Картотека пальчиковых игр
картотека по развитию речи (средняя группа)
картотека пальчиковых игр по временам года для детей 4-5 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_palchikovyh_igr_po_vremenam_goda_sr.gr_.docx | 32.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека пальчиковых игр для детей 4-5 лет
«Времена года»
ОСЕНЬ
«Паучок» На изогнутый сучок, Сломанный, осенний, Опустился паучок С крестиком на спинке. Свил уютный гамачок, Сам — в сторонку И молчок. Правую кисть, шевеля пальцами, опускают сверху на левую кисть. Кладут указательные пальцы друг на друга «крестиком». Пальцы правой руки складывают в щепоть и опускают сверху в левую ладонь, сложенную «лодочкой». Пальцами правой руки «пробегают» по левой руке от кисти до локтя. Правый указательный палец прикладывают к губам. | «Осенний букет» Пошли пальчики гулять, Стали листья собирать: Красный листик, желтый листик. А потом давай считать: Один, два, три, четыре, пять! Сколько листиков собрали? Пять! С листьями осенними будем мы играть, С листьями осенними будем танцевать. «Пробегают» пальчиками по бедрам к коленям. Поочередно прикасаются подушечками пальцев, начиная с указательного, к большому. Поочередно загибают пальцы на одной руке. Протягивают вперед ладошки. Поднимают вверх одну руку, широко раздвинув пальцы. |
«Садоводы» Друзья - садоводы Палец толстый и большой В сад за сливами пошёл. Ладошка собрана в "кулачок". Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз Указательный с порога Указал ему дорогу. Отгибаем указательный пальчик, далее "сгибаем-разгибаем" Средний палец самый меткий, Он сбивает сливы с ветки. Отгибаем средний пальчик, "сгибаем-разгибаем" его. При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы Безымянный подбирает Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками А мизинчик-господинчик В землю косточки бросает Отгибаем мизинчик | «Птички» Пой–ка, подпевай-ка, загибаются пальцы обеих рук Десять птичек – стайка, Эта птичка – воробей, Эта птичка – совушка, Сонная головушка. Эта птичка – свиристель, Эта птичка – коростель, Эта птичка – скворушка, Серенькое перышко. Эта – зяблик, Эта – стриж, Эта – развеселый чиж. Ну а эта – злой орлан, Птички, птички, по домам. руки за спину |
«Летела сова» Летела сова, Машем руками Весёлая голова. Летела-летела, Кладём руки на голову На головку села. Села, посидела, Головой повертела Снова машем руками И опять полетела. | «Белка» Сидит белка на тележке, В самом начале кулачек сжат Продаёт она орешки: Поочерёдно разгибать все пальчики, начиная с большого Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому… |
«Как живешь?» Как живешь? (Вот так) Как идешь? Как бежишь? Ночью спишь? Как даешь? Как берешь? Как шалишь? (Надуть щеки) Как грозишь? | «Мышка» Мышка в норку пробралась, Делаем двумя ручками крадущиеся движения На замочек заперлась. Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками В дырочку она глядит, Делаем пальчиками колечко На заборе кот сидит! Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками |
«Воробьи» Пять воробьёв на заборе сидели, Один улетел, а другие запели. И пели, пока не сморила усталость, Один улетел, их трое осталось. Сидели втроем и немного скучали. Один улетел, а двое остались. Сидели вдвоем и снова скучали, Один улетел, и остался один. Один посидел, да и взял, улетел. Показать пять пальцев, а затем загибать по одному. Далее подражать движениям, соответствующим содержанию текста. | «Апельсин» Мы делили апельсин, Много нас, а он один, Эта долька для ежа, Эта долька для стрижа, Эта долька для утят, Эта долька для котят, Эта долька для бобра, А для волка…. кожура. Он сердит на нас, беда! Разбегайтесь кто куда. На первые две строчки ритмично сжимать и разжимать кулачки. Затем поочередно загибать пальцы на правой руке. На восьмую строчку – развести руками. На девятую – погрозить пальчиком. На последнюю имитировать бег пальцами по столу. |
ЗИМА | |
«Лепим зайку» Дети имитируют лепку зайчика из снега. Мы слепили снежный ком, Ушки сделали потом. И как раз вместо глаз Угольки нашлись у нас. Зайчик вышел, как живой! Он с хвостом и головой! | Аты — баты! Аты — баты, аты — баты! (поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки) На парад идут солдаты! Вот идут танкисты, Потом артиллеристы, А потом пехота – Рота за ротой. |
