План по самообразованию «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovanyu_srednyaya_gruppa.docx | 22.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Пушкинского муниципального района
детский сад №15 «Аистёнок»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
ТЕМА:
«ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Разработала воспитатель: Гойдина С. К. средняя группа |
Пушкино
2017
Цель:
- Повышение своего профессионального мастерства, теоретического уровня и компетентности изучаемой темы.
- Воспитание гармонично развитой личности ребенка.
Задачи:
- Формирование у дошкольников личностной культуры на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.
- Формировать чувство любви к Родине на основе изучения русской народной культуры, традиций.
- Ориентировать членов семьи на духовно-нравственное воспитание детей.
- Составить картотеку народных игр и забав, малых жанров фольклора и др.
- Совершенствовать художественно-речевые и исполнительские навыки в процессе знакомства с произведениями народного творчества.
Актуальность темы :
«Народ, который не знает своей культуры и истории – презрен и легкомыслен»
Н. М. Карамзин.
Актуальность выбранной мною темы определяется потребностью нашего общества в духовно-нравственном воспитании детей на основе традиций и культуры русского народа.
В то время как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация. Дети растут на иностранных мультфильмах, компьютерных играх. В этой связи народный язык начинает терять свою эмоциональность. Наблюдается сведение к минимуму интереса детей к истории, культуре, творчеству русского народа.
Материальные ценности начинают доминировать над духовными, поэтому у детей искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, патриотизме.
Ценность народных традиций огромна, и их утрата невосполнима какими-то ни было материальными благами. Традиции – хранители народной культуры. Если полностью утеряны все народные традиции, народное искусство, то может встать под сомнение само существование народа.
Через народные истоки ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. К тому же это дает возможность нашим детям почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить настоящих патриотов своей Родины.
Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня возникает необходимость возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы. Этот возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Поэтому я и решила изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к народной культуре.
Месяц | Формы работы | ||
с детьми | с педагогами | с родителями | |
Сентябрь | 1. Знакомство с русской избой. Цель: проявить у детей интерес к традиционно- бытовой культуре русского народа. 2. Лепка на тему: «Русская изба». 3. Знакомство с народными песенками. Разучивание потешки «Наш козел» 4. Отгадывание загадок об овощах. | Консультация на тему: «Важность приобщения детей к истокам русской народной культуры» | Папка – передвижка по теме: «Как приобщить ребенка к русской культуре» |
Октябрь | 1.Народная игрушка- матрешка» Цель: познакомить с русской народной игрушкой как с символом русского народного искусства. 2. Рисование «Матрешка» 3. Знакомство с русской народной сказкой «Лисичка со скалочкой» Цель: познакомить с предметом обихода - скалкой. 4. Лепка «Скалочка» | Открытое занятие «Веселая матрешка» | Сообщение для родителей по теме: «Матрешка и её история» |
Ноябрь | 1. Знакомство с русской печкой. Цель: познакомить детей с русской печкой, донести до них всю значимость печи в избе. 2. Рисование: «Русская печь». 3. Знакомство с глиняной посудой, используемой на Руси. 4. Лепка горшка и чашки. 5. Знакомство со сказкой «Три медведя» | Консультация на тему: «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей». | |
Декабрь | 1. Зимние забавы Цель: познакомить детей с русскими народными зимними играми. 2. Рисование: «Морозные узоры». 3. Аппликация: «Ёлочные игрушки». 4. Народная игра «Я гуляла с вами, теперь села в сани». 5. Пальчиковая игра «Перед нами ёлочка». | Оформление картотеки «Зимние забавы» | Памятка «Основные семейные традиции» |
Январь | 1. Тряпичная кукла Цель: познакомить детей с тряпичной куклой, их разновидностями. 2. Рассматривание презентации «Игрушки на Руси» 3. Разучивание заклички «Мороз, Мороз, не морозь мой нос». | Мастер – класс по изготовлению тряпичной куклы | Консультация «Роль куклы в воспитании дошкольников» |
