конспект занятия по развитию речи "Составление рассказа по картине "кошка с котятами""
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Развитие речи в средней группе. Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»
Образовательная область: развитие речи
Цель: создать условия для обучения детей составлению описательного рассказа по картине «Кошка с котятами».
Задачи:
Образовательные:
Формировать умение внимательно рассматривать картину;
Формировать умение активно участвовать в беседе;
Формировать умение составлять описательный рассказ по картине;
Упражнять в подборе определений к качествам кошки и котят (тёплая, пушистая, мягкая);
Активизировать в речи слова, обозначающие действия животного;
Расширять словарный запас существительных, глаголов, прилагательных.
Развивающие:
Развивать умение согласовывать слова в предложении;
Развивать умение согласовывать речь с движением;
Развивать психические функции: воображение, внимание, память;
Развивать умение определять местоположение предмета (слева, справа, рядом, около).
Воспитательные:
Воспитывать доброе отношение к животным, желание заботиться о них;
Воспитывать уважение к другим детям на занятии, не перебивать друг друга, умение слушать сверстника.
Возрастные особенности детей: 4 года
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с изображением домашних животных;
Чтение стихотворений и рассказов о животных;
Игра: «Загадки»;
Словесные игры: «Какой, какая, какие?», «Назови ласково», «Угадай-ка»;
Материал:
картина «Кошка с котятами»;
аудиозапись «Кошка мурлычет»;
раскраски кошки с котятами.
Содержание организованной деятельности детей:
Вводная часть: (мотивационный, подготовительный этап – введение в ситуацию).
Воспитатель: Ребята, вы помните эту картину? Мы с вами ее рассматривали.
- Я вас просила дома понаблюдать за своей кошкой или котенком.
- …… расскажи о своей кошке. Какая она?
- ….. чем любит заниматься твоя кошка?
Как много интересного вы рассказали о своих любимых кошках.
Готовясь к сегодняшнему занятию, мы с вами читали о кошках, загадывали загадки, играли в игры. И мы с вами узнали много новых слов. Давайте их вспомним.
- У человека имя, а у животного…. кличка. Давайте повторим это слово.
- Человек пьет, а кошка ….. лакает. Давайте повторим это слово.
- Человек разговаривает, а кошка…. мурлыкае, мурчит, Давайте повторим это слово.
А еще животных, которые живут с вами в доме, называют питомцем. Это тоже новое для вас слово. Давайте повторим его. Вот сколько новых слов мы узнали. Запомните их, пожалуйста.
Наверно кто-то из вас уже заметили, что у нас в группе появилась другая картина? Вы рассмотрели картину и уже, должно быть, догадались, о чем сегодня пойдет речь? Эта картина называется: «Кошка с котятами». Сегодня мы будем продолжать, учится составлять рассказ по картине. Для того чтобы рассказ по картине получился интересный, без повторов, надо вначале рассказать все о кошке, потом – все о котятах и наконец, описать то место где находятся кошка с котятами.
Давайте внимательно рассмотрим картину.
- Кто нарисован на картине?
- Что делает кошка?
- Кошка какая? (большая, пушистая, красивая)
- У кошки шерсть на спинке, ушах и хвосте полосатая, а на лапках белая.
- Скажите где у кошки еще белая шерсть (белая еще на грудке и на животе).
Воспитатель заканчивает рассказ: У кошки зеленые глаза, острые ушки. Она лежит и смотрит на котят.
- Ребята, а сколько котят на картине? (три котенка)
- Котята какие? (маленькие, пушистые, смешные)
Давайте внимательно рассмотрим котят. Я расскажу про одного котенка, а вы про остальных: полосатый котенок лежит около мамы. Он пригрелся и крепко спит.
- Ваня расскажет про рыжего котенка.
- Арина расскажет про серого котенка.
- Где же папа-кот? (папа кот ушел на работу)
- А как бы вы хотели назвать эту картину?