«Снежок» Раз, два, три, четыре, (разгибать пальчики, начиная с большого пальца) Мы с тобой снежок слепили, ("лепят", меняя положение ладоней) Круглый, крепкий, очень гладкий (показать круг, сжимая ладони вместе, гладить одной ладонью другую) И совсем, совсем не сладкий. (грозить пальчиком) Раз – подбросим, Два – поймаем, Три – уроним, И … сломаем. (выполнять соответствующие словам действия) | «Зимняя прогулка» Раз, два, три, четыре, пять (загибать по одному пальчику) Мы во двор пошли гулять. (идут по столу указательным и средним пальцами) Бабу снежную лепили, ("лепят" комочек двумя ладонями) Птичек крошками кормили, (крошащие движения всеми пальцами) С горки мы потом катались (ведут указательным пальцем левой руки по ладони правой) А еще в снегу валялись. (кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной) |
«Сколько птиц?» Сколько птиц к. кормушке нашей (Ритмично сжимают и разжимают кулачки.) Прилетело? Мы расскажем. Две синицы, Воробей (На каждое название птицы загибают по одному пальчику.) Шесть щеглов И голубей, Дятел В пестрых перышках. Всем хватило зернышек. (Опять сжимают и разжимают кулачки.) | «ЕСТЬ У КАЖДОГО СВОЙ ДОМ» У лисы в лесу глухом (Дети загибают пальцы на обеих руках.) Есть нора — надежный дом. Не страшны зимой метели Белочке в дупле на ели. Под кустами еж колючий Нагребает листья в кучу. Из ветвей, корней, коры Хатки делают бобры. Спит в берлоге косолапый, До весны сосет там лапу. Есть у каждого свой дом (Удары ладонями и кулачками поочередно.) Всем тепло, уютно в нем. |
«ДРОЗД - ДРОЗДОК» Дружок ты мой, дрозд (Дети машут сложенными ладонями как крыльями.) В крапинку хвост, Носик — остренький (Загибают по одному пальчику обеих руках, начиная с большого.) Бочок — пестренький, Перья — тонкие, Песни — звонкие. Весной распеваются (Снова машут, сложенными накрест, ладонями.) Зимой забываются | «СНЕЖОК» Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики по одному.) Мы во двор пришли гулять. («Идут» пальчиками.) Бабу снежную лепили, («Лепят» комочек двумя ладонями.) Птичек крошкамикормили (Крошащие движения всеми пальчиками.) С горки мы потомкатались, (Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.) А еще в снегу валялись. (Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной.) Все в снегу домойпришли. (Отряхивают ладошки.) Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой; руки под щеку.) |
«Снеговик» Давай, дружок, смелей, дружок! (Дети лепят воображаемый ком и катят его от себя) Кати по снегу свой снежок – Он превратится в толстый ком. (Рисуют в воздухе круг) И станет ком снеговиком. (Дети рисуют три разные по величине круга снизу вверх) Его улыбка так светла (Прикладывают ладони к щекам, изображая широкую улыбку) Два глаза, шляпа, нос, метла. (Дети показывают указательными пальцами глаза, ладонью – шляпу, кулачком правой руки – нос и воображаемую метлу) Но солнце припечёт слегка – (Дети поднимают руки вверх) Увы! И нет снеговика! (Поднимают плечи и разводят руки в стороны, затем садятся на корточки, закрывая голову руками) | «Зимние забавы» Лепим мы из снега ком, (Дети сжимают и разжимают кисти рук) Из комочков слепим дом. (Соединяют кончики пальцев рук, слегка разводят ладони в стороны) Звери будут в доме жить, (Хлопают в ладоши) Веселиться и дружить, Вместе домик сторожить (Соединяют руки в «замок») Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики. Мы с тобой снежок слепили. Дети "лепят". Круглый, крепкий, очень гладкий Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую. И совсем-совсем не сладкий. Грозят пальчиком. Раз — подбросим, "Подбрасывают". Два — поймаем, "Ловят". Три — уроним "Роняют". И. сломаем. Топают. |
«Зимующие птицы» Прилетайте, птички! Сала дам синичке. Приготовлю крошки хлебушка немножко. Эти крошки – голубям, Эти крошки – воробьям. Галки да вороны, Ешьте макароны! «зовущие» движения пальцев 4 раза-«режущие» движения одной ладони по другой пальцы щепоткой – «крошим хлеб», тереть подушечки пальцев друг о друга вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью то же – левой рукой тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны» | «Елочка» Перед нами елочка Пальцы рук переплетены, из больших пальцев – верхушка елочки. Шишечки, иголочки, Кулаки, указательные пальцы выставлены. Шарики, фонарики, Шарики из пальцев вверх, вниз. Зайчики и свечки, Ушки из указательного и среднего пальцев; обе ладони сложены. Звезды, человечки. Ладони сложены, пальцы расправлены; средний и указательный стоят на столе. |