Февраль | «Масленица пришла» Цель: познакомить детей с народными праздниками и традициями. 1. Лепка: «Блины для Масленицы». 2. Слушание р.н. песни «Ой, блины мои, блины». 3. Беседа о традиции охраны родной земли, своей Родины. 4. Рисование «Мой папа» | Оформление сборника «Русские народные пословицы и поговорки» | Рекомендация «Русская народная мудрость в воспитании». |
Март | «Русский сарафан» Цель: познакомить с русским народным костюмом, формировать понятия «праздничная» и «домашняя» (будничная) одежда; развивать творчество, интерес к прошлому. 1. Чтение К. Ушинский «Как рубашка на Руси выросла» 2. Рисование: «Русские красавицы». 3. Д/и с бумажными куклами Рисование: «Русские красавицы». 4. Объяснение пословиц: «Сердце матери лучше солнца греет», «При солнышке тепло, при матери добро», «Нет милее дружка, чем родная матушка». | Папка-презентация «История русского наряда» | |
Апрель | Презентация «Пасха – светлое Воскресенье Христово». 1. Аппликация: «Украшение яиц». Слушание колокольного звона – аудиозапись. 2. Игра «Чьё яйцо дольше прокрутится», «Стуканье яиц». 3. Лепка: «Козонька рогатая, козонька бодатая». 4. Чтение сказок «Два козлика», «Две козочки». 5. Игра «Шла коза по лесу». 6. Викторина «Сказки нашего детства». | Консультация «Влияние русских народных сказок на воспитание детей» | Консультация для родителей на тему: «Как правильно читать сказки». |
Май | «Звуки природы» Цель: познакомить детей с природой России 1. Рисование: «Люблю берёзку русскую…». 2. Музыкально-хороводная игра «Ай, да березка белая» 3. Слушание русской народной песни «Ах ты, березка». 4. Беседа: «Что мы Родиной зовем? Край, в котором мы растем, и березки, вдоль которых рядом с мамой мы идем» 5. Волшебная дудочка» Цель: познакомить с русскими народными музыкальными инструментами, учить различать инструменты по типу и звучанию. | Консультация «Мы живём в России» |
Изучение методической литературы по теме самообразования
1. Берсенева Л. Хранители традиций народной игрушки /Дошкольное воспитание-№7-2007С.
2. Князева О. П., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Санкт-Петербург, 1999.
3. Мацкевич М. Дорогами сказки. // Дошкольное воспитание-№3-2007-с. -46-52
4. Рякина И. В. «Народные праздники» Екатеринбург, 2011г
5. Соломенникова О. А. «Радость творчества» М.:Мозаика-синтез, 2008г
Практические выходы
1. Открытое занятие по художественно-эстетическому занятию. Рисование на тему: «Веселая матрёшка».
2. Проведение мастер-класса для педагогов. Тема: «Тряпичная кукла».
3. Консультация для педагогов на тему: «Важность приобщения детей к истокам русской народной культуры», «Влияние русских народных сказок на воспитание детей».
4. Оформление картотеки «Зимние забавы», «Русские народные пословицы и поговорки».
5. Выставка работ. Тема: «Русская матрешка», «Русские красавицы», «Люблю березку русскую».
6. Оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «Истоки русской народной культуры», «Роль куклы в воспитании дошкольников», «Как правильно читать сказки», «Любовь к родному краю». Оформление памятки «Основные семейные традиции» и рекомендации «Русская мудрость в воспитании». Оформление папки-передвижки. Тема: «Матрешка и её история», «История русского наряда».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет "Приобщение дошкольников к истокам народной культуры":«Психолого-педагогические аспекты приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры».
Выступление на педсовете "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры" (краткая форма)....
Тематический годовой план по теме самообразования "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"
План для младшей группы на 2012-2013 год. P/S Данные восстановлены с сайта Klen1244.ru...
Тематический план по теме самообразования "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"
План для старшей группы на 2014 -2015 год...
Тематический годовой план для средней группы по теме самообразования "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"
План для средней группы на 2013 -2014 год. P/S Данные восстановлены с сайта Klen.ru...
План работы по самообразованию "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"
План работы по самообразованию "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"...
План по самообразованию «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»
Цель: Повышение своего профессионального мастерства, теоретического уровня и компетентности изучаемой темы. Воспитание гармонично развитой личности ребенка. Задачи: Формирование у дошкол...