"Дети и поэзия"
статья по развитию речи (старшая группа)

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_i_poeziya.docx14.49 КБ

Предварительный просмотр:

«Дети и поэзия»

Автор статьи: Лукьянова Татьяна Николаевна

Мы хорошо знаем, какое большое значение для ребёнка имеют стихи. Они встречают его на пороге жизни и сопровождают все дальнейшие годы. Они сопровождают его от самых простых («любимые игрушки») до таких, которые связаны с основными жизненными понятиями и формируют человека (умственное развитие, эстетическое воспитание, доброта, честность, смелость и т. д.).
 «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка». В.Г.Белинский
Как по разному люди читают стихи! Один - монотонно, вяло. Другой -  выделяя особенности стихотворного размера. Третий – громко, эмоционально и неестественно. Но с удовольствием мы слушаем того, кто читает так, как разговаривает в жизни, с живой выразительностью, четкой речью, переживая эмоции, затронутые данным произведением.
Читая и заучивая стихи с малышами, мы решаем следующие задачи:
- укрепление памяти;
-  выработка четкой дикции, овладение средствами интонационной выразительности: тембр, темп, интонация, ритм, динамика, размер, акцентуация (выделение определенных элементов в слове или во фразе);
- развитие творческих способностей ребенка;
- расширение кругозора;
- воспитание нравственных качеств (любовь к близким, забота о животных, бережное отношение к природе, игрушкам и т.п.).
Как правильно выбрать стихотворение для заучивания?
Стихотворение должно быть доступным, а именно  близким и понятным детям по содержанию. Чем меньше возраст ребенка, тем короче строка и само стихотворение. Детям 2 лет достаточно двух-четырех строчек, 3-4 лет – одно-два четверостишия, 5-7лет – до пяти  четверостиший, в зависимости от проявляемого  ребенком интереса и уровня развития памяти. Стихотворение для малышей должно быть динамичным (в основном действия), без описательных  моментов, с короткими строками, простым ритмом. Старшие дошкольники способны воспринимать метафоры, сравнения, небольшие описания. Стихи для детей должны быть высокого качества, ведь поэзия является источником и средством обогащения образной речи, развития  поэтического слуха (умения тонко чувствовать художественную форму  и ритм родного языка), этических и нравственных понятий.
Читайте детям произведения народного творчества (народные потешки, прибаутки, шутки, песенки) и мастеров художественного слова. Не используйте  стихи непрофессионалов, с неточными рифмами, нарушением строя, с неграмотным употреблением формы слова.
Как учить стихи с детьми дошкольного возраста?
Прежде чем познакомить ребенка с выбранным стихотворением, просмотрите его сами, выберите нужное настроение, интонацию, расставьте акценты, выделяя главное слово. Если используется диалог, или повествование идет от лица какого-либо персонажа, то можно менять и тембр голоса. В некоторых стихах возможно обыгрывание звучания слов. Так, шипящие звуки - передают шелест травы, листьев, протяжные гласные – завывание ветра. Этот прием нужно использовать осторожно, подчеркивание звука должно быть небольшим. Можно использовать изменение скорости прочтения, связанное с содержанием. Быстрое проговаривание может сопровождать  быструю смену событий или высокую скорость действия, затягивание речи - нежелательное или затянувшееся действие. Прочитайте ребенку стихотворение естественно и выразительно, прочувствовав настроение. Поговорите с ним осодержании, убедитесь, все ли он понял. При необходимости объясните новые слова. Важно, чтобы стихотворение  понравилось. Предложите ребенку поиграть: вы читаете стихотворение, а он договаривает концы строк. Не затрудняет детей и построчное повторение текста. Затем можно перейти к целостному пересказу. На первых порах ненавязчиво подсказывайте, проговаривайте вместе отрывки, которые пока не отложились в памяти.

 Чтобы сохранить интерес у детей младшего возраста, можно рассказать стихотворение для разных игрушек по очереди или от лица мишки, зайки, кошки и т.п. Дети старшего дошкольного возраста способны хорошо принимать задачу, поставленную перед ними: выучить стихотворение. Следите, чтобы речь ребенка была внятной и естественно выразительной.  Иногда  дети очень быстро проговаривают текст, проглатывая окончания. Можно сразу остановить и поправить, чтобы не закреплялась ошибка. Длительность такого занятия с ребенком не должна превышать пяти минут. Лучше еще раз вернуться к стихотворению через некоторое время.
Благодаря  стихотворениям вы можете научить своего ребенка любить литературу, поэзию, замечать прекрасное вокруг себя, сформировать ясную четкую выразительную речь, что очень пригодится не только в школе, но и во взрослой жизни.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы "Воспитание духовности у детей через поэзию". Составила Евдокимова Людмила Дмитриевна воспитатель МБДОУ №12 ст. Каневская.

Материал из районного семинара на тему: "Формирование духовности у детей через различные виды искусства"....

Дети и поэзия

Представляю собственную методику развития речевой деятельности детей в процессе обучения выразительному чтению наизусть и рассказыванию. В качестве примеров представляюпрактиечский материал, куда вошл...

Дети и поэзия

Представляю собственную методику развития речевой деятельности детей в процессе обучения выразительному чтению наизусть и рассказыванию. В качестве примеров представляюпрактиечский материал, куда вошл...

Дети и поэзия

Представляю собственную методику развития речевой деятельности детей в процессе обучения выразительному чтению наизусть и рассказыванию. В качестве примеров представляюпрактиечский материал, куда вошл...

Дети и поэзия Зауралья

Из опыта работы. Ознакомление дошкольников с поэтами родного края способствует воспитанию у детей патриотических чувств к малой Родине...

Проект "Дети и поэзия"

Цель проекта:Создать оптимальные условия развития речи детей дошкольного возраста средствами художествонно-эстетитческой и музыкально-театрализованной деятельности....

Презентация проекта "Дети и поэзия"

Проект осуществлялся в средней группе "Теремок",МБДОУ д/с №2,г.Таганрог,Ростовская обл....