Развитие связной речи и эмоциональной выразительности в процессе драматизации произведения дошкольниками
консультация по развитию речи (старшая группа)

Богачук  Елена  Валериевна

       В  ходе  игр-драматизаций ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства,  различные  интонации,  соответствующие  характеру  героев  и  их поступкам,  старается  говорить  чётко,  чтобы  его  все  поняли.  У  детей совершенствуется  звуковая  сторона  речи,  грамматический  строй; активизируется словарь; совершенствуется диалогическая и монологическая речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_razvitie_svyaznoy_rechi_v_protsesse_dramatizatsii.docx117.53 КБ

Предварительный просмотр:

 Игра-драматизация – это эффективное средство для художественного, эстетического, нравственного, умственного и речевого развития детей.

       В  ходе  игр-драматизаций ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства,  различные  интонации,  соответствующие  характеру  героев  и  их поступкам,  старается  говорить  чётко,  чтобы  его  все  поняли.  У  детей совершенствуется  звуковая  сторона  речи,  грамматический  строй; активизируется словарь; совершенствуется диалогическая и монологическая речь.

Ведущие средства выразительности – мимика, пантомима, интонация.

 Игра-драматизация  наиболее  полно  охватывает  личность  ребёнка  и отвечает специфике развития его психических процессов (цельности и одномоментности  восприятия,  эмоциональной  восприимчивости,  не только  образного,  но  и  логического  мышления, двигательной активности), а также речевой функции.

Значение игр-драматизаций в развитии и воспитании детей дошкольного возраста

       В  ходе  игр- драматизаций  осуществляется  художественное

(литературное, театральное, музыкальное), эстетическое, нравственное, умственное, речевое развитие, а также развитие мимики и жестов.

       Между речью и игрой-драматизацией существует двусторонняя связь: с одной  стороны,  речь  активизируется  и  развивается  в  игре,  а  с  другой стороны, сама игра развивается под влиянием речи.

         Новая  роль,  особенно  диалог  персонажей,  ставит  ребёнка  перед необходимостью  ясно,  чётко,  понятно  изъясняться.  У  него совершенствуется  звуковая  сторона  речи,  грамматический  строй; активизируется словарь; улучшается связная речь.

     

Основными методами работы по формированию связной речи у детей  дошкольного возраста являются  такие, как:

1. Практические (упражнения, игры).

2. Наглядные  (показ  иллюстраций  к  сказкам,  сюжетных  картинок,

театральных атрибутов, муляжей и т. д.).

3. Словесные (беседа, рассказ, пояснение, объяснение).

       

Основными приёмами по развитию связной речи у детей  дошкольного возраста являются  такие, как:

-  упражнения  на  формирование  мимики  и  жестов  (например, разыгрывание  пантомимических  этюдов,  имитационных  движений: «Изобрази, как ребёнок испугался медведя»; «Покажите, какая выросла репка; как тянули репку герои»; «Изобрази, какая в сказке лягушка» и т.д.);

-  использование  специальных  упражнений,  проблемных  ситуаций,  типа «Ты с этим согласен?». Например, педагог показывает иллюстрацию с лисой и спрашивает: «Вы согласны, что эта лиса из сказки «Лиса, заяц и петух»? Почему вы так решили?»;

-  рассматривание  иллюстраций  к  сказкам  и  беседа  по  ним.  Например, «Рассмотрите  картинки  и  отгадайте,  к  какой  они  сказке.  Расскажите, как вы догадались?»; «Что с зайчиком на картинке? Почему он плачет?» и т. д.;

- составление  рассказа  по  сюжетной  картинке  (например,  по  картинке «Страшно»);

- беседа  о  прочитанном  (или  рассказанном)  по  вопросам  педагога.

