«Формирования звуковой культуры речи у дошкольников»
статья по развитию речи
Известно, что, начиная уже с младшего дошкольного возраста, ребёнок проявляет большой интерес к языковой действительности, «экспериментирует» со словом, создаёт новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это необходимое условие для его лингвистического развития, в основе которого лежит постепенное осознание языковых явлений. Однако при стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня. Поэтому необходимо специальное обучение, главной задачей которого является следующее: вызвать у детей интерес к языку и обеспечить творческий характер речи, тенденцию к ее саморазвитию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovaniya_zvukovoy_kultury_rechi_u_doshkolnikov.docx | 18.47 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирования звуковой культуры речи у дошкольников»
Известно, что, начиная уже с младшего дошкольного возраста, ребёнок проявляет большой интерес к языковой действительности, «экспериментирует» со словом, создаёт новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это необходимое условие для его лингвистического развития, в основе которого лежит постепенное осознание языковых явлений. Однако при стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня. Поэтому необходимо специальное обучение, главной задачей которого является следующее: вызвать у детей интерес к языку и обеспечить творческий характер речи, тенденцию к ее саморазвитию.
Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь, элементы звуковой выразительности речи, связанные с ними двигательные средства выразительности, а также элементы культуры речевого общения. Составные компоненты звуковой культуры – речевой слух и речевое дыхание – являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.
Звуковая сторона языка усваивается ребенком постепенно. К началу дошкольного возраста речевой аппарат ребенка сформирован, функционирует и фонематический слух. В то же время в каждом возрастном периоде у детей имеются свои недостатки в звуковой культуре речи, которые рассматриваются в педагогике как неразвитое умение воспроизведения речи.
У детей дошкольного возраста отмечаются неправильное произношение отдельных звуков, особенно шипящих, перестановка или пропуск звуков и слогов в слове. У некоторых детей наблюдается быстрая, нечеткая речь, при которой ребенок недостаточно открывает рот, слабо артикулирует звуки. Эти особенности речи не являются патологическими, они объясняются медленным развитием моторики речедвигательного аппарата. Есть свои особенности и у речевого дыхания детей: оно поверхностное, с шумными частыми вдохами, без пауз. Эти особенности присущи в основном младшим дошкольникам, в старшем же дошкольном возрасте они встречаются значительно реже.
Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание, а впоследствии и неуспеваемость в школе. Особенно важно чистое звукопроизношение, так как правильно слышимый и произносимый звук – основа обучения грамоте, правильной письменной речи.
Один раз в месяц можно проводить комплексное занятие, целиком посвященное звуковой культуре речи.
Большая часть времени на таком занятии отводится работе над произношением одного звука или группы родственных звуков. Остальное время уделяют воспитанию других качеств речи (двух-трех).
Таким образом, существующая в детских садах система занятий для первой и второй младших, а также средней группы позволяет воспитателям оказывать детям планомерную квалифицированную помощь в овладении всеми звуками родного языка (этот процесс должен заканчиваться к пяти годам).
Какие же методы типичны для воспитания звуковой культуры речи? Это дидактические игры, подвижные или хороводные игры с текстом. Очень полезны дидактические рассказы с включением учебных заданий детям. В младших и средней группах они часто сопровождаются показом картинок на фланелеграфе или демонстрацией игрушек.
Во второй младшей группе особое внимание уделяется воспитанию звуковой культуры речи. Оно включает формирование артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности. Работа по формированию звукопроизношения осуществляется в такой последовательности: сначала у детей отрабатывают правильное произношение гласных звуков. На итоговом занятии организуются упражнения на закрепление этих звуков и их дифференциацию.
Формирование правильного произношения, развитие органов артикуляционного аппарата предусматривают работу над изолированными звуками и звукоподражательными словами. Педагог четко произносит звук и звукосочетание и предлагает воспитанникам повторить образец.
Важным этапом в формировании звукопроизношения является выработка умения правильно произносить звуки в отдельных словах и фразах. Ведущим методом обучения является игровой метод.
Четкость и ясность речи (дикция) отрабатываются при помощи специального речевого материала: детям предлагают произносить шутки - чистоговорки с определенными звуками.
Привлекая внимание воспитанников к речи окружающих, педагог приучает малышей слушать и правильно слышать речь не только взрослых, но и детей.
В конце учебного года, закрепляя правильное произношение свистящих звуков, педагог предлагает воспитанникам уже самостоятельно определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в заданных словах. На том же речевом материале детей упражняют в произнесении звуков и слов с различной громкостью, в различном темпе.
В процессе работы по воспитанию звуковой культуры речи воспитатель широко использует наглядный материал.
В средней группе значительно снижается количество неправильно произносимых звуков, реже встречаются нарушения в слоговой структуре слова.
Не все дети умеют регулировать дыхание, голос, темп речи, правильно ставить ударение в словах. У некоторых недостаточно развит фонематический слух, интонационная выразительность речи. У воспитанников средней группы можно заметить большое тяготение к рифме.
Дети начинают достаточно правильно понимать значения терминов «слово», «звук» и употреблять их, более осознанно вслушиваться в слова, находить сходные и различные по звучанию, выделять в них определенные звуки.
