Дорог на свете много - железная одна
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Занятие по развитию речи в технологии "Ситуация" по ранней профориентации дошкольников. Технология "Ситуация" - новый педагогический инструмент, который позволяет системно и последовательно формировать у дошкольников первичный опыт выполнения универсальных действий, лежащих в основе умения учиться и саморазвития. Применяя данную технологию дети начинают рассуждать, размышлять, самостоятельно делать выводы, не боятся выдвигать свои идеи, делать предположения. В конспекте представлены этапы занятия в технологии "Ситуация" по методу Петерсон Л.Г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ранняя профориентация дошкольников в технологии "Ситуация". | 22.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие с детьми старшей логопедической группы
в технологии «Ситуация» по ранней профориентации.
«Дорог на свете много – железная одна».
Коррекционно-образовательная цель:
Формировать у детей представление о труде работников железнодорожного транспорта.
Коррекционно-развивающие цели:
Активизировать, расширять и обобщать знания по теме. Уточнить представления детей о правилах поведения на железной дороге (запрещающие и разрешающие знаки), в вагоне поезда.
Развивать познавательные способности детей: умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы.
Формировать опыт под руководством педагога фиксации затруднения, понимания его причины.
Актуализировать способ действия в ситуации затруднения – «если что – то не знаю, спрошу у того, кто знает».
Развивать логическое мышление, связную речь, умение строить предложения.
Коррекционно-воспитательная цель:
Воспитывать у детей интерес к людям различных профессий, желание добиваться успеха собственным трудом.
Оборудование: мультимедийный проектор, предметные картинки людей железнодорожных профессий (машинист, помощник машиниста, проводница, путеец, обходчик), игра «Кому что нужно для работы?»
Ход образовательной ситуации:
1.Введение в ситуацию.
Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Логопед: Ребята, какой скоро праздник? (новый год) Я решила провести эти новогодние праздники в Москве. Хочу посмотреть на яркие, нарядные улицы, зимние городки, роскошную, главную ёлку нашей страны. Помогите мне выбрать вид транспорта, на чём мне добраться до Москвы? (на доске картинки: автомобиль, автобус, самолёт, корабль, поезд, велосипед) Дети предлагают автомобиль.
Логопед: У меня нет автомобиля. Автобус. На автобусе устаю и немного неудобно. Самолёт. Боюсь. Корабль. Сейчас зима, вода замёрзла. Велосипед. Холодно. Остаётся поезд. Согласна.
2.Актуализация знаний.
Дидактические задачи: актуализировать знания детей о профессиях сотрудников железнодорожного транспорта; развивать память, внимание, мышление.
Логопед: отгадайте, что это?
- место, откуда для пассажира начинается железная дорога (вокзал);
- основной документ пассажира (билет); где мы покупаем билеты? (в кассе)
- что указано в билете? (время отправления, маршрут, вагон, номер места);
- хозяин пассажирского вагона (проводник);
- закон для отправления и прибытия поездов (расписание);
- все то, что принадлежит пассажиру (багаж);
- можно опоздать на поезд? Почему? (поезд отправляется по расписанию).
Я показываю проводнице или проводнику билет. Занимаю своё место. Напомните мне правила поведения в вагоне.
Правила поведения в вагоне (у детей могут быть карточки):
-не кричать; не бегать по вагону; не мешать попутчикам; не высовываться из окон; не бросать мусор из окон; не стоять на подножках; не прислоняться к дверям; не срывать ручку стоп-крана.
Логопед: Поезд отправляется. Чем я могу заняться во время движения поезда?
Дети: Можно читать книгу, играть в настольные игры, отгадывать кроссворды и т.д.
Игра «Правила поведения на железной дороге» (с табличками).
3.Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для возникновения интереса и желания узнать то, чего не знают. Формировать опыт под руководством педагога фиксации затруднения и его причины. Тренировать мыслительные операции, развивать речь, логическое мышление.
Логопед: Ребята, кто управляет поездом? (машинист) Кто ему помогает? (помощник машиниста)
Логопед: Работа машиниста, сложная и ответственная. Он управляет поездом с помощью прибора, который находится слева от машиниста. На приборе несколько рукояток. Справа от машиниста второй прибор – пневматический кран. Он служит для торможения поезда. В кабине у машиниста есть рация, холодильник, шкафчик для одежды. Машинисту в его работе помогает помощник, который сидит слева от машиниста. Машинист видит впереди сигнальные огни светофора и по нему определяет, свободен ли путь. Напомните мне, что означают сигналы светофора. Есть ещё и другие важные сигналы. Игра «Угадай сигнальные знаки».
ФКМ «Профессии»
Много профессий на свете у нас! (Руки на поясе – повороты туловища вправо-влево)
О них поговорим сейчас: (Развести руки в стороны)
Вот швея рубашки шьет, (Движения воображаемой иглой)
Повар варит нам компот, (Мешаем» поварешкой)
Самолёт ведёт пилот — (Руки – в стороны)
На посадку и на взлёт. (Опускают их вниз, поднимают вверх)
Доктор ставит нам уколы (Скрестить пальцы над головой. Движения: ладонь – кулак)
И охранник есть у школы. (Руки – согнуты в локтях, силовой жест)
Каменщик кладет кирпич, (Попеременно кладет кисти рук одна на другую сверху – вниз.)
