План работы по самообразованию "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"
учебно-методический материал
План работы по самообразованию "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu.docx | 25.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение «ДС №5 «Крепыш»
План по самообразованию на 2019-2020г
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры.»
воспитателя Абрамовой Елены Викторовны
Мегион 2019г.
Пояснительная записка
В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация. Дети растут на иностранных мультфильмах, компьютерных играх. В этой связи народный язык начинает терять свою эмоциональность. Наблюдается сведение к минимуму интереса детей к истории, культуре, творчеству русского народа.
Материальные ценности начинают доминировать над духовными, поэтому у детей искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, патриотизме.
Ценность народных традиций огромна, и их утрата невосполнима какими-то ни было материальными благами. Традиции – хранители народной культуры. Если полностью утеряны все народные традиции, народное искусство, то может встать под сомнение само существование народа.
Поэтому воспитание нравственности, духовности, гражданственности, патриотизма, приобщение ребенка к христианским ценностям, художественному наследию русского народа, его национальной культуре и традициям становится жизненно необходимым и одной из актуальных проблем. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Детский возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Поэтому я решила изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к истокам народной культуры.
Цель:
Повышение своего профессионального мастерства, теоретического уровня и компетентности по данной теме.
Задачи:
1.Повысить собственный уровень знаний, путем изучения учебной, научно-методической, энциклопедической и художественной литературы по теме самообразования.
2.Изучить опыт других педагогов-специалистов в данной области (посещение открытых мероприятий, просмотры публикаций на образовательных сайтах).
3.Разработать перспективный план работы с детьми и родителями.
4.Составить картотеку народных игр и забав, малых жанров фольклора и др.
5.Использовать в работе с детьми приемы, методы, формы и средства народной педагогики.
6.Воспитывать у детей любовь к своей семье, Родине, уважение к культуре и традициям русского народа, чуткое отношение к окружающей действительности, народному слову;
7. Помочь родителям познать значимость народной культуры в воспитании детей и повысить их педагогическую компетентность
8.Подготовить отчет о проделанной работе по теме самообразования.
План по теме самообразования на 2019-2020г
Месяц | Педагогическая деятельность | Работа с детьми | Работа с родителями |
Сентябрь | Изучение методической литературы Изучение опыта других педагогов. Изучение различных методик и технологий. Подбор консультаций и рекомендация для родителей. Подготовка дидактического материала, презентации по теме проекта. (сентябрь-апрель) | Анкетирование родителей. Родительское собрание «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» | |
Октябрь Знакомство с произведениями народного фолькрола (потешки, прибаутки, заклички, сказки и т.д.) | Подбор художественной литературы. Создание картотеки: потешки, заклички, прибаутки и т.д. Создание мини- музея «Русские народные сказки» | Чтение русских народных сказок. Беседа «Чему нас учат сказки» Инсценировка понравившейся сказки. Разучивание потешек, прибауток, закличек. | Консультация для родителей «Потешки в жизни ребенка» |
Ноябрь Знакомство с предметами обихода, старинными игрушками. | Создание альбома «Предметы обихода» Создание д/игры «Эволюция предметов обихода» Создание мини- музея «Русская изба» | Беседа «Предметы быта в старину» Просмотр альбома «Старинные предметы обихода» Дидактическая игра «Эволюция предметов обихода» Беседа «Старинные игрушки» Лепка «Народная игрушка» | Привлечение родителей к пополнению предметно-развивающей среды, в создании мини- музея «Русская изба» |
Декабрь Знакомство с народным календарем, обрядовыми праздниками. | Создание календаря «Основные русские народные праздники» | Беседа о календаре русских народных праздников. Прослушивание и разучивание к ним песен, потешек, танцев | Изготовление родителями атрибутов к праздникам. |
Январь Знакомство детей с декоративно- прикладным искусством. | Подбор материала по теме «Декоративно- прикладное искусство» Краткосрочный проект «Народные промыслы» | Краткосрочный проект «Народные промыслы» Рассматривание иллюстраций с изображение работ народных мастеров. Разучивание пословиц и поговорок про мастеров. ООД «Мастерицы» Рисование «Рушник» Аппликация «Коврик» Лепка «Кувшин» Выставка работ. | Мастер- класс «Дорожка» |
