклора (народными играми). Вызвать интерес к народным играм, выразительно передавать игровые действия в сочетании со словами. | НОД « Народные игры» Беседы Рассматривание иллюстраций Разучивание движений и текстов народных игр. Игровая ситуация «Обучим наши игрушки хороводным играм» |
Май | Итоговое мероприятие Забавушке » (досуг) | Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие | Закрепить знания детей о разнообразных жанрах фольклора. Развивать речевую активность и эмоциональную отзывчивость. | Досуг «В гости в Забавушке » |
Перспективное планирование по взаимодействию с родителями
месяц | Тема | Формы работы |
Сентябрь | Знакомство с темой, целями и задачами проекта «Роль потешки в речевом развитии детей» «Потешки» | Родительское собрание Заочная консультация Заочная консультация |
Октябрь | «Колыбельные песни» | Заочная консультация |
Ноябрь | «Загадки» «Загадки о животных леса» | Заочная консультация Выставка совместных работ родителей с детьми (книжки – малышки) |
Декабрь | «Заклички» «Роль родителей в возрождении русских традиций», | Заочная консультация |
Январь | «Считалки» «Моя любимая считалка» | Заочная консультация Выставка совместных работ родителей с детьми (рисунки) |
Февраль | «Хороводные игры» Картотека хороводных игр | Заочная консультация |
Март | «Сказкотерапия» «Пластилиновая сказка» | Консультация Выставка совместных работ родителей с детьми |
Апрель | «Народные игры» | Заочная консультация |
Май | «Роль фольклора в развитии детей» | Консультация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
перспективный план использования потешек в первой младшей группе
Для установления эмоционального контакта большое значение имеют потешки, прибаутки, песенки. в перспетивном плане по использованию потешек учтены все разделы программы, режимные моменты рекоменд...
Картотека потешек и пестушек
Использование данного материала поможет в развитие детей раннего возраста...
подборка стихов и потешек к режимным моментам для малышей
Здесь подобраны стишки к режимным моментам: умывание, расчесывание, одеванию, к завтраку обеду и.т.д. Эти стишки развивают интерес детей к действиям, да еще развивают память и ...
Конспект физкультурно-семейного досуга по мотивам русской народной сказки "Колобок" и потешек
С помощью волшебных мячиков-"колобков" малыши путешествуют по сказке,помогают Бабке и Деду,встречают Лису,Зайца,Волка и Медведя,а также выполняют различные физкультурные упражнения....
Роль потешек в развитии детей. Картотека потешек.
Развитие детей через потешки. Картотека потешек для режимных моментов....
Утренняя гимнастика (I младшая группа) “Колобок” (по мотивам русской народной сказки и потешек)
Развивать двигатильную активность детей с использованием сказки и потешек....
Роль потешек в развитии детей. Картотека потешек.
Целенаправленное и систематическое использование потешек позволяет заложить фундамент психологического благополучия малыша, определяющий успешность его общего развития....