Проект "Чудо посуда" для детей с ОНР с использованием ИКТ.
проект по развитию речи (старшая группа)

Расширение представлений детей о посуде, ее внешних признаках, видах, свойствах, назначении, истории создания предметов посуды. Обогащение словаря детей по лексической теме «Посуда»:

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chudo_posuda_moy.docx22.92 КБ

Предварительный просмотр:

Проект "Чудо посуда" для детей с ОНР с использованием ИКТ.

Вид   проекта: образовательный 

Продолжительность: 2 недели 

Участники: учитель-логопед, воспитатель, родители и дети  логопедической группы. 

Образовательная область: Познавательное развитие. Речевое развитие

Виды детской деятельности: коммуникативная; познавательно-исследовательская; продуктивная.

Актуальность: дети с речевыми нарушениями в недостаточной степени имеют представление о посуде, ее видах, свойствах, назначении. Они не владеют обобщающим понятием, не умеют описывать предмет, словарь по теме не соответствует возрастным требованиям. Участие детей в проекте позволит максимально обогатить их знания и представления о посуде, ее частях и видах, свойствах, назначении; будет способствовать развитию связной речи у детей с ОНР, их творческим способностям.

Цель: создание условий для развития познавательной, речевой и творческой активности детей с ОНР в процессе разработки проекта.

Задачи:

1. Расширение представлений детей о посуде, ее внешних признаках, видах, свойствах, назначении, истории создания предметов посуды.

2. Обогащение словаря детей по лексической теме «Посуда»:

  • существительными, обозначающими название предметов посуды;
  • качественными прилагательными, характеризующими размер, цвет и материал, из которого изготовлены предметы посуды;
  • глагольными формами, обозначающими действия с предметами посуды;
  • синонимами и антонимами, характеризующими предметы посуды и действия с ней;
  • образными выражениями о предметах посуды через разучивание скороговорок, загадок, стихотворений.

3. Формирование   связной речи   через составление описательных рассказов о предметах посуды, а также обучение вопросно-ответной форме речи в процессе беседы и описания сюжетных картин.

4. Коррекция грамматического строя речи:

  • практическое употребление существительных, обозначающих предметы посуды, во множественном числе;
  • образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;
  • практическое употребление предлогов «над, под, в, на, из-за, из-под» в словосочетаниях «существительное, обозначающее предмет посуды, в именительном падеже + глагол (стоит, лежит, спрятался) + предлог + существительное, обозначающее место, в предложном падеже».

5. Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти; мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, классификации с помощью дидактических упражнений в ЛОГО среде.

6. Воспитание эстетического вкуса при рассматривании предметов посуды в мини-музее, а также при изготовлении собственных работ (рисунка, аппликации, поделки).

 7. Воспитание бережного отношения к посуде через эмоциональное восприятие художественного произведения К.И.Чуковского «Федорино горе».

Основные направления реализации проекта:

I. Познавательное/речевое: совместная образовательная деятельность учителя-логопеда с детьми по формированию целостной картины мира, коммуникации; дидактические игры в ЛОГО среде «В гостях у бабушки Федоры», организация мини-музея посуды.

II. Коррекционное: коррекция   лексико- грамматического строя, связной речи, психических функций.

III. Художественно-эстетическое: сотворчество учителя-логопеда, детей и их родителей в организации выставки «Чудо-посуда».

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ/РЕЧЕВОЕ   И КОРРЕКЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЯ

I. Занятия учителя-логопеда   по лексической теме «Посуда»

1 неделя

Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических категорий «Закрепление навыка практического употребления различных моделей простого распространенного предложения по теме «Посуда».

2 неделя

Итоговое логопедическое занятие «В гостях у бабушки Федоры» по теме «Посуда» с использованием ЛОГО среды группы.  

II. Индивидуальная коррекционная работа учителя – логопеда по теме проекта

Коррекционная гимнастика:

«Посуда, пища» Е.А.Пожиленко.  Артикуляционная гимнастика.

Пальчиковая гимнастика  

«Мы тесто месили»

Формирование лексико-грамматических форм языка и связной речи:

Д/игра «Для чего они нужны?»

Д/упражнения: «Наводим порядок»; «Ждём гостей»

Д/упражнения: «Где живут продукты?»; «Чего не хватает?»; «Чашка и блюдце»; «

Развитие сенсорных представлений, воображения, мышления

Игры: «Подбери для чашек блюдца»; «Составь сервиз»,«Составление рассказа о посуде по схеме»; «В гостях у бабушки Федоры», «Посчитай и назови» ,«Расскажи-ка» - составление диалогов и рассказов по наглядному плану.

Мини-диалоги «Посуда» Е.А.Пожиленко «Мир вокруг нас. Учим чувствовать, познавать и действовать».

Заучивание стихов 

Составление и отгадывание загадок:

Логоритмика «Чайник».

Просмотр мультимедийных презентаций по теме: «Большой-маленький», «Один-много», «Четвертый лишний».

III. Взаимодействие учителя- логопеда с воспитателями по реализации   познавательного/речевого и коррекционного направления проекта

IV. Совместная деятельность учителя-логопеда, воспитателей   и детей по оформлению и работе в ЛОГО среде «В гостях у бабушки Федоры»

V. Совместная деятельность  учителя-логопеда, воспитателей   и детей по оформлению   мини-музея посуды

Мини-музей посуды органично вписывается в ЛОГО среду «В гостях у бабушки Федоры»   и решает следующие задачи.

Познавательные:

1.Расширяет знания и представления детей о видах посуды.

2.Дает возможность учителю- логопеду и воспитателю закрепить представления детей о материалах, из которых может изготавливаться посуда (деревянная, глиняная, металлическая, стеклянная, пластмассовая, бумажная).

3.Предоставляет детям новые сведения об истории создания предметов посуды. В альбоме «История посуды» ребенок может увидеть иллюстрации старинной посуды, а воспитатель прочитать о ней.  

4. Учит детей бережному обращению с предметами посуды и минимальной охране безопасности жизни.

Эстетические:

1. Развивает эстетический вкус ребенка. Посуда, расписанная в стиле хохломской росписи, гжели, жостово, также, как и посуда современного дизайна «под старину» дает ребенку возможность научиться видеть и наслаждаться красотой произведения рук человека.

2.Приобщает дошкольников к миру русской словесности. В альбоме «Стихи, рассказы, загадки о посуде» собраны загадки и скороговорки о посуде, сочиненные русским народом.

Коррекционные:

1. Предметы посуды в мини-музее представлены так, чтобы ребенку было удобно сравнивать их, находить сходство и различие, обобщать, классифицировать.

2. Для того, чтобы описательный рассказ ребенка о выбранных им предметах посуды был полный, имеется рисунок-модель.

Предполагаемый результат совместной деятельности учителя-логопеда, воспитателей и детей в мини-музее.

У ребенка с ОНР должно возникнуть желание не только рассказать о посуде, но и придумать свой предмет посуды, непохожий на все остальные.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

1. Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями по реализации   художественно-эстетического развития проекта:

2. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями воспитанников по реализации   художественно-эстетического направления проекта

  • Совместное с родителями изготовление «чудо-посуды».
  • Составление детьми рассказов об изготовленных предметах «чудо-посуды».
  • Оформление выставки «Чудо-посуда».

Предполагаемый результат работы по проекту:

 Дети должны научиться:

   Называть предметы посуды, их внешние признаки, свойства, виды посуды, назначение.

   Владеть обобщающим понятием.

    Узнавать предметы посуды по описанию.

    Находить сходства и различия между предметами посуды по нескольким признакам.

   Вести беседу по теме, составлять описательный рассказ о посуде с использованием опорной схемы.

  Уметь совместно с родителями находить оригинальные решения в оформлении необыкновенной посуды, подбирать интересный познавательный материал к своему произведению.

Продукт проектной деятельности: Оформление предметов «чудесной» посуды, составление рассказов.

Презентация проекта6 выставка «Чудо-посуда».

 

Литература:

3. Крупенчук О.И.  Научите меня говорить правильно! Для детей 4-6 лет Пособие для логопедии для детей и родителей.СПб. Издательский дом ЛИТЕРАТУРА. 2001.

4. Нефедова  К.П. Посуда и столовые принадлежности. Какие они? - М.: ООО»Издательство ГНОМ», 2008.

5. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи СПб «Детство-Пресс. 2005

6. Орлова Н., Буровик К. Я познаю мир: История вещей: Дет.энциклопедия.-М.:Астрель, 2000.

7. Пословицы. Поговорки. Загадки. Сост.А.Н.Мартынова- .:Современник,1986.

Пожиленко Е.А.  Мир вокруг нас. Учим чувствовать, познавать и действовать. Пособие для логопедов, воспитателей, учителей начальных классов и родителей. 1 часть. - СПб. Филиал издательства «Просвещение», 2004.

8. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. КАРО СПб. 2004г.

9. Смирнова Л.Н. Логопедия. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4-5 лет с ОНР.- М. Издательство Мозаика- Синтез. 2008

10. Теремкова Н.Э.  Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбомы 1 - 4, М. 2005.

11. Тимонен Е.И., Е.Т. Туюлайнен.  Непрерывная система коррекции общего недоразвития речи в условиях специальной группы детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа ) . Методика планирования  и содержания занятий  (из опыта работы) СПб «ДЕТСТВО-Пресс» 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

«МАСТЕРСКАЯ МАЛЕНЬКИХ ВОЛШЕБНИКОВ» Программа кружка по художественно – эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Использование народных промыслов Сибири в изобразительной деятельности детей».

Работа по данной Программе  направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа на основе знакомства их с народными промыслами Сибири. Она основана на формировании эм...

«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Конспект занятия по рисованию на тему «Раскрасим радугой картину» для детей старшей группы с использованием современной педагогической здоровьесберегающей технологии. (с использованием мультимедийной презентации)

Конспект  занятия по рисованию на тему «Раскрасим радугой картину»для детей старшей группы с использованием современной педагогической здоровьесберегающей технологии.( с  использованием муль...

Мастер-класс для педагогов «Использование техники Эбру для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Использование на занятиях по изобразит...

Тема: «Использование игровых технологий при знакомстве с ПДД как средство развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста» Актуальность: Использование технологии обеспечения безопасного поведения человека в дорожном движении возникла однов

Данная работа посвящена обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Ведь ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаѐтся очень тревожной. Улицы современных го...