Открытое занятие для воспитателей. «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр в свете ФГОС ДО»
материал по развитию речи
Цель: познакомить педагогов с видами нетрадиционных пальчиковых игр и
их использование в образовательном процессе ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытое занятие | 18.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие для воспитателей МБДОУ №39 «Пчёлка»
Провела: воспитатель Шуманская Елена Сергеевна
«Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр в свете ФГОС ДО»
Цель: познакомить педагогов с видами нетрадиционных пальчиковых игр и
их использование в образовательном процессе ДОУ.
Материал: крышечки от бутылок, маленькие резиновые и массажные мячики,
бельевые прищепки, карандаши, подносы с крупой, грецкие орехи, шишки,
бусины, макароны.
Здравствуйте уважаемые педагоги, я рада видеть вас на нашем мастер классе. Сегодня мы с вами поговорим о важности развития мелкой моторики
рук для развития речи, об одном из способов ее развития – пальчиковых
играх.
Японская пословица гласит:
Расскажи мне – я услышу,
Покажи мне – я запомню,
Дай мне сделать самому – я пойму!»
Действительно, пальчиковая гимнастика полностью отвечает этим трем
принципам: «Слышу. Вижу. Делаю».
Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие
речи, творческие способности, фантазию. Чем лучше работают пальцы и вся
кисть, тем лучше ребёнок говорит.
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребёнка находится
на кончике его пальцев.
Малышу необходимо всё потрогать, так он учится различать тепло и
холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. Рука имеет
самое большое представительство в коре головного мозга.
У нас на ладони находится множество биологически активных точек.
Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних
органов мизинец-сердце, безымянный - печень, средний - кишечник,
указательный - желудок, большой палец голова. Следовательно, воздействуя
на определённые точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган
человека.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей
интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок,
имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически
рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Главное требование в играх рукой, её кистью, пальчиками: мы должны
одинаково заботиться о развитии правой и левой руки. Благодаря
пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления,
у него развивается внимательность и способность сосредоточиться.
Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть
традиционными и нетрадиционными.
Традиционные это: пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением
и без; самомассаж (поглаживание, разминание); игры - конструкторы,
мозаика, шнуровка, игры с вкладышами и т. д.; кукольные театры:
пальчиковый, перчаточный, театр теней; игры с бумагой, песком, водой; лепка
из глины, теста, пластилина; игры на развитие тактильных ощущений
«гладкое – шершавое», «чудесный мешочек» и т. д, и т. п.
Нетрадиционные: самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими
орехами, карандашами, массажными щётками; пальчиковые игры, с
использованием разнообразного материала: бросовым, природным,
хозяйственно-бытовым.
Сегодня я предлагаю Вам поиграть в нетрадиционные пальчиковые
игры, которые мы используем в своей работе:
Игра с мячиками.
Для этого мы используем массажные гладкие и колючие мячики. (Можно
катать по ладошке, столу, коврику.)
Колобок рукой катаю (правой ладонью катаем мячик по левой)
Взад, вперёд его гоняю.
Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку (гладим мячиком ладонь).
И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем
мячик).
Колобок я разожму и другой рукой начну.
Колобок наш отдохнёт и опять игра начнёт (повторяем то же самое другой
рукой).
Пальчиковая игра «Сапожки».
Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь,на указательные и средние пальцы. «Идём» пальцами как ножками, не
отрывая «обувь» от поверхности стола, как бы шаркая.
Пальчики в сапожках шагают по дорожке,
Раз, два, три, четыре, пять, им очень весело гулять.
Игра с использованием бельевых прищепок, пощипываем ими кончики
пальцев (предварительно проверяем, чтобы она не была слишком тугой).
У котят, как у ребят зубки режутся, болят.
Стал кусачим котик мой, шустрый шарик озорной!
Хвать за палец и кусь – кусь! Пусть кусает, не боюсь!
Так играет он со мной, котик мой совсем не злой.
Игра «Карандаш» - с использованием карандаша с гранями.
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу.
Игры с пластмассовыми крышками (пуговицами).
Подберите крышки, пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте
выложить рисунок мячика, дома. После того, как ребенок научится
выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из
пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, бусы и т. д. Картинки-образцы прилагаются к игре.
Игры с бусинами, пуговицами.
Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все,
что нанизывается: пуговицы, бусины, макароны. Бусины и пуговицы можно
сортировать по размеру, цвету, форме.
Считать количество «бус» в прямом и обратном порядке.
Дома я одна скучала,
Бусы мамины достала.
Бусы я перебираю,
Свои пальцы развиваю.
Игра с крупой (используем любую крупу: гречку, рис, пшено)
Рассыпать на подносе тонким слоем и показать малышу, как можно на ней
рисовать. Подносы подобрать с высокими краями, чтобы крупа не
рассыпалась по полу. Прежде чем приступить к рисованию, позвольте
ребенку удовлетворить потребность изучить предлагаемый материал. Первое
занятие можно посвятить тому, что малыш просто поиграет с крупой. На
следующее занятие можно приступать к рисованию. Разровняйте крупу и
проведите по ней пальцем, оставляя след, потом возьмите пальчик ребенка и
проведите по крупе. Так, от занятия к занятию, малыш научится рисовать не
сложные рисунки на крупе (забор, дождик, волны, буквы и т. д.). Не торопите
его, для занятия достаточно сделать всего один рисунок.
Из емкости сначала одной рукой перекладываем фасоль в банку. Затем двумя
руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим
и безымянным, большим и мизинцем.
Рисование.
Рисовать можно семенами арбуза, веревочками, пуговицами, камушками,
косточками, ракушками, пробками от пластмассовых бутылок.
Игры с шишками, и грецкими орехами.
Предлагаем ребенку покатать лесной орех, шишку между ладонями.
Два лесных ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг
другого.
Игры с лентами, нитками и клубочками.
Сматывание разноцветных ленточек.
Наматывание ниток на клубок.
Очень надеюсь, что я смогла Вас убедить в значимости развития руки для
ребенка дошкольного возраста.
Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его
ручки!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАСТЕР-КЛАСС для воспитателей «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр»
Представленный материал будет интересен как молодым специалистам докшкольных учреждений, так и педагогам с большим стажем работы....
Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр»
познакомить педагогов с видами нетрадиционных пальчиковых игр и их использование в образовательном процессе ДОУ....
Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр в свете ФГОС»
Хотелось обратить внимание педагогов и родителей на значимость развития руки для ребенка дошкольного возраста и в том, что совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать руку, способствовать ...
«Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр в свете ФГОС»
Материал знакомит педагогов с видами нетрадиционных пальчиковых игр и их использованием в образовательном процессе ДОУ....
«Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр в свете ФГОС »
Мастер-класс для воспитателей«Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр в свете ФГОС » Цель: познакомить педагогов с видами нетрадиционных пальчиковых игр...
Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр в свете ФГОС»
Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр в свете ФГОС»Цель: познакомить педагогов с видами нетрадиционных пальчиковых игр и их ...
Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр в свете ФГОС»
Мастер-класс для воспитателей«Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр в свете ФГОС» Мастер-класс подготовила воспитатель Сподарева И.В. Цель: позна...