"Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста"
статья по развитию речи (старшая группа)

Кислицына Надежда Михайловна

статья 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

Связная речь – это многоаспектная проблема, являющаяся предметом изучения лингвистической, психолингвистической, педагогической науки.

Связное сообщение трактуется как совокупность тематически объединенных отрезков речи, которые находятся в тесной взаимосвязи и представляют собой единое смысловое и структурное целое.

Отмечается, что связная речь реализуется как в монологической, так и в диалогической форме. Основными отличиями монолога от диалога выступают:

- монолог выступает формой передачи сообщения одним лицом, а диалог – обмен информацией или мнением о ней разными лицами;

- мотив, побуждающий к диалогическому высказыванию, заключен не во внутреннем замысле самого субъекта, а в вопросе спрашивающего;

- длительность воздействия на слушателя

Дифференциальными признаками монолога как формы общения является:

- обусловленная длительностью говорения связанность, построенность речевого ряда;

- односторонний характер высказывания, не рассчитанный на немедленную реплику партнера;

- наличие заданности, предварительного обдумывания

Монолог, как самостоятельное развернутое высказывание, обязательно содержит в себе внутренний замысел, в то время как устная диалогическая речь может и не содержать в себе сформированного внутреннего замысла и мотива.

Значимыми признаками диалога, определяющими его грамматический строй, выступают общая тема, знание ситуации и потенциальное мнение об общем содержании беседы, а также обращение к невербальным компонентам общения. В ходе формирования связной речи в дошкольном возрасте необходимо принимать во внимание и тот факт, что жест и мимика способны выступать в роли реплики в ходе диалога, подменяя собой словесные высказывания.

Речь и язык традиционной наукой анализируются как основа развития детской психики, их памяти, мышления, внимания, восприятия, воображения и эмоций. Речь ребенка множество раз становилась предметом научных изысканий. Так, еще Я.А. Коменский  предлагал обращаться к игровой форме обучения при обучении детей в возрасте 6-9 лет, к стихам, басням, сказкам о животных, прибаутках и художественным рассказам при развитии у них речи. Согласно разработанной И.Г. Песталоцци методике обучения речи детей, основой этого процесса является принцип наглядности, в соответствии с которым обучение словам, а также обозначение родов и видов понятий следует выстраивать, опираясь сначала на восприятие предметов, а, в дальнейшем, и картинок.

В центре предложенной К.Д. Ушинским системы обучения языку помещается детский интерес к своей собственной речи, а также речи окружающих его людей. Педагогическая система К.Д. Ушинского базируется на принципе народности, который лучше всего выражается через родной язык. Ученым были предложены три базовые цели развитие речи ребенка:

- умение выражать свои мысли и чувства с помощью письменной и устной речи, т.е. развитие дара слова;

- осознанное усвоение форм языка и его словарного разнообразия, посредством овладения творчеством народа, а также произведениями писателей, являющимися носителями этого языка;

- овладение логикой и грамматическими законами языка

В трудах таких деятелей науки, как А.Н. Гвоздев и Н.А. Рыбников также рассматривается онтогенез речи. В своих работах они предлагают современную концепцию развития связной речи детей дошкольного возраста, при этом они базируются на следующих положениях, предложенных Т.Н. Ушаковой:

- взаимная связь развития различных сторон речи (фонетической, грамматической и лексической) является базовым принципом системной работы, направленной на развитие связной речи;

- для словарной работы семантический компонент выступает ведущим, именно он обуславливает осознанный выбор слова и словосочетания в ходе выстраивания связанного высказывания;

- процесс формирования связного высказывания базируется на осознании речевых умений в ходе построения текста, а также на развитии у детей дошкольного возраста представлений о структуре разных типов текста (рассуждение, повествование и описание), на языковых обобщениях;

- основополагающим вопросом в ходе совершенствования грамматического строя детской речи выступает задача развития языковых обобщений, которые основываются на самостоятельном словообразовании, осознании оттенков смыслов слова, обращении при связном высказывании к различным грамматическим конструкциям и способом взаимосвязи предложений.

