конспект занятия по развитию речи "Составление рассказа по картине "кошка с котятами""
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Гюльмалиева Елена Викторовна

конспект занятия по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasskaz_po_kart_koshka_sr_gr.docx20.55 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи в средней группе. Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»

Образовательная область: развитие речи

Цель: создать условия для обучения детей  составлению  описательного  рассказа по картине «Кошка с котятами».

Задачи:

Образовательные:

Формировать умение внимательно рассматривать картину;

Формировать умение активно участвовать в беседе;

Формировать умение составлять описательный рассказ по картине;

Упражнять в подборе определений к качествам кошки и котят (тёплая, пушистая, мягкая);

Активизировать в речи слова, обозначающие действия животного;

Расширять словарный запас существительных, глаголов, прилагательных.

Развивающие:

Развивать умение согласовывать слова в предложении;

Развивать умение согласовывать речь с движением;

Развивать психические функции: воображение, внимание, память;

Развивать умение определять местоположение предмета (слева, справа, рядом, около).

Воспитательные:

Воспитывать  доброе отношение к животным, желание заботиться о них;

Воспитывать уважение к другим детям на занятии, не перебивать друг друга, умение слушать сверстника.

Возрастные особенности детей: 4 года

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций с изображением домашних животных;

Чтение стихотворений и рассказов о животных;

Игра: «Загадки»;

Словесные игры: «Какой, какая, какие?», «Назови ласково», «Угадай-ка»;

Материал:

 картина «Кошка с котятами»;

аудиозапись «Кошка мурлычет»;

раскраски кошки с котятами.

Содержание организованной деятельности детей:

Вводная часть: (мотивационный, подготовительный этап – введение в ситуацию).

Воспитатель:  Ребята, вы помните эту картину? Мы с вами ее рассматривали.

- Я вас просила дома понаблюдать за своей кошкой или котенком.

- …… расскажи о своей кошке. Какая она?

- ….. чем любит заниматься твоя кошка?

Как много интересного вы рассказали о своих любимых кошках.

Готовясь к сегодняшнему занятию,  мы с вами читали о кошках, загадывали загадки, играли в игры. И мы с вами узнали много новых слов. Давайте их вспомним.

- У человека имя, а у животного…. кличка. Давайте повторим это слово.

- Человек пьет, а кошка ….. лакает. Давайте повторим  это слово.

- Человек разговаривает, а кошка…. мурлыкае, мурчит,  Давайте повторим это слово.

А еще животных, которые живут с вами в доме, называют питомцем. Это тоже новое для вас слово. Давайте повторим его. Вот сколько новых слов мы узнали. Запомните их,  пожалуйста.

 Наверно  кто-то из вас уже  заметили, что у нас в группе появилась другая картина? Вы рассмотрели картину и уже, должно быть, догадались, о чем сегодня пойдет речь? Эта картина называется: «Кошка с котятами». Сегодня мы будем продолжать, учится составлять рассказ по картине. Для того чтобы рассказ по картине получился интересный, без повторов, надо вначале рассказать все о кошке, потом – все о котятах и наконец, описать то место где находятся кошка с котятами.

Давайте внимательно рассмотрим картину.

-  Кто нарисован на картине?

-  Что делает кошка?

- Кошка какая? (большая, пушистая, красивая)

- У кошки шерсть на спинке, ушах и хвосте полосатая, а на лапках белая.

- Скажите где у кошки еще белая шерсть (белая еще на грудке и на животе).

Воспитатель заканчивает рассказ: У кошки зеленые глаза, острые ушки. Она лежит и смотрит на котят.

-  Ребята, а сколько котят на картине? (три котенка)

- Котята какие? (маленькие, пушистые, смешные)

Давайте внимательно рассмотрим котят. Я расскажу про одного котенка, а вы про остальных: полосатый котенок лежит около мамы. Он пригрелся и крепко спит.

- Ваня  расскажет про рыжего котенка.