Февраль Знакомство с русскими народными играми | Создание картотеки народных игр. Изготовление атрибутов для народных игр. | Беседа о народных играх. Проведение русских народных подвижных игр «Лапти» «Баба яга» «Козел» «Ручеек» и т.д. Хороводные игры «Березка» «Трифон» и т.д. | Папка передвижка «Играем в русско- народные игры » |
Март Знакомство с музыкальным фольклором. | Подбор музыкального материала с участием муз. руководителя. Подбор костюмов и атрибутики. | Слушанье народных песен. Знакомство с русскими народными инструментами. Д/И «Какой инструмент звучит?» Разучивание русских народных песен «Сени мои сени» «Колинка малинка» и т.д. Разучивание рус. народных танцев «Плетень» «Валенки» и т.д. | Участие родителей в изготовление атрибутики. «Музыкальный вечер» (выступление детей) |
Апрель Знакомство детей с традициями. | Подбор материала по данной теме. | ООД «Культура и традиции русского народа» Беседа «Традиции нашей семьи» Беседа «Традиции нашей группы» Сюжетно- ролевая игра «Народные традиции» | Составление и показ презентации «Традиции нашей семьи» |
Май Анализ и обобщение результатов | Выступление на МО Самоанализ (результаты проведенной работы в виде отчета по самообразованию) Презентация проекта на педагогическом совете. | Развлечение «Русско- народное гуляние» |
Литература:
1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: учеб. -метод. пособие, 2-е изд., перераб. и доп. СПб,. 2008.
2. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Комаровой Т. С. - М.: Педагогическое общество России, 2005.
3. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры / Под ред. Литвиновой М. Ф.- Москва: Просвещение, 2006.
4.Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. сост. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маханева О.А., Корепанова О.Н. и др. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004
5. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В; Есаулова Н.А.; Потапова Н.Н.учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
6. Николаева С. Р., Катышева И. Б. Народный календарь: основы планирования работы с дошкольниками. Изд.-во: Детство-Пресс, 2009.
7. Поляк Л. Я. театр сказок: сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. - СПб. «Детство-пресс», 2008.
8. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Сост. Тарабарина Т. И., Елкина Н. В. Худ. Г. Соколов, В. Куров.- Ярославль: «Академия развития», 2007.
9. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду: книга для воспитателей детских садов / Под ред. Усовой А. П. - Издание 3-е.- Москва: Просвещение, 2012.
10. Халикова Э. А. Формирование опыта духовно-нравственного поведения для детей 4-7 лет: программа, планирование, занятия и утренники православного календаря. Изд.-во: «Учитель», 2010.
11.Энциклопедия детского фольклора: Серия: «Моя первая книга». - М.: Белый город, 2008 г.
12. Ресурсы интернета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры.
В данном материале обобщается опыт работы ДОУ № 435 г.Новосибирска по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре....
Перспективный план на тему: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Младшая группаСентябрьПодбор фольклорного материала, оформление группы;Рассказывание русской народной сказки «Волк и козлята», с показом настольного театра;Заучивание потешки «Киска, киска, киск...
Мой опыт работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры
Во все времена для всех поколений важнейшим был вопрос воспитания детей – цель и смысл педагогики. И, как известно, воспитательные возможности народной педагогики бесценны и всегда актуальны, по...
Презентация опыта работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры
Презентация опыта работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры...
План работы кружка по приобщению к истокам русской народной культуры «Русичи» (для детей старшего дошкольного возраста)
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формировани...
Перспективный план работы с родителями детей средней группы на тему «Приобщение детей к истокам русской народной культуры"
Перспективный план работы с родителями детей средней группы на тему «Приобщение детей к истокам русской народно культуры»...
Перспективный план занятий по приобщению детей к истокам русской народной культуры
Формирование нравственно – патриотических чувств через приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры....