Игры для развития словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста
картотека по развитию речи (старшая группа)
Вашему вниманию предлагаются дидактические игры и упражнения по формированию родительного падежа единственного числа с предлогами,составлению родственных слов и тд.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_dlya_razvitiya_slovoobrazovatelnyh_umeniy_u_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 22.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры для развития словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста
1. «Необычное дерево»
Цель: ознакомление детей с понятием «родственные слова» с опорой на наглядные модели.
Материалы: картонное изображение дерева с прорезями, карточки – предметные картинки.
Ход игры:
Воспитатель ставит на доску картонное изображение дерева, в кроне которого сделаны прорези. В них воспитатель вставляет предметные картинки с изображенными на них родственными словами, когда читает стихотворение:
Как-то, много лет назад,
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым,
Был он только словом.
Это слово, слово-корень,
Разрастаться стало вскоре,
И плоды нам принесло — Стало много новых слов.
Вот из сада всем рассада,
Вот еще посадки рядом.
А вот садовод,
С ним садовник идет.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
Ряд родственных слов по картинкам воспроизводится детьми; с помощью воспитателя анализируется их звуковая, а также смысловая общность.
2. «Что сегодня на обед?»
Цель: закрепление навыка употребления относительных прилагательных во фразовой речи.
Материал: полиэтиленовые мешочки 10*10 см с разными сыпучими продуктами (вермишель, кофе, пшено, гречневая крупа, горох и т. п.).
Ход игры:
Дети по указанию воспитателя называют свои продукты. Воспитатель спрашивает: «Какую кашу можно сварить из вашего продукта? (Гречневую, пшенную, манную и т. п.). Какой суп можно сварить? (Вермишелевый, гороховый и т. п.). Какой напиток можно приготовит? (Кофейный). Какую запеканку можно сделать? (Вермишелевую, манную)». Воспитатель помогает детям при затруднениях с ответами. Наиболее сложные прилагательные проговариваются хором. С образованными словами дети составляют предложения: Мама приготовила манную запеканку, Бабушка сварила гороховый суп и т. д.
3. «Найди ошибку»
Цель: обучение образованию имени прилагательного от имени существительного.
Ход игры:
Воспитатель называет предложение, где одно прилагательное заменено тем существительным, от которого оно образовано.
Например:
На улице льет (осень) дождь.
Какой льет на улице дождь? (Осенний.) И т. д.
Выигрывает тот ребенок, который больше других найдет и исправит «ошибок».
Примерные предложения:
Дует теплый (весна) ветер.
Мама купила (апельсин) сок
Скоро наступит первый (зима) день.
Папа купил сыну (мех) шапку.
В саду собрали (богатство) урожай.
4. «Смешинки-юморинки»
Цель: упражнение детей в образовании прилагательных от существительных, составлении предложений с относительными прилагательными.
Ход игры: воспитатель говорит: «Сейчас мы с вами будем придумывать смешные предложения. К каждому новому слову вы будете добавлять слово «тарелка» и «чайник»». Например, Снег. А тарелка из снега какая? Снежная. Снежная тарелка. Снежный чайник.
Резина. А предмет из резины какой? Резиновый. Резиновый мяч.
Примерный лексический материал
Кирпич, ситец, шелк, дерево, стекло, кожа, железо, сталь, пластмасса, мех, бумага, песок.
С наиболее интересными словосочетаниями предлагается составить предложение: Снежная тарелка растаяла на столе, Резиновый мяч высоко подпрыгнул.
Дидактические игры. Морфология
Дидактические игры и упражнения по формированию родительного падежа единственного числа с предлогами.
- Игра «С какого дерева упал листок?».
Цель: закрепить названия деревьев, форму родительного падежа единственного числа с предлогом С. Наглядный материал: предметные картинки. Ход игры: карточки с листьями деревьев раздавались детям. Дети должны определить, листья каких деревьев у них оказались, и назвать дерево: «У меня лист упал с клена».
- Игра «Эрудит».
Цель: закрепить части тела животных, и образование форм родительного падежа с предлогом У. Наглядный материал: предметные картинки. Ход игры: детям раздавались картинки с животными, и задаются вопросы. Речевой материал: - У кого большой хобот? - У кого пушистый хвост? - У кого нос пяточком? - У кого длинные уши? - У кого есть копыта?
- Закончи предложение.
Цель: формировать умение подбирать родственные слова, образованные от слова гриб, в соответствии со смыслом стихотворения.
Материал: текст стихотворения.
Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.
И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.
Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.
Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал… грибную.
Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.
И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.
Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!
Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,
Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.
А когда собрал их много, то отправился домой,
И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.
Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,
А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!
Дидактические игры. Синтаксис
1. Название игры: «Про Потому и Почему»
Возраст детей:5-7лет.
Цель игры: учить детей пользоваться союзом «потому что», составлять сложноподчиненное предложение.
Материал: фишки.
Ход игры: Воспитатель читает детям сказку Н. Рыбакова «Про Потому и Почему». «Жили - были Почему и Потому. Видят они, – катится бревно. - Почему оно катится? – спросило Почему. - Потому что оно круглое, - ответило Потому. - А почему бы нам не сделать что-нибудь круглое? – спросило Почему. Стали тогда Потому и Почему строгать, пилить, и получилось у них круглое колесо. Сели они и покатились по земле. Катятся они, катятся и видят: летит птица. - Почему она летит? - спросило Почему. - Потому что у нее крылья есть, - ответило Потому. - А почему бы нам не сделать крылья? – спросило Почему. Сделали тогда Почему и Потому крылья, и получился самолет. И полетели они дальше удивляться. - Вот, ребята потому все и делается на свете, что есть почему». Далее мы задаем вопросы (почему?..), дети отвечали (потому.)
