План работы по самообразованию "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"
учебно-методический материал

Абрамова Елена Викторовна

План работы по самообразованию "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx25.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение «ДС №5 «Крепыш»

План по самообразованию на 2019-2020г

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры.»

воспитателя Абрамовой Елены Викторовны

Мегион 2019г.

Пояснительная записка

В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация. Дети растут на иностранных мультфильмах, компьютерных играх. В этой связи народный язык начинает терять свою эмоциональность. Наблюдается сведение к минимуму интереса детей к истории, культуре, творчеству русского народа.

Материальные ценности начинают доминировать над духовными, поэтому у детей искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, патриотизме.

Ценность народных традиций огромна, и их утрата невосполнима какими-то ни было материальными благами. Традиции – хранители народной культуры. Если полностью утеряны все народные традиции, народное искусство, то может встать под сомнение само существование народа.

Поэтому воспитание нравственности, духовности, гражданственности, патриотизма, приобщение ребенка к христианским ценностям, художественному наследию русского народа, его национальной культуре и традициям становится  жизненно необходимым и одной из актуальных проблем. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Детский возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Поэтому я решила изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к истокам народной культуры.

Цель:

Повышение своего профессионального мастерства, теоретического уровня и компетентности по данной теме.

Задачи:

1.Повысить собственный уровень знаний, путем изучения учебной, научно-методической, энциклопедической и художественной литературы по теме самообразования.

2.Изучить опыт других педагогов-специалистов в данной области (посещение открытых мероприятий, просмотры публикаций на образовательных сайтах).

3.Разработать перспективный план работы с детьми и родителями.

4.Составить картотеку народных игр и забав, малых жанров фольклора и  др.

5.Использовать в работе с детьми приемы, методы, формы и средства народной педагогики.

6.Воспитывать у детей любовь к своей семье, Родине, уважение к культуре и традициям русского народа, чуткое отношение к окружающей действительности, народному слову;

7. Помочь родителям познать значимость народной культуры в воспитании детей и повысить их педагогическую компетентность

 8.Подготовить отчет о проделанной работе по теме самообразования.

План по теме самообразования на 2019-2020г

Месяц

Педагогическая деятельность

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

Изучение методической литературы

Изучение опыта других педагогов.

Изучение различных методик и технологий.

Подбор консультаций и рекомендация для родителей.

Подготовка дидактического материала, презентации по теме проекта. (сентябрь-апрель)

Анкетирование родителей.

Родительское собрание «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Октябрь

Знакомство с произведениями

народного фолькрола (потешки, прибаутки, заклички, сказки и т.д.)

Подбор художественной литературы.

Создание картотеки: потешки, заклички, прибаутки и т.д.

Создание мини- музея «Русские народные сказки»

Чтение русских народных сказок.

Беседа «Чему нас учат сказки»

Инсценировка понравившейся сказки.

Разучивание потешек, прибауток, закличек.

Консультация для родителей «Потешки в жизни ребенка»

Ноябрь

Знакомство с предметами обихода, старинными игрушками.

Создание альбома «Предметы обихода»

Создание д/игры «Эволюция предметов обихода»

Создание мини- музея «Русская изба»

Беседа «Предметы быта в старину»

Просмотр альбома «Старинные предметы обихода»

Дидактическая игра «Эволюция предметов обихода»

Беседа «Старинные игрушки»

Лепка «Народная игрушка»

Привлечение родителей к пополнению предметно-развивающей среды, в создании мини- музея «Русская изба»

Декабрь

Знакомство с народным календарем, обрядовыми праздниками.

Создание календаря «Основные русские народные праздники»

Беседа о календаре русских народных праздников.

Прослушивание и разучивание к ним песен, потешек, танцев

Изготовление родителями атрибутов к праздникам.

Январь

Знакомство детей с декоративно- прикладным искусством.

Подбор материала по теме «Декоративно- прикладное искусство»

Краткосрочный проект «Народные промыслы»

Краткосрочный проект «Народные промыслы»

Рассматривание иллюстраций с изображение работ народных мастеров.

Разучивание пословиц и поговорок про мастеров.

