Методическая литература для старшей группы Н.С.Варенцова
книга по развитию речи (старшая группа)

Старикова Яна Викторовна

Выдержка из общего сборника для детей старшего дошкольного по обучению детей грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл varentsova_starshaya_gruppa.docx50.69 КБ

Предварительный просмотр:

Планы занятий для старшей группы

Занятие 1

Программное содержание. Развитие представлений о многообразии слов. Знакомство с термином "слово".

Материал. Кукла, мишка, цыпленок, крокодил, слон, заяц, мяч, машина и др.; корзинка, фишки-призы.

Ход занятия

Игра "Назови игрушку". Воспитатель предлагает детям назвать предметы и игрушки, выставленные на столе. Дети поочередно подходят к столу, называют игрушку, берут ее и садятся на место. Воспитатель предлагает поменяться игрушками и назвать их.

Педагог просит детей назвать любые слова, которые они знают. За каждое названное слово ребенок получает фишку.

Игра "Детский мир". Дети называют игрушки, которые можно купить в "Детском мире". За правильные ответы ребята получают фишки. В конце занятия определяется победитель.

Занятие 2

Программное содержание. Развитие представлений о слове. Развитие умения сравнивать слова по звучанию (слова звучат по-разному и похоже); измерять их протяженность (длинные и короткие слова).

Материал. Пособие "Звуковые часы", мяч, фишки-призы.

Ход занятия

Игра "Назови вкусные слова". Дети называют продукты питания. За каждое правильно названное слово ребенок получает призовую фишку.

Игра "Слова-друзья". Дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, ребенок в ответ произносит слово, похожее по звучанию (например, галка – палка, речка – печка, каша – Маша, мишка – шишка и т. д.).

Измерение протяженности слов хлопками (по количеству слогов).

Работа со "Звуковыми часами". Слоги можно обозначать фишками или игрушками.

Примечание. Занятия 1, 2 можно проводить как со всей группой детей, так и по подгруппам (по выбору воспитателя).

Занятие 3

Программное содержание. Знакомство с терминами "слог", "звук". Развитие умения определять количество слогов в словах; интонационно выделять звуки в слове. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.

МатериалДемонстрационный: фланелеграф, предметные картинки с изображением мяча, кота, рыбы, саней, гусей, машины, коровы, вороны. Раздаточный: фишки-призы.

Ход занятия

Работа с фланелеграфом. На фланелеграфе выставлены предметные картинки. Дети называют их и хлопками измеряют количество слогов в словах. Воспитатель знакомит ребят с термином "слог".

Чтение стихотворения. Воспитатель читает детям стихотворение, интонационно выделяя звук ж:

ЛеЖебока рыЖий кот

ОтлеЖал себе Живот

Вот и Ждет рыЖий кот -

МоЖет, миска подползет?

Дети называют слова со звуком ж, которые встретились им в стихотворении, интонационно выделяя звук голосом. Затем они произносят любые другие слова со звуком ж. За каждый правильный ответ дети получают фишки-призы.

Занятие 4

Программное содержание. Развитие умения определять количество слогов в словах; интонационно выделять заданный звук в слове. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.

Материал. Демонстрационный: фланелеграф, предметные картинки с изображением кота, лисы, медведя, зайца. Раздаточный: фишки-призы.

Ход занятия

Работа с фланелеграфом. На фланелеграфе выставлены картинки с изображением животных. Дети называют их и подбирают слова, обозначающие детенышей животных, и измеряют количество слогов в них. Например: ли-ca, ли-се-нок и т. п.

Чтение стихотворения. Воспитатель читает стихотворение, интонационно выделяя звук с:

Спит Спокойно Старый Слон.

Стоя Спать умеет он.

С. Маршак

Дети называют слова со звуком с, интонационно выделяя его голосом.

Игра "Назови слова". Дети называют слова, начинающиеся со звука с. В конце игры определяется победитель.

Занятие 5

Программное содержание. Освоение звукового анализа слов; составление схемы звукового состава слова; определение количества слогов в словах. Знакомство с графической записью слогов.

Материал. Демонстрационный: лоска, мел, картинка-схема слова мак. фишки нейтрального серого цвета, указка. Раздаточный: картинки-схемы слова мак, фишки серого цвета, указки, листы бумаги, карандаши, фишки-призы.

Ход занятия

Составление схемы звукового состава слова. Воспитатель рассказывает детям сказку о том, как маленькая девочка Катя заблудилась в лесу, и о том, как волшебное слово ау помогло ей найти друзей. Воспитатель мелом на доске графически изображает последовательность звуков в слове ау. Дети по очереди произносят слово, проводя указкой под клеточками. Воспитатель сообщает ребятам "секрет": сколько звуков, столько и "домиков" (клеточек).

Звуковой анализ слова "мак". Дети последовательно выделяют первый, второй и третий звуки в слове, интонационно выделяя их и выкладывая фишки серого цвета на картинки-схемы. При этом один ребенок работает у доски, остальные – на местах.

Игра "Телеграф". Воспитатель произносит одно-, двух-, трех-, четырехсложные слова, а дети "передают их по телеграфу", отхлопывая или отстукивая количество слогов. Дети на листочках графически записывают слова по слогам:

hello_html_73989d2a.jpg

(Если кому-то из детей трудно сразу перейти к графической записи слогов, можно сначала использовать заместители.)

Затем педагог меняется с детьми ролями.

Примечание. Начиная с занятия 5 обучение проводится по подгруппам.

Занятие 6

Программное содержание. Освоение звукового анализа слов. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.

МатериалДемонстрационный: доска, картинка-схема слова дом, указка, фишки серого цвета. Раздаточный: картинки-схемы слова дом, указки, фишки серого цвета, фишки-призы.

Ход занятия

Чтение потешки. Воспитатель читает потешку, интонационно выделяя голосом звук г:

Горкой, Горкой, Горочкой

Шел маленький ЕГорочка.

Протоптал ЕГорочка

Тропочку до Горочки.

Дети повторяют потешку, интонационно выделяя звук г. Затем называют несколько слов со звуком г (6-10 слов).

Звуковой анализ слова "дом". Один ребенок работает у доски, остальные – на местах.

Игра "Живые звуки". К доске выходят три ребенка, каждый из них будет обозначать один из звуков слова дом. Воспитатель предлагает им выполнить различные задания, например: "Звук д, назови свою пару (дь). Звук о, спой свою песенку. Звук м, хлопни в ладоши".

Игра "Назови слова со звуками д, дь". Воспитатель обращает внимание детей на то, что звуки д и дь похожи, но звук д- это старший братец, а звук дь - младший братец. Педагог предлагает ребятам придумать слова с этими звуками. За каждый правильный ответ они получают фишку. В конце игры определяется победитель.

Занятие 7

Программное содержание. Освоение звукового анализа слов. Сравнение слов по звуковому составу (уметь находить одинаковые и разные звуки в словах). Знакомство со смыслоразличительной функцией звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.

Материал. Демонстрационный: доска, указка, картины-схемы слов дом и дым, фишки серого цвета. Раздаточный: картинки-схемы слов дом и дым, указки, фишки серого цвета, фишки-призы.

Ход занятия

Звуковой анализ слова "дым". Один ребенок работает у доски, остальные – на местах.

Дети на слух определяют "волшебный" звук в этом слове – звук, который можно пропеть, при произношении которого во рту не встречаются преграды (гласный ы).

Игра "Живые звуки". Слово дым (см. занятие 6, старшая группа).

Сравнение звукового состава слов "дом" и "дым". Дети находят одинаковые (д, м) и разные звуки в словах (о, ы). Воспитатель обращает внимание детей на то, что при замене одного звука в слове меняется его смысл.

Игра "Назови слова со звуками м и мь".

Занятие 8

Программное содержание . Освоение звукового анализа слов. Знакомство со смыслоразличительной функцией звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.

Материал . Демонстрационный: доска, указка, картинка-схема слова лук , фишки серого цвета. Раздаточный: картинки-схемы слова лук, указки, фишки серого цвета, фишки-призы.

Ход занятия

Звуковой анализ слова "лук". У доски по очереди работают трое детей, остальные – на рабочих местах. Во время выполнения упражнения воспитатель следит за синхронным движением указки при вычленении звуков в слове.

Игра "Живые звуки". Слово лук (см. занятие 6, старшая группа). Дошкольники учатся давать задания детям-"звукам".

"Найди заблудившийся звук". Воспитатель читает детям стихотворение и предлагает определить, какой звук "заблудился":

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

"Там ползет зеленый лук (жук)

С длинными усами".

А. Шибаев

Игра "Назови слова со звуками л и ль". Воспитатель фиксирует внимание детей на произнесении звуков л и ль.

Занятие 9

Программное содержание . Освоение звукового анализа слов. Знакомство со смыслоразличительной функцией звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.

Материал . Демонстрационный: доска, указка, картинка-схема слова лес, фишки серого цвета, мяч. Раздаточный: картинки-схемы слова лес, указки, фишки серого цвета, фишки-призы.

Ход занятия

Игра "Назови пару". Дети встают в круг. Воспитатель называет твердый звук и бросает ребенку мяч, ребенок произносит мягкий звук и возвращает мяч (б – бь, м – мь, в – вь и т. д.). Затем педагог называет мягкий звук, а ребенок – твердый (пь – п, сь – с, рь – р и т. д.).

Звуковой анализ слова "лес". Один ребенок работает у доски, остальные – на местах. Дети на слух определяют "волшебный" звук (гласный э).

Игра "Живые звуки". Слово лес. Задания "звукам" дают дети.

Игра "Какой звук заблудился".

На пожелтевшую траву

Роняет лев (лес) свою листву.

А. Шибаев

Игра "Назови слова". Воспитатель предлагает детям отправиться в магазин и купить продукты, в названиях которых есть звуки с и сь. Ребята сначала называют слова со звуком с, затем – со звуком сь.

Занятие 10

Программное содержание. Освоение звукового анализа слов; определять протяженность слов и составлять их графическую запись. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.

Материал . Демонстрационный: доска, указка, картинка-схема слова кит, фишки серого цвета, мел. Раздаточный: картинки-схемы слова кит, указки, фишки серого цвета, листы бумаги, карандаши, фишки-призы.

Ход занятия

Игра "Телеграф". Деление двух-, четырехсложных слов на слоги.

Дети на листочках графически записывают слова по слогам:

hello_html_m644bc73e.jpg

hello_html_m51e51706.jpg

(См. занятие 5, старшая группа.)

Звуковой анализ слова "кит". У доски по очереди работают три ребенка. Дети на слух определяют "волшебный" звук (гласный звук и).

Игра "Живые звуки". Слово кит. Задания "звукам" дают дети.

Игра "Построим дом". См. занятие 14, средняя группа.

Занятие 11

Программное содержание . Знакомство с гласными звуками. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.

Материал . Демонстрационный: доска, указка, картинки-схемы слов мак, дом, дым, лук, лес, кит, фишки красного цвета, фишки серого цвета. Раздаточный: фишки-призы.