- Арина расскажет про серого котенка.

- Где же папа-кот? (папа кот ушел на работу)

- А как бы вы хотели назвать эту картину?

Художник дал картине название «Кошка с котятами».

Воспитатель: А теперь закройте глаза, и представьте себе, что мы с вами вошли в картину. Прислушайтесь, какие звуки вы слышите (воспитатель включает аудиозапись пищание котят и мурлыкание кошки). Погладьте кошку и котят, что вы чувствуете? Какие они? (мягкие, пушистые, теплые). Открываем глаза и выходим из картины. Что вы услышали, войдя в картину? (ответы детей)

Прежде чем мы начнем составлять рассказ по картине, давайте отдохнем.

Физминутка:

Вот окошко распахнулось (руки в стороны)

Вышли котята на карниз (имитирует грациозную походку кошки)

Посмотрели котята наверх, посмотрели котята вниз

Вот налево повернулись (повернуть голову налево),

Проводили взглядом мух (повернуть голову вправо)

Потянулись, улыбнулись и уселись на карниз (присесть).

Воспитатель: Я тоже составила свой рассказ. Послушайте его.

Картина называется «Кошка с котятами». На ней изображена кошка с котятами. Кошка большая, пушистая и красивая. Лежит кошка на коврике и смотрит за своими котятами. У мамы кошки три котенка.  Они маленькие, смешные. Рыженький котенок играет с клубком ниток, серый котенок лакает молоко из блюдца, а третий пестренький котенок свернулся клубочком и спит около мамы. Папа кот ушел на охоту.

- А теперь давайте вы, ребята вы попробуете составить свои рассказы.

- Послушаем ………

- …… какой рассказ составил ты?

Воспитатель выслушивает рассказы детей, поощряя их попытки к рассказыванию.

Рефлексия деятельности.

-  Почему понравилась эта картина?

Воспитатель хвалит детей за работу на занятии и за составление рассказов.

Вы друзья мои старались

Все прилежно занимались

Всех хочу благодарить

И раскраску подарить

Дети по желанию раскрашивают Кошек.

Возрастные особенности

Ранний возраст – картины изображающие отдельные предметы (игрушки или предметы домашнего обихода). То есть предметы, хорошо знакомые малышу.

Младший возраст – подготовительный этап  обучения  рассказывания  по картине. Содержание картины передается по вопросам воспитателя. Воспитатель обобщает ответы детей.

Средний возраст – формируются навыки самостоятельного описания картины. Но основным методическим приемом остается постановка вопросов воспитателем. Итогом занятия является рассказ воспитателя как образец.

Старший возраст – составление рассказа зависит от поставленной цели и содержания картины. Рассказ – образец воспитателя может касаться только части картины. Наиболее трудной или менее яркой .

Используются все виды рассказывания:

- описательный рассказ по предметной или сюжетной картине

- повествовательный рассказ (рассказ – описывающий событие)

- рассказ по пейзажной картине или натюрморту

- рассказ по серии картин ( последовательный рассказ с началом, кульминацией и развязкой)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи составление рассказа по картине "Кошка с котятами". Младшая группа.

В своем конспекте я предложила материал по рассматриванию картины с детьми младшего дошкольного возраста.Включила стихи и загадки, дидактические и подвижную игру....

Конспект занятия по развитию речи :«Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»».

Образовательная область : Развитие речи.Цель занятия: Учить детей составлять описательный рассказ по картине "Кошка с котятами".Возрастные особенности детей 4 года....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»

обучение детей составить небольшой рассказ по картине с опорой на схему...

Конспект занятия по развитию речи "Рассматривание картины "Кошка с котятами"

Учить составлять небольшие рассказы по картине,развивать диалогическую форму речи....

Конспект занятия по развитию речи составление рассказа по картине «Кошка с котятами».

Данный конспект может быть использван воспитателем младшей группы на занятии по развитию речи ( составление рассказа по картине "Кошка с котятами")...