Методы обучения рассказыванию
учебно-методический материал по развитию речи
В материале расматривается методика обучения детей рассказыванию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
учебно-методический материал | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Петрова И.А.
Методы обучения рассказыванию.
1) Совместное рассказывание: взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Он применяется в младших группах, преимущественно в индивидуальной работе, а в средней со всеми детьми. Воспитатель планирует высказывание, задает его схему, называя начало предложения, подсказывает последовательность, способы связи («Жила-была девочка. Однажды она ... А навстречу ей ... »). Совместное рассказывание может сочетаться с драматизацией разных сюжетов.
2) Образец рассказа - это краткое живое описание предмета или изложение какого-либо события. Образец рассказа наиболее широко применяется на первоначальных этапах обучения. Он подсказывает ребенку примерное содержание, последовательность и структуру монолога, его объем, облегчает подбор словаря, грамматических форм. Должен быть кратким доступным и интересным по содержанию и. форме, живым и выразительным. Образец следует произносить четко в умеренном темпе, достаточно громко.
3) Частичный образец - начало или конец рассказа. Этот прием также облегчает задачу самостоятельного создания детьми текста и применяется при закреплении умения рассказывать.
4) Анализ образца рассказа - привлекает внимание детей к последовательности и структуре рассказа. Сначала воспитатель сам поясняет, с чего начинается рассказ, о чем говорится потом и какова концовка. Постепенно к разбору содержания и структуры образца привлекаются дети. Этот прием направлен на ознакомление детей с построением разных типов монологов, он подсказывает им план будущих рассказов.
5) План рассказа - 2 - 3 вопроса, определяющие его содержание и последовательность. План рассказа используется во всех видах рассказывания. При описании игрушек, предметов он помогает последовательному вычленению и характеристике их деталей, признаков и качеств, а в повествовании - отбору фактов, описанию героев, места и времени действия, развитию сюжета. В рассказывании из опыта вопросы в виде плана помогают вспомнить и воспроизвести события в определенном порядке. В творческом рассказывании план облегчает решение творческой задачи, активизирует воображение и направляет мысль ребенка. В старшем дошкольном возрасте используется совместное составление плана педагогом и детьми, а также самостоятельное продумывание детьми плана своих рассказов.
6) Коллективное составление рассказа используется на первых этапах обучения рассказыванию. Дети продолжают предложения, начатые воспитателем или другими детьми. В процессе последовательного обсуждения плана они вместе с воспитателем отбирают наиболее интересные высказывания и объединяют их в целостный рассказ.
7) Составление рассказа подгруппами - «командами». Например, в рассказывании по серии сюжетных картинок дети сами определяют внутри группы, кто будет рассказывать по каждой из картинок; в рассказывании на свободную тему дети обсуждают содержание и форму рассказа, вместе составляют его текст и предлагают вниманию всей группы.
8) Моделирование используется в старшей и подготовительной к школе группах. Модель - это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта. Используются разные виды моделей. Распространенной моделью является круг, разделенный на три неравные подвижные части, каждая из которых изображает начало, основную часть и конец рассказа. Ориентирами для последовательного, логичного описания игрушек, предметов, времен года могут выступать также схемы, отражающие посредством определенной символики основные микротемы описания. Лист картона 45 х 30 см делится на квадраты по количеству признаков предметов, о которых нужно рассказать. В каждый квадрат помещают символы, подсказывающие детям последовательность изложения. К примеру, карточки для описания овощей и фруктов.
Для описания игрушек, например, предлагаются 6 квадратов: 1) цвет (цветовые пятна); 2) форма (несколько геометрических фигур); 3) величина (два мяча разной величины); 4) материал (наклеенные фольга, дерево); 5) части игрушки (пирамидка с разобранными кольцами); 6) действия с (рука с разведенными пальцами)
9) Картинки-заместители. Предлагаются схематические изображения героев и выполняемых ими действий. По этим схемам-моделям дети придумывают или воспроизводят текст.
10) Оценка детских монологов – направлена на анализ раскрытия ребенком темы рассказа, его последовательности, связности, выразительных средств языка. Оценка носит обучающий характер: воспитатель подчеркивает достоинства рассказа, чтобы все дети могли на них учиться (интересное и оригинальное содержание, необычный зачин, диалог героев, образные слова и выражения). В младшей и средней группах оценка носит поощрительный характер, а в старших указывает и на недостатки, чтобы дети знали, чему еще им предстоит научиться'.К анализу рассказав в старшей и подготовительной группах привлекаются дети. Дополнительные приемы: вспомогательные вопросы, указания, исправление ошибок, подсказ нужных слов, прослушивание детьми своих рассказов, записанных 'на магнитофон, мотивационные установки ( в младшей и средней группах это, главным образом, игровые мотивы «Расскажем про зайчика, который хочет поиграть с ребятами»; «Незнайка просит научить рассказывать сказку про ...", в старших группах это социальные мотивы «Придумайте сказки для малышей»; «Запишем самые интересные сказки и составим книгу»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» будет интересна воспитателям, старшим воспитателям....
"Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста"
Презентация для воспитателей "Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста"....
Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста .
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание и воспроизведение информации. Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического...
Консультация для педагогов. Нетрадиционные методы обучения рассказыванию.
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам. Рассказывание в какой-то степени ...
Консультация для родителей «Моделирование как метод обучения рассказыванию детей дошкольного возраста»
Каждый ребенок испытывает потребность в общении. И, конечно, ему хочется, чтобы его понимали. Однако часто бывает так, что речь ребенка даже в 5 - 7 лет бедна и непонятна. Причин этому множество. Дово...
Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»
Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...
Презентация «Организация и методы обучения дошкольников развитию связной речи – обучение рассказыванию»
Семинар - практикум "Формирование связной речи у детей дошкольного возраста"...