Художник дал картине название «Кошка с котятами».
Воспитатель: А теперь закройте глаза, и представьте себе, что мы с вами вошли в картину. Прислушайтесь, какие звуки вы слышите (воспитатель включает аудиозапись пищание котят и мурлыкание кошки). Погладьте кошку и котят, что вы чувствуете? Какие они? (мягкие, пушистые, теплые). Открываем глаза и выходим из картины. Что вы услышали, войдя в картину? (ответы детей)
Прежде чем мы начнем составлять рассказ по картине, давайте отдохнем.
Физминутка:
Вот окошко распахнулось (руки в стороны)
Вышли котята на карниз (имитирует грациозную походку кошки)
Посмотрели котята наверх, посмотрели котята вниз
Вот налево повернулись (повернуть голову налево),
Проводили взглядом мух (повернуть голову вправо)
Потянулись, улыбнулись и уселись на карниз (присесть).
Воспитатель: Я тоже составила свой рассказ. Послушайте его.
Картина называется «Кошка с котятами». На ней изображена кошка с котятами. Кошка большая, пушистая и красивая. Лежит кошка на коврике и смотрит за своими котятами. У мамы кошки три котенка. Они маленькие, смешные. Рыженький котенок играет с клубком ниток, серый котенок лакает молоко из блюдца, а третий пестренький котенок свернулся клубочком и спит около мамы. Папа кот ушел на охоту.
- А теперь давайте вы, ребята вы попробуете составить свои рассказы.
- Послушаем ………
- …… какой рассказ составил ты?
Воспитатель выслушивает рассказы детей, поощряя их попытки к рассказыванию.
Рефлексия деятельности.
- Почему понравилась эта картина?
Воспитатель хвалит детей за работу на занятии и за составление рассказов.
Вы друзья мои старались
Все прилежно занимались
Всех хочу благодарить
И раскраску подарить
Дети по желанию раскрашивают Кошек.
Возрастные особенности
Ранний возраст – картины изображающие отдельные предметы (игрушки или предметы домашнего обихода). То есть предметы, хорошо знакомые малышу.
Младший возраст – подготовительный этап обучения рассказывания по картине. Содержание картины передается по вопросам воспитателя. Воспитатель обобщает ответы детей.
Средний возраст – формируются навыки самостоятельного описания картины. Но основным методическим приемом остается постановка вопросов воспитателем. Итогом занятия является рассказ воспитателя как образец.
Старший возраст – составление рассказа зависит от поставленной цели и содержания картины. Рассказ – образец воспитателя может касаться только части картины. Наиболее трудной или менее яркой .
Используются все виды рассказывания:
- описательный рассказ по предметной или сюжетной картине
- повествовательный рассказ (рассказ – описывающий событие)
- рассказ по пейзажной картине или натюрморту
- рассказ по серии картин ( последовательный рассказ с началом, кульминацией и развязкой)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи составление рассказа по картине "Кошка с котятами". Младшая группа.
В своем конспекте я предложила материал по рассматриванию картины с детьми младшего дошкольного возраста.Включила стихи и загадки, дидактические и подвижную игру....
Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Составление рассказов по картине «Кошка с котятами».
Составление рассказов по картине «Кошка с котятами»....
Конспект занятия по развитию речи :«Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»».
Образовательная область : Развитие речи.Цель занятия: Учить детей составлять описательный рассказ по картине "Кошка с котятами".Возрастные особенности детей 4 года....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»
обучение детей составить небольшой рассказ по картине с опорой на схему...
Конспект занятия по развитию речи "Рассматривание картины "Кошка с котятами"
Учить составлять небольшие рассказы по картине,развивать диалогическую форму речи....
Конспект занятия по развитию речи составление рассказа по картине «Кошка с котятами».
Данный конспект может быть использван воспитателем младшей группы на занятии по развитию речи ( составление рассказа по картине "Кошка с котятами")...