Грамматический строй речи младшая группа
статья по развитию речи (младшая группа)
В возрасте 3-4 лет дети начинают посещать дошкольные образовательные учреждения, что влечет за собой расширение круга общения. В свою очередь расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 21.91 КБ |
Предварительный просмотр:
В возрасте 3-4 лет дети начинают посещать дошкольные образовательные учреждения, что влечет за собой расширение круга общения. В свою очередь расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь.
C точки зрения О.С. Ушаковой, ребенок трёх-четырёх лет накапливает определенный запас слов, содержащий все части речи. Превалирующее место в словаре занимают глаголы и существительные, обозначающие предметы и объекты ближайшего окружения, их действия и состояние, вместе с тем, начинается активное употребление прилагательных и местоимений.
М.М. Алексеева отмечает, что к четырём годам количество слов доходит до 1900. Это происходит за счёт заимствования слов из речи взрослых, овладения способами образования слов. Ребёнок четвёртого года жизни уже достаточно владеет речью, чтобы понятно выражать свои мысли, желания, цели словами, а не жестами.
В.В. Гербова указывает, что дети этого возраста должны правильно называть большинство вещей обихода, предметы обстановки, т. е. все то, с чем они ежедневно сталкиваются. Обогащение словаря названиями предметов – важная задача. Для ребенка младшего дошкольного возраста не представляет особых трудностей установление связей между предметами, действиями и словами, их обозначающими, в специально организованных дидактических условиях.
Дети затрудняются или допускают ошибки при назывании многих предметов обихода (посуды, мебели, одежды, обуви, игрушек), транспортных средств и др. Эти ошибки особенностями восприятия и представлений ребенка. Поэтому существенное значение на данном возрастном этапе приобретают освоение детьми согласованием слов в роде, числе, падеже, способов словообразования существительных с помощью суффиксов и существительных, обозначающих детенышей животных.
Цель и задачи моей системы работы
Цель: обогащение словарного запаса и формирование грамматического строя речи у детей 3-4 лет.
Для достижения цели я поставила следующие задачи:
Задачи словарной работы:
обогащать речь детей существительными, прилагательными и глаголами;
развивать умение понимать обобщающие слова и употреблять их в речи;
активизировать применение разных частей речи.
Задачи формирования грамматического строя речи:
развивать умение согласовывать существительные и прилагательные;
формировать умение правильно образовывать и изменять слова в единственном и множественном числе;
развивать умение образовывать и употреблять слова-наименования детёнышей животных;
формировать умение соотносить название глагола-движения с действием предмета.
Ожидаемый результат.
Расширение словаря детей до 1900 слов, умение правильно образовывать и изменять слова, согласовывать слова в речи, использовать полученные знания в ходе общения со взрослыми и сверстниками.
Представляемая система разработана на основе методических рекомендаций В. В.Гербовой, М.М.Алексеевой, А.М. Бородич.
Приступая к разработке системы, я взяла за основу лексические темы. Объединив темы календарно-тематического плана по этим лексическим темам, я включила в систему различные игры, игровые упражнения на обогащение, активизацию словаря детей и формирование грамматического строя речи.
В своей работе я определила две группы методов: методы накопления содержания детской речи и методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.
Первая группа включает:
а) непосредственное ознакомление с окружающим и обогащение словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотр помещения детского сада, прогулки и экскурсии;
б) опосредованное ознакомление с окружающим и обогащение словаря:
рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений.
Вторая группа методов используется для закрепления и активизации словаря:
а) рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием;
б) дидактические игры и упражнения.
Дидактические игры – это широко распространенный метод словарной работы. Игра является одним из средств умственного воспитания. В ней ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами. Особенно важное место в умственном воспитании занимают сюжетно – ролевые и дидактические игры, обязательными элементами которых являются познавательное содержание и умственная задача. Именно в игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать словарь.