Например,  вопросы  по  сказке  «Лиса,  заяц  и  петух»: «Про  кого  эта сказка?» «Какая в сказке лиса?» «А какой зайчик?» «Кто сначала хотел

помочь  зайчику?  А  потом?»  «Кто  из  героев  понравился  вам  больше всего? Почему?» и т. д.;

- пересказ текста детьми;

- рассказы  детей  из  личного  опыта.  Например,  перед  знакомством  со сказкой В. Сутеева «Под грибом» педагог задаёт вопрос: «Случалось ли

вам попадать под сильный дождь? Расскажите, как это было»;

- упражнения  на  развитие  умения  задавать  вопросы  и  отвечать  на  них (например,  задание  на  составление  вопросов  по  сказке;  разыгрывание

диалогов между героями сказки; организация диалогов «по цепочке» и т. д.);

- упражнения  на  развитие  умения  составлять  высказывания описательного  (например,  нахождение  отличительных  особенностей между  героям и   описание  внешности  героев  сказки ), повествовательного  характера  (например,  после  чтения  стихотворения С. Маршака «Котята» предлагается вопрос: «Какое настроение было у хозяйки в начале стихотворения? Как вы догадались?» и т. д.);

- задание  «Оцени  актёра»  (педагог  просит  детей-зрителей  выделить понравившегося «актёра» и объяснить свой выбор) на развитие умения строить  высказывание  оценочного  характера  с  использованием сложноподчинённых предложений («Мне понравилось, как Коля играл Колобка, потому что…»);

- упражнения на развитие умения давать сравнительные характеристики (например,  «Сравните,  как  изменилось  настроение  героев,  когда  они встретились  с  зайцем»),  используя  сложносочинённые  предложения, типа «В начале сказки звери были весёлые, а потом…».

     

«Волшебный мир – театр»

(Григорьева Татьяна Юрьевна)

Театра мир откроет нам свои кулисы,

И мы увидим чудеса и сказки.

Там Буратино, кот Базилио, Алиса

Легко меняются герои, маски.

Волшебный мир игры и приключений,

Любой малыш здесь хочет побывать.

Вдруг превратится в Золушку иль в принца,

И всем свои таланты показать.

Театр, словно чародей, волшебник,

Своею палочкой волшебной проведя,

И вот ребёнок, скромный и застенчивый,

Сегодня вдруг играет короля.

Пусть детство будет словно сказка,

Пусть чудеса творятся каждый миг,

И мир вокруг пусть добрым станет ласковым,

Добро над злом опять пусть победит!

 

Управление образования и воспитания

Администрации города Стаханова

Развитие связной речи и эмоциональной выразительности  в процессе драматизации произведения дошкольникамиC:\Users\Администратор\Desktop\bol_rol_teatr.jpg

Руководитель методического

объединения для воспитателей ДОУ

«Речевое развитие»

Методист ГДОУ ЛНР ЯСКСВ

«Золотой ключик»

Богачук Е.В.

г. Стаханов

2020 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Развитие связной речи при формировании историко-географических представлений у дошкольников

Консультация для воспитателей МДОУ «Детский сад комбинированного вида №172» Ленинского района города Саратова Королевой Л.В. Эта тема затрагивает широкий спектр материала, включая в себя все реги...

Развитие связной речи ребенка – это творческий процесс.

Овладение родным языком в дошкольном детстве – актуальная проблема современного общества. Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способнос...

«Сказка как средство развития связной речи и эмоциональной сферы у дошкольников»

laquo;Сказка как средство развития связной речи и эмоциональной сферы у дошкольников»...

Картотека дидактических игр по развитию связной речи с использованием русских народных сказок у дошкольников.

Картотека дидактических игр по развитию связной речи с использованием русских народных сказок у дошкольников.Д/игра «Расскажи сказку» Цель: совершенствование умения пересказывать знак...

Консультация на тему: «Сказка как средство развития связной речи и эмоциональной сферы у дошкольников»

Эмоциональное развитие дошкольников – целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в ...

Курсовая работа "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством произведений искусства"

Курсовая работа "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста  посредством произведений искусства"...