Мнемотехника
методическая разработка по развитию речи

Махова Татьяна Викторовна

Консультация по развитию речи (для родителей и воспитателей)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мнемотехника24.46 КБ

Предварительный просмотр:

Мнемотехника - как педагогическая технология в речевом   развитии дошкольников.

               Консультация для воспитателей.

                 В  настоящее  время   проблема   развития  речи   становится  особенно  актуальной.  Главной  и  отличительной  чертой  современного общества  является  подмена  живого  человеческого  общения зависимостью от компьютера.   Недостаток  общения   родителей со  своими  детьми, игнорирование  речевых  трудностей   лишь  увеличивает  число  дошкольников  с  недостатками  речи.

                         Проблемы речи детей дошкольного возраста:

 - односложная, состоящая лишь из простых предложений речь,    

  -неспособность грамматически правильно построить предложение,

  - бедность речи,

- недостаточный словарный запас,

- употребление нелитературных слов и выражений,

  -бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно   сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ,

 -неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами,

 -отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов,

 -отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.,

 -плохая дикция.

Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. 
Каковы же факторы, облегчающие процесс становления связной речи.
Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. — 
наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить 
создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

 Формирование связной речи – наиболее сложный раздел  обучения.
Поэтому, наряду с общепринятыми приемами и принципами, вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик, является 
использование мнемотехнических приемов.

Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. 

Цель: развитие памяти, мышления, воображения, внимания, т.е. тех психических процессов, которые тесно связаны с речью и ее полноценным развитием.

     Использование мнемотехники в настоящее время становится актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько процессов, зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.  
    Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык? Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания. Использование приёмов мнемотехники, способствует увеличению объёма памяти.

Всё это достигается путём образования ассоциаций.
Абстрактные объекты, факты заменяются образами, имеющими визуальное, аудиальное или кинестетическое представление. Большинству людей сложно запомнить слова с неизвестным, абстрактным значением. Зазубренная информация, исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного и лёгкого запоминания следует наполнить слово содержанием (с помощью приёмов мнемотехники). Связать его с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями. Приёмы мнемотехники не совершенствуют память, они только облегчают запоминание.

 Мнемотехнику в педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

              Общие задачи для всех видов мнемотаблиц.

  • Развитие памяти (тренинг по разным приемам запоминания);
  • Умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, умение систематизировать;
  • Развитие логики;
  • Развитие образного мышления;
  • Умение связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информации;
  • Решение дидактических, образовательных задач;
  • Развитие смекалки;
  • Тренировка внимания;
  • Навык правильного графического изображения;

         Виды мнемотаблиц.

  • развивающие (тренинг основных психических процессов);
  • обучающие;

В мнемотаблице можно изображать практически всё. В ней  производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. 
Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка. Как любая работа строится от простого к сложному. 
Начинается работа с простейших 
мнемоквадратов.  Так проводится работа над словом. Например, даётся слово «мальчик », его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный. В старшем дошкольном возрасте можно давать детям – чёрно-белые мнемотаблицы.

Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово».
Затем последовательно переходим к 
мнемодорожкам. Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам.

Работа по мнемотаблице проходит в несколько этапов:

1.  Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;

2.Осуществляется перекодировка информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;

3.После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме,  в младшей группе с помощью воспитателя, а в старших-самостоятельно.

Размеры мнемотаблиц могут быть различными- в зависимости от возраста детей, уровня их развития.

-Для дошкольников среднего возраста-таблицы на 6 клетках;

-Для дошкольников старшего возраста-таблицы на 9-12 клетках;

-Для подготовительного к школе возраста-таблицы на 12-15 клетках.

            Использование приёмов мнемотехники  в работе с детьми  позволяет достичь хороших результатов в развитии связной речи дошкольников.

                Результаты:

  • у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
  • появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
  • появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
  • словарный запас выходит на более высокий уровень;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

       Таким образом, использование мнемотехники в работе с детьми  является важным способом развития связной речи и доступным средством познания окружающего мира. Представленные приёмы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи старших дошкольников, способствует повышению интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса, который развивает связную речь детей. А также являются средствами формирования одной из ключевых понятий – владение устной коммуникацией, так необходимой для адаптации в современном информационном обществе.

                          Список литературы.

1.Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с  помощью мнемотехники. СПб, «Детство-Пресс»,2001.

2.Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006.

3.Гурьева Н. Упражнения по мнемотехнике. СПб, «Светлячок», 2000.

4.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников.

5.Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. «Логопед», 2008, №4, с.102-115.

6.Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов.

7.Широких Т.Д. Учим стихи-развиваем память. «Ребенок в детском саду»,2004, №2, с.59-62.

Введение

Логопедическое воздействие при устранении общего недоразвитии речи преследует цель - научить детей связно, последовательно грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Монологическая речь более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, поскольку необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа. Монолог требует лучше памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. Опираясь на логически более последовательное мышление, чем в процессе диалога, разговора, монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении. Чтобы она была понятна слушателям, в ней должны использоваться полные распространенные предложения, более точный словарь.

Коррекционное воздействие должно основываться на максимальном использовании возможностей аномального ребенка и постепенной активизации нарушенных функций. Эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников с ОНР служат приемы мнемотехники в связи с тем, что у дошкольников носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты предметы, явления, события близкие их жизненному опыту. Исследования мнестической функции у детей с ОНР показали что объем их зрительной памяти практически не отличается от нормы, остаются относительно сохранными и возможности смыслового, логического запоминания. Однако заметно снижены их слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми.

Мнемоника, или мнемотехника, - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию речи позволяет детям эффективнее воспринимать и обрабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными задачами.

Однако для развития связной речи применение одних искусственных приемов мало, поскольку основной опорой запоминания является не искусственные, а логически оправданные, осмысленные связи устанавливаемые как внутри того , что запоминается так и между запоминаемым материалом и чем либо хорошо уже известным. Особенности методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например для обозначения диких животных используется елка, обозначения домашних – дом. Традиционно работа по развитию связной речи детей с ОНР ведется по следующим направлениям: обогащение словарного запаса, обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов, разучивание стихотворений, отгадывание загадок.

Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы, в которые заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

- перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;

- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для дошкольников с речевой патологией. Как уже было отмечено, в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит непроизвольный характер зрительный же образ, сохранившихся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Сначала следует подбирать опорные картинки стихотворению (желательно на каждую строчку)/ Картинки должны быть яркими и узнаваемыми. При чтении стихотворения картинки выставляются на фланелеграф. После прочтения дети воспроизводят стихотворение по опорным картинкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Чудо – мнемотехника.Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»

АктуальностьМнемотехника облегчает детям овладение связной речью;Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать  свой непосредственный опыт;Приемы мнемотехни...

Мнемотехника в помощь родителям «Развитие познавательных способностей ребенка методом мнемотехники»

Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, позволяющая визуализировать информацию. То есть это своего рода конспекты в картинках...

Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста». Что такое мнемотехника?

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини пам...

Проект "Чудо-мнемотехника. Использование мнемотехники для заучивания стихотворений"

Всем известно, что при заучивании стихотворений у детей возникают большие трудности, они быстро устают, путают слова местами. Встретившись с этими проблемами в работе, я стала искать способы их р...

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей»

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей"В современном мире наши дети получают огромный объем информации, у них полная перегрузка данными. ...

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей»

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей» В современном мире наши дети получают огромный объем информации, у них полная перегрузка да...