Проект «Мультпедагогика для детей дошкольного возраста»
проект по развитию речи

Кирогло Юлия Степановна

Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи: лексической, грамматической, фонетической. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Поэтому, очень важно создавать условия для связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

Однако в настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей.

Анализ мониторинга усвоения образовательной программы дошкольного образования на протяжении нескольких лет показывает снижение уровня развития речи у дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 61 общеразвивающего вида

Проект

«Мультпедагогика для детей дошкольного возраста»

Выполнила:

Кирогло Юлия Степановна,

старший воспитатель

 

 

с.Ершово,2019г.

Введение

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности, в том числе период формирования речевых навыков, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей.

Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Речь для ребенка является средством планирования и организации своих действий, деятельности и перспектив своей жизни, средством саморазвития и самовоспитания.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Формирование речевых способностей, полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей является одной из основных задач программы дошкольного воспитания детей.

Связная речь является основным показателем умственного развития дошкольника, средством общения со сверстниками и взрослыми, необходимым условием успешного обучения в школе.Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр.

Актуальность

        Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи: лексической, грамматической, фонетической. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Поэтому, очень важно создавать условия для связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

Однако в настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей.

Анализ мониторинга усвоения образовательной программы дошкольного образования на протяжении нескольких лет показывает снижение уровня развития речи у дошкольников.

 Ежегодно в детский сад приходит все больше неговорящих детей, которые сталкиваются с трудностями в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. Все это влечет за собой нарушения в процессе образовательной деятельности и  вхождения  в социальную среду.

«Почему современные дети отстают в своем речевом развитии, говорят все хуже и меньше? Почему происходят негативные изменения в нравственном и социально-личностном развитии дошкольников? Каковы причины перечисленных явлений?» Несомненно, все вместе- это комплексная проблема, имеющая многочисленные причины. Одной из них, на наш взгляд, является разрыв коммуникативных связей между миром детей и миром взрослых, отчуждение взрослых от детей, лишение их содержательных (живых) способов общения.

К сожалению, взрослые все чаще относятся крайне неуважительно к слову, не владеют им, не умеют грамотно выражать свои мысли, недооценивают роль звучащего слова в развитии и воспитании ребенка. Живое слово (разговор, беседа, рассказывание) вытесняется просмотром мультфильмов, прослушиванием аудиозаписей, но это в лучшем случае.

Вызывает тревогу и тот факт, что общение взрослого с ребенком все чаще ограничивается кратковременным, формальным и поверхностным взаимодействием, в виде замечаний, указаний, инструкций, обсуждений примитивных бытовых тем. Об уменьшении продолжительности совместной деятельности и общения взрослого с ребенком говорит и то, что во многих семьях не имеют представление о «культурном досуге» или уделяют ему незначительное время (совместном посещении театров, музеев, выставок, прогулок на природу). Неудовлетворенность потребностью в общении ребенка с родителями, способствует проявлению различных отклонений в поведении детей: неуверенностью при новых начинаниях, большим количеством страхов, тревожностью и агрессивностью, снижением уровня их речевого и познавательного развития. Хотя доказано, что полноценное речевое развитие ребенка осуществляется только в живом, непосредственном общении со взрослым, в которое он включен всеми своими мыслями и чувствами. А совместная детско-взрослая деятельность способствует успешному социальному и интеллектуальному развитию ребенка, закладывает психоэмоциональную базу его будущей жизни.

Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Психолог и философ C.Л. Рубинштейн в труде «Психология речи» писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам». Выразительность он рассматривал как качественную характеристику речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека. Соответственно использование детьми разнообразных средств выразительности речи - важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.

Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц. Формирование мотивации общения у дошкольников возможно лишь в том случае, когда происходящее вокруг ребенка интересно ему, захватывает его, вызывает желание стать участником происходящих событий.

В настоящее время одним из факторов, которые оказывают влияние на становление личности дошкольника, его познавательную и речевую активность является развитие информационно-коммуникационных технологий, которые быстрым темпом входят в нашу повседневную и профессиональную жизнь. Это дает огромные возможности для создания различных инновационных проектов в работе с детьми.

Всем известно, что анимация – один из любимых жанров у детей. А раннее приобщение ребенка к применению компьютерных технологий имеет ряд положительных сторон, как в плане развития его личности, так и для последующего изучения школьных предметов и в дальнейшей профессиональной подготовке, облегчая социализацию ребенка, вхождение его в информационное общество.

