«Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр в свете ФГОС »
учебно-методический материал

Ирина Сподарева

Мастер-класс для воспитателей

«Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр в свете ФГОС »

 Цель: познакомить педагогов с видами нетрадиционных пальчиковых игр и их использование в образовательном процессе ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_dlya_vospitateley.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей

«Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр в свете ФГОС »

 Цель: познакомить педагогов с видами нетрадиционных пальчиковых игр и их использование в образовательном процессе ДОУ.

Материал: крышечки от бутылок, маленькие резиновые и массажные мячики, бельевые прищепки, карандаши, подносы с крупой, грецкие орехи, шишки, бусины, макароны.

Здравствуйте уважаемые педагоги, я рада видеть вас на нашем мастер классе. Сегодня мы с вами поговорим о важности развития мелкой моторики рук для развития речи, об одном из способов ее развития – пальчиковых играх.

Японская пословица гласит:

Расскажи мне – я услышу,

Покажи мне – я запомню,

Дай мне сделать самому – я пойму! »

Действительно, пальчиковая гимнастика полностью отвечает этим трем принципам: «Слышу. Вижу. Делаю».

Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит.

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

Малышу необходимо всё потрогать, так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.

У нас на ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них можно регулировать функционирование внутренних органов:

 мизинец-сердце,

безымянный - печень,

 средний - кишечник,

указательный - желудок,

большой палец голова.

Следовательно, воздействуя на определённые точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Главное требование в играх рукой, её кистью, пальчиками: мы должны одинаково заботиться о развитии правой и левой руки. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться.

Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными.

Традиционные это:

пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без;

самомассаж (поглаживание, разминание);

игры - конструкторы,

мозаика, шнуровка, игры с вкладышами и т. д.;

кукольные театры: пальчиковый, перчаточный, театр теней;

игры с бумагой, песком, водой;

лепка из глины, теста, пластилина;

игры на развитие тактильных ощущений «гладкое – шершавое», «чудесный мешочек» и т. д, и т. п.

Нетрадиционные:

 самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;

пальчиковые игры, с использованием разнообразного материала: бросовым, природным, хозяйственно-бытовым.

Сегодня я предлагаю Вам поиграть в нетрадиционные пальчиковые игры, которые мы используем в своей работе:

Игра с мячиками.

Для этого мы используем массажные гладкие и колючие мячики. (Можно катать по ладошке, столу, коврику.)

Колобок рукой катаю (правой ладонью катаем мячик по левой)

Взад, вперёд его гоняю.

Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку (гладим мячиком ладонь).

И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем мячик).

Колобок я разожму и другой рукой начну.

Колобок наш отдохнёт и опять игра начнёт (повторяем то же самое другой рукой).

Пальчиковая игра «Сапожки».

Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. «Идём» пальцами как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, как бы шаркая.

 Пальчики в сапожках шагают по дорожке,

Раз, два, три, четыре, пять, им очень весело гулять.

Игра с использованием бельевых прищепок, пощипываем ими кончики пальцев (предварительно проверяем, чтобы она не была слишком тугой).

У котят, как у ребят зубки режутся, болят.

Стал кусачим котик мой, шустрый шарик озорной!

 Хвать за палец и кусь – кусь!

Пусть кусает, не боюсь!

Так играет он со мной, котик мой совсем не злой.

Игра «Карандаш» - с использованием карандаша с гранями.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

 Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

Игры с пластмассовыми крышками (пуговицами). Подберите крышки, пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок мячика, дома. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, бусы и т. д. Картинки-образцы прилагаются к игре.

Игры с бусинами, пуговицами. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусины, макароны. Бусины и пуговицы можно сортировать по размеру, цвету, форме. Считать количество «бус» в прямом и обратном порядке.

Дома я одна скучала,

Бусы мамины достала.

Бусы я перебираю,

Свои пальцы развиваю.

Игра с крупой (используем любую крупу: гречку, рис, пшено)

 Рассыпать на подносе тонким слоем и показать малышу, как можно на ней рисовать. Подносы подобрать с высокими краями, чтобы крупа не рассыпалась по полу. Прежде чем приступить к рисованию, позвольте ребенку удовлетворить потребность изучить предлагаемый материал. Первое занятие можно посвятить тому, что малыш просто поиграет с крупой. На следующее занятие можно приступать к рисованию. Разровняйте крупу и проведите по ней пальцем, оставляя след, потом возьмите пальчик ребенка и проведите по крупе. Так, от занятия к занятию, малыш научится рисовать не сложные рисунки на крупе (забор, дождик, волны, буквы и т. д.). Не торопите его, для занятия достаточно сделать всего один рисунок.

 Из емкости сначала одной рукой перекладываем фасоль в банку. Затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем.

Рисование.

Рисовать можно семенами арбуза, веревочками, пуговицами, камушками, косточками, ракушками, пробками от пластмассовых бутылок.

Игры с шишками, и грецкими орехами.

Предлагаем ребенку покатать лесной орех, шишку между ладонями.

Два лесных ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.

Игры с лентами, нитками и клубочками.

Сматывание разноцветных ленточек. Наматывание ниток на клубок.

Очень надеюсь, что я смогла Вас убедить в значимости развития руки для ребенка дошкольного возраста. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС для воспитателей «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр»

Представленный материал будет интересен как молодым специалистам докшкольных учреждений, так и педагогам с большим стажем работы....

Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр»

познакомить педагогов с видами нетрадиционных пальчиковых игр и их использование в образовательном процессе ДОУ....

Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр в свете ФГОС»

Хотелось обратить внимание педагогов и родителей на значимость развития руки для ребенка дошкольного возраста и в том, что совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать руку, способствовать ...

«Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр в свете ФГОС»

Материал знакомит педагогов с видами нетрадиционных пальчиковых игр и их использованием в образовательном процессе ДОУ....

Открытое занятие для воспитателей. «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр в свете ФГОС ДО»

Цель: познакомить педагогов с видами нетрадиционных пальчиковых игр иих использование в образовательном процессе ДОУ....

Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр в свете ФГОС»

Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр в свете ФГОС»Цель: познакомить педагогов с видами нетрадиционных пальчиковых игр и их ...

Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр в свете ФГОС»

Мастер-класс для воспитателей«Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр в свете ФГОС» Мастер-класс подготовила воспитатель Сподарева И.В. Цель: позна...