Консультация для родителей "Поговорим о связной речи..."
консультация по развитию речи (старшая группа)

Павлова Надежда Андреевна

Консультация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Консультация для родителей детей подготовительной группы .

                                          «Поговорим о связной речи…»

Среди некоторых родителей часто бытует мнение, что если ребенок знает цифры, название букв и не много их пишет, то это означает, что он готов к школе. Надо помнить, что, помимо этих знаний, есть нечто важное, что подчас упускают взрослые в работе по подготовке детей к школе. Каждому дошкольнику к началу занятий в первом классе необходимо обладать достаточным уровнем развития связной речи.

        Что означает понятие «связная речь»? Связная речь- это последовательный и логически связанный ряд мыслей, выраженный конкретными и точными словами, соединенными в грамматически правильные предложения. Связная речь помогает ребенку устанавливать связи с окружающими его людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

        Речь детей седьмого года жизни, как правило, достаточно развита: высказывания точны, логически последовательны и завершены. В этом возрасте дошкольники способны самостоятельно давать описания игрушек, предметов, раскрывать содержание картинок, пересказывать содержание небольших художественных произведений и просмотренных фильмов. Они могут сами придумать сказку или рассказ о своих впечатлениях и чувствах. Будущие первоклассники способны передать содержание картинки по памяти, рассказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до и после увиденного.

        Но надо помнить, что без помощи и руководства взрослого связная речь развивается очень медленно или не развивается совсем. Чтобы избежать этого и в то же время ускорить и облегчить процесс усвоения дошкольником полезных навыков, родителям необходимо совместить при его подготовке к школе три важных компонента: общение, игру и обучение. При этом можно использовать как простые, известные всем нам с детства игры, так и специальные методики обучения. Не забывайте, что для построения связного рассказа, осмысленного вопроса детям требуются новые речевые средства и формы, а усвоить их они могут только из речи окружающих. Как можно чаще разговаривайте с ребенком, просите его задавать вопросы и отвечать на них.

        Чтобы ответить на вопрос «Достаточно ли развита речь ребенка?», попробуйте самостоятельно провести тестирование. Для этого лучше использовать время, когда дошкольник не перевозбужден, не утомлен и не голоден. У ребенка не должно сложиться впечатление, что его проверяют. Хорошо, если задания будут проводиться в форме игры. Не делайте ему замечаний. Заметив ошибку, не пытайтесь тут же учить отвечать его правильно. Это материал для проверки, а не для работы над ошибками.

        Задание 1. Составление рассказа по сюжетной картине.

Попросите ребенка внимательно рассмотреть картинку и рассказать, что на ней нарисовано. Не надо задавать наводящих вопросов, пусть он сам самостоятельно попробует свои силы в этом не легком деле. Хорошо, если вы запишите рассказ ребенка дословно. Это поможет спокойно проанализировать сочиненную историю. Рассказ будет соответствовать возрастной норме, если составлен самостоятельно, фразы в нем построены правильно, без грамматических неточностей, ребенок при этом использовал предложения, состоящие из четырех и более слов. Речь была плавной и выразительной.

        Задание 2. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Вам понадобится любая серия сюжетных картинок. Это могут быть «Забавные истории» В.Г. Сутеева, «Про девочку Машу и куклу Наташу» В.А. Чижикова или другие истории, которые есть у вас дома.

        Хорошо если последовательность событий, изображенных на картинках, ребенок будет устанавливать самостоятельно. Для этого картинки, которые обычно располагаются на одном листе в определенном автором порядке, необходимо разрезать, чтобы ребенок смог найти начало истории, ее продолжение и конец.

        Вас должно насторожить если:

Ребенок не смог обнаружить никакой связи между картинками;

Ребенок часто отвлекался от темы рассказа, не выделял главных событий, в рассказе было много повторов;

Ребенок только перечислял предметы на картинках, использовал отдельные короткие (нераспространенные) предложения;

Значение слов были приблизительными, ребенок редко использовал прилагательные, наречия, слова обобщающего характера;

Речь ребенка была ускоренной, вы услышали в речи запинки.

Уважаемые родители, не полагайтесь в решении проблемы развития речи своего ребенка только на дошкольное учреждение. Даже если в детском саду этому вопросу отведено достойное место, все равно постарайтесь разнообразить речевую практику дошкольника дома.

Удачи вам и терпения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация по теме: "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ"

Никто не будет возражать, что в повседневной жизни мы с особым интересом слушаем того, кто говорит чисто и правильно, легко находит нужное слово для защиты или убеждения, прекрасно рассказывает, и с с...

Консультация для воспитателей Развитие связной речи при формировании историко-географических представлений у дошкольников

Консультация для воспитателей МДОУ «Детский сад комбинированного вида №172» Ленинского района города Саратова Королевой Л.В. Эта тема затрагивает широкий спектр материала, включая в себя все реги...

Консультация для воспитателей « Развитие связной речи у младших дошкольников через организацию познавательной деятельности»

Одним из средств познавательно – речевого развития дошкольников является игра – специфическая детская деятельность, в которой ребенок отражает окружающую действительность....

Консультация для воспитателей "Развитие связной речи у детей с нормальным речевым развитием и при общем недоразвитии речи"

Консультация для воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи и воспитателей массовых групп....

Консультация для родителей " РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКОТЕРАПИИ"

Общее недоразвитие речи (ОНР) – системное нарушение речевой сферы у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. У детей данной группы в большей или меньшей степени ока...

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей. Творческие задания по развитию речи»

Консультация для родителей  «Развитие связной речи у детей. Творческие задания по развитию речи»...