А охотник ловит дичь (Делают бинокль из пальчиков)
Есть учитель, есть кузнец, (Загибают пальцы, перечисляя профессии)
Балерина и певец.
Чтоб профессии иметь, (Разгибаем пальцы)
Нужно много знать, уметь (Повороты кистями — тыльная сторона ладошки)
Хорошо дружок учись! (Погрозить пальчиком)
И, конечно, не ленись! (Отрицательное движение указательным пальцем)
4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи: формировать у детей представление о труде на ж/д транспорте; закрепить умение преодолевать затруднения способом «если что-то не знаю, спрошу у того, кто знает».
Логопед: Ребята, кто готовит поезд к отправке в путь? Кто ремонтирует железную дорогу? Когда мы что-то не знаем, что нужно сделать? (можно спросить у взрослых, прочитать в книге…) У кого же нам спросить? (размышляет, ведет подводящий диалог)
Готовят поезд к отправке осмотрщики, с обеих сторон они осматривают вагоны. Молоточком на длинной ручке они простукивают буксы и колесные пары. Вдруг колесо от трения о рельсу стало плоским, и колесную пару нужно менять? А ещё осмотрщик на слух может определить утечку воздуха их тормозной системы, чтобы поезд мог вовремя остановится. Осмотрщики работают в любое время года: в жару, в стужу, как и все на железной дороге. Без сигнала осмотрщика, что всё благополучно, поезд дальше не поедет.
От работы путейцев зависит состояние рельс, шпал, переездов. Как пограничники на заставе, они проверяют и ремонтируют железную дорогу.
Игра «Кому что нужно?»
5.Включение нового знания в систему знаний и умений ребёнка.
Дидактические задачи: закрепить представление о профессиях на ж/д транспорте; развивать внимание, память, воображение, речь.
Логопед: знаю, на железной дороге работать так сложно.
Дети: но можно.
Логопед: знаю: на дороге идёт сокращение.
Дети: это временное явление.
Логопед: знаю: на машиниста так трудно учиться.
Дети: с желанием можно всего добиться.
Логопед: знаю: у хозяйки вагона работы не счесть.
Дети: зато зарплата у неё есть.
Логопед: знаю: обходчик – смотритель рельсов и шпал.
Дети: недавно профком ему грамоту дал.
Логопед: знаю: монтеру пути выдержка, сила и знания нужны.
Дети: путевые машины ему в помощь даны.
Логопед: знаю: диспетчер – регулировщик движения.
Дети: у него высокое положение.
Логопед: разных профессий на свете так много. А быть железнодорожником хорошо или плохо?
Дети: хорошо.
-Подрастём на железную дорогу работать пойдём.
-Будет нами гордится страна.
-В Кремле вручат нам ордена.
-Не знаю.
-А мой папа работает не за медали, а чтобы зарплату высокую дали.
-Неправильно это: зарплата, медали. Нужно, чтобы вас все уважали!
6. Осмысление.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали и создать ситуацию успеха.
Логопед: Я прибыла в Москву. Люди каких профессий мне в этом помогли? Мы сегодня говорили о многих железнодорожных профессиях. Все они нужны, важны и почетны. Что было трудным для вас? Какое новое знание вам пригодилось?
Спасибо железнодорожникам! (в мнемотехнике)
Железную дорогу
Обслуживают многие:
Помощник машиниста,
Кассир и машинист,
Плюс путевой обходчик,
Диспетчер, проводник.
Состав пойти не сможет
Без каждого из них.
За то, что ходит поезд,
Им кланяемся в пояс!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стихи "Профессий на свете много"
Мини-сочинение в стихах на конкурс "Воспитатель года"...
Конспект сценария «Только солнце - одно на свете, только Мать - одна на свете», посвященного Дню Матери.
Развлечение для детей старшей группы...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП), развитию сенсорных эталонов во младшей группе №11 «Солнечные зайчики» тема:» Один, много, ни одного, по одному»
Описание работы: Предлагаю вашему вниманию конспект организованной образовательной деятельности для детей второй младшей группы на тему: «Много, один, ни одного». Представленн...
Рабочая тетрадь для детей среднего дошкольного возраста "Дорог на свете много, железная одна"
Рабочая тетрадь представляет адаптированный материал по ознакомлению с дошкольников с железнодорожным транспортом и трудом железнодорожника. В ней вы , совместно с детьми, ...
Путешествие юного туриста. Дорог на свете много, железная одна. Рабочая тетрадь. Средний дошкольный возраст
Рабочая тетрадь представляет адаптированный материал по ознакомлению с дошкольников с железнодорожным транспортом и трудом железнодорожника. В ней вы , совместно с детьми, ...
На свете много разных стран, а Родина одна.
Сценарий утренника предназначен для проведения праздника посвященного дню рождения поселка....
Рабочая тетрадь для детей "Дорог на свете много- железная одна"
Рабочая тетрадь представляет адаптированный материал по ознакомлению с дошкольников с железнодорожным транспортом и трудом железнодорожника. В ней вы , совместно с детьми, ...