Методические приёмы делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые. Я широко применяла словесные приёмы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, вопрос.
Наглядные приёмы– показ иллюстративного материала, картин, предметов, показ образца, способов действия-также являются важными в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
Для формирования словаря я использую дидактические игры разных видов: игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр.,) настольные печатные игры и словесные игры. Следует отметить, что все эти игры можно успешно использовать для активизации словаря дошкольников. Игры с предметами наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними, кроме того, ребенок с желанием называет увиденные предметы
В словарной работе главное внимание уделяю накоплению и обогащению словаря на основе знаний и представлений из окружающей ребенка жизни, активному применению различных частей речи (существительных, глаголов, прилагательных, наречий). Для этого в ходе наблюдений, познавательно-исследовательской деятельности учу различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества, а также действия, производимые этим предметом и с этим предметом. От называния видимых и ярких признаков (цвет, форма, величина) постепенно перехожу к перечислению свойств и внутренних качеств предмета, его сравнению с другими предметами.
Работу по формированию грамматического строя речи я также провожу с использованием игр и игровых упражнений. Благодаря игре, её динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей, предоставляется возможность много раз упражняться в повторении нужных грамматических категорий. Таким образом, грамматические категории я отрабатываю, используя различные виды игр: настольно-печатные; дидактические; подвижные игры; сюжетно – ролевые;
Настольно-печатные игры, способствующие формированию грамматических категорий (каждую их которых можно также использовать как словесно-дидактическую):
«Один - много», «Чего много?», – закрепление формы множественного числа имён существительных;
«Что без чего?» – формирование навыка образования существительных родительного падежа;
«Скажи какой, какая, какое?» – формирование навыка согласования существительных и прилагательных, словообразования (относительных прилагательных: варенье из малины -малиновое);
«Весёлый счёт»– закрепление умения согласовывать числительные с существительными;
«Назови ласково» – формирование навыка образования уменьшительно-ласкательных существительных.
«Жадина», «Хвастунишки» -упражнение в изменении местоимения мой, согласование его с существительными
«Кому что нужно» -упражнение в употреблении существительных в винительном падеже.
На одной настольно-печатной игре можно отработать несколько задач по формированию грамматического строя речи. Например, на материале игры «Лото» можно отрабатывать:
согласование существительных с местоимениями, с прилагательными, с числительными;
падежные формы имён существительных.
образование уменьшительно- ласкательные существительные (белка-белочка, заяц-зайчик).
образование прилагательных от существительных.
Подвижные игры. Подвижные игры помогают разнообразить виды деятельности, развивают общую и мелкую моторику, нормализуют эмоционально-волевую сферу и, конечно, побуждают детей к общению. Этим можно воспользоваться, работая над формированием грамматического строя речи. Подвижные игры многообразны: игры с предметами, хороводные, игры на координацию движений и речи, игры с правилами, сюжетные, бессюжетные, игры соревновательного характера, игры-аттракционы.
Игры с мячом:
«Лови и бросай, и цвета называй» (согласование существительных с прилагательными): оранжевый – апельсин, мяч; желтый – цыплёнок, одуванчик.
«Чья голова?» (образование притяжательных прилагательных от существительных).
«Кто кем был?» (закрепление падежных окончаний): кошка была котенком, курица-цыпленком
Сюжетно-ролевые игры очень нравятся детям. Сюжетно-ролевых игр существует великое множество. Это «Семья», «Почта», «Больница», «Парикмахерская» и многие другие. В ходе сюжетно-ролевых игр, также можно отрабатывать все грамматические категории.
Таким образам, использование игровых приёмов, способствует более глубокому и осознанному усвоению детьми грамматической стороны речи. В играх дети более осмысленно подходят к заданиям, с большим интересом относятся к игровым действиям, легче выявляют языковые закономерности и вводят их в свою речь.