Мультипликация, или анимация, - это вид современного искусства, который обладает чрезвычайно высоким потенциалом познавательного, художественно-эстетического, нравственно-эмоционального воздействия на детей старшего дошкольного возраста, а также широкими образовательно-воспитательными возможностями. 

 Анимация – технология, позволяющая при помощи неодушевленных неподвижных объектов создавать иллюзию движения; наиболее популярная форма – мультипликация, представляющая собой серию рисованных изображений. Мультипликация представляет собой сложный процесс, построенный на объединении нескольких видов искусств, является сложным процессом воздействия на личность ребенка, с особой силой воздействует на его воображение. При грамотном педагогическом подходе, интерес ребенка к мультфильмам, стремление к созданию собственного мультипликационного продукта можно использовать в качестве средства развития познавательной, творческой, речевой активности детей дошкольного возраста.

Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) предполагает развитие ДОУ как новой образовательной системы, ориентированной на воспитание и развитие у детей новых качеств и ценностей.

В соответствии с ФГОС ДО, который предписывает развитие дошкольника в пяти образовательных областях, данная деятельность позволяет решать следующие задачи:
- речевого развития детей (знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, обогащение словаря; в ходе озвучивания мультфильма - развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи,фонематического слуха);
- познавательного развития (деятельность по созданию мультфильмов вызывает у дошкольников устойчивый интерес и способствует поддержанию познавательной мотивации, обеспечивает решение дошкольниками проблемно-поисковых ситуаций, способствует формированию у старших дошкольников произвольного внимания, развитию слуховой и зрительной памяти, развитию воображения и мышления дошкольников);
- художественно-эстетического развития (восприятие художественных произведений, стимулирование сопереживания персонажам произведений, самостоятельная художественная и конструктивная деятельность детей в процессе изготовления персонажей и декораций мультфильма);
- социально-коммуникативного развития (развитие общения и взаимодействия дошкольника со взрослым и сверстниками, становление самостоятельности и саморегуляции в процессе работы над созданием общего продукта – мультфильма, развитие готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к труду и творчеству);
- физического развития (развитие мелкой моторики рук).


        Такой формой была выбрана мультипликация, как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство,
 позволяющее решить большинство речевых проблем.

Вопросы, поставленные детям при подготовке к съемке мультфильма, побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи.

Новая роль, особенно звуковой диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется.

Используются приемы подбора синонимов к характеристикам героев сказок, выясняется тембральный окрас голосовых вокализаций героев, чтение сказок и стихотворений С.Я.Маршака, беседы по прочитанным произведениям. 

Велика роль стихов в детских играх и упражнениях. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи.

     Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.

Заученные во время подготовки к съемке мультфильма литературные образцы речи дети используют потом  как готовый речевой материал в свободном речевом общении. Происходит практическое усвоение формальной и содержательной стороны речевой коммуникации.

Таким образом, предполагается, что применение мультипликации повысит эффективность развития связной речи детей дошкольного возраста.

Проект обеспечивает внедрение педагогических технологий мультипликационной деятельности детей, успешно реализуемых на базе дополнительного образования в сферу дошкольного образования.

Инновационные механизмы проекта:

1.Включение программы по мультипликации в основную общеобразовательную программу ДОУ и разработка методики внедрения программы в дошкольных учреждениях города, региона.

2.Разработка методического комплекса «Мультпедагогика для развития речи дошкольников», рассчитанного на использование в учреждениях дошкольного образования.

3.Разработка система работы по обучению педагогов дошкольных учреждений в рамках внедрения программы.

Цельпроекта: использование мультипликации для развития  связной речи у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Развитие связной речи у  детей дошкольного возраста через мультипликацию.

2. Способствовать становлению у ребенка осознанного отношения к выбору и оценке качества потребляемой им мультпродукции.

3. Развивать познавательную активность детей, расширять кругозор при реализации данного проекта, развивать информационную культуру и логическое мышление, а также художественно-творческие способности и образно-художественное восприятие мира детей старшего дошкольного возраста средствами мультипликации.

4. Воспитывать интерес, внимание и последовательность в процессе создания мультфильма, поддерживать стремление детей к отражению своих представлений посредством анимационной деятельности, воспитание общей культуры, умение договариваться, распределяя роли в совместной работе.