В исследовании И.Н. Лебедевой понятие «связная речь» имеет три основных значения:

- как процесс выражения мысли, деятельность говорящего;

- как высказывание, текст, продукт речевой деятельности;

- как раздел методики развития речи.

Связную речь обеспечивают самодостаточность смысла и коммуникативная автономность, а ее единицами выступают:

- высказывание, под которым понимается исходная единица развития связной речи, формируемая от простых структур к более сложным;

- текст, под которым понимается реальная реализация замысла – сознательно организованная речь.

Современная лингвистика и психолингвистика обладает значительным разнообразием представлений о природе и сущности текста.

В ряде исследований под текстом предлагается понимать весь языковой материал, фактическую реализацию речевого замысла, а под связностью – структурную целостность, то внешнее выражение смысловой и коммуникативной целостности текста. Единицей связной речи является высказывание.

По И.Р. Гальперину, текст понимается в качестве завершенного произведения речетворческого процесса.

По А.А. Леонтьеву, текст выступает основной единицей коммуникации и включен в отношения между людьми, организуя и структурируя их деятельность, регулируя социальные отношения между субъектами речевой деятельности.

Текст в психолингвистике характеризуется трехфазной структурой деятельности, включая фазы ориентировки, исполнения и контроля.

Выделяются следующие виды текстов:

- тексты-описания;

- тексты-повествования;

- тексты-рассуждения;

- смешанные тексты;

- «тексты-примитивы».

Для проводимого исследования значимо, что текст характеризуется:

- взаимосвязью языка, речи, мыслительных процессов при образовании текста;

- общей темой высказываний;

- единым содержанием в конкретной речевой ситуации;

- определенной структурой.

А.А. Леонтьев выделил два основных признака связной речи: цельность и связность.

В.К. Воробьевой отмечается, что в современной науке существует терминологическое разнообразие, поэтому вместе с терминами «цельность» «связность» используют в том же значении такие термины, как «целостность», «логическая, семантическая, смысловая связность», «когерентность» и пр.

Цельность понимается А.А. Леонтьевым в качестве психологической категории, заключающейся в намерении говорящего реализовать задуманное, согласно четкого, последовательного, продуманного плана. Это намерение говорящим осуществляется, благодаря двум видам планирования:

- всего рассказа как речевого целого (т.е. «составление большой программы» речи);

- каждого отдельного предложения, входящего в рассказ (т.е. «составление малых программ»).

Связность понимается А.А. Леонтьевым как семантическая и грамматическая зависимость предложений, порядка слов в предложениях, интонационное оформление, особая система пауз, соотнесенность предложений по длительности звучания.

Цельность характеризует смысловое значение сообщения, а связность – внешний план сообщения, поэтому связность сообщения обеспечивается группировкой предложений между собой по правилам, существующим в языке.

Выделяют следующие уровни связности текста: интонационно-ритмический уровень; семантический (содержательный) уровень; формально-грамматический уровень; коммуникативный уровень.

Критериями оценки связности текста выступают:

- критерий содержательности;

- критерий последовательности;

- критерий лексико-грамматического оформления;

- критерий коммуникативной полноценности.

Исходя из коммуникативной ситуации, складываются:

- стандарты развернутости текста (объема); степень детализации при отборе элементов содержания;

- средства связности, упорядочивающие отношения между этими элементами.

Сказанное позволяет нам обобщить: связная устная речь – это двусторонний процесс, который складывается из умения говорить (экспрессивная речь) и умения понимать речь других людей (импрессивная речь). Связная речь характеризуется двумя основными признаками: цельностью и связностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Настоящая программа  направлена  на развитие связной речи  детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом наглядного моделирования и схематизации.  Рекоменд...

Приложение 6.3 к программе «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Приложение содержит подробное описание методики обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста....

Об использовании метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Метод моделирования успешно находит свое применение в работе по развитию связной речи. В ходе использования данного приема, дети знакомяться с графическим способом предоставлении информации - моделью,...

ВЛИЯНИЕ ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ

Статья посвящена изучению развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня. Дана характеристика связной речи. Рассматривается использование игр-др...

Народный фольклор как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Народный фольклор как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...

Статья "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста как проблема современной дошкольной педагогики"

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи - это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, чётко...