"Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста"
статья по развитию речи (старшая группа)
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_svyaznoy_rechi_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 20.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста
Связная речь – это многоаспектная проблема, являющаяся предметом изучения лингвистической, психолингвистической, педагогической науки.
Связное сообщение трактуется как совокупность тематически объединенных отрезков речи, которые находятся в тесной взаимосвязи и представляют собой единое смысловое и структурное целое.
Отмечается, что связная речь реализуется как в монологической, так и в диалогической форме. Основными отличиями монолога от диалога выступают:
- монолог выступает формой передачи сообщения одним лицом, а диалог – обмен информацией или мнением о ней разными лицами;
- мотив, побуждающий к диалогическому высказыванию, заключен не во внутреннем замысле самого субъекта, а в вопросе спрашивающего;
- длительность воздействия на слушателя
Дифференциальными признаками монолога как формы общения является:
- обусловленная длительностью говорения связанность, построенность речевого ряда;
- односторонний характер высказывания, не рассчитанный на немедленную реплику партнера;
- наличие заданности, предварительного обдумывания
Монолог, как самостоятельное развернутое высказывание, обязательно содержит в себе внутренний замысел, в то время как устная диалогическая речь может и не содержать в себе сформированного внутреннего замысла и мотива.
Значимыми признаками диалога, определяющими его грамматический строй, выступают общая тема, знание ситуации и потенциальное мнение об общем содержании беседы, а также обращение к невербальным компонентам общения. В ходе формирования связной речи в дошкольном возрасте необходимо принимать во внимание и тот факт, что жест и мимика способны выступать в роли реплики в ходе диалога, подменяя собой словесные высказывания.
Речь и язык традиционной наукой анализируются как основа развития детской психики, их памяти, мышления, внимания, восприятия, воображения и эмоций. Речь ребенка множество раз становилась предметом научных изысканий. Так, еще Я.А. Коменский предлагал обращаться к игровой форме обучения при обучении детей в возрасте 6-9 лет, к стихам, басням, сказкам о животных, прибаутках и художественным рассказам при развитии у них речи. Согласно разработанной И.Г. Песталоцци методике обучения речи детей, основой этого процесса является принцип наглядности, в соответствии с которым обучение словам, а также обозначение родов и видов понятий следует выстраивать, опираясь сначала на восприятие предметов, а, в дальнейшем, и картинок.
В центре предложенной К.Д. Ушинским системы обучения языку помещается детский интерес к своей собственной речи, а также речи окружающих его людей. Педагогическая система К.Д. Ушинского базируется на принципе народности, который лучше всего выражается через родной язык. Ученым были предложены три базовые цели развитие речи ребенка:
- умение выражать свои мысли и чувства с помощью письменной и устной речи, т.е. развитие дара слова;
- осознанное усвоение форм языка и его словарного разнообразия, посредством овладения творчеством народа, а также произведениями писателей, являющимися носителями этого языка;
- овладение логикой и грамматическими законами языка
В трудах таких деятелей науки, как А.Н. Гвоздев и Н.А. Рыбников также рассматривается онтогенез речи. В своих работах они предлагают современную концепцию развития связной речи детей дошкольного возраста, при этом они базируются на следующих положениях, предложенных Т.Н. Ушаковой:
- взаимная связь развития различных сторон речи (фонетической, грамматической и лексической) является базовым принципом системной работы, направленной на развитие связной речи;
- для словарной работы семантический компонент выступает ведущим, именно он обуславливает осознанный выбор слова и словосочетания в ходе выстраивания связанного высказывания;
- процесс формирования связного высказывания базируется на осознании речевых умений в ходе построения текста, а также на развитии у детей дошкольного возраста представлений о структуре разных типов текста (рассуждение, повествование и описание), на языковых обобщениях;
- основополагающим вопросом в ходе совершенствования грамматического строя детской речи выступает задача развития языковых обобщений, которые основываются на самостоятельном словообразовании, осознании оттенков смыслов слова, обращении при связном высказывании к различным грамматическим конструкциям и способом взаимосвязи предложений.
В исследовании И.Н. Лебедевой понятие «связная речь» имеет три основных значения:
- как процесс выражения мысли, деятельность говорящего;
- как высказывание, текст, продукт речевой деятельности;
- как раздел методики развития речи.