Планируемые результаты.

Для детского сада:

1. Повышение уровня развития связной речи дошкольников.

2. Создание условий для развития ребенка как индивидуальности и творческой личности.

3. Обновление содержания образования и качественное изменение воспитательно-образовательного процесса и деятельности ДОУ.

4. Возможность предоставления дополнительных образовательных,  дополнительных общеразвивающих  услуг для развития детей.

Для детей:

  1. Повышение уровня развития связной речи, совершенствование навыков общения,  активизация познавательной и творческой деятельности, развитие творческого потенциала и способностей детей
  2. Формирование умения наблюдать, фантазировать, сравнивать, переживать увиденное, отражать свои впечатления в творческих работах.
  3. Возможность совместного творческого взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
  4. Повышение уровня  информационной культуры.

Для родителей:

  1. Удовлетворение потребности в разнообразных дополнительных услугах для развития детей.
  2. Высокая степень информированности родителей о развитии ребенка.
  3. Творческая активность родителей через активное включение в проект.

Для педагогов:

  1. Повышение профессионального уровня в сфере информационно-компьютерных технологий.
  2. Реализация творческого потенциала.

Принципы реализации проекта:

- Принцип свободы. Занятия не могут быть ни обязательными, ни принудительными. Они могут строиться только на интересе самих детей.

- Принцип взаимодействия. Он может рассматриваться на нескольких уровнях:

а) на уровне взаимоотношения между взрослым и ребенком:

- взаимодействие как сотворчество педагога и ребенка;

- взаимодействие партнеров в процессе художественной деятельности;

б) на уровне содержания развивающего процесса – взаимодействие задач на разных этапах формирования выразительного образа.

-Принцип игровой задачи материала с учетом возрастных особенностей ребенка.

- Принцип рациональности и эффективности подачи материала:

а) постепенности;

б) системности и обобщенности предлагаемого детям материала.

- Принцип оптимального сочетания в процессе обучения репродуктивного и творческого типа заданий.

- Принцип учета возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста.

Принцип индивидуального и дифференцированного подхода.

-Принцип развивающего обучения. В основу содержания воспитания и обучения положено требование ориентации на здоровые силы ребенка, обеспечение соответствующего возрасту уровня психического развития. Своеобразие спонтанного развития ребенка, невозможность самостоятельно овладеть познанием некоторых сторон жизни, недостаточное участие в этом процессе родителей могут привести к тому, что уровень психического развития ребенка по мере его взросления будет отставать от возрастной нормы. Принцип развивающего воспитания и обучения связан с необходимостью не только преодоления отставания и нормализацией развития, но и его обогащением (амплификацией).

Принцип комплексности осуществлялся через связь работы по развитию интонационной стороны речи дошкольников с другими психолого-педагогическими воздействиями и некоторыми видами музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, музыкально- ритмические движения).

Срок реализации: 2019-2022 гг.

Поскольку на развитие детей оказывает влияние социум, работу по реализации проекта необходимо вести по четырем направлениям:

1.Работа с детьми.

Цель: Разработка и апробация программы комплексного подхода к развитию речи дошкольников  в ДОУ средствами мультипликационной деятельности.

Задачи:

1. Изучить возможности мультипликации в работе с детьми дошкольного возраста.

2. Создать условия для занятий по мультипликации с детьми групп общеразвивающего направления .

3. Организовать работу по выявлению одаренных детей и возможность проводить индивидуальные занятия с ними.

4. Включить элементы мультипликации в работу с детьми с ОВЗ.

5. Разработать программу развития речи дошкольников «Мультпедагогика для развития речи дошкольников» для детей от 3 до 7 лет.

2. Работа с коллективом педагогов.

Цель: Развитие творческого потенциала педагогов и повышение профессиональной компетенции в рамках ФГОС. Задачи:

1. Изучить уровень компетенции в области мультпедагогики и потребности педагогов в его повышении.

2. Мотивировать педагогов на повышение компетенции в области мультпедагогики.

3. Формировать умения и навыки в использовании мультпедагогики в воспитательно – образовательном процессе.

4. Организовать взаимодействие с социумом по реализации компетенции педагогов в области мульпедагогики.

5. Проанализировать использование полученных знаний и навыков в педагогической деятельности.

3. Работа с родителями.

