Развитие внимания у старших дошкольников Картотека дидактических игр.
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)
1. «Выложи из палочек» (по образцу 1-го уровня сложности).
Цель: развитие произвольного внимания и мелкой моторики руки.
1-й уровень сложности — узоры в одну строчку
Инструкция: Посмотри, что изображено на этом рисунке (узор, домик и т. д.? Возьми палочки и выложи из них точно такой же узор (домик.). При выкладывании будь внимателен. Приступай к работе.
2. «Найди отличия».
Цель: развитие произвольного внимания, переключения внимания.
Оборудование: карточка с изображением двух картинок, имеющих различия.
Описание:Ребенку предлагаются:
а) серия картинок
по две картинки на каждой карточке; в каждой картинке надо найти пять отличий;
б) карточка с изображением двух картинок, отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия.
Инструкция: «Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинай искать».
3. «Разведчики».
Цель – развитие сосредоточенности, устойчивости зрительного внимания, наблюдательности.
Игровой материал: набор сюжетных картин (или иллюстраций из книг)Процедура игры: ребенку предлагается рассмотреть достаточно сложную сюжетную картинку и запомнить все детали. Затем педагог переворачивает картинку м задает по ней несколько вопросов.Например : «Какие персонажи были нарисованы? Во что они одеты?». Постепенно показывая все более сложные картинки и задавая все более сложные вопросы.
4. «Строители»
4. Игра «Танграм».
Цель: развитие устойчивости внимания, способах видоизменения их путем составления новых геометрических фигур из двух-трех имеющихся по образцу.
Оборудование: вырезанные геометрические фигуры для выкладывания целой фигуры; образцы фигур-силуэтов.
Описание. Ребенку предлагают самостоятельно выложить по образцу фигуру-силуэт из геометрических фигур.
Инструкция: «Внимательно посмотри на рисунок. Из всех геометрических фигур составь рядом с образцом точно такую фигуру».
При составлении фигур-силуэтов использовать все части, присоединяя одну к другой, не накладывая одну на другую.
5. Игра «Будь внимательнее».
Цель: развитие произвольного внимания, скорости реакции.
Оборудование: картинки с изображением разного количества звезд.
Описание. Ребенку предлагают на несколько секунд рассмотреть картинки с нарисованными звездами и ответить (не считая, где самое большее (меньшее) количество предметов.
Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки. Здесь нарисованы звезды. На какой картинке расположено самое меньшее (большее) количество предметов? Объясни свой вы бор. Начинай играть».
6.. Игра «Веселое троеборье»
Выбери три вида занятий, например конструирование домика из кубиков, рисование какого-нибудь животного и рассказывание считалки. Каждое задание нужно выполнять очень быстро и точно. Для контроля используется секундомер. В соревновании побеждает самый быстрый и самый точный. Игру можно разнообразить, меняя виды заданий и увеличивая их количество.
7. «Запретное слово»
Ведущий задает вопросы, игрок отвечает. Ответы могут быть разными, только нельзя произносить одно запретное слово, о котором заранее договариваются, например слово «нет». После этого можно начать задавать вопросы.
8. Игра «Архитектор»
Цель - развитие внимания, наблюдательности.
Игровой материал: кубики.
Воспитатель – архитектор, ребенок строитель. У обоих одинаковое число кубиков разных видов. Архитектор показывает с помощью своих кубиков, какое сооружение надо построить, строитель повторяет задание.
9. «Лото»
Цель: развитие произвольного внимания.
Игровая задача: развивать умения переключать внимание с одного предмета на другой и удерживать в памяти инструкцию.
Оборудование: 48 фишек с изображением предметов (животных, птиц) и 6 карт с изображением этих же предметов.
Игровые действия: Карты раздаются всем участникам. Ведущий, вынимая по одной фишке из мешочка, называет предмет (животное, птицу, изображенный на фишке. Играющий, у которого на карте изображен этот предмет, берет фишку и закрывает ею соответствующую клеточку карты. Выигрывает тот, кто первым закроет все клеточки этой карты.
10. «Кого испугался охотник»
Игровая задача: развивать умения находить и выделять среди объектов нужный образ.
Оборудование: рисунок с изображением леса, зверей и охотника.
Игровые действия: Ребенку предлагается рисунок с изображением охотника в лесу. Необходимо найти того, кого испугался охотник.
Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображен бегущий по лесу охотник. Он кого-то испугался. Кого мог испугаться охотник в этом лесу?
Подведение итогов: за правильное выполнение ребенок получает фишку.
11. «Кого испугался охотник»
Игровая задача: развивать умения находить и выделять среди объектов нужный образ.
Оборудование: рисунок с изображением леса, зверей и охотника.
Игровые действия: Ребенку предлагается рисунок с изображением охотника в лесу. Необходимо найти того, кого испугался охотник.
Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображен бегущий по лесу охотник. Он кого-то испугался. Кого мог испугаться охотник в этом лесу?
