Проект "От потешек к сказкам"
проект по развитию речи (младшая группа)

Гусак Анна Вячеславовна

Проект "От потешек к сказкам" для детей младшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл u.n.t.docx43.15 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад №38

Красносельского района

Санкт-Петербурга

Проект

«От потешек к сказкам» 

Составители:

Гусак Анна Вячеславовна, воспитатели

2016 - 2017 г.г.

Проект по знакомству с устным народным творчеством

во второй младшей группе

«От потешек к сказкам» 

Вид проекта: познавательно - творческий.

Срок реализации проекта:  долгосрочный (1 год).

Участники проекта: дети второй младшей группы, родители воспитанников, воспитатели.

Актуальность проекта:

             “ Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это - детский фольклор”.

Г.С. Виноградов, крупнейший исследователь детского фольклора.

    Одним из действенных средств воспитания человека и его полноценного развития является устное народное творчество. Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

    Устное народное творчество — неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Цель проекта:

Вызвать интерес младших дошкольников  к устному народному творчеству и помочь детям успешно войти в мир сказок, с использованием различных методов и приемов.

                

Задачи проекта:

Образовательные:

1.     Познакомить детей с разнообразными жанрами фольклора.

2.     Показать  красоту русского языка

3.     Учить вступать в общение с взрослыми при помощи речи и игровых действий.

Развивающие:

1.     Развивать слуховое внимание, понимание речи, звукоподражание, активизацию словаря.

2.     Развивать познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества

Воспитательные:

1.    Формирование у детей интереса к детскому фольклору, обогащение словарного запаса детей

2.     Воспитывать у детей чувство сострадания к слабым и беззащитным.

3.    Побуждать детей эмоционально откликаться на происходящие события в процессе  знакомства со сказками и потешками.

Ожидаемый результат проекта.

В результате реализации проекта:

1.  Дети познакомятся:  с устным народным творчеством (потешками, загадками,  закличками, считалками), с разными видами народной песни (хороводной, плясовой, игровой, лирической) и играми.

 2. Будет развиваться художественно-речевая деятельность через обыгрывание произведений детского фольклора.

3. Вырабатывается умение взаимодействия со сверстниками, координировать своё поведение с поведением других, выстраивать межличностные отношения.

4. Научатся постоянному вниманию к сигналам воспитателя.

Этапы реализации проекта:

1 Этап – Подготовительный

  • Изучение литературы.

Цель: пополнить знания о влиянии средств устного народного творчества на развитие речи детей; составление перспективного плана работы с детьми и родителями.

  • Разработка перспективного плана по темам:

Сентябрь – Потешки

Октябрь – Песенки

Ноябрь – Загадки

Декабрь – Заклички

Январь – Считалки

Февраль – Хороводные игры

Март – Сказки

Апрель – Народные игры

Май – итоговое мероприятие (досуг)

  • Работа с родителями.

Цель: донести до сведения родителей  о важности использования фольклора в развитии речи детей.

2 этап – Основной (планирование и организация деятельности)

Практическая деятельность с детьми:

  • Чтение, обыгрывание, рассказывание потешек, считалок, закличек, колыбельных песенок. 
  • Беседы по содержанию потешек, считалок, закличек, колыбельных песенок. 
  •  Интонационно выразительно  исполнять знакомые потешки, считалок, закличек, колыбельных песенок. 
  • Прослушивание  аудиозаписи сказок, песен.
  • Рассматривание детской литературы,  сюжетных картинок.
  • Использование словесных, дидактических, подвижных игр (народных, хороводных).
  • Игры-драматизации по сказкам (куклами би-ба-бо, на фланелеграфе, настольным и пальчиковым театром, театром игрушки и картинок).
  • Использование художественного творчества: рисование и аппликацию.
  • Тематические беседы по устному народному творчеству.
  • Совместное рассматривание книг и иллюстраций
  • Пение народных песенок, потешек игра на музыкальных инструментах
  • Загадывание загадок.
  • Просмотр мультфильма " Жили у бабуси два веселых гуся" и т.д.
  • Использование потешек, загадок, закличек, считалок, хороводных и народных игр в режимных моментах.
  • Развлечения, досуги.