Цель: Привлечение внимания родителей к проблеме речевого развития детей и нахождение путей активного сотрудничества.

Задачи:

1. Изучить степень осведомленности родителей и заинтересованность в этом вопросе.

2. Провести серию мероприятий направленных на просвещение и обучение родителей мультипликационным технологиям.

3. Знакомить родителей с творчеством детей.

4. Привлечение родителей ссозданию мультфильмов.

4. Работа с учреждениями образования.

Цель: Распространение опыта работы по использованию технологий детской мультипликации в среде педагогов, общественности.

Задачи:

1. Демонстрировать мультфильмы, созданные детьми на уровне ДОУ, города, в сети интернет.

2. Участвовать в конкурсах и фестивалях детского анимационного кино.

3. Участвовать в научных конференциях и семинарах.

4. Проводить мероприятия направленные на распространение и популяризацию детской анимации.

5. Оказание помощи другим учреждениям дошкольного образования во внедрении мультпедагогики в образовательный процесс.

Риски.

1. Не будет возможности создать необходимую и достаточную материальную и техническую базу.

2. Социальные партнеры не проявят заинтересованность к реализации проекта в предлагаемых условиях.

3. Сложности в подборе и обучении инициативной группы из числа сотрудников ДОУ.

4. Потеря интереса к проекту непосредственно участников проекта – детей.

5. Пассивная позиция социальных партнеров - родителей к реализации проекта.

Примерный план проведения мероприятий по проекту «Мультпедагогика для развития речи дошкольников»

по четырем направлениям с описанием необходимых ресурсов.

1. Работа с детьми.

Раздел

Содержание

1.

Цель

Разработка и апробация программы комплексного подхода к развитию речи  в ДОУ средствами мультипликационной деятельности детей.

2.

Задачи

1. Изучить возможности мультипликации в работе с детьми дошкольного возраста.

2. Создать условия для занятий по мультипликации с детьми групп общеразвивающей направленности.

3. Организовать работу по выявлению одаренных детей и возможность проводить индивидуальные занятия с ними.

4. Включить элементы мультипликации в работу с детьми с ОВЗ.

5. Разработать программу речевого развития «Мультпедагогика для развития речи дошкольников» для детей от 3 до 7 лет.

3.

План

2019-2020 гг.

1. Изучение методического материала по мульпедагогике.

2. Оборудовать стационарную и передвижую студии на базе детского сада.

3. Ввести мульпедагогику в режим работы детского сада и воспитательно-образовательный процесс.

4. Организовать работу студии детской анимации на базе детского сада в рамках дополнительного образования.

5. Разработать программу развития творческого потенциала личности «Мультпедагогика для развития речи дошкольников» для детей от 3 до 7 лет.

6. Провести мониторинг.

2020-2021 гг.

1. Организовать индивидуальные занятия с одаренными детьми и детьми с ОВЗ.

2. Разработать программу речевого развития «Мультпедагогика для развития речи дошкольников» для детей от 3 до 7 лет.

3. Организовать проектную деятельность с элементами мультипликации в ДОУ.

4. Организовать проведение конкурсов в ДОУ.

5. Участие в фестивалях и конкурсах детской анимации на муниципальном, региональном, всероссийском уровнях.

6. Провести мониторинг.

2021-2022 гг.

1. Самостоятельные творческие проекты детей.

2. Организовать фестиваль детской анимации в ДОУ.

3. Провести мониторинг

4.

Ресурсы

Научно-методические:

  • Работа творческой группы по включениюмультпедагогики в режим детского сада и воспитательно-образовательный процесс
  • Разработка и апробация программы «Мультпедагогика для развития речи  дошкольников»

Кадровые:

  • Воспитатели, узкие специалисты детского сада
  • Старший воспитатель и заведующий, бухгалтер для оформления нормативно-правовой базы на дополнительные образовательные услуги.
  • Руководитель студии анимации
  • Системный администратор, техник

Материально-технические:

  • оснащение групп ДОУ оргтехническими средствами: фотоаппаратурой, мультимедийным проектором, экраном, ноутбуком.
  • Материалы для художественного творчества
  • Оборудование стационарной студии

Финансовые:

  • Оплата за дополнительные услуги
  •  Бюджетное финансирование
  • Добровольные пожертвования
  • Ресурсы муниципальных, региональных и федеральных программ

5.

