Сказкотерапия- эффективная технология в работе с дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи.
статья по развитию речи (подготовительная группа)

Трашенкова Людмила Владимировна

Использование сказкотерапии  в работе учителя-логопеда с детьми с тяжёлыми нарушениями речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya.docx21.16 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия – эффективная технология

в   работе с дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи.

            В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов речевого развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и,  в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, эмоционально-волевой сферы, творческой активности. Если эти нарушения вовремя не исправить в детском возрасте, то в дальнейшем возникают трудности общения с окружающими, что мешает детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

           В связи с этим приходится прибегать к более востребованным педагогическим технологиям, которые помимо педагогического эффекта, предполагают не только сбережение здоровья детей, но и   его коррекцию. Возникает необходимость применения новых здоровьесберегающих технологий, направленных на изучение и коррекцию индивидуальных возможностей и особенностей детей с проблемами в развитии. Одной из таких технологий является сказкотерапия.

           Опыт  показывает, что сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе с дошкольниками  с особыми проблемами в развитии. Ведь сказка – это образность языка, она развивает речь. Сказка - психологическая защищенность, т.к. формирует веру в позитивное разрешение проблем. Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Сказкотерапия интересна ещё и тем, что она позволяет полностью погрузиться в сказку, прочувствовать её. Ведь в основном детям сказки подаются достаточно однообразно – чтение или просмотр мультфильмов, а с развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Занятия помогают детям увидеть сказку «изнутри», стать участником событий.  Сказкотерапия – процесс образования связей между сказочными событиями и поведением ребёнка в реальной жизни, который благодаря своей сказочной форме, расширяет сознание ребёнка, помогает ему взаимодействовать с окружающим миром и формирует позитивное отношение к своему «Я». Все дети с нарушениями речи быстро отвлекаются,  утомляются, не удерживают в памяти задания. Не всегда доступны детям логические и временные связи между предметами и явлениями. Именно эти особенности речевых нарушений  диктуют нам основную цель использования  приёмов сказкотерапии: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов.

Для логопедической работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи,  включение элементов сказкотерапии позволяют  решать  разнообразные  задачи:

Коррекционно-образовательные задачи: развивать речь (все компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам); развитие фонематическое восприятие; работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь; совершенствование слоговой структуры слова; уточнение структуры предложения; совершенствование связных высказываний (строить распространённые предложения, совершенствовать диалогическую речь, умение пересказывать и рассказывать сказки, придумывать конец к сказкам.

Коррекционно - воспитательные задачи: воспитание духовности, любви к природе, гуманности, скромности, доброты, внимания, выдержки, ответственности, патриотизма.

 Коррекционно - развивающие задачи: развитие познавательных процессов (мышления, памяти, воображения, ощущения, фантазии); развитие просодической стороны речи, развитие темпо-ритмической стороны речи, работа над правильным дыханием, голосом,  дикцией, интонацией); развитие умения передавать образ через мимику, жест и движение.

Работая над постановкой сказки с детьми с особыми проблемами в развитии, обязательно  учитываются следующие особенности:

* речевой статус  детей (общее недоразвитие речи III уровня, осложненное неврологической симптоматикой, в том числе синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, дизартрия);

* недостаточное развитие неречевых психических функций (особенно слухового внимания и памяти;  недостаточное стремление к познавательному общению с взрослым; быстрая истощаемость произвольного внимания; низкая работоспособность);

* специфика возраста (высокая эмоциональность, непосредственность, повышенная возбудимость).

Выше перечисленные особенности детей вносят свою специфику в  деятельность учителя-логопеда. Поэтому, необходимо отметить особенности выбора сказки:  используются  простые, хорошо знакомые детям сказки, сюжет сказки должен быть интересным, вызывать эмоциональный отклик  у детей; возможное использование элементов  сюжета, а не сказку целиком.

В своей практике использую и такое направление работы, как логосказки – вид театрализованной деятельности в системе коррекции речевых нарушений. Это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех компонентов речи.

Виды логосказок, которые  применяются в работе с детьми с особыми проблемами в развитии:

  1. Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики).
  2. Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков).
  3. Лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий).
  4. Фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков).
  5. Сказки, способствующие формированию связной речи.
  6. Сказки для обучения грамоте (о звуках и буквах).

Понимание речи окружающих и собственная активная речь сопровождают всю жизнедеятельность ребенка. В отличие от любого дошкольного или школьного педагога, для которого речь – и предмет обучения, и средство обучения.

Таким образом, основными показателями результативности использования данной здоровьесберегающей технологии является раскрепощение детей, они    становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий. Через использование  сказки, её сюжетных линий, мы  решаем многие коррекционные задачи. Этим  повышаем эффективность логопедической работы за счёт включения эмоционального компонента в образовательный материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии «Бусоград» или волшебные игры Феи Бусинки» в работе с дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность. Бусы – это не только элемент украшения...

Основы мультипликации и анимации в работе с дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи, в условиях детского сада компенсирующего вида

Методическая разработка «Основы мультипликации и анимации в работе с дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи, в условиях детского сада компенсирующего вида. Предложенный материал будет интерес...

Основы мультипликации и анимации в работе с дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи, в условиях детского сада компенсирующего вида

В связи с введением ФГОС ДО в системе дошкольного образования произошли большие изменения в образовательном процессе. А реформирование дошкольного образования предъявляет новые требования к дошкольной...

Городское методическое объединение «Современные подходы повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи»

Городское методическое объединение «Современные подходы повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи»...

Основы мультипликации и анимации в работе с дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи, в условиях детского сада компенсирующего вида.

Реформирование  дошкольного образования предъявляет новые требования к дошкольной образовательной организации, целью которой является более полное удовлетворение запросов родителей и интересов де...

«Использование здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи».

Организуя работу по  коррекции речи,  педагоги должны ставить  перед собой и оздоровительные задачи:Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.Создавать условия, обеспечива...

Сеинар – практикум для педагогов «Использование метода интеллект - карт в работе с дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи»

Данный семинар практикум, познакомит педагогов с  использованием метода интнлект - карт  в работе с дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи. Пратической составляющей данного семинара, буде...