Взаимодействие с родителями:

  • Оформление заочных консультаций по темам:  «Потешки», «Колыбельные песни», «Загадки», «Заклички», «Считалки», «Хороводные игры», «Народные игры», «Сказки».
  • Выставка книг по темам: потешки, загадки, заклички, считалки, хороводные и народные игры.
  • Выставки рисунков, книжек - малышек совместно с родителями по теме: «Фольклор»
  • Консультации для родителей «Роль родителей в возрождении русских традиций», «Роль фольклора в развитии детей», «Сказкотерапия»
  • Оформление альбома «Фольклор»

3 этап – Заключительный

  • Итоговое мероприятие занятие «В гости в Забавушке »

Заключение

Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития дошкольников я использую этот богатейший материал словесного творчества народа.

С колыбельными песнями начинают знакомить детей еще в раннем возрасте, что позволяет малышам запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую и грамматическую стороны речи.

Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Они помогают детям усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Разгадывание загадок развивает способность дошкольников к анализу, обобщению.

Русские народные, хороводные игры привлекли мое внимание не только, как огромный потенциал для физического развития ребенка, но и как жанр устного народного творчества. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоционально положительному овладению родной речью. Дети с большим удовольствием, желанием и интересом играют в подвижные игры.

Мною отмечено, что в процессе ознакомления детей с подвижными и пальчиковыми играми не только формируется речь, но и развивается мелкая моторика кистей и пальцев, что готовит руку ребенка к письму, дает возможность импровизировать, сочетать слово с действием. А самое главное — уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений кистей и пальцев рук.

Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, способность к овладению родной речью.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Ушакова О.С. Гаврин Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. М.: ТЦ Сфера 2003г.
  2. Знакомство детей с русским народным творчеством под редакцией  Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А .Маркеева  2009 г.
  3.  Приобщение детей к истокам русской народной культуры О. Л. Князева, М. Д. Маханева, СПб, «Детство-Пресс», 2012г.
  4. Знакомство детей с русским народным творчеством Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, СПб, «Детство-Пресс», 2011г
  5. Народное искусство в воспитании детей под редакцией Т.С.Комаровой 2010год
  6.  http://xn--80aaiflkn.su/zagadki-pro-belku/

Перспективное планирование по работе с детьми

Месяц

Тема

Образовательные области

Задачи

Совместная деятельность педагога с детьми

Сентябрь

Потешки

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

Познакомить детей с разнообразными жанрами фольклора (потешками).

Познакомить детей с содержанием потешек, вызвать соответствующее эмоциональное отношение к персонажам. Воспитывать умение слушать текст произведения; учить воспроизводить слова текста интонационно выразительно.

НОД «Ознакомление с малыми фольклорными формами – потешками»

Чтение, обыгрывание, рассказывание потешек.

Рассматривание иллюстраций к потешкам.

Беседы по содержанию потешек.

Использование потешек в режимных моментах.

В свободной деятельности использование раскрасок по теме: «Потешки»

Октябрь

Песенки

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

Познакомить детей с разнообразными жанрами фольклора (песенками).

Вызвать интерес к колыбельной песне, способствовать использованию колыбельных песен в играх.

Развивать слуховое восприятие, музыкальный слух, учить подпевать взрослому.

НОД «Ознакомление с малыми фольклорными формами – песенками»

Прослушивание и пропевание колыбельных песен.

Просмотр мультфильмов

"Жили у бабуси два веселых гуся", «Сказки о глупом мышонке».

Исполнение колыбельной для кукол в сюжетно-ролевых играх.

Продуктивная деятельность (аппликация): «Котя –коток»

Ноябрь

Загадки

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

Познакомить детей с разнообразными жанрами фольклора (загадки).

Развивать речь, её выразительность, закреплять умение отвечать на вопрос полным ответом.

Вызвать интерес к загадкам, стремление их отгадывать.

НОД «Ознакомление с малыми фольклорными формами – загадками»

С/и «Доскажи словечко»

Чтение, обыгрывание, загадывание и составление описательных загадок. 

Рассматривание книг.

Продуктивная деятельность (аппликация): «Зайка беленький..»

Декабрь

Заклички

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

Познакомить детей с разнообразными жанрами фольклора (заклички).

Побуждать детей к повторению действий за взрослым, активизировать словарный запас, развивать слуховое восприятие, мелкую моторику рук.

Учить детей чувствовать красоту русской речи (напевность, образность, выразительность) при слушании закличек 

НОД «Ознакомление с малыми фольклорными формами – закличками»

Чтение, обыгрывание, рассказывание закличек.

Использование закличек на прогулке.

П/и «Дед Мороз», «Снежинки и ветер», «Берегись заморожу».