Ожидаемые результаты

1.Все дети, посещающие детский сад вне зависимости от финансового положения, пола, нации, социального статуса, психофизиологических и других особенностей, имеют возможность участвовать в создании мультфильмов.

2.Созданы коллективные и индивидуальные мультфильмы.

3. Ведется индивидуальная работа с одаренными детьми и детьми с ОВЗ.

4.Дети участвуют в конкурсах и фестивалях.

5.Улучшилось психоэмоциональное состояние детей, отношения в группах детского сада, дети получили опыт сотрудничества в творческом процессе.

6. Повысился уровень речевой активности детей.

2.Работа с педагогами.

Раздел

Содержание

1.

Цель

Развитие творческого потенциала педагогов и повышение профессиональной компетенции в рамках ФГОС.

2.

Задачи

1. Изучить уровень компетенции в области мультпедагогики и потребности педагогов в его повышении.

2. Мотивировать педагогов на повышение компетенции в области мультпедагогики.

3. Формирование умений и навыков в использовании мультпедагогики в воспитательно-образовательном процессе.

4. Организовать взаимодействие с социумом по реализации компетенции педагогов в области мульпедагогики.

5. Проанализировать использование полученных знаний и навыков в педагогической деятельности.

3.

План

2018-2019 гг.

1. Создание творческой группы из специалистов ДОО для реализации проекта.

2. Разработать комплект диагностических материалов по изучению уровня компетенции в области мультпедагогики и потребности педагогов в его повышении.

3. Провести обследование всех участников проекта с использованием комплекта диагностических материалов.

4. Проведение теоретического семинара «Мульпедагогика как интегративная деятельность»

5. Организация компьютерных курсов для педагогов в ДОО.

2019-2020 гг.

6. Проведение комплекса мастер-классов.

7. Организация индивидуальных и коллективных консультаций.

8. Организация конкурсов проектов с включением элементов мультипликации.

9. Проведение круглого стола «Рефлексивный анализ».

2020-2021 гг.

10. Организация фестиваля мультфильмов на уровне ДОО.

11. Мониторинг индикаторов проекта.

4.

Ресурсы

Научно-методические:

  • функционирование творческой группы по реализации проекта в ДОО;
  • внедрение системы методических консультаций, мастер – классов, семинаров по ходу реализации проекта.

Кадровые:

  • привлечение необходимых специалистов извне;
  • формирование творческих групп.

Материально-технические

  • оснащение групп ДОО оргтехническими средствами: фотоаппаратурой, мультимедийным проектором, экраном, ноутбуком.

Финансовые:

  • план финансово-хозяйственной деятельности;
  • спонсорская и благотворительная помощь.

5.

Ожидаемые результаты

1. Повышение уровня компетенции педагогов.

2. Сформированость позитивного отношения педагогов дошкольного образования к мультпедагогике, создание команды единомышленников по развитию направления мультпедагогики в ДОО.

3. Повышение самооценки педагогов.

4. Повышение рейтинга воспитателя среди родителей, детей, педагогов.

3. Взаимодействие с социальными партнерами.

Раздел

Содержание

1.

Цель

Распространение опыта работы по использованию технологий детской мультипликации в среде педагогов, общественности.

2.

Задачи

1. Демонстрировать мультфильмы, созданные детьми на уровне ДОУ, города, в сети интернет.

2. Участвовать в конкурсах и фестивалях детской анимации.

3. Участвовать в научных конференциях и семинарах.

4. Проводить мероприятия направленные на распространение и популяризацию детской анимации.

5. Оказывать помощь другим учреждениям дошкольного образования во внедрении мультпедагогики в образовательный процесс

3.

План

2018-2019 гг.

1. Создать творческую группу по обобщению и распространению опыта

2. Организовать мастер-класс «Снимаем мультики с детьми» для педагогов других учреждений города.

2019-2020 гг.

1. Участвовать в научных конференциях и семинарах.

2. Организация открытых просмотров мероприятий с детьми для педагогов города

3. Провести консультации для педагогов

2020-2021 гг.

1. Организовать региональныйсеминар "Мультпедагогика в ДОУ» для педагогов дошкольного образования.

2. Организовать фестиваль детской анимации на базе ДОУ.

4.