Для развития полноценного игрового общения я использую такую форму речевой работы с детьми, как игровые обучающие ситуации (ИОС). Известно четыре вида таких ситуаций: ситуации-иллюстрации, ситуации-упражнения, ситуации-проблемы и ситуации-оценки. С детьми младшего возраста используются ситуации-иллюстрации.
Взрослый в игровой обучающей ситуации выступает как партнер по общению, который стремится к установлению равноправных, личностных взаимоотношений. Он уважает право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие именно его темы. Игровые обучающие ситуации позволяют мне успешно решать задачи, которые являются уже традиционными для методики развития речи: обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя языка ребенка, развитие связной речи.
Основу игровой обучающей ситуации составляет сценарий активизирующего общения. Сценарий общения может включать различные формы проведения ИОС: это разговор воспитателя с детьми, игры-путешествия, игры-беседы, игры-драматизации, игры-импровизации. Такие формы предполагают включение в сценарий изобразительной деятельности, конструирования, имитационных упражнений, обследование предметов (рассматривание игрушек, предметов, картин). Именно в таких видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач.
Я разрабатываю сценарии активизирующего общения согласно теме недели:
«Моя семья», «В гости к бабушке», «Мишка в гостях у ребят», «Поможем зайчику», «Киска в гостях у ребят», «Собачка в гостях у ребят», «Ежик в гостях у ребят», «В гостях у лесных зверей», «Едем на дачу», «Поездка по городу».
При разработке сценариев активизирующего общения я учитываю возрастные и индивидуальные особенности детей, уровень их речевого и познавательного развития, использую персонажи, которые уже знакомы и понятны детям.
Я обеспечиваю постоянную смену деятельности – работа за столами, на ковре, физкультминутка, задания на развитие мышления, мелкой моторики, на развитие диалогической формы речи. Особая роль отводится художественной литературе: заучиванию пальчиковых игр, потешек, стишков и их обыгрыванию.
Во всех играх я создаю игровую мотивацию. Например, в гости к детям приходят игрушки, лесные и домашние животные, а также дети сами отправляются в путешествие, что вызывает у детей положительные эмоции и поддерживает интерес к речевой деятельности на протяжении всей игры. Необходимость в помощи этим персонажам, помогала нам в решении задачи воспитания чувства взаимопомощи у детей.
Немаловажным условием является участие родителей в формировании словаря детей. Поэтому, мною были даны рекомендации родителям по обогащению словаря, оформлены памятки, папки – передвижки, были предложены дидактические игры для активизации словаря и формирование грамматического строя в домашних условиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматического строя речи (подготовительная группа) Тема «Кто где живет?»
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ• Закреплять знания о диких животных, знакомить с их жилищами.• Расширять и активизировать словарный запас по темам «Дикие животные». «Зима».• Формировать практические навыки правиль...
Усвоение детьми грамматического строя речи Подготовительная группа.
Усвоение детьми грамматического строя речиПодготовительная группа....
Конспект занятия по формированию грамматического строя речи. Средняя группа. Тема. Маленькая страна.
Учить образовывать существительные уменьшительно–ласкательной формы при помощи суффиксов ЕК, ИК....
Конспект НОД по формированию грамматического строя речи. Средняя группа. Тема. Образование относительных прилагательных (какой по материалу).
формировать навыки словообразования, учить образовывать относительные прилагательные от существительных (какой по материалу).развитие слухового и зрительного внимания и памяти. Развитие понимание речи...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматического строя речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. "Путешествие в страну маленьких слов". Тема: "Предлоги В, НА, ПОД, ЗА".
Целью данного занятия является уточнение пространственных отношений предлогов В, НА, ПОД, ЗА и в правильном употреблении их в речи....
Формирование грамматического строя речи младших дошкольников в процессе сюжетно-дидактической игры
Развитие грамматического строя – залог успешной общеречевой подготовки, обеспечивающей практическое владение фонетическим, морфологическим и лексическим уровнями языковой системы....