В свободной деятельности использование раскрасок по теме: «Заклички» 

Январь

Считалки

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

Познакомить детей с разнообразными жанрами фольклора.

Дать детям знания о считалках. 

Побуждать детей к повторению действий за взрослым, активизировать словарный запас, развивать слуховое восприятие, мелкую моторику рук.

НОД «Ознакомление с малыми фольклорными формами – считалками»

Чтение, обыгрывание, рассказывание считалок.

 В свободной деятельности использование раскрасок по теме: «Загадки»»

Февраль

Хороводные игры

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

Познакомить детей с разнообразными жанрами фольклора (хороводными играми).

Дать детям понятие, что такое хоровод.

Побуждать детей к повторению действий за взрослым, активизировать словарный запас, развивать слуховое восприятие.

НОД «Масленица»

Беседы

Рассматривание иллюстраций

Разучивание движений и текстов хороводных игр

Март

Сказки

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

Познакомить детей с разнообразными жанрами фольклора (сказки).

Воспитывать желание и умение слушать художественные произведения, оценивать поступки героев сказки.

Учить с помощью педагога инсценировать отрывки из сказок.

Чтение, обыгрывание, рассказывание сказок. Рассматривание иллюстраций к сказкам. Игры – драматизации по сказкам 

Подвижные игры «Кот Васька», «Лиса и зайцы» и т.д.

Апрель

Народные игры

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

Познакомить детей с разнообразными жанрами фольклора (народными играми). 

Вызвать интерес к народным играм, выразительно передавать игровые действия в сочетании со словами.

НОД « Народные игры»

Беседы

Рассматривание иллюстраций

Разучивание движений и текстов народных игр.

Игровая ситуация «Обучим наши игрушки хороводным играм»

Май

Итоговое мероприятие Забавушке »

(досуг)

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

Закрепить знания  детей о разнообразных жанрах фольклора. 

Развивать речевую активность и эмоциональную отзывчивость. 

Досуг   «В гости в Забавушке »

Перспективное планирование по взаимодействию с родителями

месяц

Тема

Формы работы

Сентябрь

Знакомство с темой, целями и задачами проекта

«Роль потешки в речевом развитии детей»

«Потешки»

Родительское собрание

Заочная консультация Заочная консультация

Октябрь

«Колыбельные песни»

Заочная консультация

Ноябрь

«Загадки»

«Загадки о животных леса»

Заочная консультация Выставка совместных работ родителей с детьми (книжки – малышки)

Декабрь

«Заклички»

«Роль родителей в возрождении русских традиций»,

Заочная консультация

Январь

«Считалки»

«Моя любимая считалка»

Заочная консультация Выставка совместных работ родителей с детьми (рисунки)

Февраль

«Хороводные игры»

Картотека хороводных игр

Заочная консультация

Март

«Сказкотерапия»

 «Пластилиновая сказка»

Консультация

Выставка совместных работ родителей с детьми

Апрель

 «Народные игры»

Заочная консультация

Май

«Роль фольклора в развитии детей»

Консультация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективный план использования потешек в первой младшей группе

Для установления эмоционального контакта большое значение имеют потешки, прибаутки, песенки.  в перспетивном плане по использованию потешек учтены все разделы программы, режимные моменты рекоменд...

Картотека потешек и пестушек

Использование данного материала поможет в развитие детей раннего возраста...

подборка стихов и потешек к режимным моментам для малышей

Здесь подобраны стишки  к режимным моментам: умывание, расчесывание, одеванию, к завтраку обеду и.т.д.  Эти стишки развивают интерес  детей к действиям, да еще развивают  память и ...

Конспект физкультурно-семейного досуга по мотивам русской народной сказки "Колобок" и потешек

С помощью волшебных мячиков-"колобков" малыши путешествуют по сказке,помогают Бабке и Деду,встречают Лису,Зайца,Волка и Медведя,а также выполняют различные физкультурные упражнения....

Роль потешек в развитии детей. Картотека потешек.

Развитие детей через потешки. Картотека потешек для режимных моментов....

Утренняя гимнастика (I младшая группа) “Колобок” (по мотивам русской народной сказки и потешек)

Развивать двигатильную активность детей с использованием сказки и потешек....

Роль потешек в развитии детей. Картотека потешек.

Целенаправленное и систематическое использование потешек позволяет заложить фундамент психологического благополучия малыша, определяющий успешность его общего развития....