Ресурсы

Научно-методические:

  • функционирование творческой группы по реализации проекта в ДОО;
  • разработка плана обобщения и распространения опыта
  • разработка конспектов мероприятий

Кадровые:

  • Воспитатели, узкие специалисты детского сада
  • Методист и заведующий, бухгалтер
  • Руководитель студии анимации
  • Системный администратор, техник
  • формирование творческих групп.
  • Привлечение к сотрудничеству педагогов и методистов из других учреждений (студий анимации и ДОО)

Материально-технические:

  • Обеспечение проведения конференции, фестивалей и открытых мероприятий.

Финансовые:

  • Бюджетное финансирование
  • Добровольные пожертвования
  • Ресурсы муниципальных, региональных и федеральных программ

5.

Ожидаемые результаты

1. Активное участие педагогов других учреждений в мероприятиях, проводимых в детском саду

2. Дошкольные образовательные учреждения города включили мультпедагогику в образовательный процесс своих учреждений.

4. Взаимодействие с родителями.

Раздел

Содержание

1.

Цель

Привлечение внимания родителей к проблеме раскрытия творческого потенциала детей и нахождение путей активного сотрудничества.

2.

Задачи

1. Изучить степень осведомленности родителей и заинтересованность в этом вопросе.

2. Провести серию мероприятий направленных на просвещение и обучение родителей мультипликационным технологиям.

3. Знакомить родителей с творчеством детей.

4. Привлечение родителей ссозданию мультфильмов.

3.

План

2018-2019 гг.

1. Провести анкетирование родителей.

2. Практический семинар

3. Проведение мультпремьер

4. Экскурсии и знакомство с работой студий детской анимации на базе дополнительного образования (для детей, педагогов и родителей).

2019-2020 гг.

1. Мастер-классы для родителей по созданию мультфильмов в домашних условиях.

2. Участие родителей в проектной деятельности с элементами мультипликации.

3. Сопровождение детей на конкурсы и фестивали

2020-2021 гг.

1. Мониторинг активности родителей

2. Участие родителей в фестивалях с авторскими работами.

4.

Ресурсы

Методический ресурс:

Индивидуальные консультации родителей.

5.

Ожидаемые результаты

1. Не менее 90 % родителей владеют информацией о мультпедагогике.

2. Не менее 70% родителей присутствовали на мероприятиях проводимых в ДОУ в рамках проекта

3. Не менее 5 семей включилось в работу с авторскими проектами.

Устойчивость и дальнейшее развитие проекта.

  1. Будет сформировано позитивное  отношение педагогов дошкольного образования к мультпедагогике, создание команды единомышленников по развитию направления мультпедагогики в ДОО.
  2. Включениемультпедагогикив образовательный процесс своих учрежденийдошкольными образовательными учреждениями города, округа.
  3. Участие детей  в конкурсах и фестивалях мультипликации на различных уровнях.

Промежуточные результаты проекта:

  1. В рамках проекта в детском саду разработана дополнительная общеобразовательная, дополнительная общеразвивающая программа «Мастерская сказки» и  ведется работа по мультпедагогике.
  2.  Изучен спрос на занятия мультипликацией среди родителей.
  3. Программа «Мультпедагогика для развития речи дошкольников», включающая учебно-методический комплекс находится в стадии разработки.
  4. Элементы мультпедагогики включены в рабочие программы педагогов ДОУ.
  5. Проведен ряд мероприятий по обучению и подготовке педагогов ДОУ к внедрению программы.
  6. Создана стационарная студия анимации .Приобретен ноутбк,  проектор, экран, песочные столы для песочной анимации, материалы для творчества.
  7. Частично оборудована мобильная студия анимации.
  8.  Реализованы коллективные и индивидуальные  творческие проекты детей.
  9. Анимационное поздравление студии заняло первое место на городском конкурсе видеороликов.
  10. Сформировано позитивное отношение педагогов дошкольного образования к мультпедагогике. Воспитатели групп активно включаются в работу по творческим проектам, проводят занятия по развитию диалоговой речи с участием созданных сдетьми персонажей, показывают детям мультфильмы, организуют сюжетно ролевые игры на заданные в рамках проектов темы.
  11. Родители активно поддерживают работу педагогов по развитию речевой активности детей.

Проект находится в стадии реализации.

Соц. Значимость

Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи: лексической, грамматической, фонетической. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Поэтому, очень важно создавать условия для связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

Однако в настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей.