ВЕСНА | |
«Птицы» Голуби, синицы Галки и стрижи Чибисы, чижи Аисты, кукушки Даже совы-сплюшки Лебеди, скворцы. Все вы молодцы! | «Теремок» Стоит в поле теремок – ладони домиком На дверях висит замок – «замочек» Пришел котик-коток – перекатывание рук не расцепляя пальцы Трык-трак, трык-трак – расцепляем пальцы И открылся замок – раскрыли «замочек», помахали кистями рук. |
«Машина каша» Маша каши наварила, (Указательным пальцем правой руки дети мешают в левой ладошке.) Маша кашей всех кормила. Положила Маша кашу Кошке — в чашку, (Загибают пальцы левой руки.) Жучке — в плошку, А коту — в большую ложку. В миску курицам, цыплятам И в корытце поросятам. Всю посуду заняла, (Разжимают кулачок.) Все до крошки раздала. (Сдувают «крошку» с ладошки.) | «Кап – кап – кап» Кап, кап, кап – звенит капель. Ритмично на каждый слог стучат по столу подушечками пальцев, начиная с большого. Приближается апрель. Мы апрель с тобой встречаем И приметы посчитаем: Солнце светит ярко – раз, Травка зеленеет – два, Птицы возвращаются к нам – три, Дождик теплый льет - четыре С удовольствием идем мы гулять - это пять! Загибают поочередно пальчики на руках. |
«Пять и пять» Пять и пять пошли гулять. Вместе весело играть. Ладошки широко разведенных рук раскрываются. Затем переплетенные пальцы обеих ладоней сгибаются и разгибаются. Повернулись, Улыбнулись, Вращение кистей рук. Сложенные к большому пальцу пальцы обеих рук «растягиваются в улыбку», показывая её. В кулачок вот так свернулись. Вот такие молодцы! Пальцы рук сжаты несильно в кулачок. Стучат кулачок о кулачок. (Повторить 2 раза) | «Семья» Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папа, Этот пальчик – мама, А этот пальчик – Я, Вот и вся моя семья. (Выставляется ладошка) Пальцы – дружная семья (Сжимаем и разжимаем пальцы) Друг без друга им нельзя одновременно |
«Рога» Мы рога козы покажем (указательными пальцами) И рога оленя даже (руки скрестить над головой) И про зайку не забудем (попеременно кистями рук) Ушками водить мы будем движение вперед, назад Чтобы четко говорить поочередно соединяем все пальцы с большим Надо с пальцами дружить | «Ласточка» Ласточка, ласточка, На каждую строку большой палец «здоровается» дважды с одним пальчиком, начиная с указательного, - сначала на правой, потом на левой руке. Милая касаточка, Ты где была, ты с чем пришла? - За морем бывала, весну добывала. Несу, несу весну – красну. |
«Круглый год» Круглый год, круглый год! (пальцы в кулаки, вращать большими) За зимой весна идет, За весною следом торопится к нам лето. У кого не спросим – идет за летом осень. А за осенью сама к нам опять спешит зима. (колечки) Это зайчонок, это бельчонок (сгибать пальцы в кулак, начиная с мизинца) А это спешит, ковыляет спросонок бурый мохнатый, смешной медвежонок. (вращать большим пальцем) | «Паучок» Паучок ходил по ветке, (скрестить руки, пальцами одной руки пробежать по предплечью) А за ним ходили детки. (пальцами второй руки также пробежать по предплечью) Дождик с неба вдруг полил, (кисти свободно опустить, имитируя дождик) Паучков на землю смыл. (хлопнуть ладонями по коленям или столу) Солнце стало пригревать, (прижать ладони боковыми сторонами и растопырить пальцы) Паучок ползет опять, (начинайте действия сначала) А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке. (пальцами пробегают по голове) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей
Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей
Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....
Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.
Значение пальчиковых игр для развития речи детей....
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста
Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...
Рекомендации родителям к использованию пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Картотека пальчиковых игр.
Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников: формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;развивает ...
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста
Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...
Картотека пальчиковых игр. Пальчиковые игры на тему: "Деревья."
Данный материал будет полезен логопедам при проведении занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме : "Лес.Деревья."...