"Ум на кончиках пальцев"
консультация по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)

Калак Олеся Петровна

 

 

Уже много лет назад рядом исследователей доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становление детской речи. А сотрудники Института физиологии детей и подростков установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Чем выше двигательная активность пальцев ребенка, тем лучше развивается его речь. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 477.odt602.92 КБ

Предварительный просмотр:

             Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Пушкинского муниципального района

Детский сад № 15 «Аистенок»

               Консультация для родителей

                   «Ум на кончиках пальцев».

                                                            Выполнила

                                                                                             Калак О.П.

Выражение «Ум ребёнка на кончиках пальцев»  принадлежит известному педагогу В. А. Сухомлинскому.

           Это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается малыш. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке. Отсюда информация постоянно передаётся в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов. Только после всестороннего обследования предметов, в том числе ощупывания и облизывания, в сознании младенца складывается целостное представление об их свойствах и качествах.

Чем больше у малыша возможностей для самостоятельного исследования окружающих предметов, тем быстрее развивается его интеллект, тем скорее он начинает говорить.

Что мы знаем о детских пальчиках? То, что они необычайно трогательные, крошечные и нежные. Развиваясь и подрастая, пальчики становятся ловчее, шаловливее. Они действуют осознано и всё чаще добиваются результата, приближаясь к заветной цели. Но что стоит за всеми этими действиями?

Нам кажется, что ребёнок просто забавляется со своими ручками, а он тем временем активно познаёт мир и ... умнеет.

Поэтому, чем больше внимания вы уделяете кистям малыша (поглаживаете и разминаете пальчики, загибаете и разгибаете их), тем активнее у него развивается мозг и речь. Ведь ум ребёнка сейчас сосредоточен именно на кончиках пальцев!

Исследования учёных показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как эти процессы связаны между собой? Специалисты считают, что формирование речи происходит под влиянием двигательных импульсов, передающихся от рук, а точнее, от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить.

Поэтому маленькому ребёнку очень полезно играть со взрослыми в веселые и забавные пальчиковые игры. Сначала, напевая песенку, мама сама будет поглаживать и загибать пальчики малыша. Очень скоро он уловит связь между словами и жестами, а чуть позже, услышав знакомые фразы или мотив, сам научится повторять за мамой определённые движения.

Пальчиковые игры-потешки         всегда были любимы детьми. Появившись в далёкой древности, они дошли до наших дней почти без изменений, например: «Сорока - белобока» или «Коза рогатая».

 Играя в потешки со своим ребёнком, вы развиваете его внимание, расширяете горизонты его познания, стимулируете речевое и интеллектуальное         развитие.

Кроме того, малышу в этом возрасте очень важен  тактильный (телесный) контакт с мамой, а игры с пальчиками не только поднимут настроение ребёнка, но и подарят ему ничем не заменимую радость живого общения.

Игры и упражнения помогут дошколятам совладать со своими не всегда послушными пальчиками, развить координацию и точность движения рук, а значит, подготовиться к предстоящему обучению письму. Попутно ребёнок будет с удовольствием отгадывать загадки, запоминать простые стишки и повторять их, показывая соответствующие фигурки, сложенные из пальчиков.

Таким образом, играя со взрослыми в пальчиковые игры, дети любого возраста впитывают новые представления об окружающем их мире, знакомятся с русским фольклором и, конечно же, расширяют свой словарный запас.

Надо помнить, что руки и пальцы - это еще и замечательная игрушка. Пальчиковые упражнения позволяют детям младшего школьного возраста отдохнуть во время выполнения трудоёмких заданий на уроке или дома. А на переменке поиграть с друзьями в веселые игры. Иначе говоря, дети смогут провести «физминутку» для рук, не вставая из-за письменного стола. Кроме того, пальчиковые игры необходимы в пути, чтобы дорога показалась короче, и во время вынужденного ожидания - тогда очередь в детской поликлинике вы вообще не заметите.