Ежегодно в детский сад приходит все больше неговорящих детей, которые сталкиваются с трудностями в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. Все это влечет за собой нарушения в процессе образовательной деятельности и  вхождения  в социальную среду. Вызывает тревогу и тот факт, что общение взрослого с ребенком все чаще ограничивается кратковременным, формальным и поверхностным взаимодействием, в виде замечаний, указаний, инструкций, обсуждений примитивных бытовых тем. Об уменьшении продолжительности совместной деятельности и общения взрослого с ребенком говорит и то, что во многих семьях не имеют представление о «культурном досуге» или уделяют ему незначительное время (совместном посещении театров, музеев, выставок, прогулок на природу). Неудовлетворенность потребностью в общении ребенка с родителями, способствует проявлению различных отклонений в поведении детей: неуверенностью при новых начинаниях, большим количеством страхов, тревожностью и агрессивностью, снижением уровня их речевого и познавательного развития. Хотя доказано, что полноценное речевое развитие ребенка осуществляется только в живом, непосредственном общении со взрослым, в которое он включен всеми своими мыслями и чувствами. А совместная детско-взрослая деятельность способствует успешному социальному и интеллектуальному развитию ребенка, закладывает психоэмоциональную базу его будущей жизни.

Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Психолог и философ C.Л. Рубинштейн в труде «Психология речи» писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам». Выразительность он рассматривал как качественную характеристику речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека. Соответственно использование детьми разнообразных средств выразительности речи - важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.

В настоящее время одним из факторов, которые оказывают влияние на становление личности дошкольника, его познавательную и речевую активность является развитие информационно-коммуникационных технологий, которые быстрым темпом входят в нашу повседневную и профессиональную жизнь. Это дает огромные возможности для создания различных инновационных проектов в работе с детьми.

Всем известно, что анимация – один из любимых жанров у детей. А раннее приобщение ребенка к применению компьютерных технологий имеет ряд положительных сторон, как в плане развития его личности, так и для последующего изучения школьных предметов и в дальнейшей профессиональной подготовке, облегчая социализацию ребенка, вхождение его в информационное общество.

Мультипликация, или анимация, - это вид современного искусства, который обладает чрезвычайно высоким потенциалом познавательного, художественно-эстетического, нравственно-эмоционального воздействия на детей старшего дошкольного возраста, а также широкими образовательно-воспитательными возможностями.

 Анимация – технология, позволяющая при помощи неодушевленных неподвижных объектов создавать иллюзию движения; наиболее популярная форма – мультипликация, представляющая собой серию рисованных изображений. Мультипликация представляет собой сложный процесс, построенный на объединении нескольких видов искусств, является сложным процессом воздействия на личность ребенка, с особой силой воздействует на его воображение. При грамотном педагогическом подходе, интерес ребенка к мультфильмам, стремление к созданию собственного мультипликационного продукта можно использовать в качестве средства развития познавательной, творческой, речевой активности детей дошкольного возраста.

Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) предполагает развитие ДОУ как новой образовательной системы, ориентированной на воспитание и развитие у детей новых качеств и ценностей.

Такой формой была выбрана мультипликация, как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, позволяющее решить большинство речевых проблем.

Вопросы, поставленные детям при подготовке к съемке мультфильма, побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи.

Новая роль, особенно звуковой диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется.

Используются приемы подбора синонимов к характеристикам героев сказок, выясняется тембральный окрас голосовых вокализаций героев, чтение сказок и стихотворений С.Я. Маршака, беседы по прочитанным произведениям.

Велика роль стихов в детских играх и упражнениях. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи.

     Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.

Заученные во время подготовки к съемке мультфильма литературные образцы речи дети используют потом  как готовый речевой материал в свободном речевом общении. Происходит практическое усвоение формальной и содержательной стороны речевой коммуникации.

Таким образом, предполагается, что применение мультипликации повысит эффективность развития связной речи детей дошкольного возраста.

Проект обеспечивает внедрение педагогических технологий мультипликационной деятельности детей, успешно реализуемых на базе дополнительного образования в сферу дошкольного образования.

За 2018-2019 учебный год проведены следующие мероприятия по реализации проекта:

- Создание творческой группы из специалистов ДОО для реализации проекта.

- Разработка комплекта диагностических материалов по изучению уровня компетенции в области мультпедагогики и потребности педагогов в его повышении.

- Обследование всех участников проекта с использованием комплекта диагностических материалов.

- Изучен спрос на занятия мультипликацией среди родителей.

- В рамках проекта в детском саду разработана дополнительная общеобразовательная, дополнительная общеразвивающая программа «Мастерская сказки» и  ведется работа в студии мультипликации.

- Программа «Мультпедагогика для развития речи дошкольников», включающая учебно-методический комплекс находится в стадии разработки.

- Проведен ряд мероприятий (консультации, семинары-практикумы, мастер-классы) по обучению и подготовке педагогов ДОУ к внедрению программы:

- «Мульпедагогика как интегративная деятельность» - октябрь 2018 г.

За 2019 г

Организация курсовой подготовки для педагогов ДОУ. - февраль 2019 г.

Круглый стол  «Рефлексивный анализ» - апрель 2019 г., 14 участников.

Элементы мультпедагогики включены в рабочие программы педагогов ДОУ - июнь,июль 2019 г.

Организован конкурс проектов в ДОУ с включением элементов мультипликации "Любимые сказки в мульфильмах" - апрель, май 2019г.

Сайт

detsad36.odinedu.ru

Охват проекта

педагоги, воспитанники, родители

Ссылки

https://infourok.ru/backOffice/achievement

https://www.maam.ru/detskijsad/multpedagogika-dlja-doshkolnikov.html

https://infourok.ru/proekt-mulpedagogika-dlya-doshkolnikov-3801694.html

Ресурсы

приобретен ноутбук, программное обеспечение, камера, мультимедийное оборудование - 105 000 руб.

песочные столы для песочной анимации- 42 000 руб.

материалы для создания мультфильмов - 10 000 руб

Достигнутые результаты

Промежуточные результаты проекта:

1.        В рамках проекта в детском саду разработана дополнительная общеобразовательная, дополнительная общеразвивающая программа «Мастерская сказки» и  ведется работа по мультпедагогике.

2.         Изучен спрос на занятия мультипликацией среди родителей.

3.        Программа «Мультпедагогика для развития речи дошкольников», включающая учебно-методический комплекс находится в стадии разработки.

4.        Элементы мультпедагогики включены в рабочие программы педагогов ДОУ.

5.        Проведен ряд мероприятий по обучению и подготовке педагогов ДОУ к внедрению программы.

6.        Создана стационарная студия анимации . Приобретен ноутбк,  проектор, экран, песочные столы для песочной анимации, материалы для творчества.

7.        Частично оборудована мобильная студия анимации.

8.         Реализованы коллективные и индивидуальные  творческие проекты детей.

9.        Анимационное поздравление студии заняло первое место на городском конкурсе видеороликов.

10.        Сформировано позитивное отношение педагогов дошкольного образования к мультпедагогике. Воспитатели групп активно включаются в работу по творческим проектам, проводят занятия по развитию диалоговой речи с участием созданных с детьми персонажей, показывают детям мультфильмы, организуют сюжетно ролевые игры на заданные в рамках проектов темы.

11.        Родители активно поддерживают работу педагогов по развитию речевой активности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта по оздоравливанию детей дошкольного возраста «Быть здоровыми хотим!»

презентация для воспитателей ДОУ и родителей по оздоравливанию дете дошкольного возраста...

Проект « Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города».

Цель проекта: Формировать у детей устойчивые навыки переключения на самоконтроль (умение пользоваться знаниями и следить за своим поведением) в окружающей дорожно-транспортной среде....

Проект «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)

Проект«Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)Составила: воспитательВербицкая Е. В....

педагогический проект ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИКАХ РИСОВАНИЯ ПУТЁМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ТАКИЕ РАЗНЫЕ РЫБЫ»

В истории дошкольной педагогики проблема творчества детей всегда была одной из актуальных. Бурные перемены в нашей жизни ставят перед педагогами задачу формирования личности творческой, способной испо...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ «ДЕТЯМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ» для детей старшего дошкольного возраста

Воспитание патриотических чувств, любви к Родине, к Отечеству через вовлечение дошкольников в проектную деятельность на тему "Великая Отечественная война 1941-1945гг....

Проект. Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста через организацию формы взаимодействия «педагог-дети-родители»

Данный проект рассчитан на детей дошкольного возраста и затрагивает актуальный вопрос интеллектуального развития дошкольников.Проект призван формировать у воспитанников элементы интеллектуального созн...

Проект «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»

Проект разработан для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому восп...