Связную речь обеспечивают самодостаточность смысла и коммуникативная автономность, а ее единицами выступают:
- высказывание, под которым понимается исходная единица развития связной речи, формируемая от простых структур к более сложным;
- текст, под которым понимается реальная реализация замысла – сознательно организованная речь.
Современная лингвистика и психолингвистика обладает значительным разнообразием представлений о природе и сущности текста.
В ряде исследований под текстом предлагается понимать весь языковой материал, фактическую реализацию речевого замысла, а под связностью – структурную целостность, то внешнее выражение смысловой и коммуникативной целостности текста. Единицей связной речи является высказывание.
По И.Р. Гальперину, текст понимается в качестве завершенного произведения речетворческого процесса.
По А.А. Леонтьеву, текст выступает основной единицей коммуникации и включен в отношения между людьми, организуя и структурируя их деятельность, регулируя социальные отношения между субъектами речевой деятельности.
Текст в психолингвистике характеризуется трехфазной структурой деятельности, включая фазы ориентировки, исполнения и контроля.
Выделяются следующие виды текстов:
- тексты-описания;
- тексты-повествования;
- тексты-рассуждения;
- смешанные тексты;
- «тексты-примитивы».
Для проводимого исследования значимо, что текст характеризуется:
- взаимосвязью языка, речи, мыслительных процессов при образовании текста;
- общей темой высказываний;
- единым содержанием в конкретной речевой ситуации;
- определенной структурой.
А.А. Леонтьев выделил два основных признака связной речи: цельность и связность.
В.К. Воробьевой отмечается, что в современной науке существует терминологическое разнообразие, поэтому вместе с терминами «цельность» «связность» используют в том же значении такие термины, как «целостность», «логическая, семантическая, смысловая связность», «когерентность» и пр.
Цельность понимается А.А. Леонтьевым в качестве психологической категории, заключающейся в намерении говорящего реализовать задуманное, согласно четкого, последовательного, продуманного плана. Это намерение говорящим осуществляется, благодаря двум видам планирования:
- всего рассказа как речевого целого (т.е. «составление большой программы» речи);
- каждого отдельного предложения, входящего в рассказ (т.е. «составление малых программ»).
Связность понимается А.А. Леонтьевым как семантическая и грамматическая зависимость предложений, порядка слов в предложениях, интонационное оформление, особая система пауз, соотнесенность предложений по длительности звучания.
Цельность характеризует смысловое значение сообщения, а связность – внешний план сообщения, поэтому связность сообщения обеспечивается группировкой предложений между собой по правилам, существующим в языке.
Выделяют следующие уровни связности текста: интонационно-ритмический уровень; семантический (содержательный) уровень; формально-грамматический уровень; коммуникативный уровень.
Критериями оценки связности текста выступают:
- критерий содержательности;
- критерий последовательности;
- критерий лексико-грамматического оформления;
- критерий коммуникативной полноценности.
Исходя из коммуникативной ситуации, складываются:
- стандарты развернутости текста (объема); степень детализации при отборе элементов содержания;
- средства связности, упорядочивающие отношения между этими элементами.
Сказанное позволяет нам обобщить: связная устная речь – это двусторонний процесс, который складывается из умения говорить (экспрессивная речь) и умения понимать речь других людей (импрессивная речь). Связная речь характеризуется двумя основными признаками: цельностью и связностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Настоящая программа направлена на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом наглядного моделирования и схематизации. Рекоменд...
Приложение 6.2. к Программе «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Приложение включасет в себя описание пособий, используемых в работе по данной программе....
Приложение 6.3 к программе «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Приложение содержит подробное описание методики обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста....
Об использовании метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Метод моделирования успешно находит свое применение в работе по развитию связной речи. В ходе использования данного приема, дети знакомяться с графическим способом предоставлении информации - моделью,...
ВЛИЯНИЕ ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ
Статья посвящена изучению развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня. Дана характеристика связной речи. Рассматривается использование игр-др...
Народный фольклор как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Народный фольклор как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...
Статья "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста как проблема современной дошкольной педагогики"
Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи - это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, чётко...