Пальчиковые игры не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. Это прекрасный стимул для развития творческих способностей малышей, пробуждающий воображение и фантазию. Научившись изображать с помощью пальчиков знакомые предметы, игрушки, животных, ваш ребёнок наверняка начнёт придумывать небольшие рассказы, иллюстрируя их с помощью всё тех же незаменимых пальчиков.

                                   СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Для развития мелкой моторики рук можно использовать разнообразный материал. Многое найдется дома.

 Вам может пригодиться для работы с деть  ми следующее:

различные коробочки для собирания в них пуговиц, камешков, косточек от фруктов, семечек от овощей и фруктов и т. п.;

— мозаика (мелкая и крупная);

— бусы и пуговицы разной величины;

свободные катушки для наматывания на них ниток и веревочек;

дощечки с множеством отверстий или от мозаики для «вышивания» шнуром или мягкой проволокой;

различные виды застежек: молнии, пуговицы кнопки, крючки, шнуровка;

— пособия для шнуровки;

наборы веревочек разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек;

— наборы пластмассовых или деревянных палочек; разнообразные мелкие игрушки. 

Упражнения с пальчиками рекомендуется выполнять не более пяти минут, проводить их нужно эмоционально.

Взрослый обязательно должен показать образец выполнения.

                       

Уважаемые родители!

               Давайте вместе с вами «поиграем».

         

                 

                   Лягушки

Две весёлые лягушки

Дети сжимают руки в кулаки и кладут их на стол пальцами вниз.

Ни минуты не сидят.

Резко распрямляют пальцы (руки как бы подпрыгивают над столом).

Ловко прыгают подружки.

Кладут ладони на стол.

Только брызги вверх летят.

Затем тут же резко сжимают кулаки и опять

кладут их на стол.

                                           Тучка

Тучка солнце повстречала,

Поочерёдное сжимание пальчиков в кулак («тучка») и разжимание (пальчики растопырены – «солнышко») ладоней обеих рук.

Погостить его позвала.

«Приглашающий» жест правой .рукой. Показать ладошку левой руки (пальчики растопырены «солнышко»)

«Нет!» - ей солнышко в ответ.

Погрозить указательным  пальцем правой руки.

Тучка закрывает свет.

Соединить кулачок правой  руки («тучка») с ладошкой левой руки (пальчики растопырены – «солнышко»).

                          Ёжик

По тропинке, по дорожке

«Рисуем» соединёнными ладонями обеих рук на столе тропинку. Разъединяем ладони - рисуем дорожку.

Топают к нам чьи-то ножки.

«Пошлёпать» ладошками по столу.

Это ёж – колючий бок,

Движения вправо-влево соединёнными ладонями (пальчики растопырить).

По грибам большой знаток!

Указательным и большим пальцами правой руки «нанизываем грибочки» на пальчики левой руки.

Литература:

  1. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев: маленькая подсказка для родителей. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007
  1. Черенкова Е. А. Оригинальные пальчиковые  игры  – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2012
  1. Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику: - М.: Эксмо, 2007
  2. Новоторцева Н. В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ум на кончиках пальцев

Семинар для родителей младшей группы ДОУ. Рекомендации родителям о развитии мелкой моторики у младших дошкольников. Анализ игрушек, предлагаемых нашим рынком, а также возможность использовать подручны...

"Истоки способностей и дарований находятся на кончиках пальцев" ( В.А.Сухомлинский)

Мелкая моторика - точные движения пальцев рук - особенно тесно связана с процессом формирования речи у ребёнка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее вл...

"Сказки на кончиках пальцев"

В этой работе представлены упражнения пальчиковой гимнастики, которые способствуют развитию речи ребенка и улучшают мелкую моторику...

Чудеса на кончиках пальцев

Консультация для родителей о значении развития мелкой моторики....

"Речь на кончиках пальцев"

Материал с рекомендациями по развитию мелкой моторики для размещения в родительском уголке....

Речь на кончиках пальцев

В данной статье учитель - логопед Титова С.А. убеждает родителей о необходимости развития мелкой моторики у детей...

Сказки на кончиках пальцев

Пальчиковые игры. Пальчиковые сказки. Развитие мелкой моторики в игровой, коммуникативной, творческой форме...