«Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр в свете ФГОС »
учебно-методический материал
Мастер-класс для воспитателей
«Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр в свете ФГОС »
Цель: познакомить педагогов с видами нетрадиционных пальчиковых игр и их использование в образовательном процессе ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass_dlya_vospitateley.docx | 19.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для воспитателей
«Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр в свете ФГОС »
Цель: познакомить педагогов с видами нетрадиционных пальчиковых игр и их использование в образовательном процессе ДОУ.
Материал: крышечки от бутылок, маленькие резиновые и массажные мячики, бельевые прищепки, карандаши, подносы с крупой, грецкие орехи, шишки, бусины, макароны.
Здравствуйте уважаемые педагоги, я рада видеть вас на нашем мастер классе. Сегодня мы с вами поговорим о важности развития мелкой моторики рук для развития речи, об одном из способов ее развития – пальчиковых играх.
Японская пословица гласит:
Расскажи мне – я услышу,
Покажи мне – я запомню,
Дай мне сделать самому – я пойму! »
Действительно, пальчиковая гимнастика полностью отвечает этим трем принципам: «Слышу. Вижу. Делаю».
Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит.
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
Малышу необходимо всё потрогать, так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.
У нас на ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них можно регулировать функционирование внутренних органов:
мизинец-сердце,
безымянный - печень,
средний - кишечник,
указательный - желудок,
большой палец голова.
Следовательно, воздействуя на определённые точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Главное требование в играх рукой, её кистью, пальчиками: мы должны одинаково заботиться о развитии правой и левой руки. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться.
Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными.
Традиционные это:
пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без;
самомассаж (поглаживание, разминание);
игры - конструкторы,
мозаика, шнуровка, игры с вкладышами и т. д.;
кукольные театры: пальчиковый, перчаточный, театр теней;
игры с бумагой, песком, водой;
лепка из глины, теста, пластилина;
игры на развитие тактильных ощущений «гладкое – шершавое», «чудесный мешочек» и т. д, и т. п.
Нетрадиционные:
самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;
пальчиковые игры, с использованием разнообразного материала: бросовым, природным, хозяйственно-бытовым.
Сегодня я предлагаю Вам поиграть в нетрадиционные пальчиковые игры, которые мы используем в своей работе:
Игра с мячиками.
Для этого мы используем массажные гладкие и колючие мячики. (Можно катать по ладошке, столу, коврику.)
Колобок рукой катаю (правой ладонью катаем мячик по левой)
Взад, вперёд его гоняю.
Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку (гладим мячиком ладонь).
И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем мячик).
Колобок я разожму и другой рукой начну.
Колобок наш отдохнёт и опять игра начнёт (повторяем то же самое другой рукой).
Пальчиковая игра «Сапожки».
Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. «Идём» пальцами как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, как бы шаркая.
Пальчики в сапожках шагают по дорожке,
Раз, два, три, четыре, пять, им очень весело гулять.
Игра с использованием бельевых прищепок, пощипываем ими кончики пальцев (предварительно проверяем, чтобы она не была слишком тугой).
У котят, как у ребят зубки режутся, болят.
Стал кусачим котик мой, шустрый шарик озорной!
Хвать за палец и кусь – кусь!
Пусть кусает, не боюсь!
Так играет он со мной, котик мой совсем не злой.
Игра «Карандаш» - с использованием карандаша с гранями.
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу.
Игры с пластмассовыми крышками (пуговицами). Подберите крышки, пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок мячика, дома. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, бусы и т. д. Картинки-образцы прилагаются к игре.
Игры с бусинами, пуговицами. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусины, макароны. Бусины и пуговицы можно сортировать по размеру, цвету, форме. Считать количество «бус» в прямом и обратном порядке.
Дома я одна скучала,
Бусы мамины достала.
Бусы я перебираю,
Свои пальцы развиваю.
Игра с крупой (используем любую крупу: гречку, рис, пшено)
∙ Рассыпать на подносе тонким слоем и показать малышу, как можно на ней рисовать. Подносы подобрать с высокими краями, чтобы крупа не рассыпалась по полу. Прежде чем приступить к рисованию, позвольте ребенку удовлетворить потребность изучить предлагаемый материал. Первое занятие можно посвятить тому, что малыш просто поиграет с крупой. На следующее занятие можно приступать к рисованию. Разровняйте крупу и проведите по ней пальцем, оставляя след, потом возьмите пальчик ребенка и проведите по крупе. Так, от занятия к занятию, малыш научится рисовать не сложные рисунки на крупе (забор, дождик, волны, буквы и т. д.). Не торопите его, для занятия достаточно сделать всего один рисунок.
∙ Из емкости сначала одной рукой перекладываем фасоль в банку. Затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем.
Рисование.
Рисовать можно семенами арбуза, веревочками, пуговицами, камушками, косточками, ракушками, пробками от пластмассовых бутылок.
Игры с шишками, и грецкими орехами.
Предлагаем ребенку покатать лесной орех, шишку между ладонями.
Два лесных ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.
Игры с лентами, нитками и клубочками.
Сматывание разноцветных ленточек. Наматывание ниток на клубок.
Очень надеюсь, что я смогла Вас убедить в значимости развития руки для ребенка дошкольного возраста. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАСТЕР-КЛАСС для воспитателей «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр»
Представленный материал будет интересен как молодым специалистам докшкольных учреждений, так и педагогам с большим стажем работы....
Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр»
познакомить педагогов с видами нетрадиционных пальчиковых игр и их использование в образовательном процессе ДОУ....
Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр в свете ФГОС»
Хотелось обратить внимание педагогов и родителей на значимость развития руки для ребенка дошкольного возраста и в том, что совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать руку, способствовать ...
«Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр в свете ФГОС»
Материал знакомит педагогов с видами нетрадиционных пальчиковых игр и их использованием в образовательном процессе ДОУ....
Открытое занятие для воспитателей. «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр в свете ФГОС ДО»
Цель: познакомить педагогов с видами нетрадиционных пальчиковых игр иих использование в образовательном процессе ДОУ....
Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр в свете ФГОС»
Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр в свете ФГОС»Цель: познакомить педагогов с видами нетрадиционных пальчиковых игр и их ...
Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр в свете ФГОС»
Мастер-класс для воспитателей«Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр в свете ФГОС» Мастер-класс подготовила воспитатель Сподарева И.В. Цель: позна...