Ход занятия

Выделение гласных звуков в словах. Воспитатель вывешивает на доску картины-схемы слов мак, дом, дым, лук, лес, кит и предлагает детям найти в каждом слове "волшебные" звуки, которые можно громко крикнуть, пропеть, потянуть и при произнесении которых во рту не встречаются преграды. Ребята называют "волшебные" звуки: а, о, ы, у, э, и. Воспитатель объясняет, что это гласные звуки (они произносятся с голосом) и на схемах их обозначают красными фишками. На картинах-схемах дети обозначают гласные звуки красными фишками.

Воспитатель обобщает ответы детей и сообщает, что в русском языке шесть гласных звуков: а, о, ы, у, э, и.

Игра "Назови слова". Воспитатель предлагает детям собрать в мамину сумку продукты, сначала те, в названии которых есть звук к, затем те, в названии которых есть звук кь.

Занятие 12

Программное содержание . Освоение звукового анализа слов. Развитие представлений о гласных звуках. Знакомство со слогообразующей функцией гласного звука. Развитие умения отличать гласные звуки от согласных. Обучение умению проводить графические линии по внешнему контуру предмета и в пространстве около него.

Материал . Демонстрационный: доска, указка, картинка-схема слова роза, фишки серого и красного цветов. Раздаточный: картинки-схемы слова роза, фишки серого и красного цветов, указки, рабочие тетради, фломастеры, ручки, карандаши.

Ход занятия

Звуковой анализ слова "роза". Воспитатель подчеркивает, что впервые разбирается слово, состоящее из четырех звуков.

Дети находят в слове роза гласные звуки и обозначают их красными фишками. Остальные звуки они обозначают серыми фишками. Затем ребята повторяют характеристику гласного звука.

Дети определяют количество слогов в слове роза и называют гласные звуки. Воспитатель сообщает правило: сколько гласных звуков в слове, столько и слогов.

Игра "Живые звуки". Слово роза. Задания детям-"звукам" дает воспитатель.

Игра "Найди гласный звук". Воспитатель называет гласные и согласные звуки. Дети характеризуют звуки (гласный или не гласный) и показывают красную или серую фишки.

Работа в тетради.

Занятие 13

Программное содержание . Освоение звукового анализа слов. Развитие представлений о гласных звуках. Знакомство с дифференциацией согласных звуков на твердые и мягкие. Обучение умению проводить графические линии.

Материал . Демонстрационный: доска, указка, картинки-схемы слов луна, лиса, фишки красного, зеленого и синего цветов, мяч. Раздаточный: картинки-схемы слов луна, лиса, фишки красного, зеленого, синего цветов, указки, фломастеры, ручки, карандаши, рабочие тетради.

Ход занятия

Звуковой анализ слов "луна", "лиса". На доске картинки-схемы слов луна, лиса. Дети определяют и сравнивают первые звуки в этих словах (звук л звучит твердо, звук ль - мягко, при произнесении этих звуков во рту встречаются преграды).

Воспитатель вводит понятие "согласные звуки", рассказывает о делении их на твердые и мягкие, объясняет, что на схемах звукового состава слов они обозначаются соответственно синими и зелеными фишками.

Дети проводят звуковой анализ слов луна и лиса, в ходе которого закрепляют знания о гласных звуках.

Игра "Назови пару". Воспитатель называет твердый согласный звук, дети придумывают соответствующую ему мягкую пару, затем мягкий согласный звук, а дети твердую пару. Игра проводится в кругу с мячом.

Проводя эту игру, следует помнить о том, что звуки ж, ш, ц не имеют мягкой пары, а звуки ч, щ, й- твердой пары.

Работа в тетради.

Занятие 14

Программное содержание . Освоение звукового анализа слов. Закрепление умения подбирать слова с заданным звуком. Различение гласных и согласных звуков (твердые и мягкие). Обучение умению проводить графические линии.

Материал . Демонстрационный: доска, указка, картинка-схема слова сани, фишки красного, синего и зеленого цветов. Раздаточный: картинки-схемы слова сани , указки, фишки красного, синего и зеленого цветов, фломастеры, ручки, карандаши, рабочие тетради, фишки-призы.

Ход занятия

Звуковой анализ слова "сани". В ходе упражнения воспитатель закрепляет умение детей различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки.

Слоговое деление слова "сани". В процессе выполнения упражнения дети закрепляют знания о слогообразующей функции гласных звуков.

Игра "Живые звуки". Слово сани. Задания "звукам" дают дети.

Игра "Назови слова". Дети сначала называют слова, начинающиеся со звука я, затем – со звука нъ.

Работа в тетради.

Занятие 15

Программное содержание . Освоение звукового анализа слов. Различение гласных и согласных звуков (твердые и мягкие). Знакомство со смыслоразличительной функцией твердых и мягких согласных звуков. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Обучение умению проводить графические линии.

Материал . Демонстрационный: доска, указка, картинка-схема слова утки, фишки красного, синего и зеленого цветов. Раздаточный: картинки-схемы слова утки, указки, фишки красного, синего и зеленого цветов, фломастеры, ручки, карандаши, рабочие тетради, фишки-призы.

Ход занятия

Звуковой анализ слова "утки". Воспитатель обращает внимание детей на качественную характеристику звуков разбираемого слова.

Игра "Живые звуки". Слово утки. Игра усложняется за счет введения новых понятий: гласный, твердый согласный, мягкий согласный звуки. Задания "звукам" дают дети, например: "Первый гласный звук, подойди ко мне. Второй гласный звук, назови себя. Твердый согласный, назови слово со своим звуком. Мягкий согласный, назови свою пару (твердый согласный)".

Игра "Какой звук заблудился?". Воспитатель произносит предложение: "Мы купили в магазине телевизор и поставили его в уголь". Дети определяют "заблудившийся" звук (мягкий звук ль) и исправляют ошибку.

Игра "Назови слова". Дети называют слова сначала со звуком з, затем – со звуком зь.

Работа в тетради.

Занятие 16

Программное содержание . Освоение звукового анализа слов. Различение гласных и согласных звуков (твердые и мягкие). Развитие представления о смыслоразличительной функции звука. Развитие способности соотносить слова, состоящие из 3–4 звуков, с заданной схемой. Обучение умению проводить графические линии.

Материал . Демонстрационный: доска, указка, мел, картинка-схема слова аист, красные, синие и зеленые фишки, схемы слов, состоящих из 3–4 звуков, предметные картинки с изображением кота, мяча, шара, сыра, рыбы, лисы, гусей, бус. Раздаточный: картинки-схемы слова аист, указки, фишки красного, синего и зеленого цветов, фломастеры, ручки, карандаши, рабочие тетради.

Ход занятия

Звуковой анализ слова "аист". Воспитатель обращает внимание детей на звуковую форму слова (стечение гласных звуков).

Игра "Живые звуки". Слово аист.

Игра "Какой звук заблудился?".

Синеет море перед нами,

Летают майки (чайки) над волнами.

А. Шибаев

Игра "Подбери картинку". На доске предметные картинки, внизу– схемы слов, состоящих из 3–4 звуков. Дети называют картинки, соотносят количество звуков в них со схемами и стрелками соединяют картинки и схемы.

Работа в тетради.

Занятие 17

Программное содержание . Освоение звукового анализа слов. Различение гласных и согласных звуков (твердые и мягкие). Развитие представлений о смыслоразличительной функции звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Обучение умению проводить графические линии.

Материал . Демонстрационный: доска, указка, картинка-схема слова лист, фишки красного, синего и зеленого цветов, мяч. Раздаточный: картинки-схемы слова лист, указки, фишки красного, синего и зеленого цветов, фломастеры, ручки, карандаши, рабочие тетради, фишки-призы.

Ход занятия

Игра "Назови пару". См. занятие 13.

Звуковой анализ слова "лист". Воспитатель обращает внимание детей на то, что слово лист состоит из одного слога, так как в нем только один гласный звук. Дети самостоятельно называют слова, состоящие из одного слога.

Игра "Какой звук заблудился?".

На болоте нет дорог,

Я по кошкам (кочкам) – скок да скок!

А. Шибаев

Игра "Назови слова". Дети сначала называют слова со звуком, на который заканчивается слово лист , а затем – с его мягкой парой (звук ть).

Работа в тетради.

Занятие 18

Программное содержание . Освоение звукового анализа слов. Различение гласных и согласных звуков (твердые и мягкие). Развитие представлений о смыслоразличительной функции звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Обучение умению проводить графические линии.

Материал . Демонстрационный: доска, указка, картинка-схема слова слон, фишки красного, синего и зеленого цветов. Раздаточный: картинки-схемы слова слон, указки, фишки красного, синего и зеленого цветов, фломастеры, ручки, карандаши, рабочие тетради, фишки-призы.

Ход занятия

Игра "Кто внимательный?". Воспитатель называет гласные и согласные звуки (твердые и мягкие), а дети в ответ поднимают соответствующую фишку.

Звуковой анализ слова "слон". Когда слово проанализировано, дети убирают фишки под диктовку воспитателя. Например: "Уберите первый твердый согласный, гласный, второй согласный. Какой звук остался?" (Третий твердый согласный н.)

Игра "Какой звук заблудился?".

Миша дров не напилил,

Печку кепками (щепками) топил.

Игра "Цепочка слов". Воспитатель называет слово рак, а дети придумывают слово, которое начинается с последнего звука слова рак, например, кот. Затем они называют слово, которое начинается с последнего звука слова кот, например, топ и т. д. (пар – рысь – сетка – апельсин и т. д.). За каждый правильный ответ ребенок получает фишку.

Работа в тетради.

Занятие 19

Программное содержание . Освоение звукового анализа слов. Различение гласных и согласных звуков (твердые и мягкие). Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Обучение умению проводить графические линии.

Материал . Демонстрационный: доска, указка, картинка-схема слова юла, фишки красного, синего и зеленого цветов, мяч. Раздаточный: картинки-схемы слова юла, указки, фишки красного, синего и зеленого цветов, фломастеры, ручки, карандаши, рабочие тетради, фишки-призы.

Ход занятия

Игра "Назови пару". См. занятие 13, старшая группа.

Звуковой анализ слова "юла". Воспитатель говорит детям "секрет": "Согласный звук й всегда мягкий; это самый короткий звук нашей речи".

Особое внимание педагог обращает на произнесение звука и: он произносится без призвука гласного и не подменяется названием буквы. Этот звук присутствует и в йотированных гласных [8] (например, ягоды, армия, маяк, каюта, юбка, ежик, пьет и т. п.).

Игра "Живые звуки". Слово юла.

Игра "Назови слова". Дети называют слова со звуком й.

Работа в тетради.

Занятие 20

Программное содержание . Освоение звукового анализа слов. Различение гласных и согласных звуков (твердые и мягкие). Развитие представлений о смыслоразличительной роли звука. Развитие способности соотносить слова, состоящие из 3–4 звуков, с заданной схемой. Обучение умению проводить графические линии.

Материал . Демонстрационный: доска, указка, мел, картинка-схема слова паук, фишки красного, синего и зеленого цветов, предметные картинки, на которых изображены конь, лук, кит, юла, стол, стул, окно, трех-, четырехзвуковые схемы слов. Раздаточный: картинки-схемы слова паук, указки, фишки красного, синего и зеленого цветов, фломастеры, ручки, карандаши, рабочие тетради.