ООД «Мастерицы»

Рисование «Рушник»

Аппликация «Коврик»

Лепка «Кувшин»

Выставка работ.

Мастер- класс «Дорожка»

Февраль

Знакомство с русскими народными играми

Создание картотеки народных игр.

Изготовление атрибутов для народных игр.

Беседа о народных играх.

Проведение русских народных подвижных игр «Лапти» «Баба яга» «Козел» «Ручеек»  и т.д.

Хороводные игры «Березка» «Трифон» и т.д.

Папка передвижка «Играем в русско-  народные игры »

Март

Знакомство с музыкальным фольклором.

Подбор музыкального материала с участием муз. руководителя.

Подбор костюмов и атрибутики.

Слушанье народных песен.

Знакомство с русскими народными инструментами.

Д/И «Какой инструмент звучит?»

Разучивание русских народных песен «Сени мои сени» «Колинка малинка» и т.д.

Разучивание рус. народных танцев «Плетень» «Валенки» и т.д.

Участие родителей в изготовление атрибутики.

«Музыкальный вечер» (выступление детей)

Апрель

Знакомство детей с традициями.

Подбор материала по данной теме.

ООД «Культура и традиции русского народа»

Беседа «Традиции нашей семьи»

Беседа «Традиции нашей группы»

Сюжетно- ролевая игра «Народные традиции»

Составление и показ презентации «Традиции нашей семьи»

Май

Анализ и обобщение результатов

Выступление на МО

Самоанализ (результаты

проведенной работы в

виде отчета по

самообразованию)

Презентация

проекта на

педагогическом

совете.

Развлечение «Русско- народное гуляние»

Литература:

1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: учеб. -метод. пособие, 2-е изд., перераб. и доп. СПб,. 2008.

2. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Комаровой Т. С. - М.: Педагогическое общество России, 2005.

3. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры / Под ред. Литвиновой М. Ф.- Москва: Просвещение, 2006.

4.Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. сост. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маханева О.А., Корепанова О.Н. и др. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004

5. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В; Есаулова Н.А.; Потапова Н.Н.учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

6. Николаева С. Р., Катышева И. Б. Народный календарь: основы планирования работы с дошкольниками. Изд.-во: Детство-Пресс, 2009.

7. Поляк Л. Я. театр сказок: сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. - СПб. «Детство-пресс», 2008.

8. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Сост. Тарабарина Т. И., Елкина Н. В. Худ. Г. Соколов, В. Куров.- Ярославль: «Академия развития», 2007.

9. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду: книга для воспитателей детских садов / Под ред. Усовой А. П. - Издание 3-е.- Москва: Просвещение, 2012.

10. Халикова Э. А. Формирование опыта духовно-нравственного поведения для детей 4-7 лет: программа, планирование, занятия и утренники православного календаря. Изд.-во: «Учитель», 2010.

11.Энциклопедия детского фольклора: Серия: «Моя первая книга». - М.: Белый город, 2008 г.

12. Ресурсы интернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

В данном материале обобщается опыт работы  ДОУ № 435 г.Новосибирска по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре....

Перспективный план на тему: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Младшая группаСентябрьПодбор фольклорного материала, оформление группы;Рассказывание русской народной сказки «Волк и козлята», с показом настольного театра;Заучивание потешки «Киска, киска, киск...

Мой опыт работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры

Во все времена для всех поколений важнейшим был вопрос воспитания детей – цель и смысл педагогики. И, как известно, воспитательные возможности народной педагогики бесценны и всегда актуальны, по...

Презентация опыта работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры

Презентация опыта работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры...

План работы кружка по приобщению к истокам русской народной культуры «Русичи» (для детей старшего дошкольного возраста)

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее  актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формировани...

Перспективный план работы с родителями детей средней группы на тему «Приобщение детей к истокам русской народной культуры"

Перспективный план работы с родителями детей средней группы на тему «Приобщение детей к истокам русской народно культуры»...

Перспективный план занятий по приобщению детей к истокам русской народной культуры

Формирование нравственно – патриотических чувств через приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры....