Логопедическое занятие «Звуки гласные и согласные» с использованием технологии кроссенс (в рамках кружковой работы)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

учить детей различать гласные и согласные звуки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskoe_zanyatie.docx18.24 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие «Звуки гласные и согласные»

Цель: учить детей различать гласные и согласные звуки. 

Задачи:
1.    Закрепить понятие о гласных звуках и буквах; продолжать развивать умения выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквами по средствам технологии кроссенс; формировать фонематический  анализ и синтез; формирование правильного речевого дыхания. Развивать слуховую память и внимание. Упражнять в соотнесении звука с буквой, развивать слуховое и зрительное внимание. Развивать  орфографическую  зоркость и орфографическую память. Продолжать работу над развитием связной речи у учащихся. Развивать мелкую моторику у детей.
2.    Развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление, воображение). Развивать мышление школьников через анализ, обобщение, рассуждение.
3.    Воспитывать в детях порядочность, доброту, отзывчивость, чувство взаимопомощи, уважения к мнению других.
Оборудование картинки, игра «Азвука», мультимедийная презентация, сигнальные каточки, кроссенсы, куколки.


Ход занятия


I.   Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Сейчас сядут дети, чье имя начинается на гласный звук (дети по очереди называют свои имена и садятся). 
- А теперь сядут дети, чьё имя начинается на согласный звук.

II.   Повторение пройденного.

-Отгадывание кроссенса.
- Какие звуки и буквы есть в русском языке? (Гласные и согласные)
- Чем отличаются гласные звуки от согласных?
- С какими звуками мы познакомились на прошлом занятии?
- Почему они называются гласными? 
(Потому что они тянутся, поются голосом и не втречают во рту преграды. Голосом – гласом, поэтому их так и называют – гласные) 

Этот звук всегда поётся,
Этот звук как песня льётся.
Звук, свободно ты лети,
Нет преграды на пути!
- Сколько гласных звуков в русском языке?
- Каким цветом они обозначаются?

IV. Работа на уровне звука.
Игра “Эхо”. 
- Ребята, повторите, что вы слышите:  
АУИЫ  УАО   АЭИЫ     ЭУАЫ     ОУИА        АУИЫ 
Песенка гласных
- Какие звуки вы слышали и произносили? (Гласные звуки).
- Сколько всего гласных звуков существует? (6).
- А сколько гласных букв в русском алфавите? (10).


Воздух свободно идет через рот, 
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовет, 
Звук получается …(гласный)

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке ребенка баюкать,
Но не желают скрипеть и ворчать.

- А теперь наши звуки и буквы захотели с нами поиграть. 
1.  Дидактическое  упражнение:“Узнай букву на ощупь”. 
Цель: Развивать память, внимание и тактильное восприятие. 
Детям завязывают шарфиком глаза. Ребенок должен с закрытыми глазами определить букву.
Логопед дает ребенку карточку, на которой приклеена печатная буква из наждачной бумаги: 
А, О, У, И, Ы. 
- Ребята, какую  гласную  букву  мы здесь не увидели, но мы её уже знаем? (Буквы 
Э
2.  Дидактическое упражнение «Волшебная коробочка»
 Цель: Упражнять в соотнесении звука с буквой, развивать слуховое и зрительное внимание. 
- Ребята, у вас на партах лежат волшебные коробочки с пшеном.  Я буду  называть слова, а вы нарисуете в коробочках, ту гласную букву, которая есть в этом слове и с помощью цифровой линейке определите место гласного звука в слове: 
ЛУК, СЫР, МАЛ, ВЫЛ, СОЛЬ, ЛИС, СЭР, ВОЛК, КИТ, МОРЖ, РЫСЬ, СЛОН. 
V. Пальчиковая гимнастика.
«Медвежата» - веселые пуговички.
 - К нам в гости пришли  веселые медвежата. Посмотрите, какие веселые пуговички у них есть. Наши пальчики сейчас будут бегать и шагать по красным и зеленым пуговичкам.  
(карточки с медвежатами, с нашитыми на них пуговичками)
VI. Работа на уровне слога и слова. 
1.    Сколько слогов в слове?

Логопед раздает картинки, дети должны слове вставить в окошечком вагончиком картинку с определенным количеством слогов.  Ребенок объясняет сколько слогов в слове и как он определил.
2.   Работа на уровне слова. 
На столе разложены перевернутые карточки со словами: 
СОСНА  КАМЫШ  РАНО   ВЕСНА    БАНКА
- Ребята, послушайте внимательно задание: прочитайте слово, разделите его на слоги, поменяйте слоги местами, назовите слово, которое получилось. 
Дети выполняют задание: соc|на - на|сос - а|о.
VII. Физминутка
Д/упр. «Скажи наоборот». Работа на уровне предложения.
 Карточки–противоположности.
Составь предложение с 2-мя словами.
VIII. Работа на уровне  текста, развитие связной речи.

 Жили-были три котёнка. Один был чёрный, другой серый, третий весь белый. Увидели котята мышь – и за ней. Мышь прыгнула в муку. Котята – за ней. Мышь убежала в норку. А из банки вышли три совсем белых котёнка.
Вопросы и задания:

1. О ком говорится в рассказе?

2. Что это были за котята?

3. Какой занятный случай произошёл с нашими героями?

4. Как бы ты озаглавил этот рассказ? 

5. Каким ты себе представляешь каждого котёнка? Расскажи.

6. Какое настроение появилось у тебя после прочтения этого отрывка? 
- Обведи все гласные буквы в тексте красным цветом.
IХ. Итог занятия.
- Над какой темой  мы сегодня с вами работали? 
- Что вам понравилось на занятии? 
- С чем вам было трудно справиться?
- Спасибо всем за отличную работу на занятии!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская разработка занятия. Тема : Гласные и согласные звуки/буквы.

Авторская разработка занятия, в интересной сказочной форме....

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи с использованием технологии «сторителлинг».

Педагогическая технология сторителлинг очень эффективна в развитие связной речи. Так как сухие факты запоминаются очень сложно, облегчить запоминание поможет творческая подача информации. Материл насы...

Использование технологии "кроссенс" в работе учителя - логопеда с детьми с ОВЗ

Представленная методическая разработка – это практический материал, который может использоваться воспитателями и логопедами, и другими специалистами ДОУ, как отдельный элемент для закрепления, р...

Презентация: Использование технологии "Кроссенс" в работе с детьми дошкольного возраста.

КРОССЕНС – это загадка, головоломка, ребус.КРОССЕНС – это набор картинок. Связи между, которыми могут быть как поверхностными, так и глубинными.КРОССЕНС – это картинки предметов, изо...

Конспект открытого логопедического занятия "Звук [Ч]. Буква Ч. Закрепление" по технологии "Ситуация" Л.Г. Петерсон

Технологическая карта логопедического занятия по обучению грамотедля детей 6-7 лет...

Опыт работы "Использование технологии "Кроссенс" с детьми дошкольного возраста"

Технология Кроссенс позволяет учить детей классифицировать и обопщать предметы, явления, развивать зрительное восприятие, связно мыслить, развивать смекалку, тренировать память....