Развитие связной речи и эмоциональной выразительности в процессе драматизации произведения дошкольниками
консультация по развитию речи (старшая группа)
В ходе игр-драматизаций ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, различные интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам, старается говорить чётко, чтобы его все поняли. У детей совершенствуется звуковая сторона речи, грамматический строй; активизируется словарь; совершенствуется диалогическая и монологическая речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet_razvitie_svyaznoy_rechi_v_protsesse_dramatizatsii.docx | 117.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра-драматизация – это эффективное средство для художественного, эстетического, нравственного, умственного и речевого развития детей.
В ходе игр-драматизаций ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, различные интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам, старается говорить чётко, чтобы его все поняли. У детей совершенствуется звуковая сторона речи, грамматический строй; активизируется словарь; совершенствуется диалогическая и монологическая речь.
Ведущие средства выразительности – мимика, пантомима, интонация.
Игра-драматизация наиболее полно охватывает личность ребёнка и отвечает специфике развития его психических процессов (цельности и одномоментности восприятия, эмоциональной восприимчивости, не только образного, но и логического мышления, двигательной активности), а также речевой функции.
Значение игр-драматизаций в развитии и воспитании детей дошкольного возраста
В ходе игр- драматизаций осуществляется художественное
(литературное, театральное, музыкальное), эстетическое, нравственное, умственное, речевое развитие, а также развитие мимики и жестов.
Между речью и игрой-драматизацией существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь активизируется и развивается в игре, а с другой стороны, сама игра развивается под влиянием речи.
Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребёнка перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него совершенствуется звуковая сторона речи, грамматический строй; активизируется словарь; улучшается связная речь.
Основными методами работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста являются такие, как:
1. Практические (упражнения, игры).
2. Наглядные (показ иллюстраций к сказкам, сюжетных картинок,
театральных атрибутов, муляжей и т. д.).
3. Словесные (беседа, рассказ, пояснение, объяснение).
Основными приёмами по развитию связной речи у детей дошкольного возраста являются такие, как:
- упражнения на формирование мимики и жестов (например, разыгрывание пантомимических этюдов, имитационных движений: «Изобрази, как ребёнок испугался медведя»; «Покажите, какая выросла репка; как тянули репку герои»; «Изобрази, какая в сказке лягушка» и т.д.);
- использование специальных упражнений, проблемных ситуаций, типа «Ты с этим согласен?». Например, педагог показывает иллюстрацию с лисой и спрашивает: «Вы согласны, что эта лиса из сказки «Лиса, заяц и петух»? Почему вы так решили?»;
- рассматривание иллюстраций к сказкам и беседа по ним. Например, «Рассмотрите картинки и отгадайте, к какой они сказке. Расскажите, как вы догадались?»; «Что с зайчиком на картинке? Почему он плачет?» и т. д.;
- составление рассказа по сюжетной картинке (например, по картинке «Страшно»);
- беседа о прочитанном (или рассказанном) по вопросам педагога.
Например, вопросы по сказке «Лиса, заяц и петух»: «Про кого эта сказка?» «Какая в сказке лиса?» «А какой зайчик?» «Кто сначала хотел
помочь зайчику? А потом?» «Кто из героев понравился вам больше всего? Почему?» и т. д.;
- пересказ текста детьми;
- рассказы детей из личного опыта. Например, перед знакомством со сказкой В. Сутеева «Под грибом» педагог задаёт вопрос: «Случалось ли
вам попадать под сильный дождь? Расскажите, как это было»;
- упражнения на развитие умения задавать вопросы и отвечать на них (например, задание на составление вопросов по сказке; разыгрывание
диалогов между героями сказки; организация диалогов «по цепочке» и т. д.);
- упражнения на развитие умения составлять высказывания описательного (например, нахождение отличительных особенностей между героям и описание внешности героев сказки ), повествовательного характера (например, после чтения стихотворения С. Маршака «Котята» предлагается вопрос: «Какое настроение было у хозяйки в начале стихотворения? Как вы догадались?» и т. д.);
- задание «Оцени актёра» (педагог просит детей-зрителей выделить понравившегося «актёра» и объяснить свой выбор) на развитие умения строить высказывание оценочного характера с использованием сложноподчинённых предложений («Мне понравилось, как Коля играл Колобка, потому что…»);
- упражнения на развитие умения давать сравнительные характеристики (например, «Сравните, как изменилось настроение героев, когда они встретились с зайцем»), используя сложносочинённые предложения, типа «В начале сказки звери были весёлые, а потом…».
«Волшебный мир – театр»
(Григорьева Татьяна Юрьевна)
Театра мир откроет нам свои кулисы,
И мы увидим чудеса и сказки.
Там Буратино, кот Базилио, Алиса
Легко меняются герои, маски.
Волшебный мир игры и приключений,
Любой малыш здесь хочет побывать.
Вдруг превратится в Золушку иль в принца,
И всем свои таланты показать.
Театр, словно чародей, волшебник,
Своею палочкой волшебной проведя,
И вот ребёнок, скромный и застенчивый,
Сегодня вдруг играет короля.
Пусть детство будет словно сказка,
Пусть чудеса творятся каждый миг,
И мир вокруг пусть добрым станет ласковым,
Добро над злом опять пусть победит!
Управление образования и воспитания
Администрации города Стаханова
Развитие связной речи и эмоциональной выразительности в процессе драматизации произведения дошкольниками
Руководитель методического
объединения для воспитателей ДОУ
«Речевое развитие»
Методист ГДОУ ЛНР ЯСКСВ
«Золотой ключик»
Богачук Е.В.
г. Стаханов
2020 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей Развитие связной речи при формировании историко-географических представлений у дошкольников
Консультация для воспитателей МДОУ «Детский сад комбинированного вида №172» Ленинского района города Саратова Королевой Л.В. Эта тема затрагивает широкий спектр материала, включая в себя все реги...
Развитие связной речи ребенка – это творческий процесс.
Овладение родным языком в дошкольном детстве – актуальная проблема современного общества. Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способнос...
«Сказка как средство развития связной речи и эмоциональной сферы у дошкольников»
laquo;Сказка как средство развития связной речи и эмоциональной сферы у дошкольников»...
Картотека дидактических игр по развитию связной речи с использованием русских народных сказок у дошкольников.
Картотека дидактических игр по развитию связной речи с использованием русских народных сказок у дошкольников.Д/игра «Расскажи сказку» Цель: совершенствование умения пересказывать знак...
Консультация на тему: «Сказка как средство развития связной речи и эмоциональной сферы у дошкольников»
Эмоциональное развитие дошкольников – целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в ...
Курсовая работа "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством произведений искусства"
Курсовая работа "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством произведений искусства"...