Подведение итогов: за правильное выполнение ребенок получает фишку.
12. Игра «Слушай хлопки!»
Цель: развитие произвольного внимания.
Описание.Движущиеся по кругу дети принимают позы в зависимости от команды ведущего: один хлопок – принять позу аиста (стоять на одной ноге, руки в стороны); два хлопка – позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки в стороны, руки между ногами на полу); три хлопка – возобновить ходьбу.
13. Игра «Шерлок Холмс»
Играющий роль Шерлока Холмса, внимательно рассматривает внешний вид своего партнера и отворачивается или уходит из комнаты. Партнер меняет некоторые детали своего внешнего вида и предлагает сыщику угадать, что он изменил.
14. «Найди дорожку»
Цель : развитие произвольного внимания.
Игровая задача: развивать умения находить нужный вариант выполнения.
Оборудование: бланк с изображением простого лабиринта, карандаш.
Игровые действия: Ребенок должен пройти извилистую линию лабиринта, проводя по ней пальцем либо обратным концом карандаша.
15. «Найди героев передачи»
Цель: развитие наблюдательности, концентрации и распределения внимания.
Оборудование: картинки с изображением героев детской передачи - Хрюшки, Степашки, Фили, замаскированных в рисунке; простой карандаш.
Игровые действия: Ребенку необходимо найти и обвести обратной стороной карандаша каждую из замаскированных в рисунке фигурок героев.
Список использованной литературы:
1. Богуславская З. М. Психологические особенности познавательной деятельности детей-дошкольников в условиях дидактической игры. М.: Просвещение, С. 254-268.
2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. М.:Просвещение,1991.-160 с.
3. Венгер Л. А. игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.М: Просвещение,1989.-127.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_vnimaniya_u_starshih_doshkolnikov.docx | 21.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие внимания у старших дошкольников
Картотека дидактических игр.
1. «Выложи из палочек» (по образцу 1-го уровня сложности).
Цель: развитие произвольного внимания и мелкой моторики руки.
1-й уровень сложности — узоры в одну строчку
Инструкция: Посмотри, что изображено на этом рисунке (узор, домик и т. д.? Возьми палочки и выложи из них точно такой же узор (домик.). При выкладывании будь внимателен. Приступай к работе.
2. «Найди отличия».
Цель: развитие произвольного внимания, переключения внимания.
Оборудование: карточка с изображением двух картинок, имеющих различия.
Описание:Ребенку предлагаются:
а) серия картинок
по две картинки на каждой карточке; в каждой картинке надо найти пять отличий;
б) карточка с изображением двух картинок, отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия.
Инструкция: «Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинай искать».
3. «Разведчики».
Цель – развитие сосредоточенности, устойчивости зрительного внимания, наблюдательности.
Игровой материал: набор сюжетных картин (или иллюстраций из книг)Процедура игры: ребенку предлагается рассмотреть достаточно сложную сюжетную картинку и запомнить все детали. Затем педагог переворачивает картинку м задает по ней несколько вопросов.Например : «Какие персонажи были нарисованы? Во что они одеты?». Постепенно показывая все более сложные картинки и задавая все более сложные вопросы.
4. «Строители»
4. Игра «Танграм».
Цель: развитие устойчивости внимания, способах видоизменения их путем составления новых геометрических фигур из двух-трех имеющихся по образцу.
Оборудование: вырезанные геометрические фигуры для выкладывания целой фигуры; образцы фигур-силуэтов.
Описание. Ребенку предлагают самостоятельно выложить по образцу фигуру-силуэт из геометрических фигур.
Инструкция: «Внимательно посмотри на рисунок. Из всех геометрических фигур составь рядом с образцом точно такую фигуру».
При составлении фигур-силуэтов использовать все части, присоединяя одну к другой, не накладывая одну на другую.
5. Игра «Будь внимательнее».
Цель: развитие произвольного внимания, скорости реакции.
Оборудование: картинки с изображением разного количества звезд.
Описание. Ребенку предлагают на несколько секунд рассмотреть картинки с нарисованными звездами и ответить (не считая, где самое большее (меньшее) количество предметов.
Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки. Здесь нарисованы звезды. На какой картинке расположено самое меньшее (большее) количество предметов? Объясни свой вы бор. Начинай играть».
6.. Игра «Веселое троеборье»
Выбери три вида занятий, например конструирование домика из кубиков, рисование какого-нибудь животного и рассказывание считалки. Каждое задание нужно выполнять очень быстро и точно. Для контроля используется секундомер. В соревновании побеждает самый быстрый и самый точный. Игру можно разнообразить, меняя виды заданий и увеличивая их количество.
7. «Запретное слово»
Ведущий задает вопросы, игрок отвечает. Ответы могут быть разными, только нельзя произносить одно запретное слово, о котором заранее договариваются, например слово «нет». После этого можно начать задавать вопросы.
8. Игра «Архитектор»
Цель - развитие внимания, наблюдательности.
Игровой материал: кубики.
Воспитатель – архитектор, ребенок строитель. У обоих одинаковое число кубиков разных видов. Архитектор показывает с помощью своих кубиков, какое сооружение надо построить, строитель повторяет задание.
9. «Лото»
Цель: развитие произвольного внимания.
Игровая задача: развивать умения переключать внимание с одного предмета на другой и удерживать в памяти инструкцию.
Оборудование: 48 фишек с изображением предметов (животных, птиц) и 6 карт с изображением этих же предметов.
Игровые действия: Карты раздаются всем участникам. Ведущий, вынимая по одной фишке из мешочка, называет предмет (животное, птицу, изображенный на фишке. Играющий, у которого на карте изображен этот предмет, берет фишку и закрывает ею соответствующую клеточку карты. Выигрывает тот, кто первым закроет все клеточки этой карты.
10. «Кого испугался охотник»
Игровая задача: развивать умения находить и выделять среди объектов нужный образ.
Оборудование: рисунок с изображением леса, зверей и охотника.
Игровые действия: Ребенку предлагается рисунок с изображением охотника в лесу. Необходимо найти того, кого испугался охотник.
Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображен бегущий по лесу охотник. Он кого-то испугался. Кого мог испугаться охотник в этом лесу?
Подведение итогов: за правильное выполнение ребенок получает фишку.
11. «Кого испугался охотник»
Игровая задача: развивать умения находить и выделять среди объектов нужный образ.
Оборудование: рисунок с изображением леса, зверей и охотника.
Игровые действия: Ребенку предлагается рисунок с изображением охотника в лесу. Необходимо найти того, кого испугался охотник.
Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображен бегущий по лесу охотник. Он кого-то испугался. Кого мог испугаться охотник в этом лесу?
Подведение итогов: за правильное выполнение ребенок получает фишку.
12. Игра «Слушай хлопки!»
Цель: развитие произвольного внимания.
Описание.Движущиеся по кругу дети принимают позы в зависимости от команды ведущего: один хлопок – принять позу аиста (стоять на одной ноге, руки в стороны); два хлопка – позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки в стороны, руки между ногами на полу); три хлопка – возобновить ходьбу.
13. Игра «Шерлок Холмс»
Играющий роль Шерлока Холмса, внимательно рассматривает внешний вид своего партнера и отворачивается или уходит из комнаты. Партнер меняет некоторые детали своего внешнего вида и предлагает сыщику угадать, что он изменил.
14. «Найди дорожку»
Цель : развитие произвольного внимания.
Игровая задача: развивать умения находить нужный вариант выполнения.
Оборудование: бланк с изображением простого лабиринта, карандаш.
Игровые действия: Ребенок должен пройти извилистую линию лабиринта, проводя по ней пальцем либо обратным концом карандаша.
15. «Найди героев передачи»
Цель: развитие наблюдательности, концентрации и распределения внимания.
Оборудование: картинки с изображением героев детской передачи - Хрюшки, Степашки, Фили, замаскированных в рисунке; простой карандаш.
Игровые действия: Ребенку необходимо найти и обвести обратной стороной карандаша каждую из замаскированных в рисунке фигурок героев.
Список использованной литературы:
1. Богуславская З. М. Психологические особенности познавательной деятельности детей-дошкольников в условиях дидактической игры. М.: Просвещение, С. 254-268.
2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. М.:Просвещение,1991.-160 с.
3. Венгер Л. А. игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.М: Просвещение,1989.-127.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ИГРА - КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Комплекс дидактических игр по развитию вниманию у старших дошкольников. Особенности развития внимания у сстарших дошкольников....
«ИГРА - КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Комплекс дидактических игр по развитию вниманию у старших дошкольников. Особенности развития внимания у сстарших дошкольников....
Развитие внимания у старших дошкольников
Материал для групповой консультации родителей, в которой освещены теоретические вопросы развития внимания, и особенности развития внимания у старших дошкольников...
Консультация для родителей старших дошкольников «Развитие внимания у старших дошкольников»
Развитие внимания – одно из главных направлений педагогической деятельности. Ведь от того как ребенок умеет слушать и слышать, вникать в сказанное, акцентировать внимание, зависит качество его о...
Картотека игр на развитие внимания у старших дошкольников
Уважаемые педагоги и родители детей дошкольного возраста, предлагаю вашему вниманию картотеку игр на развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста. Эти игры вы можете использовать самостояте...
Развитие внимания у старших дошкольников с задержкой психического развития
Развитию внимания у детей с ЗПР способствует целенаправленная работа по развитию у них наблюдательности, способности замечать предметы и явления и обращать на них внимание.Нужно проводить работу по по...
Картотека игр на развитие внимания у старших дошкольников
Внимание — это психофизиологический процесс, при котором познавательная деятельность человека сосредоточивается на каком-то узком участке внешней или внутренней действительности. ...