Ход занятия

Игра "Кто внимательный?". Воспитатель называет гласные и согласные звуки (твердые и мягкие), а дети показывают соответствующие фишки.

Звуковой анализ слова "паук". Воспитатель обращает внимание детей на звуковую форму слова (стечение согласных звуков).

Игра "Живые звуки". Слово паук.

Игра "Какой звук заблудился?".

На виду у детворы

Крысу (крышу) красят маляры.

А. Шибаев

Игра "Подбери картинку". На доске предметные картинки, внизу– схемы слов, состоящих из 3–4 звуков. Дети называют картинки, соотносят количество звуков в них со схемами и стрелками соединяют картинки и схемы.

Работа в тетради.

Занятие 21

Программное содержание . Освоение звукового анализа слов. Различение звуков по их качественной характеристике. Развитие представлений о смыслоразличительной роли звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Обучение умению проводить графические линии в пространстве рабочей строки.

Материал . Демонстрационный: доска, указка, четырехзвуковая схема слова, фишки красного, синего и зеленого цветов. Раздаточный: четырехзвуковые схемы слов, указки, фишки красного, синего и зеленого цветов, фломастеры, ручки, карандаши, рабочие тетради, фишки-призы.

Ход занятия

Звуковой анализ слова "клей". Воспитатель предлагает детям вспомнить "секрет" про звук й (см. занятие 19, старшая группа). После анализа слова звуки убираются под диктовку воспитателя.

Игра "Какой звук заблудился?".

Закричал охотник: "Ой!

Двери (звери) гонятся за мной".

А. Шибаев

Игра "Цепочка "слов". Первое слово в цепочке- сыр. (См. занятие 18, старшая группа.)

Работа в тетради.

Занятие 22

Программное содержание . Освоение звукового анализа слов. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Развитие представлений о смыслоразличительной функции звука. Обучение умению проводить графические линии в пространстве рабочей строки.

Материал . Демонстрационный: четырехзвуковая схема слова, указка, фишки красного, синего и зеленого цветов. Раздаточный: четырехзвуковые схемы слов, указки, фишки красного, синего и зеленого цветов, фломастеры, ручки, карандаши, рабочие тетради.

Ход занятия

Звуковой анализ слова "мама". В ходе выполнения упражнения воспитатель задает детям следующие вопросы: 1). Сколько звуков в слове мама?. 2). Сколько гласных звуков? 3). Назовите их. 4). Сколько слогов? 5). Назовите слоги. 6). Слоги в слове мама одинаковые? 7). Произнесите их. 8). Какой слог протяжнее: первый или второй?

Воспитатель чуть протяжнее произносит сначала первый слог, затем второй и спрашивает у детей, как правильно произносится слово мама.

Педагог дает детям понятие об ударном слоге: "Если один слог произносится протяжнее другого и слово от этого не меняется, то это ударный слог. Это – сильный слог".

Игра "Какой звук заблудился?".

Забодал меня котел (козел),

На него я очень зол.

А. Шибаев

Работа в тетради.

Занятие 23

Программное содержание . Освоение звукового анализа слов. Различение звуков по их качественной характеристике. Развитие умения выделять ударный звук в слове. Закрепление представлений о протяженности слов, смыслоразличительной функции звука. Обучение умению проводить графические линии в пространстве рабочей строки.

Материал . Демонстрационный: доска, указка, картинка-схема слова гуси, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов (для обозначения ударных гласных). Раздаточный: картинки-схемы слова гуси, указки, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов; фломастеры, ручки, карандаши, рабочие тетради.

Ход занятия

Звуковой анализ слова "гуси". Вопросы: 1. Сколько слогов в слове? Какие? 2. Найдите ударный слог. 3. Назовите гласный звук в ударном слоге.

Воспитатель объясняет детям, что в ударном слоге всегда находится ударный гласный звук.

Звуки проанализированного слова дети убирают под диктовку воспитателя.

Игра "Какой звук заблудился?".

Посмотрите-ка, ребятки:

Раки (маки) выросли на грядке.

А. Шибаев

Игра "Поищи слова". Воспитатель предлагает детям в "длинных" словах найти "короткие", например: пе- сок , ры -бак, ку-лак , Бо -рис, пи -рог , кле -щи и т. д.

Работа в тетради.

Занятие 24

Программное содержание. Развитие способности проводить звуковой анализ слов, качественно характеризовать звуки, подбирать слова с заданным звуком. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Знакомство со смыслоразличительной ролью ударения. Обучение умению проводить графические линии в пространстве рабочей строки.

Материал . Демонстрационный: доска, указка, четырехзвуковая схема слова, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов. Раздаточный: указки, четырехзвуковые схемы слов, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов, фломастеры, ручки, карандаши, рабочие тетради, фишки-призы.

Ход занятия

Звуковой анализ слова "мука". Дети выделяют ударный слог и ударный звук в слове. Затем по просьбе воспитателя переносят ударение на первый слог и объясняют разницу в значениях слов. Педагог рассказывает детям о смыслоразличительной роли ударения и читает четверостишие:

Пересохла глина,

Рассердилась Нина,

Не мука, а мука-

Поворам наука.

Я. Козловский

Игра "Назови слова". Сначала дети называют слова со звуком б , затем – со звуком бь.

Работа в тетради.

Занятие 25

Программное содержание . Развитие способности детей проводить звуковой анализ слов; качественно характеризовать звуки; выделять ударный звук в слове. Закрепление представлений о смыслоразличительной роли звука. Развитие способности соотносить слова, состоящие их 3–4 звуков, с заданными схемами. Обучение умению проводить графические линии в пространстве рабочей строки.

Материал. Демонстрационный: доска, мел, указка, трех-, четырехзвуковые схемы слов, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов, предметные картинки, на которых изображены дом, сом, рак, лось, волк, шкаф, шары, роза. Раздаточный: трех-, четырехзвуковые схемы слов, указки, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов, фломастеры, ручки, карандаши, рабочие тетради.

Ход занятия

Звуковой анализ слова "игла". Определение ударного гласного звука и его места в слове.

Игра "Живые звуки". Слово игла.

Игра "Какой звук заблудился?".

Тает снег. Течет ручей.

На ветвях полно врачей (грачей).

А. Шибаев

Игра "Подбери картинку". На доске предметные картинки, внизу – трех-, четырехзвуковые схемы слов. Дети называют картинки, соотносят количество звуков в них со схемами и стрелками соединяют картинки и схемы.

Работа в тетради.

Занятие 26

Программное содержание. Развитие способности проводить звуковой анализ слов и качественно характеризовать звуки. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Закрепление представлений о смыслоразличительной роли звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Обучение умению проводить графические линии в пространстве рабочей строки.

Материал. Демонстрационный: доска, указка, картинка-схема слова шуба, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов. Раздаточный: четырехзвуковые схемы слов, указки, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов, фломастеры, ручки, карандаши, рабочие тетради, фишки-призы.

Ход занятия

Звуковой анализ слова "шуба". Дети определяют ударный гласный звук и его место в слове. Затем переносят ударение на другой слог и произносят получившееся слово. Потом исправляют ошибку.

Воспитатель сообщает детям "секрет": согласный звук ш- всегда твердый, он не имеет мягкой пары.

Игра "Какой звук заблудился?".

Старый дедушка Пахом

На козе (коне) скакал верхом.

А. Шибаев

Игра "Назови слова со звуками в и вь".

Работа в тетради.

Занятие 27

Программное содержание . Развитие способности проводить звуковой анализ слов; качественно характеризовать звуки; выделять ударный звук в слове. Закрепление представлений о смыслоразличительной роли звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Обучение умению проводить графические линии в пространстве рабочей строки.

Материал . Демонстрационный: доска, указка, четырехзвуковая схема слова, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов. Раздаточный: четырехзвуковые схемы слов, указки, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов, фломастеры, ручки, карандаши, рабочие тетради.

Ход занятия

Звуковой анализ слова "жуки". Дети определяют ударный гласный звук.

Воспитатель сообщает детям "секрет": согласный звук ж – всегда твердый, он не имеет мягкой пары.

Игра "Какой звук заблудился?".

Врач напомнил дяде Мите:

– Не забудьте об одном:

Обязательно примите

Десять цапель (капель) перед сном.

А. Шибаев

Игра "Цепочка слов". Первое слово в цепочке– лес. (См. занятие 18, старшая группа.)

Работа в тетради.

Занятие 28

Программное содержание . Развитие способности проводить звуковой анализ слов и качественно характеризовать звуки. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Закрепление представлений о смыслоразличительной роли звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Обучение умению проводить графические линии в пространстве рабочей строки.

Материал . Демонстрационный: доска, указка, картинка-схема слова мишка , фишки красного, синего, зеленого и черного цветов. Раздаточный: пятизвуковые схемы слов, указки, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов, фломастеры, ручки, карандаши, рабочие тетради, фишки-призы.

Ход занятия

Звуковой анализ слова "мишка". Воспитатель обращает внимание детей на то, что они впервые разбирают слово, состоящее из 5 звуков. Дети ставят ударение в слове.

Игра "Живые звуки". Слово мишка.

Игра "Какой звук заблудился?".

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак.

Но зато ему потом

На крючок попался дом ( сом)!

А. Шибаев

Игра "Назови слова со звуками г и гь".

Работа в тетради.

Занятие 29

Программное содержание . Развитие способности проводить звуковой анализ слов и качественно характеризовать звуки. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Закрепление представлений о смыслоразличительной роли звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Обучение умению проводить графические линии в пространстве рабочей строки.

Материал . Демонстрационный: доска, указка, картинка-схема слова мышка , фишки красного, синего, зеленого и черного цветов. Раздаточный: пятизвуковые схемы слов, указки, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов, фломастеры, ручки, карандаши, рабочие тетради, фишки-призы.

Ход занятия

Звуковой анализ слова "мышка". Проставление ударения.

Сравнение слов "мышка" и "мишка". Дети сравнивают слова по звуковому составу: определяют одинаковые (ш, к, а) и разные звуки (м, мь, ы, и).

Игра "Какой звук заблудился?".

Мы собирали васильки.

На головах у нас – щенки (венки).

А. Шибаев

Игра "Цепочка слов". Первое слово в цепочке – лук. (См. занятие 18, старшая группа.)

Работа в тетради.

Занятие 30

Программное содержание . Развитие способности проводить звуковой анализ слов и качественно характеризовать звуки. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Закрепление представлений о смыслоразличительной роли звука. Развитие способности соотносить слова, состоящие из трех, четырех, пяти звуков, с заданными схемами.

Материал . Демонстрационный: доска, указка, мел, трех-, четырех-, пятизвуковые схемы слов, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов, предметные картинки, на которых изображены лес, душ, мыло, коза, мишка, кукла. Раздаточный: трех-, четырех-, пятизвуковые схемы слов, указки, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов, фломастеры, ручки, карандаши, рабочие тетради.

Ход занятия

Звуковой анализ слова "слива". Проставление ударения.

Игра "Живые звуки". Слово слива.

Игра "Какой звук заблудился?".

Жучка будку (булку) не доела:

Неохота, надоело…

А. Шибаев

Игра "Подбери картинку". На доске предметные картинки, внизу– схемы слов, состоящих из 3–5 клеток (звуков). Дети называют картинки, соотносят количество звуков в них со схемами и стрелками соединяют картинки и схемы.

Работа в тетради.

Занятие 31

Программное содержание . Развитие способности проводить звуковой анализ слов и качественно характеризовать звуки. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Закрепление представлений о смыслоразличительной роли звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Обучение умению проводить графические линии в пространстве рабочей строки.

Материал . Демонстрационный: доска, указка, пятизвуковая схема слова, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов. Раздаточный: пятизвуковые схемы слов, указки, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов, фломастеры, ручки, карандаши, рабочие тетради, фишки-призы.

Ход занятия

Звуковой анализ слова "замок". Дети определяют ударный гласный звук и его место в слове. Затем переносят ударение на первый слог и произносят получившееся слово. Воспитатель рассказывает о смыслоразличительной роли ударения.

Игра "Какой звук заблудился?".

Сели в ложку (лодку) и – айда!

По реке – туда, сюда…

А. Шибаев

Игра "Назови слова со звуком й". Воспитатель предлагает детям назвать слова со звуком й в середине слова. (Чайка, майка, лейка, маяк, пьет, клюет…)

Работа в тетради.

Занятие 32

Программное содержание. Развитие способности проводить звуковой анализ слов и качественно характеризовать звуки. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Закрепление представлений о смыслоразличительной роли звука. Развитие способности соотносить слова, состоящие из трех, четырех, пяти звуков, с заданными схемами. Обучение умению проводить графические линии в пространстве рабочей строки.

Материал. Демонстрационный: доска, указка, пятизвуковая схема слова, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов, картинка с изображением поезда с тремя вагонами (рис. 10). Раздаточный: пятизвуковые схемы слов, указки, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов, фломастеры, ручки, карандаши, рабочие тетради.

Ход занятия

Звуковой анализ слова "лейка". Дети определяют ударный гласный звук и его место в слове. Затем переносят ударение на другой слог и произносят получившееся слово. Потом ребята исправляют ошибку.

Игра "Погрузим продукты в поезд". Воспитатель предлагает детям "погрузить" продукты в поезд (соль, мука, сахар). При этом количество звуков в словах – названиях продуктов должно соответствовать количеству окошек в вагоне.

hello_html_cae4823.jpg

Рис. 10

Детям сильной подгруппы можно предложить придумать другие слова – названия продуктов. Игра "Какой звук заблудился?".

Мама с бочками (дочками) пошла

По дороге, вдоль села.

А. Шибаев

Работа в тетради.

Занятие 33

Программное содержание . Развитие способности проводить звуковой анализ слов и качественно характеризовать звуки. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Развитие способности соотносить слова, состоящие из 3–5 звуков, с заданными схемами. Обучение умению проводить графические линии в пространстве рабочей строки.

Материал . Демонстрационный: доска, указка, пятизвуковая схема, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов, картинка с изображением поезда с тремя вагонами (в первом вагоне три окошка, во втором – четыре, в третьем – пять). Раздаточный: пятизвуковые схемы слов, указки, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов, фломастеры, ручки, карандаши, рабочие тетради.

Ход занятия

Звуковой анализ слова "речка". Дети определяют ударный гласный звук и его место в слове. Затем переносят ударение на другой слог и произносят получившееся слово. Потом исправляют ошибку.

Воспитатель сообщает детям "секрет": согласный звук ч - всегда мягкий, он не имеет твердой пары.

Игра "Живые звуки". Слово речка.

Игра "Погрузим продукты в поезд". Воспитатель предлагает "погрузить" в вагоны овощи и фрукты (лук, репа, дыня, слива, груша). При этом количество звуков в названиях овощей и фруктов должно соответствовать количеству окошек в вагоне.

По желанию детей игру можно продолжить, подбирая другие названия овощей и фруктов, состоящие из 3–5 звуков.

Работа в тетради.

Занятие 34

Программное содержание. Повторение и закрепление пройденного материала.

Материал. Демонстрационный: пятизвуковая схема слова, указка, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов. Раздаточный: пятизвуковые схемы слов, указки, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов, фломастеры, ручки, карандаши, рабочие тетради, фишки-призы.

Ход занятия

Звуковой анализ слова "школа". Дети определяют ударный гласный звук и его место в слове. Затем переносят ударение на другой слог и произносят получившееся слово. Потом исправляют ошибку.

Разнообразные словесные игры (по желанию детей).

Работа в тетради.

Наталья Варенцова - Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3-7 лет

Программа

Настоящая программа включает три направления работы с детьми дошкольного возраста: развитие звуковой стороны речи, ознакомление со знаковой системой языка и подготовка руки к письму

Работа по формированию у детей звуковой стороны речи и ознакомлению с основами грамоты, прежде всего, связана с развитием познавательных способностей и воспитанием произвольности поведения.

Развитие умственных способностей детей происходит в процессе овладения действиями замещения звуков речи. Дети учатся моделировать как отдельные речевые единицы (слоги, звуки, слова), так и речевой поток в целом (предложения). При решении познавательных задач они способны использовать готовые схемы, модели и строить их самостоятельно: делить слова на слоги, проводить звуковой анализ слов, делить предложения на слова и составлять их из слов и букв; сравнивать модели слов по звуковому составу, подбирать слова к заданной модели и т. д.

Развитие познавательных способностей способствует осознанному отношению детей к различным сторонам речевой действительности (звуковой и знаковой), ведет к пониманию некоторых закономерностей родного языка, формированию основ грамотности.