«Я надела теплую шубу почему?, Мы зажгли свет почему?, Дети надели панамки почему?, Полили рассаду почему ? и т.д.»
2. Название игры: «Снежный ком»
Возраст детей:6-7лет.
Цель игры: развивать воображение, связную речь и формировать здоровое чувство юмора.
Материал: белые листы бумаги, карандаши.
Ход игры: Ведущий наугад называет два слова, например, «коробка» и «апельсин». Один из участников игры придумывает и описывает ассоциацию возникшую на эти слова. Например, «из открытой коробки выкатился огромный апельсин». Следующий игрок называет свое слово, например «Яйцо». Третий участник игры связывает второе слово (апельсин) с третьим (яйцо) также при помощи возникшей ассоциации, например, «под кожурой апельсина оказалось яйцо», и задает следующее слово и т.д.
По окончании игры можно предложить детям нарисовать то, что запомнилось им или рассмешило их.
3.Составь описание
Цель: учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.
— Опиши ягоду или фрукт, который ты больше всего любишь, а мы отгадаем. («Он круглый, красный, сочный, вкусный — это мой любимый... помидор»; «Он темно-бордового цвета, а внутри у него много-много разных зернышек, сладких и спелых, это мой любимый фрукт... гранат».)
Приведем пример занятий, где тесно переплетаются все речевые задачи: воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи и развитие связной речи.
4.Скажи точнее
Цель: развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах.
— Послушай, что я расскажу. Там, где я буду останавливаться, ты будешь мне помогать: подбирать слова и составлять предложения.
Жили-были три брата: ветер, ветерок и ветрище. Ветер говорит: «Я самый главный!» Какой может быть ветер? (Сильный, резкий, порывистый, холодный...) Ветрище не согласился с братом: «Нет, это я самый главный, меня и зовут ветрище!» Какой ветрище? (Могучий, злой, суровый, ледяной.) Ветерочек слушал их и думал: «А какой же я?» (Легкий, нежный, приятный, ласковый...) Долго спорили братья, но так ничего и не выяснили. Решили они силой помериться. Подул ветер. Что произошло? (Деревья закачались, травка пригнулась к земле.) Что делал ветер? (Дул, мчался, гудел, ворчал.) Подул ветер-ветрище. Что он делал? (Сильно дул, выл, завывал, стремительно несся.) Что после этого случилось? (Ветки у деревьев сломались, трава полегла, тучи набежали, птицы и звери спрятались.) И вот подул ветерок. Что он делал (дул ласково и нежно, шелестел листвой, озорничал, раскачивал веточки). Что произошло в природе? (Листочки зашелестели, птички запели, стало прохладно и приятно.)
— Придумай сказку о ветре, ветерочке или ветрище. Можно обо всех сразу. Кем они могут быть в сказке? (Братьями, соперниками, друзьями, товарищами.) Что могут они делать? (Дружить, мериться силой, спорить, разговаривать.)
5.Расскажем про белочку
Цель: составлять совместный рассказ, соблюдая структуру высказывания.
— Давай еще раз посмотрим на белочку (вспомни, какая она, что умеет делать) и составим рассказ про белочку, которая встретила волка. Сначала скажи, какая была белочка? (Смелая, веселая, шустрая, находчивая.) А волк какой? (Злой, сердитый, недобрый.) Я начну рассказывать, а ты заканчивай. Как-то раз белочка побежала погулять... (и шишек набрать). Она залезла... (на высокую сосну). А на сосне шишек... (много, видимо-невидимо). Только сорвала первую шишку... (увидела волка). Но белочка... (не испугалась). Она бросила... (шишку прямо на волка). На лбу у него... (выросла шишка). Давайте нарисуем белочку, сосну, волка и шишку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект «Развитие интеллектуальных умений у детей старшего дошкольного возраста путем решения головоломок».
Если дети научатся с удовольствием решать головоломки, можно смело говорить о том, что интеллектуальная пассивность им не грозит. Разгадывая головоломки, старшие дошкольники испытывают удовольствие от...
Развитие певческих умений у детей старшего дошкольного возраста
В современной практике широко используются вокальные упражнения педагога-музыканта и детского композитора Е. Н. Тиличеевой, которые помогают детям овладеть элементарными певческими навыками, достигать...
Театрализованные игры как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Развитие дошкольника - это целостный и непрерывный процесс. Каждый ребенок уникален, неповторим. Он открыт для красоты и добра, чутко реагирует на ложь и несправедливость. К сожалению, сейчас в...
Дидактическая игра на формирование словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР «Слова из одного корня»
Данная игра предназначена для индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Игра поможет дошкольникам в овладении закономерностей словообразования на...
Развитие лексики и словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами.
В данной статье рассматриваются аспекты работы учителя – логопеда по развитию лексики и словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста....
Развитие конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста с Задержкой Психического Развития в процессе занятий оригами.
Исследование заключается в изучении возможности использования оригами как вспомогательного средства в коррекции недостатков и дальнейшего развития конструктивных умений у детей старшего дошкольного в...
Тема самообразования:Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры.
Социальная природа ролевой игры очень важна!Ведь игра-универсальный способ жизнедеятельности ребенка.Все знания и умения,которые дети получают в разных видах деятельности, находят отражение в иг...