Постепенно речь детей становится более связной и последовательной. Это дает возможность учить ребенка составлять небольшое повествование, в котором он может использовать свой словарь, строить предложения разных видов, употреблять причастия, наречия и другие части речи.
Воспитание звуковой культуры речи осуществляется в процессе всех речевых занятий.
У воспитанников средней группы значительно возрастает интерес к звучанию слова. Они с удовольствием вслушиваются в слова, играют ими. Продолжается работа по формированию представлений о значениях терминов «слово», «звук». Осуществляется она разными средствами.
При ознакомлении детей со звуковой стороной слова целесообразно использовать игровые приемы. Они помогают ребенку услышать, как звучит слово, четко произнести его, выделяя все звуки.
Четкое произнесение воспитателем слов является образцом для подражания. Проговаривая слово и вслушиваясь в его звучание, дети как бы обследуют его, знакомятся с ним как со звуковым явлением.
Целесообразно использовать упражнения на подбор слов, сходных по звучанию, на проговаривание недостающих в слове звуков и т. п.
В старшей группе у ребенка речь достигает довольно высокого уровня. Большинство детей правильно произносят все звуки родного языка. В общении со сверстниками и взрослыми ребенок может регулировать силу голоса, темп речи, способен интонационно правильно передавать свои чувства, но при пересказе художественных произведений речь детей недостаточно выразительна.
У некоторых детей наблюдаются недостатки звукопроизношения (чаще всего – свистящих и шипящих звуков, л, р).
Воспитание звуковой культуры речи в старшей группе осуществляется при помощи упражнений, которые проводят не реже двух раз в месяц, в течение 5-7 мин. Некоторые задачи воспитания произносительной стороны речи решают на занятиях по развитию речи, по ознакомлению детей с художественной литературой.
Поскольку к пяти годам еще не все дети овладевают правильным произношением звуков, особенно тех, которые относятся к группе шипящих, а также л и р, работе над этими звуками уделяется большое внимание.
Работа по совершенствованию речевого слуха проводится при заучивании детьми стихов, потешек, считалок. Воспитатель знакомит дошкольников с интонационными средствами выразительности, учит правильно пользоваться ими.
В старшей группе продолжается работа, начатая на предыдущих возрастных этапах.
Продолжается работа, направленная на развитие речевого дыхания.
В подготовительной группе у большинства детей, как правило, звуковая сторона речи развита достаточно хорошо.
Однако у некоторых детей еще имеются те или иные несовершенства звуковой стороны речи. Эти несовершенства чаще всего выражаются в недостаточно четкой дифференциации отдельных звуков (главным образом свистящих и шипящих, в нечётком различении на слух и в произношении звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных.
Воспитание звуковой культуры речи в подготовительной группе направлено прежде всего на совершенствование произносительной стороны речи.
Выработка четкого произношения слов и фраз (т. е. хорошей дикции) является одной из основных задач воспитания звуковой культуры речи детей данного возраста. Работа над дикцией проводится на протяжении всего учебного года.
Развитие голосового аппарата (умение регулировать громкость голоса, темп речи, правильно пользоваться интонационными средствами выразительности) осуществляется на специальных занятиях по звуковой культуре речи, а также на других речевых занятиях.
Для развития голосового аппарата воспитатель предлагает детям произносить скороговорки с различной громкостью, в различном темпе. Учит, изменяя тон голоса, передавать личное отношение (радость, безразличие, огорчение и т. п.) к тем или иным явлениям окружающего мира.
Работа по воспитанию звуковой культуры речи не ограничена только специальными упражнениями или занятиями. Она проводится в тесной связи с развитием других сторон речи. Некоторые ее разделы непосредственно включаются в содержание работы по обучению родному языку. Например, в процессе пересказывания или составления рассказов по картине воспитатель наряду с решением основной задачи обращает внимание детей на громкость речи, на ее темп, на правильное использование различных средств интонационной выразительности.
В первый класс дети должны поступить с правильным произношением всех звуков родного языка, с умением ясно и отчетливо произносить отдельные слова и фразы. Недостатки звукопроизношения могут отразиться в дальнейшем на усвоении грамоты, родного языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование звуковой культуры речи у дошкольников
Дидактические игры....
ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО
Основные направленя по реализации задач воспитания звуковой культуры речи по возрастам....
Формирование звуковой культуры речи у дошкольников «Играем со звуками»
Формирование звуковой культуры речи у дошкольников «Играем со звуками»...
Формирование звуковой культуры речи у дошкольников посредством дидактической игры
В статье рассматривается формирование звуковой культуры речи как основы благоприятных социальных контактов и общения, которая позволяет воспитать полноценную личность ребенка. В статье приводится ряд ...
ИКТ- игры по формированию звуковой культуры речи старших дошкольников
Игры для интерактивной доски: "Помоги Маше", "Слова-путешественники"...
Сообщение из опыта работы «Особенности взаимодействия с родителями по формированию звуковой культуры речи у дошкольников»
Сообщение из опыта работы«Особенности взаимодействия с родителями по формированию звуковой культуры речи у дошкольников»...