В процессе подготовки руки к письму у детей развиваются как познавательные, так и творческие способности. Сначала дошкольники овладевают произвольными движениями кистей и пальцев рук (изображают различные явления и объекты: дождь, ветер, кораблик, паровозик, зайчик, бабочку и др.); затем – графическими умениями при ознакомлении с элементами письменной речи. Дети учатся кодировать речь и "прочитывать ее код", то есть моделировать речь принятыми в культуре русского языка знаками. Дошкольники конструируют, достраивают с помощью фломастеров или цветных карандашей отдельные объекты и явления: шалашики, солнышко, птичек, лодочки и т. п. Подобные занятия способствуют развитию воображения, фантазии, инициативы и самостоятельности детей.

Основы грамоты рассматриваются в программе "как пропедевтический курс фонетики родного языка" (по Д. Б. Эльконину). Программа строится на материале методики, созданной Д. Б. Элькониным [1] и Л.E. Журовой [2] . Ознакомление ребенка с фонемной (звуковой) системой языка имеет значение не только при обучении его чтению, но и для всего последующего изучения родного языка.

Содержание программы построено с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и основывается на их избирательной восприимчивости к разным сторонам языковой действительности.

Старшая группа

В старшей группе продолжается работа по развитию фонематической стороны речи и овладению элементарными графическими умениями.

Развитие фонематической стороны речи. В старшей группе продолжается работа со звучащим словом, определению его протяженности (измерение слоговой структуры слов хлопками, шагами). Вводится термин "слог" и графическая запись слогового деления, которая используется наравне с хорошо знакомыми детям по средней группе игрушками-заместителями. Дети продолжают интонационно выделять заданные звуки в словах, подбирать слова на определенный звук, вычленять первый звук в слове.

Параллельно детей знакомят со смыслоразличительной функцией звука: объясняют, что некоторые слова отличаются друг от друга лишь одним звуком (дом – сом, врачи – грачи, раки – маки, лев – лес, лук – жук и т. п.). При этом слова даются в стихотворном контексте, поэтому детям несложно догадаться, какой звук "хитрит". Например:

На пожелтевшую траву

Роняет лев (лес) свою листву.

А. Шибаев

Детям очевидно, что слово лев меняется на слово лес.

Звуковой анализ предполагает различение звуков по их качественной характеристике: гласные, твердые и мягкие согласные. Сначала детей учат различать гласные и согласные звуки. Дошкольники открывают для себя "волшебные" звуки, которые можно петь, долго тянуть голосом, при произнесении которых воздух свободно выходит изо рта. Это "поющие" (гласные) звуки. Вводится термин "гласный звук" и его обозначение – красная фишка. Чуть позже детей знакомят с делением на твердые и мягкие согласные звуки. Дети отмечают, что эти звуки нельзя пропеть, при их произнесении воздух встречает преграды (язык, зубы, губы). Вводятся понятия "твердые" и "мягкие согласные" и их обозначения – синие и зеленые фишки. При этом дидактический материал (картинки-схемы звукового состава слов, фишки, указки) делает звуковой анализ материализованным и вполне доступным детям дошкольного возраста. С его помощью они самостоятельно строят условно-символические модели различной сложности.

В старшей группе дети овладевают технической стороной письма и элементарными графическими умениями. К этому возрасту дошкольники уже могут произвольно управлять кистями и пальцами рук.

Графические умения формируются в процессе специальных упражнений и конструирования различных предметов (домики, шалашики, солнышко, цветочки и т. д.) из элементов букв по аналогии, словесному образцу, памяти, замыслу. В ходе упражнений дети фломастером или цветным карандашом обводят внешние контуры предметов, проводят прямые, замкнутые и прерывистые линии, выполняют штриховку, работают в ограниченном пространстве и с выходом за него.

Работа по развитию звуковой стороны речи и овладению основами грамоты способствует развитию познавательных способностей, творческого воображения и пространственных представлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по перспективному планированию по ознакомлению с окружающим, развитию речи и знакомству с художественной литературой в старшей группе

Перспективный план по ознакомлению с окружающим, развитию речи и знакомством с художественной литературой  в старшей группе детского сада ...

Методическая разработка "Неделя детской литературы в старшей группе детского сада"

Цель:          Активизировать работу дошкольного образовательного учреждения по приобщению воспитанников  к книжной культуре, освоению детьми дошкольного возраста образов...

Методическая разработка «Организация образовательной деятельности по чтению художественной литературы в старшей группе детского сада»

В разработке представлены цели и задачи,педагогические приёмы работы с художественными произведениями,формы работы, используемые при обучении чтению....

Методическая разработка "Развитие речи дошкольников через приобщение к произведениям художественной литературы в старшей группе по ФГОС"

Цель: расширение представления детей об устройстве и функционировании человеческого организма.Задачи:• учить измерять пульс человека• обратить внимание на взаимосвязь дыхания и сердцебиения...

Методическая разработка конспекта занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Тема: «Чтение рассказа Н. Носова "На горке "

Методическая разработка конспекта занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Тема: «Чтение рассказа Н. Носова "На горке "...

Перечень учебно-методической литературы в старшей группе

Список литературы для работы с тетьми старшего возраста...

Конкурс методических разработок «Формирование предпосылок читательской грамотности у воспитанников ДОО "Занятие по ознакомлению детей с художественной литературой в старшей группе «Любимые сказки К.И.Чуковского»

Продолжать знакомить детей с творчеством К.И.Чуковского. Показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту. Вспомнить знакомые произведения автора. Способствовать воспитанию устойчивого ин...